Значение гербов в жизни человека и общества > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Значение гербов в жизни человека и общества


    Значение гербов в жизни человека и общества

Цели урока: Расширить представления учащихся о государственных символах. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, художественного и эстетического вкуса учащихся. Воспитание уважительного отношения к государственным символам, к родной стране, её истории.

Оборудование: Конституция Российской Федерации; иллюстрации исторических и современных гербов; запись гимна России; таблицы: " Формы гербов", " Состав герба", "Изображение на гербах"; федерального закона о гербе, закон ХМАО-Югры и решение Думы Пыть- Яха; кроссворд.

Понятия для усвоения: геральдика, герб, герольды, девиз.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

а) Как называется наше государство?

Учитель. Мы живем в России. Наша страна в разные времена называлась по - разному. Современное название - Российская Федерация или Россия. (статья 1, часть 2 Конституции РФ). Любую страну можно отличить по её символике.

б) Назовите государственные символы нашей страны.

в) Оформление на доске записи о государственных символах.

Прослушивается фрагмент гимна.

2. Знакомство с наукой о гербах - геральдике.

Учитель. Одним из государственных символов является герб.

Наука о гербах - геральдика. Это научная дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования, наука о составлении герба. Это система специальных знаний о гербе, его композиции изображения, цветах герба, граничащая с искусством.

3. Диалог учащихся:

1 ученик: " Я хочу придумать свой герб. Может, мне изобразить на круглом щите золотого льва с короной на голове".

2 ученица: " И я хочу иметь свой герб. Пусть на нем будут разные бабочки. Ведь это так красиво".

3 ученик: " Это будет не по правилам. Таких гербов не бывает, гербов не может быть у простых семиклассников".

4. Сообщение целей и задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения и развития гербов. Узнаем о составлении гербов и правилах изображения на них. Подробнее узнаем о гербе России, гербе Ханты - Мансийского автономного округа и гербе Пыть - Яха. Лучшие знатоки геральдики получат специальные призы.

5. Стихотворение "Герб" (рассказывает ученица)

Герб - это ваш великий размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла.
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой:
Герб - это эхо судьбы родовой!
Герб - дарованье не мне одному
Герб не отдам никогда, никому!

6. Выступление учащихся по группам с сообщениями по следующим вопросам: (предварительная групповая подготовка)

Группа № 1 - " История возникновения гербов".

Выступление группы №1 - " История возникновения гербов".

Гербы возникли в Западной Европе. Впервые нашли применение в крестовых походах

( XI - XIII вв.), когда для лучшей военной ориентации крестоносцами частью своего рыцарского снаряжения сделали изобразительные знаки, размещенные на рыцарском щите. Отсюда щит - важнейший компонент герба. На щите располагались яркие линии, по-разному расположенные, стилизованные изображения птиц, зверей. Рыцари стремились в своем гербе запечатлеть подвиги и личные качества.

Со времен крестовых походов гербы заняли прочное место в рыцарском быту. Отличались рыцари друг от друга формой щитов и изображенными на них гербами. При проведении рыцарских турниров, зрители, взглянув на герб, без труда узнавали человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были "читать гербы". За порядком на турнирах следили герольды. Они руководили рыцарскими турнирами, следили за правильностью составления и законностью использования гербов.

Гербы можно назвать языком эпохи. Они могут много рассказать о своих хозяевах: городах, королях, епископах, герцогах, рыцарях.

В конце XIII в. знатная семья имела свой герб. Появились города вокруг замков, город приобретал и его герб. Тогда грамотность была распространена мало и такие условные знаки все понимали.

Группа № 2 - "Законы составления гербов и правила изображения:

а) формы гербов (демонстрация на доске)

б) состав герба

Выступление группы № 2 - "Законы составления гербов и правила изображения".

Постепенно герольды формируют своеобразную теорию, выpaбатывают законы составления и правила изображения на гербах.

Гербы имели несколько строго установленных форм. Существуют пять типов геральдических щитов.

  • нормaндский (треугольный)
  • итальянский (овальный)
  • испанский (квадратный, с округлением внизу)
  • французский (четырехугольный, с заострением внизу)
  • немецкий (вырезанной формы)

Состав герба. Основные части:

  1. Корона.
  2. Намет.
  3. Щит
  4. Щитодержатель
  5. Девиз

Группа № 3 - "Знаки и символы герба:

а) виды изображений

б) символика цвета".

Выступление группы № 3 - " Знаки и символы герба".

Герб представлял человека, это своего рода художественный двойник рыцаря. Очертания герба повторяли условно фигуру человека. Герб - это не только знак человека и рассказ о нем, это еще и красивое изображение.

Чем больше в мире создавалось гербов, тем изысканнее был их рисунок и тем дальше отходил он от схемы человеческого тела.

Щит (земля), на которой предоставлено деяниям, истории или воображению представить символ или эмблему. На гербе изображались одна или несколько фигур, специальные знаки, которое содержат рассказ о воине.

Фигуры на щите могут быть геральдические и негеральдические.

Негеральдические:

  • Естественные (животные, птицы, растения, горы, реки)
  • Искусственные (города, оружие, орудия, инструменты, корабли)
  • Легендарные (мифические, фантастические).
  • Значение знаков - символов.

Животные символизируют:

Медведь - силу, мужество.

Белка - ловкость, легкость.

Лебедь - верность, нежность, любовь.

Журавль - бдительность и осторожность.

Орел - знак воинственности, знак победы, власть, великодушие.

Лев - силу, мужество.

Конь - храбрость, силу.

Собака - верность, преданность.

Кошка - независимость.

Овца - кротость.

Змея - вечность.

Растения:

Лилия - расцвет и успех.

Дуб - символ победы, устойчивости, сила, крепость.

Шиповник - символ расцвета, красоты, осторожность.

Мифологические:

Единорог - символ непобедимости.

Гриф - неустрашимость и свирепость.

Звезда - вечность.

Цвета:

Золотой (желтый) - богатство, постоянство, вера, справедливость, могущество.

Серебро - чистота, надежда, справедливость, невинность.

Гoлyбой (синий) - величие, красота, ясность, честность, безупречность.

Красный - мужество, героизм, смелость, великодушие.

Зеленый - надежда, изобилие, свобода, радость.

Пурпур - благочестие, щедрость, достоинство.

Учащимся раздают карточки "Знаки и символы герба".

7. Экскурс в историю возникновения, развития и становления Российского герба. (предварительная подготовка)

Создание Российского герба.

Вид герба на протяжении веков неоднократно менялся по воле правителей и под воздействием исторических событий.

Согласно основной версии двуглавый орел вошел в русскую символику при правлении Ивана III в связи с женитьбой на Софье Палеолог- племяннице последнего византийского императора Константина XI. Известный русский историк Н. Карамзин считал Ивана III крупнейшей исторической фигурой. Став великим князем Московским в 1462г., он объединил почти все русские земли вокруг Москвы. Суверенному государству потребовалась государственная символика. В 1497г. изображение двуглавого орла появляется на обратной стороне государственной печати. ( демонстрация герба Ивана III).

В XVI в. при Иване IV изображение орла и всадника были объединены на одном щите ( всадник "перешел" на гpyдь орла). К ним добавились новые эмблемы: корона, скипетр и держава - регалии царской власти. (демонстрация герба Ивана IV).

В течение XVI-XVII вв. происходил динамичный процесс формирования государственного герба.

В XVIII в., при правлении Петра I, цепь ордена Андрея Первозванного стала изображаться вокруг двуглавого орла и на крыльях орла появились гербы многих городов. ( демонстрация герба Российской империи при Петре I).

После Февральской революции 1917г. к работе над созданием герба привлекли художника И. Л. Библина и геральдиста В. К. Лукомского. С птицы сняли короны, изъяли скипетр и державу. Ускакал с орлиной гpyди и Ге opгий Победоносец. (демонстрация герба России после Февральской революции).

Герб новой, советской, власти должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Новый проект разpaбатывался художниками В. Н. Андриановым и В. П. Корзуном. Изображение герба: серп и молот- союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце-наступление новой эры; колосья, обвитые лентой - единство советских республик. ( демонстрация герба СССР).

8. Знакомство учащихся с государственным гербом России, Ханты-Мансийского автономного округа, Пыть - Яха. (чтение законов и показ гербов)

а) Государственный герб (из Федерального конституционного закона о Государственном гербе Российской Федерации)

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявши вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами - и - над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На гpyди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дpaкона...

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г.
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.

б) закон Ханты-Мансийского автономного округа № 80 от 14.09. 1995 г.

Статья 1. Герб Ханты - Мансийского автономного округа представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладке двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ " Кат ухуп вой" ( двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого ( синего, гoлyбого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненном в орнаментальном стиле обских угров, и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз " Югра" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте, расположенной под щитом.

в) Решение городской Думы третьего созыва " О гербе города

Пыть - Яха" № 225 от 27. 12. 2002 г.

Герб города Пыть-Яха представляет собой стилизованное изображение глухаря, царя птиц сибирской тайги, в сочетании с символом нефтяного месторождения и орнаментом обских угров.

Геральдическое описание герба гласит:"Лазоревое ( синее, гoлyбое) и зеленое поле пониженно пересечено серебряным узким поясом, нижний край которого ограничен малыми стропилами. Поверх всего - золотой глухарь, сидящий на серебряно - черном источнике (многократно волнисто пересеченном диске)".

III. Закрепление нового материала.

А) Викторина " История создания гербов".

  1. В каком веке и где возникли первые гербы?
  2. Что стремились запечатлеть рыцари в своем гербе?
  3. Какие элементы входили в состав герба?
  4. Назовите изображения, встречающиеся на гербах?
  5. Какие были установлены формы гербов?
  6. Что изображено на Российском гербе, на городском?
  7. От кого пошла традиция 3-х цветного флага?
  8. Когда на гербе России появился двуглавый орел?
  9. Один из русских кораблей был назван "Орел" в честь двуглавого орла, на нем был поднят российский флаг с изображением герба. Что это за корабль и каково его предназначение?
  10. Государственный герб России где помещается?

Б) Кроссворд " Геральдика".

По горизонтали:

  1. Краткое изречение. (Девиз)
  2. Цвет, символизирующий величие, красоту (Синий)
  3. Цвет, символизирующий богатство, знатность (Желтый)
  4. Наука о гербах. (Геральдика)
  5. Цвет, символизирующий доброту, чистоту (Серебряный)
  6. Животное, символизирующее силу, мужество (Лев)
  7. Птица, символизирующая неустрашимость, свирепость (Гриф)

По вертикали:

  1. Символ непобедимости (Единорог)
  2. Основная часть герба. (Щит)
  3. Птица, символизирующая бдительность, осторожность (Журавль)
  4. Цвет, символизирующий мужество, героизм (Красный)
  5. Отличительный знак рода, государственный символ. (Герб)
  6. Цветок, символизирующий расцвет и успех (Лилия)
  7. Цвет, символ надежды, изобилия. (Зеленый)

IV. Творческое домашнее задание.

Учитель. Составить герб своей семьи, класса или школы. При оформлении герба используйте карточки " Знаки и символы герба". Ваши проекты мы обсудим на следующем уроке.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Назовите государственные символы?

Награждение дипломами " Лучший знаток геральдики".

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. М.., Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2002.
  3. "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Н. А. Горяева, О. В. Островская. Тема "О чем рассказали нам гербы и эмблемы" Просвещение. 2003.


Урок по обществознанию "Политическая система общества"


    Урок по обществознанию "Политическая система общества"

      Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

27 03 2023 22:48:39

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"


    Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

      Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

26 03 2023 13:49:52

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

25 03 2023 21:30:25

"Олимпийские игры в древности". 5-й класс


    "Олимпийские игры в древности". 5-й класс

      Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...

24 03 2023 15:41:36

Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"


    Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...

23 03 2023 18:25:12

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

22 03 2023 4:25:51

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"


    Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

      Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

21 03 2023 6:55:21

"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс


    "Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс

      Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...

20 03 2023 16:10:58

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся


    Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

      В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

19 03 2023 18:22:32

Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо


    Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо

      Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....

18 03 2023 8:16:15

Природа и люди Древней Индии


    Природа и люди Древней Индии

      На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...

17 03 2023 2:26:21

Урок развивающего контроля по обществознанию на тему: "Труд". 5-й класс


    Урок развивающего контроля по обществознанию на тему: "Труд". 5-й класс

      Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....

16 03 2023 17:40:57

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

15 03 2023 20:12:17

Царствование Павла I (10-й класс)


    Царствование Павла I (10-й класс)

      Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...

14 03 2023 4:43:49

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

13 03 2023 14:17:46

Песня "В солдатской шинели"


    Песня "В солдатской шинели"

      Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

12 03 2023 22:12:40

Урок "Лучше год условно и дома, чем два реально и в армии". 11-й класс


    Урок "Лучше год условно и дома, чем два реально и в армии". 11-й класс

      В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...

11 03 2023 14:39:20

Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»


    Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»

      Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....

10 03 2023 12:57:14

Цена Великой Победы…


    Цена Великой Победы…

      Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

09 03 2023 19:15:21

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

08 03 2023 2:42:35

Проблемная технология на уроках истории


    Проблемная технология на уроках истории

      Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова «Пара гнедых»)....

07 03 2023 11:55:59

Особенности преподавания истории в школе глухих


    Особенности преподавания истории в школе глухих

      Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....

06 03 2023 21:56:15

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе


    Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

      Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

05 03 2023 22:35:21

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

04 03 2023 14:44:35

"Изучение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.: судебной, военной и в области просвещения". 8-й класси


    "Изучение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.: судебной, военной и в области просвещения". 8-й класси

      Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....

03 03 2023 6:13:44

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

02 03 2023 15:41:46

Урок права в 10—11-х классах "Права человека"


    Урок права в 10—11-х классах "Права человека"

      Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...

01 03 2023 16:28:13

Открытый урок "Освоение Сибири"


    Открытый урок "Освоение Сибири"

      Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...

28 02 2023 4:44:48

Урок истории по теме "Октябрь 1917 г. в оценках современников и историков"


    Урок истории по теме "Октябрь 1917 г. в оценках современников и историков"

      Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....

27 02 2023 1:51:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 02 2023 12:36:52

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

25 02 2023 9:51:10

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"


    Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

      Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

24 02 2023 8:52:51

Использование нетрадиционных форм обучения на уроках истории


    Использование нетрадиционных форм обучения на уроках истории

      Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...

23 02 2023 2:56:13

Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."


    Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."

      Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....

22 02 2023 16:41:17

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"


    Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

21 02 2023 9:47:26

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

20 02 2023 2:21:22

"Живая летопись Кавказа"


    "Живая летопись Кавказа"

      Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....

19 02 2023 8:48:47

Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"


    Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"

      Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...

18 02 2023 15:38:18

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"


    Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

      Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....

17 02 2023 8:32:19

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс


    Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

      Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

16 02 2023 19:21:53

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

15 02 2023 21:58:35

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

14 02 2023 15:12:50

Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс


    Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

      Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

13 02 2023 21:13:11

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

12 02 2023 0:15:27

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"


    Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

      Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

11 02 2023 2:55:42

Использование групповых технологий при обучении истории


    Использование групповых технологий при обучении истории

      При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....

10 02 2023 22:29:34

Образование и самообразование. 2-й урок по теме


    Образование и самообразование. 2-й урок по теме

      Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....

09 02 2023 18:37:36

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"


    Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

      Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...

08 02 2023 12:30:31

Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"


    Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....

07 02 2023 0:36:52

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

06 02 2023 5:31:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.