Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Курс "Основы исследовательской деятельности" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в объёме 8 (16*) часов. Данный курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений.
Курс позволяет выделить из числа учащихся наиболее способных, творческих, развивать их интеллектуальный потенциал. Данный учебный курс является основополагающим в рамках предпрофильной и профильной школы, так как вооружает учащихся методикой исследовательской деятельности.
Цели и задачи курса:
- создать целостное представление о структуре, формах и перспективах исследовательской деятельности;
- ознакомление учащихся с методикой проведения учебного исследования;
- обучение учащихся основным алгоритмам исследовательской деятельности;
- формирование научного мировоззрения учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания;
- организация сотрудничества: "учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - социум".
Поставленные цели и задачи решаются посредством использования современных образовательных технологий (информационных, проектных, дистантных и др.), а также организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (работа с источниками, решение логических задач, работа в группе, дискуссия, мозговой штурм, учебное исследование и др.).
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать общественные явления;
- описывать результаты наблюдений;
- анализировать и систематизировать полученную информацию;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые методы исследования;
- представлять и интерпретировать результаты;
- делать выводы;
- обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;
- представлять результаты в виде проектов, исследовательских работ.
Образовательные результаты:
Овладение курсом позволяет учащимся получить первичные представления о теории и пpaктике исследовательской деятельности
Основные формы работы: парная, групповая, индивидуальная.
Формы итоговой отчётности(измерители): презентация документов, рефератов, малых исследовательских работ, участие в конференциях, конкурсах.
Учебно- тематическое планирование 8 ч - теоретический курс; 16 ч - пpaктико - теоретический курс (в планировании обозначен - *)
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Основные умения и навыки | Формы работы (виды деятельности) |
Основные этапы исследовательской деятельности |
1. (1-2*) | Исследование - шаг в неизведанное | Формулирование целей и задач курса. Виды исследовательских работ: реферат, проект, малая исследовательская работа. Этапы исследовательской деятельности. Структура исследовательской работы. |
Уметь: работать по алгоритму (написание
эссе, участие в дискуссии, решение
исследовательских задач); Знать: исследование, творчество, мировоззрение, умозаключение; Хаpaктеризовать: этапы исследовательской деятельности |
Написание эссе: "Что значит быть
исследователем?" организация дискуссии: "Все ли
могут быть исследователями?" Решение логических и проблемных задач. Пpaктикум*: основные этапы работы над проектом (рабочий план) |
- Выбор направления, темы и формы
исследования - Создание программы исследования (индивидуальные консультации, создание рабочих групп) - Составление рабочего плана |
2. (3-4*) | Приключение идей: в поисках проблем и противоречий | Выдвижение гипотез. Формулирование целей и задач исследования. Предмет и объект исследования. Понятие - способ борьбы с неясностью. |
Умение: постановка задач, выдвижение
гипотез, формулирование темы; Знать: парадокс, гипотеза, предмет и объект исследования. Выявить: противоречия и проблемы. Определять: предмет и объект исследования. |
"Мозговой штурм" (выдвижение гипотез
по темам исследований) Решение проблемных задач; Пpaктикум*: Формулирование целей, задач, объекта и предмета исследования |
- Выдвижение гипотез Определение целей и задач исследования - Поэтапное решение целей и задач (согласно программе исследования). - Определение предмета и объекта исследования. |
3. (5-7*) | Технология исследования. | Эмпирические и теоретические методы исследования. | Уметь: выбирать методы исследования в
соответствии с планом, целями и задачами работы. Знать: анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, классификация, сравнение, аналогия (теоретические методы) Хаpaктеризовать: эмпирические (пpaктические методы) Наблюдать и описывать общественные явления. |
Составление таблицы: "Основные методы
исследовательской деятельности" Диагностика*: ОУУН учащихся (умение сравнивать, обобщать, выделять главное, анализировать) Пpaктикум*: технология проведения социологического опроса. |
- Отбор основных методов исследования - Разработка анкет по теме исследования - Пилотажное исследование (начальный этап написания работы) - Написание введения |
4-5 (8-9*) | Отбор литературы по проблеме | Отбор литературы по теме исследования. Анализ источников (документов). | Уметь: выделять главное, работать по
алгоритму (анализировать источник); Уметь: пользоваться каталогами (алфавитными, тематическими, электронными) Уметь: оформлять сноски, список литературы Знать: источник, виды источников, документ (типы) |
Пpaктикум: работа с источником
(использование памятки) Пpaктикум*: оформление сносок, составление библиографического списка. Пpaктикум*: Информационные ресурсы школьной библиотеки (привлечение специалиста) |
- Отбор и анализ литературы и источников
(конспектирование, составление тезисов, выбор
цитат) - Оформление сносок и библиографии * Корректировка рабочего плана (и темы работы) |
6. (10-11*) |
Оформление исследовательских работ | Общие требования к оформлению работы (реферата, проекта) |
Знать: алгоритм оформления
исследовательской работы (её составных частей). Систематизировать: данные исследования в виде таблиц, схем Уметь: использовать КТ для оформления работы и приложений |
Пpaктикум: оформление титульного листа
и плана. Пpaктикум*: оформление приложений (таблиц, схем) Пpaктикум*: использование современных КТ и Интернет-ресурсов для оформления и написания исследовательских работ (привлечение специалиста)
|
- Разделение работы на части (введение,
основная часть, заключение) - Написание работ (с учётом требований к структуре и оформлению) - Корректировка оформления работы с учётом специфики положений о конкурсах исследовательских работ (школьных, городских, областных, всероссийских) |
(12*) | Логика - основа исследовательской деятельности | Педагогическое управление
исследованием. Написание исследовательской работы. |
Применять полученные знания и умения. Объединять составные части работы. | Индивидуальные консультации; работа в группах | - Написание основной части (веление на главы, разделы) |
7. (13-14*) |
Подведение итогов исследовательской работы | Анализ результатов исследования. Формы итоговой отчётности. Подготовка тезисов и защиты по теме исследования. |
Уметь: делать выводы, умозаключения,
анализировать; Составлять: тезисы, аннотацию к работе; Анализировать: собственные научные достижения. |
Самоанализ: "Сильные и слабые стороны в
работе". Ролевая игра: "В роли защитника и оппонента". Творческий отчёт* о проведённой работе |
- анализ предварительных результатов
(выводов); - сопоставление выводов с гипотезой, целями и задачами исследования; - Написание заключения (общие выводы) |
8. (15-16*) |
Презентация достижений (защита исследовательских работ*) | Подведение итогов исследовательской деятельности. | Анализировать: итоги исследовательской
деятельности (индивидуальные, групповые) Оценивать: степень новизны и собственных достижений Уметь: организовать защиту исследовательской работы Оформить: зрительный ряд для защиты. |
Психологический тренинг: как выступать
перед аудиторией? (привлечение специалиста) Защита (подготовка к защите) |
- Презентация работы - школьная конференция - День Науки (в рамках предметной недели); - конкурс "Интеллект" - областные, всероссийские конкурсы |
Учебно - методический комплекс:
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
- Леонтивич А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ.
- В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ. М., 2000.
- Савенкова А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - "Библиотека директора школы", 2003, № 8.
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - "Директор школы", 1998, № 4.
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
18 03 2024 4:25:16
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
17 03 2024 6:19:52
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...
16 03 2024 11:17:25
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
15 03 2024 6:53:48
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
14 03 2024 23:36:52
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
13 03 2024 13:10:52
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
12 03 2024 5:39:45
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
11 03 2024 19:46:29
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
10 03 2024 3:47:38
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
09 03 2024 23:52:46
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
08 03 2024 4:23:25
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
07 03 2024 14:55:38
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
06 03 2024 20:39:22
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
05 03 2024 18:28:23
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
04 03 2024 10:47:43
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
03 03 2024 15:55:14
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...
02 03 2024 9:35:16
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
01 03 2024 19:28:47
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
29 02 2024 11:34:27
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
28 02 2024 20:23:52
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
27 02 2024 11:38:33
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
26 02 2024 22:49:20
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
25 02 2024 14:31:23
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
24 02 2024 14:25:56
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
23 02 2024 7:12:50
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
22 02 2024 15:41:30
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
21 02 2024 7:29:47
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
20 02 2024 18:55:20
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
19 02 2024 23:22:13
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
18 02 2024 18:45:41
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
17 02 2024 13:57:38
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
16 02 2024 19:29:42
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
15 02 2024 17:41:47
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
14 02 2024 0:22:55
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
13 02 2024 13:22:39
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
12 02 2024 3:26:20
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
11 02 2024 9:19:47
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
10 02 2024 18:22:56
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
09 02 2024 17:24:28
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
08 02 2024 4:45:23
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
07 02 2024 13:47:27
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
06 02 2024 17:59:36
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
05 02 2024 10:28:44
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
04 02 2024 21:44:15
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
03 02 2024 21:50:14
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
02 02 2024 9:15:27
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
01 02 2024 23:30:44
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
31 01 2024 17:13:16
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
30 01 2024 8:20:49
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
29 01 2024 11:46:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::