Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

Класс: 6 класс
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, средства SMART BOARD, учебник: Пчелов История России с древнейших времен и до конца XVIII века- М: ООО "ТИД "Русское слово"- 2006, Мультимедийное приложение к учебнику Т.В. Черниковой- Дрофа,2006.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: операционная среда "Windows XP", редактор PowerPoint.
Задачи занятия
- Обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва":
- Продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника.
- Продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков
- Получить дополнительной информации по теме "Куликовская битва".
- Воспитание интереса и уважения к истории России.
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) |
№ слайда | Развитие личностных качеств и Психологических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент | 1 | Внимание | ||
Переход к изучению нового материала Эвристическая беседа. 1.Подумайте, почему изменилась политика Московского князя по отношению к Орде? Рассказ учителя о взаимоотношениях Орды и Литвы, о сражениях на реках Пьяне и Воже. Как вы понимаете мысль: "Победа русских войск на реке Воже ставила под сомнение возможность Орды сохранить власть над Русью?" |
8 | 1-2 | Внимание Память |
|
Изучение нового материала. Задание на урок: 1.Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом? 2.В чем значение этой победы? Эвристическая беседа. Работа с историческим документом. Какой подвиг совершил Сергий Радонежский? Чем продиктовано решение князя Дмитрия перейти Дон? В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского при расстановки войск на поле Куликовом? С какой целью князь Дмитрий Донской обменялся доспехами с Бренком? На основании рассказа и фрагмента "Сказания о Мамаевом побоище" сделайте вывод о причинах победы русских войнов на Куликовом поле. В чем итоги этой победы? |
28 | 3-14 | Внимание Память Организованность Самостоятельность |
Аргументированность Точность речи Активность Коммуникативная культура Культура эмоций Аналитичность |
Закрепление. 1.Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом? 2.В чем значение этой победы? |
5 | 15-16 | Внимание Память |
Точность речи Коммуникативная культура Культура эмоций |
Домашнее задание Рефлексия Что нового узнали на уроке? Что понравилось, а что нет? |
3 | 17 | Память Внимание |
Рефлексивность |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами говорили о возвышении Москвы и о политике московских князей по отношению к другим княжествам и Золотой Орде. Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, предшествовавшими битве русского воинства с монголо-татарами на Куликовском поле, рассмотрим само сражение и те последствия, которые оно имело. Ваша конечная задача будет состоять в том, чтобы на основании документа и приведенного материала ответить на следующие вопросы:
- Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?
- В чем значение этой победы?
II. Переход к изучению нового материала.
Учитель говорит о приходе к власти князя Дмитрия Ивановича, о митрополите Алексия и его роли в укреплении власти московского князя. Он акцентирует внимание на укреплении военной мощи Москвы, воплощением которой стала белокаменная крепость (слайд №1), на первые военные союзы против Орды.
Учитель так же обращает внимание на то, что в Золотой Орде произошли существенные изменения: междоусобная борьба Чингисидов, политическая нестабильность (великая замятня). Но Орда все же представляла для Руси грозную опасность. Но князь Дмитрий Иванович решил помериться силами с врагом.
Как подтверждение решимости вступить в борьбу с Ордой, в 1376 году состоялся поход Дмитрия Боброка в земли волжских булгар, признавших власть Москвы.(слайд №2).
В 1377 году - воинство Москвы и Нижнего Новгорода потерпело сокрушительное поражение на реке Пьяне. (слайд №2)
А в 1378 году русское войско берет реванш в битве на реке Воже. (Слайд № 2).
Как вы понимаете мысль: "Победа русских войск на реке Воже ставила под сомнение возможность Орды сохранить власть над Русью?"
Данная победа поставила под сомнение возможность сохранить власть над Русью.
Под знамена московского князя встали князья Ростова, Ярославля, Мурома, Белоозера и других городов, братья Ягайло- православные Андрей и Дмитрий.
Мамаю удалось заключить союз с Ягайло и рязанским князем Олегом.
- Почему изменилась политика Московского князя по отношению к Орде?
Ответы учащихся:
- в Орде начинается период феодальной раздробленности;
- Дмитрию Ивановичу удалось создать союз русских княжеств против Орды;
- военная мощь монголо- татар была поставлена под сомнение победой на реке Воже.
III. Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока "Куликовская битва" (слайд №3,4). Мы должны с Вами рассмотреть основные события данного сражения и ответить на следующее вопросы:
1. Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?
2. В чем значение этой победы?
Мамай готовил новый поход на Русь, он задумал его как повторение Батыева нашествия. Желая получить формальный повод для начала военных действий, Мамай потребовал от русских дань значительно большую, чем обычно. Союзником Мамая стал литовский князь Ягайло. (слайд № 5). На стороне Мамая, как уже говорилось, ранее выступил рязанский князь Олег, правда он предупредил Дмитрия Ивановича о готовившимся походе ордынцев.
По летописному преданию, перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов- богатырей (Пересвета и Ослябю). (слайд № 6)
- Какой подвиг совершил Сергий Радонежский?
Собирались русские силы около города Коломны и отсюда 20 августа двинулись к Дону, навстречу врагу в Дикое поле, а не ждать подхода татар на левом берегу Оки или за стенами Московской крепости.
Работа с картой (слайд № 7)
- Назовите территории, через которые прошли объединенные русские полки.
- Подумайте, почему Дмитрий Иванович избрал именно этот маршрут? Как это связано с надеждами Мамая на помощь союзников?
Работа с частью I документа.
Из "Сказания о Мамаевом побоище".
I.
Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут на соединились. Князь же великий начал советоваться с братом своим и с новонареченною братьею, с литовскими князьями: "Здесь ли останемся или переправимся через Дон?" И сказали ему Ольгердовичи: "Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого ни единого помышления об отступлении. А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде".
Чем продиктовано решение князя Дмитрия перейти Дон?
Для битвы было выбрано поле Куликово. Существует несколько версий почему поле называется именно так.
1.От названия птиц куликов.
2. От "кулижков" - некоем весьма удаленном месте ("у черта на куличках"). Д.Лихачев.
3. По Далю "кулиги" - это "ровное место, чистое и безлесое".
4. По "Словарю русского языка XI-XVII веков" - "участок земли на берегу реки (в излучине, по плесу), используемый как сенокосное угодье".
Работа с картой Куликовского поля (слайд № 8).
В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского при расстановки войск на поле Куликовом?
Работа с часть II документа.
II.
Укрепив полки, он снова пришел под свое черное знамя, и сошел с коня, и сел на иного коня, и снял с себя царскую одежду, и надел другую. Своего же коня дает Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду возложил на него, потому что он любил Бренка чрезвычайно, и то черное знамя велел своему оруженосцу возить над ним. И под знаменем Бренк и убит был за великого князя.
С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?
Просмотр анимации "Куликовская битва".
Какова была расстановка сил на Куликовской поле?
Передовой полк, Большой полк и Засадный полк.
Каковы основные события Куликовской битвы.
Ответы учащихся сопровождаются слайдами.
Битва началась с поединка Пересвета и Челубея (слайд 10)
Гибель Бренка (слайд №11)
Ожесточенный бой на поле Куликовом. (слайд № 12)
Наступление засадного полка (слайд № 13).
Работа с частью III, IV документа.
III.
И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, Жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и то великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко. Неослабно бьются христиане с погаными татарами.
Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших грехов, начали поганые одолевать. Многие сыны русские погибли. Самого великого князя тяжело ранили и сбили с коня. Многажды подсекали знамена великого князя, но не истребили их божьей милостью, еще больше они укрепились.
Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: " Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!" Единомысленные же друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их.
Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечистивых. Христианские тела в землю закопали, а нечистивых тела бросили зверям и птицам на расхищение. Погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч.
На основании "Сказания" сделайте выводы о причинах победы русских воинов на поле Куликовом.
IV. "Мамаево побоище еще не прекратило бедствий Росси, но доказало возрождение сил ее и в несомнительной связи действий с причинами отдаленными служило основанием успехов Иоанна III, коему судьба назначила совершить дело предков, менее счастливых, но равно великих". (Карамзин Н.М.)
Каковы были важнейшие итоги Куликовской битвы?
Закрепление
- Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?
- В чем заключалось историческое значение Куликовской битвы? (слайд №14)
Восемь дней не уходило с Куликово поле русское войско. Хоронили мертвых. Подбирали раненых.
В 1380 году 6 ноября Дмитрий Донской в память о Куликовской битве, в память всех погибших на поле брани установил день поминовения- Дмитриева суббота (великомученик Дмитрий Солунский- небесный покровитель Дмитрия Донского)
В июне 1913 года на Красном холме (предполагаемое место ставки Мамая) был заложен храм в честь Сергия Радонежского по проекту А.В. Щусева. (слайд №15).
В настоящее время на Красном холме установлен высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись "Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство". (слайд № 16)
Рефлексия.
- Ответьте письменно:
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось, а что нет?
Звучит песня Жанны Бичевской "Куликово поле".
Домашнее задание: (слайд №17)
Приложение.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
23 02 2021 18:51:20
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
22 02 2021 22:59:27
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
21 02 2021 18:39:56
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
20 02 2021 7:45:26
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние.
...
19 02 2021 22:51:45
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
18 02 2021 18:17:56
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
17 02 2021 19:23:53
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
16 02 2021 12:57:37
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
15 02 2021 5:14:18
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
14 02 2021 1:59:36
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
13 02 2021 12:19:54
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
12 02 2021 15:20:31

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
11 02 2021 16:14:42
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
10 02 2021 22:21:17
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
09 02 2021 22:21:53
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
08 02 2021 18:31:35
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
07 02 2021 8:19:44
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
06 02 2021 1:25:29
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
05 02 2021 16:35:20
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
04 02 2021 3:44:45
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
03 02 2021 19:20:28
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
02 02 2021 8:37:23
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
01 02 2021 1:32:48
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
31 01 2021 3:19:22
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
30 01 2021 13:12:40
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
29 01 2021 17:51:55
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
28 01 2021 22:40:30
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
27 01 2021 19:37:51
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
26 01 2021 11:57:17
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
25 01 2021 7:32:42
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
24 01 2021 8:45:42
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
23 01 2021 1:56:22
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
22 01 2021 1:46:57
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
21 01 2021 10:28:48
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
20 01 2021 21:24:54
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
19 01 2021 14:52:31
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
18 01 2021 3:55:13
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 01 2021 21:41:45

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
16 01 2021 23:54:51
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
15 01 2021 0:20:42
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
...
14 01 2021 3:37:39
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
13 01 2021 20:51:16
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
12 01 2021 0:42:29
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
11 01 2021 1:41:25
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
10 01 2021 0:31:40
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся.
...
09 01 2021 3:45:36
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
08 01 2021 23:14:12
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
07 01 2021 12:26:37
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
06 01 2021 1:48:34
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
05 01 2021 23:37:16
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
04 01 2021 13:39:14
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
03 01 2021 15:51:32
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
02 01 2021 12:14:12
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
01 01 2021 12:55:29
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
31 12 2020 16:55:53
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
30 12 2020 9:31:31
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
29 12 2020 21:18:26
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
28 12 2020 0:47:28
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
27 12 2020 13:52:13
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
26 12 2020 7:35:58
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
25 12 2020 22:26:28
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
24 12 2020 9:13:56
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
23 12 2020 11:38:29
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
22 12 2020 1:54:25
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
21 12 2020 7:36:35
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
20 12 2020 7:39:42
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
19 12 2020 19:35:55
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
18 12 2020 3:13:51
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
17 12 2020 13:27:29
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
16 12 2020 16:27:16
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
15 12 2020 3:38:49
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
14 12 2020 1:39:39
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
13 12 2020 21:57:47
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
12 12 2020 12:14:44
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
11 12 2020 10:26:15
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
10 12 2020 23:57:27
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
09 12 2020 15:24:48
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
08 12 2020 23:31:10
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
07 12 2020 5:51:55
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
06 12 2020 0:29:38
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
05 12 2020 12:30:16
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
04 12 2020 20:47:48
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
03 12 2020 10:28:50
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
02 12 2020 1:24:18
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
01 12 2020 1:36:44
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
30 11 2020 5:39:19
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
29 11 2020 6:20:56
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
28 11 2020 10:37:45
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
27 11 2020 18:10:41
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
26 11 2020 20:54:44
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
25 11 2020 10:55:22
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
24 11 2020 15:52:15
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
23 11 2020 8:39:59
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
22 11 2020 10:51:19
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
21 11 2020 12:29:18
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
20 11 2020 7:23:18
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
19 11 2020 5:49:37
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
18 11 2020 2:40:58
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
17 11 2020 2:45:43
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
16 11 2020 21:34:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::