Проверочные работы    

Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс

Тип урока: интегрированный (урок формирования метапредметных умений и навыков, развития творческих умений).

Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев.

Задачи:

  1. Формирование аналитических умений при сравнительной характеристике исторических личностей, критического мышления, умения дискутировать.
  2. Развитие умения усваивать информацию из разных источников, развитие познавательного интереса через создание презентаций.
  3. Воспитание чувства патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Обеспечение:

  • роман Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • раздаточный материал;
  • карта «Отечественная война 1812 года»;
  • выставка исторической и критической литературы по теме.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации к роману;
  • портреты М.И.Кутузова, Наполеона;
  • репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо.

Предварительные задания:

  1. Подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона для того, чтобы выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого.
  2. Найти и проанализировать исторические документы, характеризующие Кутузова и Наполеона.
  3. Составить таблицу по роману «Война и мир», в которой необходимо сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества.

Методы урока: информационный (рассказ учителя, защита проектов учащихся, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.

План урока:

  1. Подготовительный этап (от 10 до 14 дней).
  2. Основная часть:
    • Слово учителя (с презентацией) – 5 мин.
    • Защита проектов учащимися (4 проекта по 4-5 мин.) – 20 мин. Комментарии учителя – 3 мин.
  3. Работа с раздаточным материалом, таблицей – 12 мин.
  4. Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин.

Ход урока

Эпиграф: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить
следов своего существования».

(Наполеон)

I. Подготовительный этап.

За 10 дней до урока учащиеся объединяются в группы по два человека, совместно с учителем выбирают тему работы, выделяют проблему, ставят цели, задачи, знакомятся с литературой по данной проблеме, систематизируют материал и оформляют проекты в виде презентаций. Учитель консультирует учащихся по вопросам содержания и оформления проекта.

II. Основная часть: Урок.

Вступительное слово учителей литературы и истории.

Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Сегодня в центре нашего внимания – 1812 год. Два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне. Уже нет давно тех, кто знает о ней по рассказам участников, очевидцев. Но есть исторические документы, художественные произведения, благодаря которым мы помним о героических событиях и людях, которых породило это Время: о Михаиле Илларионовиче Кутузове и Наполеоне Бонапарте.

Количество сил, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезнойточностью подсчитывают историки. Они анализируют причины и итоги войны.

Однако они не смогут подслушать, о чем разговаривают те, кто перед боем «кивер чистил весь избитый», кто «штык точил, ворча сердито», они не смогут показать то, о чем думает человек, видя прямо перед собой дымящуюся гранату, которая вот-вот взорвется. Какие мгновения он переживает в эту последнюю минуту жизни? Все это как раз и восполнит художественная литература.

Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и то, какими их изображает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

Нашему уроку предшествовал серьезный подготовительный этап. Вы получили предварительные задания: подготовить проекты, отражающие историческое и художественное видение Кутузова и Наполеона.

Цель этих работ – выяснить, какими предстают Кутузов и Наполеон в трудах историков и в романе Л.Н. Толстого. Кроме того, вы работали с историческими документами и над таблицей по тексту романа «Война и мир».

Итак, перед нами один из величайших героев мировой истории – виновник рассматриваемых нами событий – Наполеон Бонапарт.

Вступительное слово учителя истории.

Судьба его удивительна. Человек, совершивший головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению, на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств.

Проект учащихся «Властитель мира» (Приложение 1) с комментариями (Приложение 2).

Вступительное слово учителя литературы.

А теперь обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», своеобразие которого состоит в том, что история незаметно для читателя переходит в роман, а роман в историю.

Лица исторические существуют и действуют вместе с вымышленными героями. На эту особенность романа обратил внимание участник Бородинского сражения, поэт и писатель Вяземский, который в своей статье «Воспоминания о 1812 годе» писал, что автор романа не был «строгим историческим живописцем».

Тем не менее, характеризуя свою работу над документами, писатель указывал: «везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами».

Толстой дает нам взгляд на исторические личности, в корне противоречащий стандартному взгляду историков. Так он решительно выступил против культа Наполеона. Для него Наполеон – агрессор, напавший на Россию, честолюбец, стремящийся к мировому господству.

Проект учащихся «Человек с помраченной совестью… » (Приложение 3) с комментариями (Приложение 4).

Антиподом Наполеона, по мнению Толстого, является Кутузов.

Вступительное слово учителя истории.

Почти всю свою жизнь Михаил Илларионович Кутузов слыл хорошим, но не блестящим русским генералом. Во всяком случае, никому из современников не приходило в голову сравнивать его как полководца с Петром Румянцевым или Александром Суворовым, не говоря уже о французском императоре Наполеоне I, чей военный гений признавали все без исключения его враги.

Тем не менее, когда грянула гроза 1812 года, именно 66-летний генерал-фельдмаршал Кутузов в решающий момент войны с Наполеоном возглавил русские силы и добился того, что лишь остатки огромной «Великой армии» сумели покинуть пределы Российской империи. Тем самым последние 8 месяцев жизни светлейшего князя – этот титул он получил накануне своего назначения на должность главнокомандующего – стали временем его величайшего триумфа.

Проект учащихся «Освободитель Отечества» (Приложение 5) с комментариями (Приложение 6).

Вступительное слово учителя литературы.

Главным критерием оценки исторической личности для Толстого – было отношение к народу, понимание его. Кутузов же, с точки зрения автора «Войны и мира», – это подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях прежде всего народным духом. Это простой русский человек и одновременно мудрый исторический деятель.

Проект учащихся «Полководец народной войны. М.И.Кутузов» (Приложение 7) с комментариями (Приложение 8).

III. Работа с раздаточным материалом, таблицей.

А теперь, чтобы быть более объективными, обратимся к историческим документам и рассмотрим точки зрения на эти личности других историков, участников и очевидцев этих событий и их современников. У вас на столах раздаточный материал, в котором представлены высказывания о Кутузове и Наполеоне и задания к ним.

(Чтение вслух цитат и обсуждение их (Приложение 9).

Анализ документов.

1. Наполеон поставил перед собой задачу, которую, по его мнению, с его армией можно достигнуть подчинение всего мира. Его армия должна была поработить народ любой ценой, его не волновало количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Поэтому образ Наполеона в истории безжалостный и безумный тиран, готовый идти напролом к своей безумной цели.

2. Имя славного полководца, сподвижника Суворова, победителя турок, произвело всеобщее воскрешение духа в армии, от солдата до генерала. Народ ликовал, видя в Кутузове символ избавления от смертельной опасности, нависшей над Россией.

Военная философия Кутузова заключалась в следующем: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

После мнения очевидцев и историков подведем итог художественному взгляду Толстого на личности Наполеона и Кутузова. Дома вы заполняли таблицу по роману «Война и мир», в которой вы должны были сравнить, как Толстой описывает внешность исторических героев, их речь, поведение накануне и во время Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, отношение героев к своим солдатам и к войне, их человеческие качества. Сейчас мы только подытожим эту работу. (Тетради в конце урока сдаются на проверку.)

  Кутузов Наполеон
I. Внешность исторических героев и речь.    
II. Поведение накануне и во время:
А) Шенграбенского сражения;
Б) Аустерлицкого сражения;
В) Бородинского сражения.
   
III. Отношение героев к своим солдатам и к войне.    
IV. Человеческие качества героев.    

Выводы по таблице.

1. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным, близким, потому что отражают нравственные качества «простоты, добра и правды».

Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.

В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.

Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

2. Кутузов показан Толстым опытным полководцем, который своими распоряжениями укрепляет «дух войска». Он верит в патриотизм русского народа, в его силу перед лицом захватчиков.

Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.

3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.

Наполеон же бежит от геройской армии, что Толстой называет «последней степенью подлости».

4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.

Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.

IV. Итоги работы.

Толстой убежден, что « нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

По Толстому, Кутузов – великий полководец потому что он великий человек.

Отрицание же величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны.

Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока, словам Наполеона: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить следов своего существования». И ответим ему словами Толстого: «Слава от завоеваний, завоевания ради славы бесчеловечны».

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы»?

Литература:

  1. Толстой Л.Н. Война и мир.
  2. 1812 г. Бородинская битва: Альбом. /Авт.- сост.: Н.А.Колосов, И.А.Николаева. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  3. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.
  4. К чести России. Из частной переписки 1812 года. / Сост., авт. Предисл. и примеч. М.Бойцов; Худож. В. Корольков. - М.: Современник, 1988.
  5. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2006, с. 265 – 269.
  6. Крайнов Г.Н. История России: Учебник для студ. вузов. – М.: ИППК МГУ, 2005, с. 256-258.
  7. Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1978.
  8. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого: Создание великой книги. - М., 1959.
  9. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. - М., 2000.
  10. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». - М., 1987.

Информационные источники:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://spo.1september.ru


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри"

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета О Р К С Э. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....

18 09 2020 23:15:33

Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме « Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....

17 09 2020 16:47:27

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

16 09 2020 8:32:16

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

15 09 2020 20:48:50

Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...

14 09 2020 22:17:47

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения С Ш А. ...

13 09 2020 16:52:36

Тема урока "Военные походы фараонов"

В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....

12 09 2020 22:43:36

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

Урок по истории России в 11-м классе по программе А. А. Левандовского, на котором дается характеристика внешней политики С С С Р в предвоенные годы. Задачи урока: охарактеризовать подготовку Германии к войне с С С С Р; проанализировать степень готовности С С С Р к отпору врага; отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

11 09 2020 23:16:57

Россия в эпоху Ивана Грозного

Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....

10 09 2020 11:45:51

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

09 09 2020 22:29:10

"Общественное движение при Александре I". Урок истории в 8-м классе

Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы (« Проект конституции Н. М. Муравьева», « Русская правда П. И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач « Империя» Л. Парфенова....

08 09 2020 21:26:17

Урок-практикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

Урок обществознания построен в виде практической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....

07 09 2020 21:24:53

Интегрированный урок (история + французский язык) по типу "урок-погружение". Тема: "Жанна д'Арк — миф или реальность?"

Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...

06 09 2020 11:12:44

Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интерактивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интерактивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....

05 09 2020 3:57:13

Урок повторения по теме "Культура стран Европы в XVI–XVII вв.". 7-й класс

Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....

04 09 2020 14:25:54

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

03 09 2020 17:48:19

Конспект урока обществоведения в 10-м классе

Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....

02 09 2020 3:25:10

В гости к мастеру

На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

01 09 2020 0:10:51

Семейное право

Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям. ...

31 08 2020 11:10:11

Тексты с ошибками на уроках истории

Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....

30 08 2020 22:17:46

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

29 08 2020 11:36:41

Истинный и ложный патриотизм

Автор на уроке использует активные и интерактивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....

28 08 2020 19:37:42

Открытый урок по теме "Великий реформатор России: успехи и поражения"

Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П. А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...

27 08 2020 10:19:36

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию И К Т-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....

26 08 2020 19:31:17

Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"

На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....

25 08 2020 4:52:25

Сказания о лекарственных растениях Севера

Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, характерные особенности, лечебные свойства....

24 08 2020 18:26:41

Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"

Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства С С С Р способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...

23 08 2020 12:41:44

"Католическая церковь и еретики". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....

22 08 2020 5:21:57

Интегрированный урок в 9-м классе (основы обществознания и психология) по теме "Жизнь, ее сущность, счастье, удовольствие, гедонизм, трудолюбие, добро и зло, любовь"

Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...

21 08 2020 9:40:21

Социалистическая индустриализация

Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в С С С Р. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....

20 08 2020 13:13:57

Урок-игра "Избирательное право"

Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...

19 08 2020 15:27:12

Роль музеев в исследовательских работах учащихся

Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....

18 08 2020 7:47:21

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

17 08 2020 23:22:52

Город и село

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу " Плюсы и минусы городской жизни"....

16 08 2020 19:11:39

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

Урок является частью курса " Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

15 08 2020 5:11:54

Интеграция предметов истории и изобразительного искусства через коллективный творческий проект

Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....

14 08 2020 8:35:18

"Я объявляю вам войну!" 11-й класс

Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 « На главном внешнеполитическом направлении: С С С Р и Германия в 30-е годы» по учебнику « История России» А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....

13 08 2020 9:26:22

Отечественная война 1812 года

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....

12 08 2020 9:18:41

Знакомство с делопроизводством "Без бумажки мы — букашки?". Урок-презентация

Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....

11 08 2020 14:31:58

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

10 08 2020 6:32:19

Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")

В статье представлен урок для 7-го класса по курсу « История России» по учебнику Данилова А. А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...

09 08 2020 10:59:25

Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....

08 08 2020 6:21:43

Урок по теме "Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах"

Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...

07 08 2020 15:51:54

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

06 08 2020 19:49:43

Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс

Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....

05 08 2020 17:24:21

Путешествие в мир истории

Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

04 08 2020 13:29:20

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

03 08 2020 3:35:30

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

02 08 2020 17:36:23

Применение методов развивающего обучения на уроках истории

Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, Т Р И З-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....

01 08 2020 0:21:51

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

31 07 2020 9:35:34

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

30 07 2020 3:17:24

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

29 07 2020 7:27:59

Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"

Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....

28 07 2020 17:40:35

Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

27 07 2020 5:54:41

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....

26 07 2020 4:28:48

Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс

Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа « Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....

25 07 2020 4:43:44

Япония на пути модернизации

Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

24 07 2020 6:30:53

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

23 07 2020 10:53:59

Маршрут выходного дня

Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, вырабатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....

22 07 2020 3:50:43

Политическая система СССР в 1930-е годы

Урок истории Отечества Х Х века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Характеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в С С С Р тоталитарного режима, анализируется Конституция С С С Р 1936 года....

21 07 2020 11:18:43

"Своя игра". К 200-летию Бородинского сражения

Своя игра проводилась с разновозрастными командами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....

20 07 2020 10:56:51

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи - Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

19 07 2020 6:18:26

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

18 07 2020 15:34:36

Гуситское движение в Чехии

Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

17 07 2020 14:34:14

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

16 07 2020 14:17:23

Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.

Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....

15 07 2020 20:14:29

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

14 07 2020 2:27:28

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

13 07 2020 2:10:42

Самодержавие Алексея Михайловича

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: " Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....

12 07 2020 13:46:48

Урок истории на тему "Крещение Руси"

Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

11 07 2020 7:34:29

Программа "Отечество"

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....

10 07 2020 0:34:37

Урок истории Древнего мира по теме "Древняя мудрость и изобретения китайцев". 5-й класс

Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....

09 07 2020 22:29:13

Урок по теме "Я-гражданин"

Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

08 07 2020 19:15:28

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

07 07 2020 8:47:44

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха ( Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И. Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

06 07 2020 19:15:38

Внеклассное мероприятие на тему "Калужская земля – родина трех цариц"

Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....

05 07 2020 1:36:41

Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)

События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХI Х– Х Х веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....

04 07 2020 15:19:30

Мультимедийные презентации на уроках истории

Презентации по курсу « История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....

03 07 2020 5:26:53

Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе " Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке " Древняя Греция". ...

02 07 2020 7:31:24

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

01 07 2020 16:54:48

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

30 06 2020 19:48:20

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

29 06 2020 4:24:34

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

28 06 2020 18:21:19

Тамерлан: разрушитель или созидатель?

Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....

27 06 2020 1:47:34

Первые русские князья

Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: « Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....

26 06 2020 7:16:43

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Урок истории " Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

25 06 2020 5:12:49

Конституция – этапы становления и ее задачи

Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

24 06 2020 17:55:35

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

23 06 2020 18:18:14

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

22 06 2020 16:52:25

Индийские касты

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отрабатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

21 06 2020 10:59:44

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

20 06 2020 11:55:21

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

19 06 2020 8:14:36

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

18 06 2020 21:35:45

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

17 06 2020 14:39:17

Реализация деятельностного подхода в организации контроля и совершенствовании оценки образовательных достижений учащихся по истории

Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...

16 06 2020 22:18:46

Разработка урока по истории

Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...

15 06 2020 16:49:29

Урок-путешествие по истории "Воспитание девочек и мальчиков в XVI–XVII веках в семье казаков". 5–11-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....

14 06 2020 5:58:38

Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"

Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....

13 06 2020 3:31:59

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

12 06 2020 20:49:17

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

11 06 2020 20:30:16

Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"

Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме " Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...

10 06 2020 17:30:59

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

09 06 2020 15:19:27

Развитие парламентаризма в России

В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности членов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....

08 06 2020 11:50:55

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

07 06 2020 5:13:19

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

06 06 2020 4:52:23

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

05 06 2020 5:34:33

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

04 06 2020 17:49:27

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

03 06 2020 16:35:22

Эпоха Петра Великого

Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии К С О. ...

02 06 2020 1:55:57

Первая мировая война

Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает характеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...

01 06 2020 7:24:19

Деловая игра для старшеклассников с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности"

Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....

31 05 2020 17:27:24

Эпоха дворцовых переворотов

Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....

30 05 2020 13:34:58

"Война в Афганистане в 1979–1989 годах". Урок изучения нового материала с модульной технологией. 11-й класс

Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для С С С Р Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....

29 05 2020 16:39:40

Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Характеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....

28 05 2020 3:49:23

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

27 05 2020 7:34:51

Урок — ролевая игра "Выборы президента"

Урок - ролевая игра " Выборы президента" раздела " Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

26 05 2020 13:36:26

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I. Северная война"

Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....

25 05 2020 20:33:45

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

24 05 2020 19:21:28

История мировых цивилизаций

Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....

23 05 2020 14:38:55

Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Урок " Поиск клада" по теме « Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....

22 05 2020 7:50:11

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

21 05 2020 17:28:37

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

20 05 2020 3:48:21

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Представлены характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

19 05 2020 12:48:33

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

Урок продолжает изучение темы « Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. Ц О Ры - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....

18 05 2020 10:50:48

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

17 05 2020 19:44:52

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

16 05 2020 12:39:51

Урок всеобщей истории в 5-м классе по теме "В городе богини Афины"

На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия....

15 05 2020 23:44:40

Использование современных педагогических технологий на уроках истории

В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

14 05 2020 9:52:29

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

13 05 2020 14:16:37

Урок- путешествие "Великая сибирячка"

Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....

12 05 2020 22:51:55

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

11 05 2020 0:12:59

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

10 05 2020 6:40:31

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

09 05 2020 17:44:21

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

08 05 2020 20:28:23

Русские земли в XII–XIII веках

Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....

07 05 2020 10:22:27

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

06 05 2020 10:49:39

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

05 05 2020 16:28:50

Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…"

Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...

04 05 2020 23:10:28

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

Конспект урока разработан в соответствии с программой « История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. ...

03 05 2020 12:17:24

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

02 05 2020 0:51:50

Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"

Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана характеристика своеобразия их политического устройства. ...

01 05 2020 3:35:50

Смутное время: а была ли альтернатива?

За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....

30 04 2020 2:12:26

Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной"

Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....

29 04 2020 15:54:23

Приемы формирования исторической эмпатии

Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....

28 04 2020 23:16:45

Урок истории по теме "Политическое развитие России в XVII веке"

Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....

27 04 2020 14:58:30

Избирательное право

Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность С М И и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают практические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

26 04 2020 3:41:20

Смутное время

Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия « Смутное время»....

25 04 2020 12:35:27

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

24 04 2020 6:57:13

Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс

Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...

23 04 2020 4:57:36

Заложники "великого перелома" (судьба крестьянства в период коллективизации). 9-й класс

Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: " Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...

22 04 2020 14:35:43

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::