Реформы П.А. Столыпина
Цели:
- Сформировать у учащихся представление о реформах П.А. Столыпина как об определенной трaнcформации революции "снизу" в революцию "сверху";
- Определить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства;
- Определить причины, по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Оборудование: учебники, ватманы, маркеры, компьютерная презентация, раздаточный материал, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска.
Ход урока
Мотивационная беседа.
Вопросы классу:
Какой социальный слой составлял основную часть населения России в начале 20 века? (крестьянство, более 80 % населения).
Назовите основные черты развития сельской местности в России в начале 20 века. ( преобладание полусередняцких и бедняцких хозяйств, старые экстенсивные способы обработки крестьянских полей, сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение общины, которая помогала выжить слабым, но тормозила развитие крепких, инициативных крестьян).
Слайд 1.
Таким образом, мы с Вами видим, что в начале 20 века в России очень остро стоял аграрный вопрос. Сегодня мы на уроке рассмотрим, как происходило решение одного из самых острых вопросов, стоявших в России в начале 20 века - аграрного.
Общественное развитие.
Итак, 1906 год Россия встретила на распутье: шел второй год революции. У России существовала возможность развития событий в этот период по трем направлениям. Ребята, сейчас Вы работаете индивидуально, перед Вами на столах лежат учебные тексты "Направления общественного развития России в начале 20 в", познакомьтесь, пожалуйста, с ними и выясните, по каким направлениям могла развиваться история России. Запишите их в своих тетрадях. Время работы 5 мин.
Учебный текст:
Направления общественного развития России в начале 20 в.
1906 год Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития России по трем направлениям. Первое - дальнейшее продолжение революции (революция - наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими социальными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят победившие революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества). Второе - наступление контрреволюции (контрреволюция - борьба противников революции против деятельности революционных сил или властей). Третье - трaнcформация (превращение из одного в другое) революции "снизу" в революцию "сверху", т.е. попытка разрешить поставленные революцией вопросы путем постепенного реформирования страны (реформа - изменение существенных сторон жизни общества, не затрагивающее основ существующей социальной структуры).
И первый и особенно второй пути предполагали большие людские жертвы, третий путь позволял этого избежать. Несмотря на то, что в стране существовали постоянная угроза вспышки народных волнений с одной стороны и отчетливое стремление властей подавить эти волнения с другой, все же в сложившихся условиях реализовалась возможность проведения в стране экономических и политических реформ.
Слайд 2.
Направления: революция, контрреволюция, реформы.
Контроль результатов: определение направлений с помощью устных ответов.
Вывод: Путь реформирования общественного развития был предпочтительнее для России в создавшихся условиях 1906 года.
Личность П.А. Столыпина.
Слайд 3.
Проводником данных реформ стал Председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Давайте познакомимся с этим государственным деятелем.
Краткое сообщение учащегося о биографии П. А. Столыпина (3 мин.)
Правительственная программа П. А. Столыпина.
24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа реформирования общественного развития. Какие же реформы предлагал провести Столыпин, разpaбатывая правительственную программу действий?
Ребята, сейчас Вы работаете группой. Найдите в Ваших учебниках пункт 2 "Программа реформ", прочитайте его и составьте схему "Правительственная программа", затем запишите ее на листах бумаги. Выберите от группы представителя, который представит результат Вашей работы.
Время: 7 минут.
Слайд 4.
Слайд 5.
Контроль результатов: представление схем (схемы вывешиваются на доску и комментируются).
Подведение итогов: Какую часть реформ Столыпин предлагал провести в жизнь немедленно, не дожидаясь созыва II Государственной думы и почему? (переустройство жизни в деревне).
Суть аграрной реформы и переселенческой политики и их итоги.
Как мы выяснили, важной частью своей программы Столыпин считал аграрную. Давайте узнаем о его предложениях в рамках этой реформы.
Вы работаете группами. Каждой группе предложено, поработав с текстом учебника, дать краткие ответы на вопросы, которые есть в Ваших карточках. Ответы оформить на лисах бумаги и представить их классу. Время работы 10 мин.
Контроль: представление результатов классу.
1-я группа (Слайд 6, 7, 8)
Вопросы:
Назовите мероприятия аграрной реформы (параграф 6, пункт 3 "разрушение общины").
Каковы были цели аграрной реформы? (параграф 6, пункт 3 "разрушение общины").
Что такое отруб и хутор? (параграф 6, с.50 "Расширяем словарный запас") - устно.
2-я группа (Слайд 9).
Вопрос: Назовите результаты аграрных реформ, проведенных П.А. Столыпиным (параграф 6, с. 50, пункт 5 "Первые результаты реформ").
3-я группа (Слайд 10).
Вопросы:
Определите цели переселенческой политики. (параграф 6, пункт 4).
Какие льготы получали переселенцы? (параграф 6, пункт 4 "Переселенческая политика").
4-я группа (Слайд 11).
Вопрос: Назовите результаты переселенческой политики, оцените ее значение (параграф 6, пункт 4 "Переселенческая политика").
Контроль: вывесить ответы на доску, озвучить.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с реформами П.А. Столыпина. Результаты проведенных реформ были противоречивы. Оценивая аграрную реформы, мы можем сказать, что она не удалась. Хотя сам Петр Аркадьевич говорил, что для решения аграрных проблем в России требуется время.
Д/з п. 6, ответить устно на вопросы на с. 51.
Использованные материалы:
- http://festival.1september.ru
Приложение.
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
18 03 2024 14:16:20
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
17 03 2024 1:15:58
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
16 03 2024 2:56:14
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
15 03 2024 20:48:28
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
14 03 2024 11:32:59
13 03 2024 13:22:22
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
12 03 2024 7:10:26
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
11 03 2024 15:58:34
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
10 03 2024 1:46:11
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
09 03 2024 18:16:28
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
08 03 2024 19:26:18
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
07 03 2024 6:54:20
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
06 03 2024 17:56:45
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
05 03 2024 0:25:30
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
04 03 2024 6:39:52
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
03 03 2024 10:55:47
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
02 03 2024 5:36:59
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
01 03 2024 14:54:54
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
29 02 2024 12:31:35
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
28 02 2024 23:26:32
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
27 02 2024 6:15:42
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
26 02 2024 15:50:58
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
25 02 2024 0:40:53
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
24 02 2024 18:53:15
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
22 02 2024 19:41:42
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
21 02 2024 22:18:22
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
20 02 2024 19:24:46
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
19 02 2024 20:51:26
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
18 02 2024 9:33:46
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
17 02 2024 16:24:41
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
16 02 2024 15:22:57
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
15 02 2024 22:25:22
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
14 02 2024 8:36:22
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
13 02 2024 0:33:23
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
12 02 2024 7:29:35
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
11 02 2024 23:11:40
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
10 02 2024 13:16:56
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...
09 02 2024 14:57:54
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
08 02 2024 0:10:59
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
07 02 2024 15:26:53
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
06 02 2024 12:18:19
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
05 02 2024 18:52:51
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
04 02 2024 17:59:28
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
03 02 2024 9:21:50
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
02 02 2024 21:49:33
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
01 02 2024 3:44:13
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
31 01 2024 6:26:43
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
30 01 2024 15:28:59
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
29 01 2024 17:54:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::