Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"
Презентация.
Включается Слайд 1. Тема "Дворцовые перевороты".
Цели:
- образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
- развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.
- воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.
Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, конституционная монархия.
Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, презентация правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологическая установка на работу.
Тему можно начать с оценки В.О.Ключевского “ Россия отдыхает от Петра”.
Бесконечная война, бесконечная служебная лямка, непосильные поборы, изможденный народ. Нужно время для восстановления сил.
Вступительное слово учителя.
Проблемное задание:
– почему в эпоху московской Руси и допетровской России не известно
случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны
поданных, а в XVIII
в. наступает эпоха дворцовых переворотов?
Что изменилось?
В первые16–17 лет, прошедших со cмepти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами.
С. Ф. Платонов об эпохе дворцовых переворотов.
Включается Слайд 2. Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после cмepти Петра Великого.
– Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой хаpaктеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.
(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, самостоятельно заполняете таблицу, в конце урока тетради сдаете на проверку.)
Беседа с классом.
Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.
– Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.)
– Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?
1722 г. – Указ о престолонаследии:
По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в
1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии.
Петр I не успел назначить преемника и после его cмepти на престол вступила его
жена Екатерина I Алексеевна (1725–27). Сын Петра I – царевич Алексей Петрович
был казнен 26 июня 1718 за активное противодействие реформам.
Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.
Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед cмepтью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.
Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после cмepти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.
Включается Слайд 3. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.
Проблемное задание:
За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они “восходили” на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным.
(Запись.)
Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
– Самостоятельно прочитайте текст § 20 “Причины и сущность дворцовых
переворотов”, с. 146–147, и ответьте на вопрос:
– Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Причины: (записи).
Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).
Указ Петра Ι 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.
Появление дворянских группировок, “партий”, борющихся за власть.
(записи)..
Давайте посмотрим схему. из которой видно кем приходились Петру Великому эти люди. (Генеалогическое древо.)
По отношению к Петру I
Екатерина I – жена
Петр II – внук
Анна Иоанновн – племянница .
Иоанн VI Антонович – племянник Анны Иоанновна
Елизавета Петровна – дочь
Петр II – внук
Екатерина II – жена Петра II
Вывод. Все они царской крови и каждый из них мог претендовать на престол. Генеалогическая таблица династии Романовых (фрагмент).
За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произойдет борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины.
Включается Слайд 4.
Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами
“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”.
Л.Н.Толстой
Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов – Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.
Включается Слайд 5. Екатерина Ι. (Сообщение.)
Включается Слайд 6.
Включается Слайд 7. Вопросы к учащимся:
–Подумайте, с какой целью был создан Верховный тайный совет?(Записи.)
-О чем свидетельствует изменение порядка управления государством при Екатерине I?
Включается Слайд 8. Петр ΙΙ. (Сообщение.)
Включается Слайд 9. Почему Меньшиков не препятствовал Долгоруким возвести на трон Петра Алексеевича?
Включается Слайд 10.
Включается Слайд 11. Кто претендовал на престол после царствования Екатерины Ι?
Включается Слайд 12. Анна Иоанновна. (Сообщение.)
Что такое “кондиции”?(записи) Кто их выдвинул?
Какие последствия они могли бы иметь для политической жизни России?
Вспомните, как появилась на троне Анна Иоанновна?
Включается Слайд 13. “Это царствование – одна из мрачнейших страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней – сама императрица... Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении ... При разгульном дворе... вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа.
...между тем народное, а с ним и государственное хозяйство расстраивалось.
...многие провинции точно войною или мором опустошены, как писали иностранные наблюдатели.”
СОДЕРЖАНИЕ “КОНДИЦИЙ”: (записи)
Императрица не имеет право:
– вступать в супружество;
– назначать наследника;
– объявлять войну и заключать мир;
– назначать военное руководство;
– утверждать бюджет государства;
– вводить новые налоги;
– наказывать и награждать представителей всех сословий.
Мнения историков. Среди ученых нет единого мнения относительно данных
событий. Одни видят в кондициях стремление установить вместо самодержавия
“олигархическую” форму правления, отвечавшую интересам узкого слоя родовитой
знати и ведущую Россию назад к эпохе “боярского своеволия”. Другие считают, что
это был первый конституционный проект, ведущий к утверждению конституционной
монархии (запись ) и ограничивавший произвол деспотического государства,
созданного Петром, от которого страдали все слои населения, включая
аристократию.
Включается Слайд 14. Вопросы к учащимся:
– Вспомните, как появилась на троне Анна Иоанновна?
– Что такое “кондиции”? Кто их выдвинул?
– Какие последствия они могли бы иметь для политической жизни России?
Включается Слайд 15. Иоанн VI. (Сообщение.)
Включается Слайд 16.
Включается Слайд 17.
– Какую опасность представлял Иоанн 6 для Екатерины ΙΙ?
Включается Слайд 18. Елизавета Петровна (сообщение)
В ночь на 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейских офицеров дочь Петра I
Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот и была провозглашена
императрицей Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает
историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…
“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер. войдя в казарму, она сказала солдатам:
– Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся
на кресте сем, что умрем за Россию вместе.
– Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!
– А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…
За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.
Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь живописует:
Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного.
Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
на бисер, злато и порфиру,
на все земные красоты,
во все страны свой взор возводит;
но краше в свете не находит Елизаветы…
А вот как пишут о Елизавете историки:
– Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Елизавета Петровна была "умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней", соединявшей "новые европейские веяния" с "благочестивой отечественной стариной". (В.О.Ключевский) Красивая, веселая и беззаботная, Елизавета Петровна отдала свое сердце придворному певчему из черниговских казаков Алексею Разумовскому. Предание гласит, что Алексей Григорьевич Разумовский был тайно обвенчан с Елизаветой Петровной, и чувство императрицы к нему оставалось неизменным до конца ее жизни.
Одно из первых мероприятий императрицы было направлено на установление порядка престолонаследия. С этой целью Елизавета Петровна пригласила из Голштинии своего племянника Карла-Петра-Ульриха (будущего Петра III), сына Анны Петровны, и объявила его наследником престола и великим князем Петром Федоровичем, заставила изучать русский язык и православный катехизис.
Включается Слайд 19.
(Сообщение.) Вопросы к учащимся:
Вспомните, как Елизавета Петровна пришла к власти?
Кто ее поддерживал
Каковы были цели и ход военного переворота?
Вспомните: какие новые явления в культурной жизни Росси появились в период правления Елизаветы Петровны?
Включается Слайд 20. Имена, каких людей, прославивших Россию, вы можете вспомнить?
Как хаpaктеризует время Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов?
Войне поставила конец…
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елизавета.
Сравнивая Елизавету с Петром, Ломоносов утверждает:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает.
Довольства муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
Включается Слайд 21.
Петр ΙΙΙ. (Сообщение.)
Включается Слайд 22.
– Объясните, почему был свергнут Петр ΙΙΙ?
– В чем была непредсказуемость императора?
Включается Слайд 23.
Включается Слайд 24.
ΙΙΙ. Итог урока.
Мнения историков. В произведениях русских и советских историков
(С.М.Соловьева, С.Ф.Платонова, Н.Я.Эйдельмана) эпоха дворцовых переворотов
хаpaктеризуется как значительный шаг назад в развитии русской государственности
по сравнению с петровским периодом. Правители этой эпохи в исторических трудах
казались ничтожествами по сравнению с мощной фигурой царя-реформатора. В
хаpaктеристику эпохи входили представления об ослаблении абсолютизма, засильи
иностранцев во времена обеих Анн, огромной роли гвардии в решении политических
вопросов, патриотических мотивах переворота Елизаветы Петровны. Бироновщина
тpaктовалась как особо свирепый режим, сходный с опричниной. В работах
современных историков (Д.Н.Шанского, Е.В.Анисимова, А.Б.Каменского) намечается
отказ от таких однозначных оценок, признание, хотя и противоречивого, развития
русской государственности.
Выводы. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а
тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных
дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были
расширены привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к.
резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и
бюрократический аппарат. В целом социально-экономическая стабилизация и
внешнеполитические успехи Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху
Екатерины II.
ΙV. Заключительная часть.
Проблемное задание:
почему в эпоху московской Руси и допетровской России не известно случаев
покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны поданных,
а в XVIII в. наступает эпоха дворцовых
переворотов?
Что изменилось
1. Текст с ошибками.
После cмepти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ее кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.
Включается Слайд 25. 2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?
1. “Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” – так выглядел в глазах иностранцев:
- Алексей Михайлович,
- Петр I,
- Петр II,
- Петр III.
2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:
- Екатерина I,
- Анна Иоанновна,
- Анна Леопольдовна,
- Елизавета Петровна.
3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730–1740 гг.
- К.Фридрих,
- А.И.Остерман,
- Э.И.Бирон,
- А.П.Волынский.
4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как ее отцу началось ее 20-летнее царствование:
- Анны Леопольдовны,
- Елизаветы Петровны,
- Екатерины II.
Включается Слайд 26. Давайте вспомним все, что узнали и поиграем в игру “крестики-нолики”
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Все вы ребята умеете играть в крестики-нолики. Вот мы и поиграем по теме “Дворцовые перевороты”. Если да – то ставите Х Если нет – то ставите 0
1. Дворцовые перевороты начались после cмepти Петра I. (Да или нет.)
2. Петр II – сын Петра I. (Да или нет.)
3. Елизавета Петровна дочь Петра I. (Да или нет.)
4. Анна Иоанновна жена Петра I. (Да или нет.)
5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I (Да или нет.)
6. Екатерина II – племянница Петра I. (Да или нет.)
7. Петр III имеет отчество Федорович. (Да или нет.)
8. Петр II имеет отчество Иванович. (Да или нет.)
Х | О | Х |
О | Х | О |
Х | О | Х |
9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины II. (Да или нет.)
Домашнее задание: § 20–21, записи в тетради.
Включается Слайд 27. Рефлексия.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9–10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.
Приложение.
Литература:
- Династия Романовых. Издательство “ Альфа – Копер”, 2006.
- В.П. Ситников, Г.П. Шалаева, Е.В.Ситникова. Кто есть кто в истории России, Детская энциклопедия “ Я познаю мир”, М., “АСТ-Слово”, 2010.
- www.Piplz.ru сайт о людях-биографии знаменитостей, статьи, новости.
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
18 03 2024 4:52:34
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
17 03 2024 16:16:31
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
16 03 2024 12:19:45
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
15 03 2024 9:21:42
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
14 03 2024 9:58:44
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
13 03 2024 13:19:19
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
12 03 2024 20:33:19
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
11 03 2024 18:50:39
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
10 03 2024 12:36:27
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
09 03 2024 10:22:58
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
08 03 2024 15:32:13
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
07 03 2024 18:17:23
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
06 03 2024 15:32:20
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
05 03 2024 17:10:52
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
04 03 2024 10:48:42
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
03 03 2024 4:15:40
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
02 03 2024 1:47:36
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
01 03 2024 1:45:51
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
29 02 2024 5:24:57
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
28 02 2024 2:12:29
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
27 02 2024 21:41:41
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
26 02 2024 0:17:31
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
25 02 2024 7:56:14
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
24 02 2024 18:54:16
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...
23 02 2024 7:32:53
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
22 02 2024 22:14:47
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
21 02 2024 4:35:37
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
20 02 2024 22:14:31
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
19 02 2024 16:41:25
При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
18 02 2024 22:26:57
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
17 02 2024 21:27:52
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
16 02 2024 23:51:57
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
15 02 2024 18:17:28
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
14 02 2024 22:42:32
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
13 02 2024 14:47:46
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
12 02 2024 4:26:31
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
11 02 2024 4:17:14
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
10 02 2024 17:27:17
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
09 02 2024 1:52:55
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
08 02 2024 14:58:27
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 02 2024 1:33:11
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
06 02 2024 2:43:55
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
05 02 2024 12:14:54
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
04 02 2024 17:20:36
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
03 02 2024 21:29:13
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
02 02 2024 10:48:31
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
01 02 2024 11:10:49
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...
31 01 2024 14:47:23
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
29 01 2024 9:55:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::