Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс
30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Тема представленного урока связана с историей Севера и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”.
В качестве эпиграфа к уроку послужили слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.
Цели и задачи урока:
Цель урока:
- создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР;
Задачи урока:
Образовательная:
- закрепление представлений о масштабе репрессий в Советском Союзе;
- актуализация знаний по истории СЛОНа.
- анализ положения репрессированных в Соловецком лагере особого назначения;
Развивающая:
продолжить формирование умений учащихся:
- прослеживать причинно-следственные связи,
- пользоваться различными источниками информации,
- анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы,
- решать проблемные задания,
- отстаивать свою точку зрения,
- работать в группе.
Воспитательная:
способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, милосердие, уважение прав человека.
Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала.
Вид урока (метод организации): интегрированный урок-пpaктикум.
Основные понятия: репрессии, ГУЛАГ, СЛОН.
Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал (нормативные документы, тексты по литературе), таблица с заданиями для работы в группах, классная доска, статистические, периодические, документальные материалы.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Мотивационная беседа (постановка целей урока).
- Актуализация ранее изученного материала (масштабы репрессий, история СЛОНа.)
- Положение политзаключенных в СЛОНе. (сравнительный анализ данных источников, работа в группах)
- Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Мотивационная беседа.
Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. О массовых репрессиях в нашей стране сказано немало. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на территории всей нашей страны, не стал исключением и наш северный край.
30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Поэтому тема нашего урока связана с историей нашего края и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”.
Сегодня на уроке мы:
- вспомним краткую историю политических репрессий в СССР;
- рассмотрим масштаб репрессий в нашей стране;
- обратимся к истории Соловецкого лагеря
- используя различные источники, рассмотрим положение репрессированных в Соловецком лагере особого назначения;
В качестве эпиграфа к уроку послужат слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.
Почему же И.М. Зайцев отмечает, что это “Великая русская трагедия”, и почему её нужно изучать “подробно, верно и беспристрастно”. Надеюсь, ответ на этот вопрос вы сможете аргументировать в конце урока.
3. Актуализация ранее изученного материала
Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение: “Репрессия-наказание, карательная мера, применяемая государственными органами”. Массовые репрессии начались в СССР еще в 1920-е годы и продолжались с разной степенью интенсивности до самой cмepти Сталина в марте 1953 г. Существуют различные оценки масштабов репрессий. Количество репрессированных по некоторым источникам достигает 40 млн. человек. Возможно, историки никогда не придут к единому мнению по количеству репрессированных. Но на карте нашей страны огромное количество мест, где располагались лагеря, в 1930 году вошедшие в систему ГУЛАГа. Посмотрите на карту, черные точки на ней – это лагеря для репрессированных и заключенных.
Мы попытались выяснить, были ли в семьях учащихся школы репрессированные родственники, знакомые. Группе ребят было дано опережающее задание по сбору информации. Что получилось?
- Были ли среди ваших знакомых и родственников репрессированные?
- Причины репрессий
- Какова их судьба?
При подведении итогов у нас получились следующие результаты. Сообщение учащихся.
И жителей нашего края коснулись репрессии. На протяжении многих лет Соловецкие лагеря были самыми крупными в “стране Советов” и играли роль “полигона”, на котором отpaбатывались методы каторжного содержания и способы использования принудительного труда больших масс заключенных.
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), первое в СССР “исправительно-трудовое” учреждение, был образован в 1923 году. Концлагерь губернского подчинения был учрежден ещё в 1920 г. по решению Архангельского губисполкома. Большинство заключенных составляли осужденные за уголовные преступления и “контрреволюцию”, свыше трети узников – бывшие белые солдаты, офицеры и военные чиновники. В мае 1921 г. заключенные были вывезены в Холмогорский лагерь принудительных работ. Уже в мае 1923 г. Лубянка выступила с инициативой организовать собственный “Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения”. В июне 1923 г. ВЦИК принял решение о создании Северных лагерей ГПУ специально для содержания под стражей “политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по внесудебным приговорам ГПУ”. В “Положении о Соловецких лагерях принудительных работ” указывалось, что эти лагеря предназначены “для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и политических, кои принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целости СССР”. “Заселение” Соловецких лагерей началось уже летом 1923 г. В последующие годы количество заключенных СЛОНа неуклонно росло.
По диаграмме в презентации определите, когда в СЛОНе прибывало наибольшее количество заключенных?
Постепенно отдельные лагеря, отделения, “комaндировки” и другие объекты СЛОНа заняли все острова Соловецкого архипелага. В мае 1930 г. Политбюро приняло решение о сооружении силами заключенных концлагерей Беломоро-Балтийского канала (ББК). С началом его строительства и формированием на материке Белбалтлага туда стали перебрасывать всех трудоспособных узников Соловков. Число узников Соловецких лагерей быстро сократилось. С ноября 1933 г. на Соловецких островах разместилось штрафное отделение Белбалткомбината. В декабре 1933 г. СЛАГ был окончательно расформирован. Большинство узников направлялось в СЛОН во внесудебном, т.е. административном порядке. Сроки их заключения составляли от 3 до максимальных в 1920-е гг. 10 лет. Все заключенные, независимо от пола, возраста, национальности и вероисповедания, фактически подразделялись на три группы.
“Политики” |
“Каэры” |
“Шпана” |
Политические заключенные: анархисты, члeны социалистических партий. “Политики” пользовались льготным режимом, получали особый (“усиленный”) паек, имели выборных старост и к принудительным “общим” работам не привлекались. Ежегодные амнистии на них не распространялись. | Контрреволюционеры: царские военные и
гражданские чиновники, духовенство, люди
интеллигентных профессий, бывшие студенты,
дворяне и буржуазия, общественные деятели и
члeны несоциалистических партий, рабочие и
крестьяне, участвовавшие в массовых
антибольшевистских движениях, иностранные
подданные. С началом коллективизации –
“раскулаченные” крестьяне, которые
рассматривались как “деревенская
контрреволюция”. Жили “каэры” вместе с уголовниками, широко использовались на тяжелых работах. Ежегодные амнистии на них не распространялись. Попытка побега каралась расстрелом. |
Уголовники и “бытовики”, которые направлялись в концлагерь по решению суда. К этой же категории относились профессиональные нищие, пpocтитутки, беспризорники и преступники – “мaлoлeтки”. Ежегодно амнистировались, пополняли низшую лагерную администрацию. |
4. Положение политзаключенных в СЛОНе. (Приложение 1)
Работа с документом:
- Из докладов заместителя начальника Спецотдела при ГПУ А. Гусева и за начальника Управления Северными лагерями Балышева заместителю Председателя ГПУ Г.Г. Ягоде о состоянии Северного концлагеря на Соловецких островах на 1 сентября 1923 г.
- Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках. Начало мая 1930 г. Сов. Секретно (Приложение 3)
- Александр Исаевич Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ”
Глава IV. С ОСТРОВА НА ОСТРОВ (Приложение 2)
Задание: на основании предложенных документов заполните таблицу; отвечая на вопросы, сравните “идеальное” положение заключенных с реальным.
5. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”.
Почему, ребята, это “Великая русская трагедия” и надо ли так подробно описывать и изучать подобные исторические факты.
(Обсуждение, коррекция ответов учащихся).
В качестве итога нашего урока мне бы хотелось привести фразу М. Сервантеса: “История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Домашнее задание: написать эссе по предложенному высказыванию В. Белинского
“У всякого человека есть своя история, а в истории – свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он являлся в эти моменты, когда на весах судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье.”
6. Рефлексия.
У вас на партах лежат стикеры разного цвета, выберите цвет своего настроения на уроке (смотри презентацию) и прикрепите на доску.
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
18 03 2024 9:21:18
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
17 03 2024 1:28:40
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
16 03 2024 22:44:35
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
15 03 2024 18:38:54
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
14 03 2024 18:41:23
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
13 03 2024 7:48:26
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
12 03 2024 12:47:35
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
11 03 2024 7:59:59
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
10 03 2024 23:37:20
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...
09 03 2024 4:37:27
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
08 03 2024 2:43:17
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
07 03 2024 6:30:12
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
06 03 2024 6:15:40
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
05 03 2024 5:26:54
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...
04 03 2024 22:30:13
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
03 03 2024 15:57:55
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
02 03 2024 11:54:14
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
01 03 2024 16:17:30
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
29 02 2024 3:16:37
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
28 02 2024 9:32:59
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
27 02 2024 4:35:29
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
26 02 2024 1:59:51
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
25 02 2024 5:35:28
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
24 02 2024 0:50:39
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
23 02 2024 1:50:16
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
22 02 2024 11:33:47
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
21 02 2024 18:14:27
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
20 02 2024 13:52:21
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
19 02 2024 4:46:31
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
18 02 2024 11:42:15
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...
17 02 2024 18:37:19
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 02 2024 22:43:26
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
15 02 2024 23:34:27
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
14 02 2024 2:23:15
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
13 02 2024 7:16:57
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
12 02 2024 8:58:20
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
11 02 2024 16:30:52
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
10 02 2024 15:18:33
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
09 02 2024 5:18:25
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
08 02 2024 16:42:20
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
07 02 2024 19:38:15
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
06 02 2024 15:12:19
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
05 02 2024 18:45:55
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
04 02 2024 9:36:55
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
03 02 2024 11:50:50
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
02 02 2024 5:30:19
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
01 02 2024 11:31:16
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
31 01 2024 3:49:39
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
30 01 2024 15:46:57
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
29 01 2024 6:24:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::