Урок обществознания с кейс-технологией. 7-й класс
Цели урока:
- Образовательная: формирование понятий: преступление, причины преступлений, виды преступлений, ответственность за преступление
- Развивающая: развитие умений анализировать, составлять план, обобщать, работать в паре и группе, делать выводы на основе уже имеющихся и полученных знаний
- Воспитательная: воспитание уважения к закону, способность брать на себя ответственность, отстаивать свои права
Ожидаемые результаты:
По завершению урока учащиеся должны:
1. Иметь представление: о преступлении, о
причинах совершения преступлений, о видах
преступлений, об ответственности за
совершение противоправных действий.
2. Уметь: формулировать проблему, предлагать
пути её решения, анализировать ситуации,
обобщать, делать выводы, применять полученные
знания в конкретных ситуациях.
3. Занимать позицию по обсуждаемому вопросу,
толерантно относиться к чужому мнению.
Основные понятия и термины: проступок, преступление, виды преступлений, юридическая ответственность, уголовная ответственность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: учебник Кравченко А. И. Обществознание 7 класс, Уголовный Кодекс РФ, карточки с кейсами
План учебного занятия:
1. Проблемно-мотивационный этап
1.1. Мотивация
1.2. Постановка проблемы
1.3. Поиск путей решения проблемы
2. Основной этап
2.1. Информационный блок
2.2. Аналитический блок
3. Заключительный этап
3.1. Оценивание
3.2. Рефлексия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Проблемно-мотивационный этап 1.1 Мотивация |
Начинает урок за 2 минуты
до звонка!!! |
Учащиеся в недоумении. Отвечают: учитель нарушил право ученика отдыхать в перерывах между уроками. Вспоминают права ребенка. Вывод: права ребенка защищены |
1.2. Постановка проблемы | Сравните два информационных источника: а) объявление в газете: «Прошу вернуть детство за вознаграждение». б) данные статистики: «Некоторое время назад число преступлений, совершенных подростками за год, составило около 250 тыс.; среди подростков, в течение года задерживавшихся милицией, было выявлено свыше 44тыс., не имеющих начального образования; нигде не работают и не учатся 30% от числа подростков, совершивших преступление» Вопросы: 1) почему автор просит вернуть детство, да еще и за вознаграждение? 2) проанализируйте статистические данные и сделайте вывод: все ли дети счастливы? 3) в чем противоречие? 4) какая проблема возникает? 5) запишем проблему (тему) в тетрадь «Опасный путь преступной жизни» |
Индивидуальная работа. Рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы: 1)детство – лучшая, счастливая пора жизни 2) детство – «опасный» период в жизни человека 3) противоречие в том, что для одних – детство – это счастье, для других – «опасный» период 4) возникает проблема: почему детям не живется счастливой жизнью и что их толкает на преступления? 5) записывают проблему (тему) в тетрадь |
1.3. Поиск путей решения проблемы | Составим план: – На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему? Пишет план на доске: 1. Преступление. |
Работа в парах Составляют и озвучивают примерный план решения проблемы: Пишут план в тетради |
2. Основной этап 2.1. Информационный блок |
Дает задание: прочитать §19 (пункты 1-2),
выделить главное, согласно плану, приготовиться
отвечать на вопросы: – Что такое преступление? |
Читают §19 (пункты 1-2), выделяют главное, согласно плану. Отвечают
на вопросы |
2.2. Аналитический блок | Делит класс на группы. Каждая группа получает кейс и статьи УК РФ | Работа в группах с кейсами, статьями УК РФ |
Кейс №1. Определите
преступления и проступки: А) 14-летние подростки баловались с огнем около трaнcформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки. Б) Виктор П. управлял машиной в нетрезвом состоянии. В) В городе N была организована вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан и организации Г) Яков Ш. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком. |
Кейс №1: А) проступок –
повреждение имущества |
|
Кейс №2. Определите, в какой
форме совершено преступление: умысел или
неосторожность. А) 14-летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. Б) Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом. В) Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб. Г) Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои. |
Кейс №2 А) неосторожность |
|
Кейс № 3. Инсценируйте ситуацию, придумайте разные окончания этой истории. Сергeй и Алёша учатся в 9 классе. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они мечтают купить скейтборды, которые стоят очень дорого. Один из знакомых, предложил купить у него доски за полцены, но деньги нужны срочно. Сергeй был уверен, что отец даст положенную сумму, у Алёши мама работала санитаркой, и денег хватало только на продукты. Знакомый предложил оказать ему услугу, за которую обещал хорошо заплатить. Как вы думаете, как поступят мальчики? | Кейс №3. Инсценируют ситуацию, придумывают разные окончания этой истории | |
Кейс №4: Определите, о каких
видах преступлений идет речь А) 14-летние подростки Иванов и Петров, зная, что семья их одноклассника Тищенко уехала отдыхать в санаторий, проникли в их квартиру и похитили ценные вещи Б) Несовершеннолетние Сидоров и Уваров ночью напали на прохожего, избили его, забрали у него часы, деньги, часы и норковую шапку В) Чем кража отличается от грабежа? Г) Будут ли наказаны Сидоров и Уваров, если: Сидоров судебно-психиатрической экспертизой признан невменяемым? Уварову в день преступления исполнилось 14 лет? |
Кейс №4 А) кража |
|
Кейс №5: Определите обстоятельства
совершения преступления, которые смягчают
наказание, ужесточают наказание. 1. Несовершеннолетие; 2. Рецидив, т.е. повторное совершение преступления; 3. Беременность; 4. Явка с повинной, отказ от совершения преступления; 5. Преступление, совершенное в составе преступной группы (соучастие ); 6. Преступление, совершенное впервые; 7.Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств; 8. Добровольное возмещение имущественного ущерба и мopaльного вреда; 9. Амopaльность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; 10. Наличие малолетних детей у виновного; 11. Преступление, совершенное с особой жестокостью |
Кейс №5 смягчают наказание: 1,
3, 4, 6, 7, 8, 10
Представление своих работ |
|
3. Заключительная часть 3.1. Оценивание 3.2. Рефлексия |
Итоги. 1) Составьте синквейн понятия «преступление» 2) Предлагает ответить на вопросы: – Какая информация была для вас новой на данном занятии? – Где можно применить полученные знания? – Какие идеи были для вас наиболее значимыми? Почему? – Продолжите фразу: каждый человек имеет право выбора… 3) Предлагает провести взаимооценивание учащихся в группах 4) Высказывает свое мнение, обобщает Домашнее задание: написать эссе на тему «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» (Виктор Гюго) |
Работа в группах: составляют синквейн, осуществляют рефлексию, делают вывод, что каждый человек имеет право выбора: пойти законным путём или нарушить закон. Оценивают работу друг друга, обобщают |
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
18 03 2024 18:32:16
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
17 03 2024 15:57:31
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
16 03 2024 8:34:30
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
15 03 2024 8:19:58
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
14 03 2024 0:12:27
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
13 03 2024 23:42:33
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
12 03 2024 8:50:54
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
11 03 2024 6:53:38
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
10 03 2024 5:30:49
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
09 03 2024 13:47:12
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
08 03 2024 13:43:35
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
07 03 2024 21:12:24
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
06 03 2024 3:44:43
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
05 03 2024 23:39:48
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
04 03 2024 14:38:46
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
03 03 2024 13:56:23
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
02 03 2024 16:52:23
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
01 03 2024 11:47:41
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
29 02 2024 14:24:46
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
28 02 2024 4:52:44
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...
27 02 2024 5:53:59
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
26 02 2024 20:27:46
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
25 02 2024 21:38:38
Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
24 02 2024 14:45:56
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
23 02 2024 0:38:15
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
22 02 2024 22:54:39
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
21 02 2024 7:37:42
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...
20 02 2024 2:20:51
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
19 02 2024 12:31:15
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
18 02 2024 18:26:22
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
17 02 2024 21:51:48
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
16 02 2024 22:38:33
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
15 02 2024 11:54:27
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
14 02 2024 7:46:25
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
13 02 2024 13:10:38
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
12 02 2024 10:49:31
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
11 02 2024 15:36:31
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
09 02 2024 1:52:15
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
08 02 2024 11:54:41
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
07 02 2024 15:34:32
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
06 02 2024 1:44:17
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
05 02 2024 21:52:15
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
04 02 2024 6:14:37
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
03 02 2024 11:51:56
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
02 02 2024 14:29:46
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...
01 02 2024 6:55:24
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
31 01 2024 14:48:15
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
30 01 2024 3:43:52
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
29 01 2024 13:55:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::