Урок истории с элементами проблемного обучения и ИКТ по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига". 10-й класс
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории: Образование монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Учебник: “История России с древнейших времен до конца XIX века”. 10-й класс. 2Ч., под редакцией А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, М., “Просвещение” 2009 г.
Цели урока:
обучающая – обеспечить усвоение учащимися знаний о заваоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;
развивающая – совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;
воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
Задачи урока:
– выявить отличительные особенности монгольского государства;
– охаpaктеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;
– показать героический хаpaктер обороны русских княжеств;
– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.
Оборудование урока: историческая карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, мультимедийный видеопроектор, презентация по теме “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия и термины урока:
Баскаки
— военная охрана сборщиков дани.Золотая Орда
— государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.Ордынское иго
(1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.Ордынский выход
— дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.Ярлык
— грамота на княжение.Основные даты:
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.
1237—1238 гг. — поход Батыя на
Северо-Восточную Русь.
1239—1240 гг. —
поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
1241 г. — вторжение Батыя в Польшу,
Венгрию, Чехию, Молдавию.
Ок. 1243 г. — образование
государства Золотая Орда.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
2. Военные походы монголов.
3. Битва на реке Калке.
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– приветствие
– проверка присутствующих учеников на уроке.
II. Постановка целей и задач урока.
Учитель: открывает 2 слайд презентации к уроку.
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." (Учитель зачитывает оба высказывания)
Учитель: Эти два высказывания хаpaктеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”. (3 слайд)
Ученики: записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: озвучивает цель урока и ставит задачу (слайд 4) углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
Учитель: XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.
Ученики: слушают учителя.
Учитель: раздает ученикам на парту (на два ученика) текст по теме с разным содержанием.
Задание: работа с текстом. Ученики в течении 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
- Как называлось место проживания монголо-татар?
- Главное занятие монголо-татар и основа их хозяйства?
- Что такое Великая Яса? Что она регулировала?
- На какой ступени развития находилисьмонголо-татары в XII веке?
- Какова социальная стурктура монголо-татар?
- Охаpaктеризуйте кратко монгольское войско?
Учитель: А теперь поговорим о человеке, который стал первым правителем Монгольского государства. О Чингисхане. Сообщение о нем заранее приготовил ученик.
Ученик: делает небольшое сообщение о личности Чингисхана (2мин).
Учитель: сделайте вывод о возникновении государства у монголо-татар.
Ученик: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.
Запись в тетради:
1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.
2. Военные походы монголов.
Учитель (рассказ по карте): Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику.
Дата |
Направление |
Последствия |
1206– 1211 гг. |
Восточная Азия |
Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства. |
1211-1215 гг. |
Китай |
Захват Северного Китая. |
1218 г. |
Корея |
Завоевание государства. |
1219-1221 гг. |
Средняя Азия |
Завоевание. |
Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.
Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.
Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.
С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.
Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.(Показ по карте).
3. Битва на реке Калке.
Учитель: далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке. О которой заранее подготовил сообщение ученик.
Задание с опережением.
Ученик: делает сообщение о битве на реке Калке с показом по карте.
Учитель: показывает слайды 10-11, посвященные этой битве.
Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.
Учитель: проблемные вопросы (слайд 13).
Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?
Ученики: предлагают варианты ответа. (борьба за власть).
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
Учитель: Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
Запись в тетради (слайд 14):
1236 г. была захвачена Волжская
Булгария.
1237-1238 гг. – поход Батыя на
Северо-Восточную Русь.
Учитель: (15 слайд) численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.
Венгерский монах Юлиан (XIII в.) |
Персидский историк Рашид-ад-Дин (XIV в.) |
Современная отечественная историография |
135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов) | 129 тыс. воинов | В. В. Каргалов — 40—50 тыс. воинов |
Д. В. Чернышевский — 55—65 тыс. воинов | ||
В. А. Кучкин — 37,5—75 тыс. воинов | ||
В. Б. Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголов |
Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
Русские войска противопотавляли:
Рязань – 3-7 тыс. воинов.
Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.
Новгород – 7-10 тыс. воинов.
Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах.
Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.
Запись в тетради(16 слайд):
21 декабря 1237 г. – разгромлена Рязань.
Ученик: отрывок стихотворения о Евпатии Коловрате.
Учитель: После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.
4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.
Запись в тетради (17 слайд):
7 февраля 1238 г. – завоеван Владимир.
4 марта 1238 г. – битва на реке Сить.
Учитель: не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно.
Слайд 18. Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно?
Ученики:
1) весенняя распутица, 2) усталость войска Батыя.
Учитель: в учебнике на стр. 153-154 найдите ответ на вопрос: почему монголы прозвали Koзeльск “злым городом”?
Ученики: отвечают.
Учитель: Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.
Слайд 19. Показ по карте.
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
6 декабря 1240 г. – пал Киев.
1240-1241 гг. – почти все города
Галицко-Волынского княжества подверглись
разгрому.
1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл
по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по
Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и
объединённое немецко-польское рыцарские войска.
Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря,
завоеватели повернули назад.
Запись в тетради:
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
6 декабря 1240 г.– г. Киев.
1240-1241 гг. – почти все города
Галицко-Волынского княжества подверглись
разгрому.
1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу.
Учитель: почему войско Батыя повернуло обратно?
Ученик: ослабление армии, борьба за власть.
Учитель: вернувшись в половецкие степи Батый в низовьях р. Волги основывает государство.
Запись в тетради:
1243 г. – образование Золотой Орды. Столица – Сарай-Бату.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
Учитель: А. С. Пушкин писал, “России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...”
Объясните слова поэта. (Слайд 20)
Ученики: отвечают.
Учитель: Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока. (Слайд 4)
Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Ученики: выдвигают точки зрения.
Причины поражения Руси (слайд 21):
- невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
- феодальная раздробленность и разобщённость русских войск;
- умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военоначальников.
Учитель:
Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.Ученики: слушают учителя.
Учитель: После завоевательных походов Батыя на Руси установилось.
Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. |
||||
“ордынский выход” |
перепись податного населения |
баскаки |
ярлык |
военная повинность |
дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде. |
учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали) |
военная охрана сборщиков дани. |
грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом. |
мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов. |
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
Учитель: раздает ученикам тестовые задания. (5 минут).
Ученики: после выполнения кладут на край стола.
V. Подведение итогов урока.
Учитель и ученики: Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесут разруху, cмepть, экономическое оскуднение целых регионов, а также станут основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв.
VI. Домашнее задание и выставление оценок за урок.
- Параграф 20 учебника.
- Записи в тетради.
- Сравните набеги половцев на Русь в XI-XIII века с нашествием монголо-татар в XIII веке? Выделите два сходства и не менее 4 отличий.
- Подготовить сообщение об Александре Невском и Ливонском Ордене.
Приложения
Презентация
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
18 03 2024 3:55:28
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
17 03 2024 6:32:58
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
16 03 2024 1:23:43
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
15 03 2024 21:32:36
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 03 2024 10:37:53
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
13 03 2024 22:41:44
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
12 03 2024 17:23:49
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
11 03 2024 19:48:59
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
10 03 2024 3:52:19
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
09 03 2024 7:35:23
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
08 03 2024 22:23:40
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
07 03 2024 22:26:50
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
06 03 2024 13:17:38
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
05 03 2024 19:13:44
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
04 03 2024 23:59:25
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
03 03 2024 19:55:26
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...
02 03 2024 9:36:25
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...
01 03 2024 2:39:45
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
29 02 2024 18:38:11
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
28 02 2024 0:15:31
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
27 02 2024 7:28:43
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
26 02 2024 4:35:41
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
25 02 2024 3:59:45
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
24 02 2024 19:57:30
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
23 02 2024 17:39:55
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
22 02 2024 6:48:43
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
21 02 2024 23:43:15
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
20 02 2024 19:10:12
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...
19 02 2024 22:26:38
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
18 02 2024 18:20:20
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
17 02 2024 19:36:56
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
16 02 2024 13:10:47
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
15 02 2024 13:39:58
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
14 02 2024 14:37:47
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
13 02 2024 9:20:50
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
12 02 2024 11:12:19
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
11 02 2024 12:56:28
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
10 02 2024 1:30:14
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
09 02 2024 0:27:15
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
08 02 2024 12:10:48
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
07 02 2024 3:58:37
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
06 02 2024 23:39:36
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
05 02 2024 10:43:12
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
04 02 2024 0:17:18
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
03 02 2024 20:44:36
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
02 02 2024 23:53:10
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
01 02 2024 12:13:32
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
31 01 2024 0:47:47
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
30 01 2024 18:51:32
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
29 01 2024 6:13:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::