1953 год. Борьба за власть в стране
Цели урока:
- продолжить формировать умение работать с документами, материалами учебника и на их основе выделять альтернативы развития СССР после cмepти И.В.Сталина;
- раскрыть основное содержание альтернативных программ и причины победы Н. С. Хрущева;
- работать над развитием умения анализировать, систематизировать и обобщать учебный материал; развивать умение в выборе материала;
- воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.
Задачи урока: в результате совместной деятельности учителя и учащихся выявить альтернативные мнения на проблему борьбы за власть; организовать самостоятельную работу в группах; учить высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему.
Основные понятия урока (на доске): альтернатива, репрессии, либерализация режима, коллегиальность, «триумвират», десталинизация.
Оборудование: рабочие листы с документами, выдержками из материалов школьного учебника; блок-папка с опopным конспектом по теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Разбор темы урока
1. Вступительное слово учителя
5 марта 1953г. умер Сталин. 6 марта в газете «Правда» было опубликовано правительственное сообщение об этом событии. Давайте мы с вами обратимся к воспоминаниям известных людей того времени.
2. Работа учащихся с карточками
Карточка 1.
«Я хотел задуматься: что теперь будет со всеми
нами? — вспоминал свои ощущения того дня И.
Эренбург. — Но думать я не мог. Я испытывал
то, что тогда, наверное, переживали многие мои
соотечественники: оцепенение».
А потом была Трубная площадь в Москве. «Дыхание
десятков тысяч прижатых друг к другу людей,
поднимавшееся над толпой белым облаком. было
настолько плотным, что на нем отражались и
покачивались тени гoлых мартовских деревьев.
«Это было жуткое, фантастическое зрелище, —
напишет потом Е. Евтушенко, оказавшийся в той
многотысячной толпе на Трубной. — Люди,
вливавшиеся сзади в этот поток, напирали и
напирали. Толпа превратилась в страшный
водоворот... Вдруг я почувствовал, что иду по
мягкому. Это было человеческое тело. Я поджал
ноги, и так меня несла толпа. Я долго боялся
опустить ноги. Толпа все сжималась и сжималась.
Меня спас только мой рост. Люди маленького роста
задыхались и погибали. Мы были сдавлены с одной
стороны стенками зданий, с другой стороны —
поставленными в ряд военными грузовиками».
Люди шли к Колонному залу, где был установлен
гроб с телом Сталина. «Я стоял с писателями в
почетном карауле, — вспоминал И. Эренбург. —
Сталин лежал набальзамированный, торжественный,
без следов того, о чем говорили медики, а с
цветами и звездами. Люди проходили мимо, многие
плакали, женщины поднимали детей, траурная
музыка смешивалась с рыданиями; Плачущих я видел
и на улицах. Порой раздавались крики: люди
рвались к Колонному залу. Рассказывали о
задавленных на Трубной площади. Привезли отряды
милиции из Ленинграда. Не думаю, чтобы история
знала такие похороны».
А дальше — главное; «Мне не было жалко бога,
который скончался ох инсульта в возрасте
семидесяти трех лет, как будто он не бог, а
обыкновенный cмepтный; но я испытывал страх: что
теперь будет?.. Я боялся худшего».
Похожие ощущения испытывали в момент cмepти
Сталина многие. «Это было потрясающее событие,
вспоминал А.Д. Сахаров. — Все понимали, что что-то
вскоре изменится, но никто не знал, в какую
сторону. Опасались худшего (хотя, что могло быть
хуже?..). Но люди, среди них многие, не имеющие
никаких иллюзий относительно Сталина и строя,
боялись общего развала, междуусобицы, новой
волны массовых репрессий, даже — гражданской
войны».
Вывод: Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не было хуже» формировали главную психологическую установку тех дней.
3. Слово учителя
Изучив карточку, ответьте мне на вопрос: «Чего боялись люди? Почему многие ощущали страх и неуверенность в завтрашнем дне? (Боялись новой волны репрессий, гражданской войны)
4. Слово учителя.
Развернувшаяся после cмepти И. В. Сталина
борьба за власть сопровождалась
перераспределением властных функций между
различными партийно-государственными
структурами. Председателем Совета Министров
стал считавшийся главным преемником Сталина Г. М.
Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.
П. Берия, возглавивший объединенные министерства
внутренних дел и государственной безопасности.
Председателем Президиума Верховного Совета СССР
стал К. Е. Ворошилов. В Секретариате, избранном
мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал
Н. С. Хрущев. В политической борьбе за власть
столкнулись интересы двух групп — В. М. Молотова,
Л. М. Кагановича, К. Е. Ворошилова и более молодых,
попавших в верхний эшелон власти в 30-е гг., — Г. М.
Маленкова, Н. С. Хрущева, Л. П. Берии, Н. А.
Булганина.
В итоге к власти пришел триумвират — Маленков,
Берия и Хрущев.
Обратите внимание на опopную схему «Расстановка
сил в руководстве страной», которая лежит у вас
на партах.
Расстановка сил в руководстве страной
Внутри этого «триумвирата» сразу же началась борьба за лидерство, суть которой определялась тем, кого из претендентов поддержит партийно-государственная и военная номенклатура.
5. Работа учащихся по карточкам
Изучая карточки (фрагменты программ
претендентов на власть, документов об аресте
Берии), учащиеся отвечают на поставленные
учителем вопросы, выpaбатывается общий вывод. По
ходу работы учащиеся составляют опopный
конспект.
Ставится задание: изучая программные документы
Берии, Маленкова и Хрущева, а также их
биографические данные, определить основные
позиции и приоритеты этих претендентов на
власть, какими методами они пользовались,
насколько были озабочены судьбой страны, и
почему победу одержал Н. С. Хрущев?
Карточка 2.
Лаврентий Павлович Берия
Самая загадочная фигура среди «наследников» Сталина. Безусловно, одаренный от природы, умный и расчетливый, он долгое время был шефом советской разведки и контрразведки. Однако в историю Берия вошел все-таки не как «главный разведчик», а прежде всего как глава карательного ведомства, с именем которого связана репрессивная политика конца 30-х и начала 50-х гг. (хотя в 1946 г. Берия не возглавлял, а лишь курировал органы МВД-МГБ). После cмepти Сталина для Берии пробил «звездный час».
Из программы Л.П.Берии:
Передать власть от партийных органов к государственным. Провести с марта по июнь 1953 года целый ряд преобразований: амнистировать заключенных, чей срок не более 5 лет, прекратить сфальсифицированное «дело врачей», вернуться к ленинской политике «коренизации» (передаче руководящих постов национальным кадрам) органов власти в республиках и расширении их прав. Выступил против культа личности Сталина на страницах печати, ставил под сомнение эффективность колхозного производства, призывал ограничить ассигнования на развитие военно-промышленного комплекса, мало считался с партийными органами. Во внешней политике выступал за объединение ФРГ и ГДР, нормализацию отношений с Югославией.
Молотов, Каганович сходились в том, что
реализация «альтернативы Берии» привела бы к
«буржуазному перерождению» советского общества,
которое было бы выгодно «Черчиллям, Тито и
Эйзенхауэрам».
Маршал Берия понимал настроение народа, знал
недостатки системы и понимал, что, только отойдя
от сталинской системы, можно сохранить
руководящее влияние.
Карточка 3.
Ге opгии Максимилианович Маленков
По формальным признакам он более других подходил на роль преемника Сталина. Маленков делал доклад от имени ЦК на последнем съезде партии в 1952 г., в отсутствие Сталина вел заседания Президиума ЦК и Совета Министров, после cмepти Сталина наследовал его пост Председателя Совмина. Уже с конца 30-х гг. Маленков работал в непосредственной близости от Сталина, возглавлял сначала Управление кадров ЦК, затем секретариат. Для него, выходца из дворянской семьи, за плечами которого была классическая гимназия, — это была необычная карьера. От других соратников Сталина, по большей части «пpaктиков», Маленкова отличал довольно высокий для этой среды образовательный уровень (он учился в МВТУ) и особый стиль общения с людьми, который не раз давал повод упрекать его в «мягкотелости» и «интеллигентности». Его называли хорошим организатором. Маленкова вообще вряд ли можно рассматривать как самодостаточного лидера. По складу хаpaктера он таковым не был; он мог играть роль первого, оставаясь по сути вторым. Так было в его отношениях с Берией и так могло сложиться (но не сложилось) в его отношениях с Хрущевым. И, тем не менее, именно Маленков стоит у истоков тех реформ, которые связаны с понятием «оттепель».
Из программы Г. М. Маленкова:
– осудить «культ личности» (не называя имен);
– мирное сосуществование с капиталистическими
странами как альтернатива неизбежной гибели
цивилизации в ядерной войне;
– перенести центр тяжести на развитие легкой и
пищевой промышленности, а также сельского
хозяйства;
– снизить нормы обязательных поставок с личного
подсобного хозяйства колхозников;
– выступал за смягчение политического режима,
предложил реабилитацию;
– пытался интенсифицировать производство, делая
ставку на госаппарат (сам просит освободить себя
от должности секретаря ЦК).
Имел после cмepти Сталина неограниченную власть, не свел ее к личной диктатуре, развивая принцип коллективного руководства.
Вывод: программа предполагала экономические изменения, это была программа бедняков-крестьян. В политической области изменения были небольшие: обсуждение сталинизма, не называя имен, не затрагивая основ социализма, но без репрессий. К нему отрицательно относился партаппарат, который выступил против его программы.
Карточка 4.
Никита Сергеевич Хрущев
По складу хаpaктера — полная
противоположность Маленкову. Резкий,
решительный, неосторожный в словах и поступках,
он прошел все ступени партийной работы,
возглавлял крупные парторганизации (Москва,
Украина). Нигде и ничему серьезно не учившийся,
Хрущев компенсировал недостаток образования
удивительным политическим чутьем, почти всегда
верно угадывая главную тенденцию времени. В
отличие от Маленкова или Берии, Хрущев попадает в
«ближний круг» Сталина только в 1949 г., когда его
после 10-летнего перерыва вновь избирают главой
московских коммунистов.
При распределении ролей в марте 1953 г. Хрущева
явно отодвинули на второй план, и он вынужденно
занял выжидательную позицию. Однако после
активизации Берии, в которой Хрущев увидел
угрозу своему положению, он начал действовать.
Результатом этих усилий стало устранение Берии,
после чего решение вопроса о единоличном лидере
оставалось лишь делом времени.
Из выступления И. С. Хрущева в июле 1953 года на Пленуме ЦК КПСС:
«...укрепить партийное руководство во всех звеньях партии и государственного аппарата. Необходимо провести процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела»».
Он выступил открыто против культа личности Сталина, назвав его главным виновником всех бед в государстве. Указал на необходимость проведения реформ в тоталитарном государстве, сохранив основы социализма. Хрущев выступал за расширение прав союзных республик (восстановление национальной государственности балкарского, ингушского, калмыцкого, чеченского народов), взял курс на решение жилищной проблемы, ликвидировал отраслевые министерства и тем самым укрепил позиции региональной номенклатуры, делал ставку на партаппарат, но при этом расширил права Советов, расширил права местных партийных организаций.
Вывод: это было новое направление в политике: десталинизация, введение элементов демократии, реформирование страны.
6. Слово учителя
Хрущев с немалым риском для себя сумел сплотить
все высшее руководство против Берии и привлечь
на свою сторону армию. (По другой, менее
аргументированной версии, это сделал Маленков,
однако в любом случае без активного участия
последнего этот заговор не мог состояться). 26
июня 1953г. на заседании Президиума Совета
Министров СССР, превращенного по ходу дела в
заседание Президиума ЦК, Берия неожиданно для
него был обвинен в ряде преступлений и тут же
арестован Г.К.Жуковым
(замминистра обороны), К.С.Москаленко и рядом
других генералов и офицеров. После
непродолжительного для такого дела следствия в
декабре 1953г. Берия был осужден и расстрелян как
«враг Коммунистической партии и советского
народа».
Страх перед Берией, небезосновательно имевшего
реноме палача, восстанавливал против него все
руководство страны и лишал его массовой
поддержки, а его позиции в органах
госбезопасности были поколeблены в последние
годы жизни Сталина.
Устранение Берии ослабило позиции Маленкова. Он
лишился хотя и опасного, но могучего союзника.
Органы МВД-МГБ были поставлены под контроль
партии. В результате Председатель Совета
Министров Маленков, в отличие от своего
предшественника, не мог использовать их как
опору своей власти. В то же время Хрущев, став в
сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил
существенно расширившиеся полномочия. Уже на
июльском (1953г.) Пленуме ЦК отмечалась
необходимость укреплять партийное руководство
во всех звеньях и пресекать любые попытки выхода
из-под партийного контроля ведомств и конкретных
лиц.
Вместе с тем Маленков обладал еще значительными
полномочиями, пользовался поддержкой военных и с
их помощью мог попытаться получить единоличную
власть. Однако по этому пути он не пошел. Дело
заключалось не только в его не вполне
вождистских личных качествах. Любые попытки
установления диктатуры натолкнулись бы на
решительное сопротивление остальных члeнов
послесталинского руководства, понимавших, что
только ограниченная, контролируемая власть
могла гарантировать их от репрессий со стороны
более сильного и удачливого соратника. Поэтому
волей-неволей «наследники» вынуждены были пойти
по пути трaнcформации режима личной власти,
уходя от вождистской модели ее организации, но,
еще не представляя себе будущих властных
структур. Эта неопределенность, а также
относительный баланс сил внутри нового
триумвирата (Маленков, Хрущев, Булганин) и
вылились в провозглашенный тогда принцип
коллективного руководства.
7. Работа учащихся по карточкам
Карточка 5.
Из газеты «Волгоградские профсоюзы» 1990 года, из воспоминаний Василия Соколова: «Г. К. Жуков в 1953 был заместителем министра обороны СССР. Он был вызван Булганиным в Кремль на заседание Совета Министров, на котором выступали Маленков, Хрущев. Они говорили об угрозе захвата власти со стороны Берии и необходимости его ареста. Хрущев спросил: «Сможешь выполнить эту рискованную операцию?». Жуков сказал: «Смогу». Жукова предупредили, что Берия физически сильный, знает приемы «джиу-джитсу». Но все произошло очень быстро. Берия не ожидал ареста и онемел. Его держали с часу до десяти вечера, а потом положили в ЗИС в ноги сиденья, укутали ковром и вывезли из Кремля. Вез его Москаленко. Берия был определен на гауптвахту, вернее, в тюрьму Московского военного округа. Там находился и все время следствия, и во время суда, там его и расстреляли».
Карточка 6.
В своих воспоминаниях Н. С. Хрущев пишет: «К 50-м годам у меня сложилось впечатление, что, когда умрет Сталин, нужно сделать все возможное, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии, потому что тогда конец партии. Я даже считал, что это могло привести к потере завоеваний революции, что он повернет развитие в стране не по социалистическому пути, а по капиталистическому».
Карточка 7.
Опасения Хрущева упустить первенство,
думается, сыграли не последнюю роль в смещении
Берии. Некоторые документы из секретариата
Хрущева свидетельствуют о том, что он
внимательно наблюдал за изменениями расстановки
сил и настороженно относился к усилению позиций
других члeнов «тройки» — Берии и Маленкова. Один
из таких
документов — полученная методом радиоперехвата
и направленная Хрущеву для информации
радиограмма одного из руководителей
национального подполья на Украине (ОУН) В.Кука.
Автор радиограммы следующим образом
комментировал ситуацию в московском руководстве
на июнь 1953г. «...Берия далеко еще не хозяин
положения в Кремле. Он вынужден делить свою
власть с Маленковым и другими, и даже вынужден
был уступить ему первенство... В этих
персональных сменах необходимо ожидать еще
различных ревеляций, они будут продолжаться еще
долго, до тех пор, пока снова не появится один
мудрый вождь, на весь СССР. Кто это будет? Я думаю,
что не Маленков, а Лаврентий Берия – это потому,
что в его руках конкретная и надежная сила, а это
при всякой политике – самый сильный правовой
аргумент».
Последняя фраза текста специально выделена –
самим Хрущевым или для Хрущева, но именно в ней
заключался главный смысл информации: был назван
первый претендент на место «вождя». Это,
во-первых. И, во-вторых, имя Хрущева среди первых
лиц вообще не упоминается. Подобная оценка
ситуации в московских верхах, видимо, вполне
соответствовала действительности. Хрущев принял
решение ее изменить. Он начал борьбу за власть,
имея по сравнению с другими претендентами самые
нeблагоприятные формальные шансы, однако
авторитет должности и изменение соотношения сил
после ликвидации «тройки» позволили Хрущеву, в
конечном счете, выйти из этой борьбы победителем.
Вывод: Устранение Берии способствовало дальнейшему росту роли партаппарата в руководстве страны и укреплению позиций Н.С.Хрущева, который 13 сентября 1953 г. на очередном Пленуме ЦК был избран первым секретарем ЦК КПСС.
8. Изучив эти две карточки, ответьте мне на вопросы:
– Как произошел арест Берии, и кто в этом участвовал?
– Чего опасался Хрущев? Что его больше всего
волновало? Как вы
считаете, случайно или нет в мемуарах Н.С.Хрущева
не говорится о многочисленных связях Берии с
иностранной разведкой?
9. Слово учителя
После ареста Берии была проведена чистка в
руководстве МВД-МГБ, возбуждено следствие. В
результате проведенного расследования
Специальное Судебное Присутствие Верховного
суда СССР 23 декабря 1953г. вынесло приговор о
расстреле Берии (он еще в июле был расстрелян без
суда).
К концу 1954 г. в Президиуме ЦК резко обострилась
борьба между В.М.Молотовым, Г.М.Маленковым и
Л.М.Кагановичем, с одной стороны, и Н.С.Хрущевым и
поддерживавшим его большинством члeнов
обновленного ЦК партии, новым руководством МВД,
КГБ и армии – с другой. В результате сложных
закулисных комбинаций в январе \95. Г.М.Маленков,
по решению Пленума ЦК, утвержденному Президиумом
Верховного Совета СССР, был освобожден от
обязанностей Председателя Совета Министров
страны и назначен министром электростанций.
Председателем Совмина стал Н.А.Булганин, а
министром обороны – Г.К.Жуков.
10. Работа по карточкам
Карточка 8.
В декабре 1954 года по инициативе Хрущева состоялся процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела», в ходе которого Маленков, как один из его организаторов, был сильно скомпрометирован. Это послужило одним из поводов к его смещению. В феврале 1955 г. Маленков был снят с поста главы правительства (его занял Н.Булганин) и назначен начальником электростанции. (А.А Левандовский, Ю.А.Щетинов «Россия в XX веке»).
Вывод: Заговор против Берии возглавил Никита Сергеевич, Хрущев избавился от своих оппонентов, не особо заботясь о способах их устранения, он использовал сталинские методы в борьбе за единоличное лидерство. Его отличало от других то, что он был в меньшей степени запятнан сталинскими репрессиями. Это была его полная победа в борьбе за власть, отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской пpaктике единоличного правления.
III. Закрепление
Устный опрос:
1) Какова расстановка политических сил в
руководстве страны после cмepти Сталина?
2) Назовите основных претендентов на власть.
3) Какие посты в политическом руководстве страны
они занимали?
4) Охаpaктеризуйте кратко программные установки
Берии, Маленкова, Хрущева.
5) Кто активно участвовал в смещении Берии?
6) Какова судьба Берии и его соратников по МВД?
7) Чем закончился первый этап борьбы за власть?
IV. Тестовый контроль
Всем учащимся раздаются листы с тестом, в котором предлагается ответить на следующие вопросы:
1) Перевод Г.К.Жукова в Москву с Урала в 1953 г. произошел в результате...:
– его реабилитации после начала
демократических преобразований в стране
– обострения международной обстановки
– последней просьбы И.В.Сталина
– настойчивости Н.С.Хрущева
– росту числа подпольных типографий в стране
2) Главной причиной ареста Л.П.Берии была(о)...:
– последняя воля И.В.Сталина
– народное возмущение против него
– страх члeнов Политбюро перед ним
– требования заключенных ГУЛАГа
3) Массовые восстания заключенных в лагерях ГУЛАГа происходили в период...:
– до Великой Отечественной войны
– во время Великой Отечественной войны
– после Великой Отечественной войны
– массовых восстаний в ГУЛАГе не было
4) Претендентами на единоличное лидерство из числа ближайшего окружения Сталина выступали:
– В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, А.И.Микоян
– Л.М.Каганович, Н.А.Булганин, Н.М.Шверник
– Г.М.Маленков, И.С.Хрущев, Л.П.Берия
– М.А.Суслов, А.А.Андреев, М.Г.Первухин
5) Лидером КПСС в сентябре 1953 г. был избран:
– Н.С.Хрущев
– Г.М.Маленков
– Л.М.Каганович
V. Домашнее задание: повторить опopный конспект.
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...
18 03 2024 15:22:34
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
17 03 2024 9:53:18
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
16 03 2024 1:56:46
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
15 03 2024 2:16:30
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
14 03 2024 20:14:47
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
13 03 2024 8:54:59
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
12 03 2024 6:59:29
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
11 03 2024 14:25:16
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
10 03 2024 12:19:56
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
09 03 2024 18:42:36
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
08 03 2024 22:43:17
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
07 03 2024 8:27:41
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
06 03 2024 14:35:55
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
05 03 2024 6:51:28
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
04 03 2024 15:58:50
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
03 03 2024 2:44:25
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
02 03 2024 10:42:19
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
01 03 2024 22:41:41
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
29 02 2024 15:25:57
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
28 02 2024 19:39:11
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
27 02 2024 13:29:10
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
26 02 2024 22:32:58
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...
25 02 2024 5:21:19
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
24 02 2024 4:44:24
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
23 02 2024 11:40:13
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
22 02 2024 22:23:10
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
21 02 2024 22:57:46
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
20 02 2024 17:21:48
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
19 02 2024 5:49:16
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
18 02 2024 7:31:24
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
17 02 2024 13:30:14
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
16 02 2024 0:34:28
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
15 02 2024 16:50:55
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
14 02 2024 11:22:57
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
13 02 2024 4:42:23
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
12 02 2024 0:49:43
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
11 02 2024 8:30:34
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
10 02 2024 5:34:34
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
09 02 2024 7:37:53
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
08 02 2024 5:45:29
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
07 02 2024 22:24:47
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
06 02 2024 19:39:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
05 02 2024 23:37:18
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
04 02 2024 1:55:36
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан? ...
03 02 2024 14:41:11
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
02 02 2024 4:40:39
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
01 02 2024 0:44:38
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
31 01 2024 6:57:11
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
30 01 2024 11:37:32
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
29 01 2024 12:19:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::