Кавказская война 1817–1864 годов
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.
Тема: Кавказская война 1817-1864 гг.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 8-й класс.
Технология: индивидуально-ориентированная система обучения.
Аннотация:
Тема урока “Кавказская война 1817-1864г.г” рассматривается во втором полугодии в разделе “Россия во второй четверти XIXв” . Занятие ориентировано на учащихся восьмого класса и является продолжением темы “Внутренняя и внешняя политика Николая I ”.
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у уч-ся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану. Учащиеся по окончании занятия умеют определять причины Кавказской войны; пользуясь картой, могут составить рассказ об этапах войны и рассуждать о причинах ее окончания.
На уроке используется технология индивидуально –ориентированного обучения с элементами самостоятельной работы. Этапы урока соответствуют уроку изучения нового материала с последующим его закреплением.
Все этапы урока ориентированы на достижение цели урока.
На первом – организационном этапе целью было заинтересовать ребят и мобилизовать для работы.
На втором этапе – изучение новой темы в сочетании с самостоятельной работой учащихся.
На третьем этапе – пpaктическая работа по карте.
В заключении подведён итог урока, дано дифференцированное домашнее задание, направленное на развитие творческих способностей и познавательной деятельности ребят.
Использование ИКТ на уроке стало источником наглядности и дополнительной информации для учащихся.
Тема: “Кавказская война 1817-1864 гг.”
Цели урока:
Образовательная:
- Сформировать у уч-ся представления о причинах, начавшееся войны;
- Определить итоги и последствия Кавказской войны;
- Расширить понятийный аппарат;
Развивающая:
1. Продолжить развивать умения учащихся при работе с текстом учебника и картой; развивать познавательную активность и наблюдательность у учащихся; совершенствовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа;
Воспитательная:
1. Развитие умения к самостоятельной работе.
2. Развитие социально-гражданственных
компетентностей у учащихся.
Оборудование:
- презентация учебного материала;
- учебник “История государства и народов России”, А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, Дрофа;
- рабочий лист на каждого ученика;
- атлас по истории;
- тест для контроля.
Раздаточный материал:
- карточки с тестовыми заданиями;
- заготовка для выполнения пpaктической работы.
Медиапродукт: презентация 17 слайдов (Microsoft Power Point, Microsoft Word)
Формы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, пpaктическая работа.
Конспект урока
Содержание | Слайд № | Методический инструментарий | Ориентация на развитие… | |
1. | Мотивация. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся с вами во времена XIXв, добавим немного воображения и начнем наш урок. Для работы нам понадобится учебник, атлас по истории и ваши знания по прошлому уроку. (слайд 1-2) |
№1-2 |
Учебно-познавательной мотивации | |
2 | Актуализация знаний. Учитель: Выполните тест для повторения..(слайд 3) |
№3 | Индивидуальная работа | и выявления уровня знаний по изученному материалу |
3 | Изучение новой темы Постановка цели: Учитель: вспомните ребята основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе? (слайд 4) К каким последствиям приведет война Россию? Какой план работы вы для себя наметите? Ученики: выяснить причины войны, основные этапы, познакомиться с новыми понятиями, проработать материал по карте. Учитель: на основе текста учебника сформулируйте причины Кавказской войны. (слайд 5-6) Первый ученик выступает с докладом о политике генерала А.П.Ермолова на Кавказе. Учитель: покажите по карте крепости, которые были заложены и построены русскими войсками на Кавказе (парная работа)..(слайд 7 Учитель: на основе текста учебника выделите основные этапы Кавказской войны.(слайд 8-11) Работа с понятийным аппаратом. Продолжите предложение.(слайд 12) Мюридизм – это… Учитель: Чтобы лучше понять идеологию мюридов, давайте обратимся к информации вашего рабочего листа, прочитайте текст №1 о лидерах мюридов и выполните по тексту задания ( см. приложение). Второй ученик выступает с докладом о главнокомaндующим А.И.Барятинс-ким. Учитель обращает внимание на картину “Встреча князя Барятинского с пленным Шамилем” и рассказывает о сдаче Шамиля в плен..(слайд 13) Учитель: Каким был Шамиль человеком? Давайте обратимся к информации вашего рабочего листа прочитав текст №2. Найдите по тексту черты его личности. Учитель: Ребята, в чем вы видите причины поражения войск Шамиля? Давайте проверим ваши суждения, так ли это? Прочитаем текст учебника, и самостоятельно запишите причины поражения войск Шамиля в тетрадь. На основе параграфа определите последствия войны. .(слайд 14) |
№4-14 | Фронтальная беседа с элементами работы
по карте, тексту. Просмотр презента-ции, составле-ние конспекта. |
1.Социально-гражданствен-ных
компетенций и позиций у ученика. 2. Развитие способностей систематизиро-вать материал. 3.Развитие внимания, творческих способностей при выполнении пpaктической работы. |
Закрепление новой темы. Учитель: прокомментируйте высказывания Ермолова. Выполнение задания после параграфа на стр 87 или теста на закрепление (на выбор учителя)..(слайд 15-16) Достигли мы той цели, которую ставили на урок? Какие новые знания вы сегодня получили? |
№15-16 | Развитие логического мышления. | ||
5 | Подведение итогов. Домашнее задание.(слайд
17) По окончании работы учащиеся сдают свои рабочие листы на проверку. §12, пересказ п-1,4. Вопросы после §12. Для сильных уч-ся провести сравнительную политику А.П.Ермолова и А.И.Барятинского на Кавказе. К каким результатам она привела? |
№17 |
Приложение
Презентация
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
18 03 2024 16:38:11
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
17 03 2024 6:51:52
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
16 03 2024 15:38:27
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
15 03 2024 7:31:15
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
14 03 2024 18:54:33
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
13 03 2024 16:55:27
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
12 03 2024 23:24:50
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
11 03 2024 18:35:59
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
10 03 2024 13:13:36
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
09 03 2024 15:56:32
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
08 03 2024 5:28:23
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
07 03 2024 12:27:56
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
06 03 2024 9:35:36
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
05 03 2024 13:11:24
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
04 03 2024 11:33:25
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
03 03 2024 8:52:31
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
02 03 2024 8:21:52
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
01 03 2024 5:50:56
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
29 02 2024 8:36:48
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
28 02 2024 3:59:39
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
27 02 2024 11:40:37
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
26 02 2024 4:12:50
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
25 02 2024 16:54:45
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
24 02 2024 14:59:52
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
23 02 2024 7:12:32
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
22 02 2024 17:27:52
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
21 02 2024 23:23:29
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
20 02 2024 15:58:51
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
19 02 2024 2:16:47
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...
18 02 2024 21:33:48
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
17 02 2024 19:49:37
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
16 02 2024 2:37:32
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
15 02 2024 19:37:15
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
14 02 2024 22:30:36
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
13 02 2024 8:59:39
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
12 02 2024 13:35:31
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
11 02 2024 17:40:31
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
10 02 2024 17:38:30
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
09 02 2024 10:18:46
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
08 02 2024 19:22:25
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
07 02 2024 23:51:27
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
06 02 2024 14:18:19
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
05 02 2024 11:14:21
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
04 02 2024 10:24:56
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
03 02 2024 19:58:46
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
02 02 2024 3:46:10
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...
01 02 2024 17:45:20
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
31 01 2024 17:23:35
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
30 01 2024 9:17:30
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
29 01 2024 0:59:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::