История для молодежи    

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Пояснительная записка

Цели мероприятия: повысить правовую грамотность у учащихся; формировать у учащихся понимание важности граждан в избирательном процессе

Задачи:

  • познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;
  • раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, плакаты с высказываниями известных философов о значимости выборов в истории государства, об избирательных правах простого народа («Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован» (Барух.) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» (Джон Кеннеди).

Актуальность темы игры доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.

Время реализации – 40 - 45 минут

Участники игры: учащиеся 10-11 классов

Условия игры: В игре участвуют 3 игрока, называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам 2 конкурсов «Пролога»: «конкурса права» и «конкурса красноречия», «домашнее задание»):

2 этап 3 этап 4 этап
1 этап 2 этап 3 этап
  1 этап 2 этап
    1 этап
  • зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • красная — из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

В игре также участвуют и зрители, называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается по ордену.

В конце объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный — медаль меняется на орден.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей. Ведет игру ведущий (учитель) и помощник (чтец).

Сценарий игры

Чтец: Имеем право мы иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны. 

Ведущий: В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня тема нашей игры выборы в нашей стране, избирательное право и избирательная система, демократические выборы. Итак, мы начинаем.

«Пролог»

1 конкурс права. (Ответить на 5 вопросов, т.е. дать краткий ответ) (слайд 2)

  1. С какого возраста гражданин РФ получает право избирать? (18)
  2. С какого возраста гражданин РФ получает право быть избранным? (18, 21, 35)
  3. Когда в России пройдут очередные выборы президента. (4 марта 2012 года)
  4. Сколько человек в ЦИК? (15)
  5. Сколько депутатов избирается в ГД РФ? (450)

Конкурс красноречия (домашнее задание): Участникам предлагалось придумать обращение к избирателям.

Председатель «ареопага» — жюри объявляет, кому первому выбирать дорожку, кому – второму, оставшемуся игроку достается то, что не выбрали 2 первых.

Ведущий напоминает каждому «условия дорожек»

Ведущий: Дорожки разыграны. Интеллектуалы перед вами, они готовы продемонстрировать свои знания избирательных прав, механизма формирования политической власти, проведения выборов в РФ.

Каждому игроку предлагается три темы на выбор.

Задания для игрока на «зеленой дорожке».

I агон

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 3)

Найти ошибку в утверждении (слайд 4)

“В законодательстве о выборах предусмотрен “процентный барьер”, (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент”. (7% барьер)

«Закон и выборы»

Кто представляет исполнительную власть? (Правительство)

«Верно-неверно» (слайд 5)

Верно ли утверждение?

Избирать Президента Российской Федерации, участвовать в различных избирательных действиях может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. (Да)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 6)

«Закон и выборы»

«В какое время открыты избирательные участки?» (С 8.00–20.00)

«Органы государственной власти» (слайд 7)

Составить логическую цепь элементов структуры избирательных комиссий:

Ы. избирательные комиссии субъектов РФ

О. территориальные (район, город) избирательные комиссии

Р. участковые избирательные комиссии

В. центральная избирательная комиссия РФ

Б. окружные избирательные комиссии

(ВЫБОР)

«Политики» (слайд 8)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Григорий Алексеевич Явлинский – советский и российский политический деятель, экономист, лидер блока «Яблоко»
  2. Анатолий Борисович Чубайс – советский и российский политический и хозяйственный деятель, бывший председатель правления РАО «ЕЭС России, бывший глава администрации президента РФ, с 2011 г. председатель правления АОА «РОСНАНО»
  3. Валентина Ивановна Матвиенко – советский и российский государственный деятель, политик, дипломат. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ с 21 сентября 2011 г. в 1998-2003 гг. – заместитель Председателя Правительства РФ, 2003-2011 гг. – губернатор и председатель Правительства Санкт-Петербурга)

Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 9)

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 10)

Найти ошибку в утверждении.

“Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе”. (Все по пропорциональной системе)

«Закон и выборы»

Какие органы представляют законодательную власть? (Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума)

«Политики» (слайд 11)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. (Владимир Ильич (Ульянов) Ленин – российский политический деятель. С 1917 года – председатель первого советского правительства
  2. Екатерина II Великая – императрица всероссийская с 1762 г. по 1796 г.
  3. Михаил Сергеевич Горбачев – советский и мировой политический и общественный деятель. Первый и последний президент СССР)

II агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 12)

«Закон и выборы»

Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора)

«Верно-неверно» (слайд 13)

Верно ли утверждение?

При голосовании на выборах Президента Российской Федерации не предусмотрена возможность использования открепительного удостоверения. (Нет)

«Политики» (слайд 14)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Дмитрий Анатольевич Медведев – российский государственный и политический деятель, третий Президент РФ, избран на выборах 2 марта 2008 года.
  2. Владимир Владимирович Путин – российский государственный и политический деятель. С 2000 по 2008 гг. – второй Президент РФ, с 8 мая 2008 г. – председатель Правительства РФ, кандидат в Президенты РФ 4 марта 2012 г.
  3. Сергей Кужугетович Шойгу – с 1994 года министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (МЧС)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 15)

«Выборы вчера и сегодня» (слайд 16)

Найти ошибку в утверждении.

”В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры”. (Губернаторов назначает Президент)

«Закон и выборы»

Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным)

«Верно-неверно» (слайд 17)

Верно ли утверждение?

Предвыборная агитация в день голосования и в предшествующий ему день не запрещается. (Нет)

Задания для игрока на «красной дорожке» (слайд 18)

«Закон и выборы»

Может ли проголосовать вместо одного человека другой? (Нет, т.к. необходимо предъявить паспорт)

«Искусство и политика»

Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Какую с каким? (“Одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика”.)

«Философия и политика» (слайд 19)

Продолжи высказывание философа Гельвеция «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности …» (для твоих удовольствий, для твоего благополучия).

III агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 20)

«Политики» (слайд 21)

На слайде помещены фотографии (под номерами) представителей государственной власти разного уровня. Ответить: кто изображен на фотографии, какую должность занимает?

  1. Борис Всеволодович Громов – российский военачальник и политик, генерал-полковник, губернатор Московской области с января 2000 года, Герой Советского Союза (3 марта 1988 г.)
  2. Борис Ефимович Немцов – российский политик, государственный и общественный деятель, бизнесмен, с 1997 по 1998 гг. – заместитель председателя правительства России.
  3. Сергей Семенович Собянин – российский политический и государственный деятель, мэр Москвы с 21 октября 2010 г.)

«Верно-неверно» (слайд 22)

Верно ли утверждение?

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. (Да)

«Органы государственной власти» (слайд 23)

Что не относится к ведению Государственной Думы?

  • а) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • б) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • в) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • г) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
  • д) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
  • е) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РФ.

(а, д, е)

Задания для игрока на «желтой дорожке» (слайд 24)

«Закон и выборы»

Кто может быть членом избирательной комиссии? (Любой гражданин РФ)

«Верно-неверно» (слайд 25)

Верно ли утверждение?

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. (Да)

«Органы государственной власти» (слайд 26)

Составить логическую цепь этапов избирательного процесса:

К. назначение сроков выборов

Ы.подведение итогов

Т. голосование

Д. выдвижение кандидатов в президенты

А. составление списков избирателей

Н. образование избирательных участков

И. сбор подписей в подписных листах

Д. регистрация кандидатов

А. предвыборная агитация

(КАНДИДАТЫ)

IV агон

Задания для игрока на «зеленой дорожке» (слайд 27)

«Закон и выборы»

Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)

«Верно-неверно» (слайд 28)

Верно ли утверждение?

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не обязан собирать в свою поддержку подписи избирателей. (Нет)

«Органы государственной власти» (слайд 29)

Что не относится к ведению Совета Федерации?

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • д) объявление амнистии;
  • е) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. (Ответ: б, д, е)

Ведущий: Основоположник теории народного суверенитета и учения о народовластии Ж.Ж.Руссо считал, что народ как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу.

Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть. Согласно ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

А сейчас у меня осталось несколько вопросов для «теоретиков» и я объявляю «Эпилог».

  1. Назовите имя первого Президента РФ. (Б.Н. Ельцин)
  2. Когда Б.Н. Ельцин был избран Президентом РФ? (12 июня 1991 года всенародным голосованием избирается первым Президентом РФ).
  3. В каком году Борис Ельцин вновь был избран главой государства? (3 июля 1996 года Борис Ельцин вновь был избран главой государства).
  4. В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
  5. Какой документ был принят 12 июня 1990 г.? (Декларация о государственном суверенитете России)
  6. О чем идет речь?
  • состоит из 15 человек;
  • 5 человек назначаются ГД, 5 - Советом Федерации, 5 - Президентом;
  • срок полномочий 4 года;
  • все члены, квалифицированные юристы, все имеют высшее юридическое образование;
  • возглавляет председатель, есть также заместитель председателя и секретарь;
  • действует на постоянной основе и руководит деятельностью избирательных комиссий. (Центральная избирательная комиссии).
  1. Кто назначает референдум Российской Федерации? (Президент РФ)
  2. О ком идет речь?
  • гражданин РФ;
  • не находится в местах лишения свободы;
  • дееспособный;
  • ему не менее 18 лет.
  • обладает активным избирательным правом. (Избиратель)
  1. Назовите максимальную цифру избирателей, которые могут быть зарегистрированы на территории одного избирательного участка? (3000 человек)

Чтец: Два мира есть у человека: 
Один, который нас творил, 
Другой, который мы от века 
Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Ведущий: (слайд 30) А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да» - быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов». Спасибо всем за игру.

Используемая литература

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
  2. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
  4. Интернет-сайт: http://www.school39.slav.kubannet.ru/metod/?num=nesterova/urok1.php
  5. Интернет-сайт: http://mexlicey9.narod.ru/forum/IZBIRAT_PRAVO.htm
  6. Интернет-сайт: http://www.uchportal.ru/load/200-1-0-22848

Презентация.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок истории по теме "Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских солдат (на примере блокады Ленинграда)"

Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения. ...

19 11 2019 10:50:56

"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"

В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....

18 11 2019 15:16:55

"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)

Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н. С. Хрущева в демократизации политической системы....

17 11 2019 9:41:31

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

16 11 2019 19:41:32

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

15 11 2019 22:50:43

Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)

Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....

14 11 2019 23:51:26

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

13 11 2019 10:12:22

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

12 11 2019 23:25:13

"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

11 11 2019 19:13:37

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

10 11 2019 11:45:53

Ранние цивилизации Древней Индии. 5-й класс

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....

09 11 2019 13:17:43

Урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Урок " Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на практических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н. И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...

08 11 2019 11:50:50

Человек среди людей. Товарищество и дружба

Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

07 11 2019 9:20:31

Урок истории в 5-м классе по теме "Начало истории Древней Греции"

Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие " История - 5-й класс". Просвещение - М Е Д И А. 2004....

06 11 2019 19:10:13

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

05 11 2019 5:57:54

Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры " Дебаты"....

04 11 2019 22:55:46

Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М. Лермонтова, М. Цветаеву и Л. Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе " Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама " Бородинская битва". Мультимедийный проект " Герои 1812 года". ...

03 11 2019 5:27:49

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

02 11 2019 12:26:14

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

01 11 2019 13:17:18

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

31 10 2019 2:40:53

Урок-конференция по курсу "История России XX век". Тема: "Форсированная модернизация: 1928–1938 гг." (9-й класс)

История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему " Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...

30 10 2019 23:17:11

"Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс

В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....

29 10 2019 15:40:51

Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А. А. Данилова « История России». В основе организации урока опорные сигналы по теме и групповая работа учащихся....

28 10 2019 11:10:12

Игра-экзамен по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....

27 10 2019 21:50:12

Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)

Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...

26 10 2019 23:12:59

Урок обществознания по теме "Право на образование"

На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л. Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

25 10 2019 20:58:55

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

24 10 2019 13:21:22

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой С С С Р в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики С С С Р....

23 10 2019 8:46:38

Историческая игра "Первые Романовы". 8‒11-й класс

Историческая игра « Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

22 10 2019 10:24:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего " Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

21 10 2019 14:30:26

Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....

20 10 2019 11:29:33

Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс

На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему « Культура Руси XV–XVI веков» представлено практическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....

19 10 2019 12:12:14

Восточное путешествие. 5-й класс

Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

18 10 2019 8:35:14

Проблемы оценивания знаний учащихся по обществознанию в современной школе

Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....

17 10 2019 9:30:54

Открытый урок истории по теме «Древний Египет». 6-й класс

Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....

16 10 2019 11:28:57

Столетняя война (1337–1453)

Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....

15 10 2019 11:21:56

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...

14 10 2019 8:49:17

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

13 10 2019 14:17:53

Урок истории по теме "Казанская губерния в начале XX века: общественно-политическая жизнь и национальное движение"

Урок призван охарактеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фракции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....

12 10 2019 4:39:17

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

11 10 2019 21:20:38

Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потребления"

Интегрированный урок по теме « Возникновение общества массового потребления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....

10 10 2019 5:44:57

Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...

09 10 2019 16:20:59

Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)

Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, " Капитанскую дочку" А. С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на " Историю Пугачёва" А. С. Пушкина)....

08 10 2019 18:38:34

Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)

Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...

07 10 2019 20:58:54

План-конспект мотивационного урока по истории с валеологическим содержанием и сопровождением

Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...

06 10 2019 18:31:23

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

05 10 2019 17:54:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"

Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

04 10 2019 15:23:24

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

03 10 2019 18:53:31

Личность в истории

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П. А. Столыпина....

02 10 2019 15:12:11

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной практики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....

01 10 2019 19:57:21

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

30 09 2019 9:19:55

Урок истории "Общество Древней Индии"

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....

29 09 2019 7:53:15

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

28 09 2019 7:42:44

Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс

В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального характера. Также школьники отрабатывают умение анализировать стихотворения....

27 09 2019 19:36:43

Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс

Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И. А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....

26 09 2019 16:24:14

Тема урока "Библейские сказания". 5-й класс

Урок разработан для детей с Д Ц П (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....

25 09 2019 23:10:59

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

24 09 2019 10:42:22

Конституция – Основной закон государства

В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

23 09 2019 17:32:16

Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему " Аграрная реформа П. А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной " История государства и народов России. Х Х век". ...

22 09 2019 3:15:18

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

21 09 2019 4:56:16

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

20 09 2019 9:25:25

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

19 09 2019 7:41:19

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала Х ХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

18 09 2019 10:56:52

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

17 09 2019 2:46:28

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

16 09 2019 18:31:42

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

15 09 2019 20:29:43

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

Урок носит повторительно-обобщающий характер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит практико-ориентированный характер....

14 09 2019 20:51:26

Урок на тему «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны». 10-й класс

Урок является завершающим в теме « Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, И К Т-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....

13 09 2019 2:38:48

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

12 09 2019 5:46:53

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

11 09 2019 9:55:50

Урок истории по теме "Усиление русского государства при Иване III". 6-й класс

Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся ( У М К А. А. Данилова и Л. Г. Косулина « История России с древнейших времен…» издательства « Просвещение»)....

10 09 2019 13:25:15

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

09 09 2019 20:41:47

Тема урока: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....

08 09 2019 0:12:44

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

07 09 2019 21:18:31

Урок по теме "Московская Русь"

Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

06 09 2019 5:57:52

"Русь. Россия. Родина моя"

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют практически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...

05 09 2019 21:51:21

Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо- Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....

04 09 2019 13:44:13

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

03 09 2019 21:50:42

Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме « Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....

02 09 2019 16:12:28

Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов)

Разработка представляет собой интерактивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интерактивной доске....

01 09 2019 13:33:23

Урок-ассамблея времен Петра I

Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...

31 08 2019 8:10:39

Ментальная историческая карта на уроках истории

Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты....

30 08 2019 11:52:20

Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....

29 08 2019 5:55:23

Разработка урока по истории

Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...

28 08 2019 21:49:31

Накануне отмены крепостного права (10-й класс)

Оригинальная форма изучения нового материала по методике « Обучение в сотрудничестве» ( Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....

27 08 2019 7:11:28

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

26 08 2019 4:57:20

Урок-практикум "Октябрьская революция и гражданская война"

Цель урока: повторение и закрепление материала по теме « Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

25 08 2019 10:35:54

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе " Обществознания" так обобщены, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

24 08 2019 11:31:44

Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс

Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием И К Т. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...

23 08 2019 3:14:47

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием И К Т, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

22 08 2019 12:42:20

Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"

Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....

21 08 2019 18:10:20

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

Урок истории в 6-м классе по теме " Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

20 08 2019 8:33:13

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает характеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....

19 08 2019 13:44:58

Психологический климат в семье

Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....

18 08 2019 20:40:47

Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

Урок проводится в 10-м классе по разделу « Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод « Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....

17 08 2019 6:56:49

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....

16 08 2019 15:15:46

Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)

Урок с использованием интерактивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова « История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...

15 08 2019 20:36:22

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

14 08 2019 17:10:43

Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....

13 08 2019 10:17:48

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

12 08 2019 4:42:30

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

11 08 2019 9:31:30

Нашествие. Угроза с Запада

Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстрактное мышление практически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием И Т. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....

10 08 2019 14:49:54

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

09 08 2019 15:28:39

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

08 08 2019 15:20:19

Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории

В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М. Рокича, Фридмана, О. Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....

07 08 2019 9:33:16

Урок "Поклонимся великим тем годам"

В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры " Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....

06 08 2019 4:15:21

Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"

Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интерактивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....

05 08 2019 21:57:47

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

04 08 2019 3:44:48

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

03 08 2019 19:16:56

Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра"

Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи « Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....

02 08 2019 13:25:39

"Труд – основа жизни". 6-й класс

Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра " Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....

01 08 2019 23:44:10

Тестирование как одна из форм контроля на уроках обществознания в 10-м классе

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....

31 07 2019 9:23:50

Урок "Твой выбор – твое будущее" (по избирательному праву. 11-й класс)

В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в Р Ф по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интерактивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....

30 07 2019 6:56:19

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории " Клио" и научного общества учащихся любителей истории " Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

29 07 2019 21:37:29

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

28 07 2019 1:56:53

"Путешествие с Клио". 5-й класс

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....

27 07 2019 4:15:59

Опорные конспекты

Опорный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

26 07 2019 10:10:57

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

25 07 2019 4:17:41

План урока по истории России в 10-м классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе практической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...

24 07 2019 22:57:48

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

23 07 2019 21:36:13

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

22 07 2019 11:35:47

Открытый урок на тему "Из глубины веков"

Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...

21 07 2019 11:55:10

Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»

Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...

20 07 2019 6:19:57

Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения....

19 07 2019 11:13:35

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

18 07 2019 21:16:32

Тема урока "Меч и дипломатия Александра Невского". 6-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....

17 07 2019 17:26:37

Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."

Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале Х Х века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....

16 07 2019 17:47:37

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

15 07 2019 16:56:44

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

14 07 2019 7:54:42

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

13 07 2019 1:47:19

Устный журнал "Бородино – слава России", посвященный 200-летию Бородинской битвы

Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....

12 07 2019 3:20:44

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

Урок с использованием И К Т и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....

11 07 2019 21:44:39

Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу практически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

10 07 2019 21:59:49

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

09 07 2019 20:33:52

Монастыри России

Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....

08 07 2019 8:27:59

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

07 07 2019 19:14:26

Страницы великого испытания

Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....

06 07 2019 8:50:13

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

05 07 2019 21:34:10

Урок обществознания "Толерантность"

Урок обществознания представляет собой третий урок по теме « Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

04 07 2019 14:49:54

Чиновники города N в Николаевскую эпоху

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....

03 07 2019 6:53:42

"Олимпийские игры в древности". 5-й класс

Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...

02 07 2019 10:10:53

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

В работе представлена классификация активных и интерактивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в практическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....

01 07 2019 2:54:38

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

30 06 2019 17:49:37

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

29 06 2019 12:41:10

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

28 06 2019 8:59:27

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

27 06 2019 8:49:32

Своя игра. Защитникам Отечества посвящается

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со « Своей игрой», идущей на канале Н Т В. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....

26 06 2019 16:16:23

Элективный курс "Восстановление Сталинграда"

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....

25 06 2019 18:11:47

Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

Цели урока: изучение политического режима в С С С Р в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....

24 06 2019 18:41:37

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

Урок изучения нового материала проходит в форме практической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

23 06 2019 15:54:30

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.