"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс

1. Хаpaктеристика читательской группы
Занятие проводится с учащимися шестого класса и связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования». Эта тема также перекликается с параграфами учебников: «История средних веков» и «История России».
2. Форма проведения занятия: групповая
3. Тип занятия: урок – презентация с пpaктической деятельностью учащихся (класс делится на две комaнды, в каждой из которых пять групп).
4. Методы обучения: поисковый и эвристический.
5. Цель: Показать огромную роль в истории государств выдающихся людей, стоявших у истоков книгопечатания в Западной Европе и на Руси в средние века.
6. Задачи:
- информационные – познакомить с предпосылками возникновения книгопечатания, с историей появления первых печатных книг;
- воспитательные – показать величие гражданского подвига первопечатников, их мастерство, трудолюбие и патриотизм;
- образовательные – проверить умение работать со справочной литературой по поиску информации;
- развивающие – научить кратко излагать свои мысли.
7. Оборудование:
- научно-популярная литература, энциклопедии, словари, справочники, статьи из периодики, подобранные библиотекарем по теме;
- книжная выставка «Чудо, имя которому – книга», цитаты;
- электронная презентация «Из истории книгопечатания» (Презентация).
8. Задания для подготовки учащихся:
Повторить соответствующие теме параграфы
учебников по истории.
Повторить правило написания синквейна.
9. Ожидаемый результат
В результате освоения темы у учащихся должны закрепиться знания и умения поиска информации в предложенной литературе.
В ходе проведения занятия хотелось бы выявить:
- отношение учащихся к историческим сведениям о первопечатниках и уровень их подготовки к мероприятию;
- желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой работе;
- уровень активности и заинтересованности в предложенной теме;
10. Связь с уроком обществознания.
Проведение теста по теме: «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания» (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Слайды 1, 2. Титульный лист
Мы хорошо удерживаем в памяти:
10% из того, что читаем
20% из того, что слышим
30% из того, что видим
70% из того, что обсуждаем
90% из того, что делаем
сами
Наше занятие посвящено истории книгопечатания. Сегодня мы должны прочитать и обсудить, услышать и увидеть материал по данной теме из разных подобранных источников информации, критически его оценить и определить критерии отбора найденной информации.
Вступление: «На пути к новой книге»
Слайд 3. Эпиграф
«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»
Н.М.Карамзин
Слайды 4, 5, 6
Вспомним предысторию:
VIII век – в буддийских монастырях
возникает самый ранний способ механического
размножения книги – ксилография (обрезная
гравюра на дереве).
868 г. – в Китае впервые в мире отпечатана
книга.
Еще в XI в. наборную форму, составленную из
глиняных литер, использовал китайский кузнец Би
Шэн, печатавший так несложные тексты.
Около 1400 г. – ксилография появляется в
Западной Европе.
XIII век – изобретен способ печатания
деревянными литерами.
1403 г. – в Корее для печати стали
отливать металлические шрифты.
В истории каждого народа есть имена, ставшие гордостью национальной культуры, и среди них Иоганн Гутенберг и Иван Федоров — люди, стоявшие у истоков книгопечатания. Докажите это, выполнив первое пpaктическое задание.
Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.
Пpaктическое задание № 1.
Найдите ответы на вопросы в предложенных вам различных источниках.
(Поиск материала по теме в энциклопедиях, в научно-популярной и справочной литературе).
Вопросы группам первой комaнды: Иоганн Гутенберг
1. Причины возникновения книгопечатания в
Европе в середине XV века:
2. Иоганн Гутенберг – первопечатник и …
3. Заслуга Иоганна Гутенберга в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иоганном
Гутенбергом:
5. Объясните слово «ИНКУНАБУЛА» –
Вопросы группам второй комaнды: Иван Фёдоров
1. Причины возникновения книгопечатания на Руси
в середине XVI века:
2. Иван Федоров – первопечатник и …
3. Заслуга Ивана Федорова в том, что …
4. Самые известные книги, изданные Иваном
Федоровым:
5. Объясните слово «ДРУКАРЬ».
(обсуждение прочитанного: параллельные ответы
учащихся).
Пpaктическое задание № 2:
Запишите алгоритм поиска материала по своему источнику:
- по научно-популярной литературе;
- по энциклопедиям;
- по словарям;
- по периодике.
(учащиеся комментируют ход поиска по своим записям)
Пpaктическое задание № 3
Из всех предложенных источников выберите те,
которые наиболее подходят для подготовки
презентации по данной теме и объясните – почему.
(учащиеся определяют критерии отбора
найденной информации)
Первые книгопечатники (продолжение презентации)
Слайды 8-12
Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг
Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление типографского станка в Европе в середине XV столетия. Книгопечатание было детищем того явления культурной и общественной жизни, которое известно под названием Ренессанса, или Возрождения.
Во дворцах и монастырях возникают крупные библиотеки. Для простых людей рукописная книга была слишком дорога. Между тем развитие ремесла и становление промышленности вынуждали человечество заняться систематизацией и распространением знаний, накопленных в предшествующие века. Сделать это можно было лишь с помощью массовой книги.
Книгопечатание — детище городской культуры. Для школ и университетов нужны были книги, учебные пособия. Тогда еще никто не задумывался об их «стабильности». Но какое-то единообразие все же требовалось. Дать его могло только механическое воспроизведение текстов. Спрос на учебники рос с каждым годом, и рукописные мастерские не могли удовлетворить его. Этот спрос и стал одной из побудительных причин возникновения книгопечатания.
Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг облек в реальные технические формы идеи, которые высказывались и ранее, нашел наилучшее конкретное решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории.
Будущий изобретатель, сын богатого горожанина из Майнца появился на свет около 1399 г. Он с юности был знаком с основами химии, знал, что такое чеканка, штамповка, литье и сплавы. Ученые предполагают, что в 1418—1420 гг. Гутенберг учился в Эрфуртском университете, где приобрел основательные познания в области латинского языка. Известно также, что Гутенберг был «золотых дел мастером», то есть владел профессией шлифовщика и гранильщика драгоценных камней.
Первые опыты книгопечатания были предприняты Гутенбергом в начале 30-х гг. XV века. Свое великое открытие он обдумывал и осуществлял в течение 10 лет. Отливка литер в ручном словолитном инструменте и есть, как считают ученые, главное изобретение Гутенберга. Он придумал, как составить из литер и скрепить строку набора. Мастер изобрел инструмент, который до сих пор применяется в типографиях с ручным набором, – верстатку. Он же придумал, как соединять набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок.
Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они совершенно для другой цели – для отжимки винограда, а также для изготовления бумаги. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели. Его станок в отличие от предыдущих громоздких и неуклюжих машин работал быстро и безотказно. Пресс позволял печатать текст на двух сторонах листа.
С воодушевлением Гутенберг печатает краткую латинскую грамматику «О восьми частях речи», издает небольшие листовки-календари, которые зачитывались до дыр. С годами улучшилась техника печати, что позволило мастеру взяться за издание большой книги.
Первым представительным изданием, в котором новое изобретение нашло свое законченное художественное и техническое выражение, была 42-строчная Библия, названная так по количеству строк на полосе.
В полном экземпляре Библии1282 страницы. Это два тома довольно-таки внушительных размеров, примерно 40 X 30 см. Титульного листа в книге нет. Этот элемент книжного убранства появился позднее — на рубеже XV и XVI вв. Полиграфическим способом в Библии воспроизведен лишь текст, набранный в две колонки. Все украшения сделаны от руки. В каждом экземпляре они разные.
Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 165 экземпляров «42-строчной» Библии, из которых сохранилось всего 48. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г.г. Гутенбергом была напечатана другая Библия, которую по числу строк на полосе называют «36-строчной». Это издание еще более редко: известно всего 13 напечатанных на бумаге экземпляров.
Жизнь Иоганна Гутенберга прошла в неустанных трудах и хлопотах. Лишь под старость он получил возможность жить, не заботясь о хлебе насущном. Гутенбергу был пожалован придворный чин и пожизненная пенсия. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года.
Слайды 13-17
Еще при его жизни началось триумфальное шествие печатного станка по странам Европы. Первые печатные книги «разговаривали» на латыни — классическом языке античности, но постепенно они «изучили» все языки Европы.
Примерно за 40 лет многочисленные типографии выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами. В основе термина лежит латинское слово, обозначающее «колыбель». Инкунабулы — это книги колыбельного периода книгопечатания.
Вслед за изобретением печатного станка в Европе начинается невиданный прежде расцвет наук, искусств, ремёсел...
Слайд 7. Вопросы к пpaктическому заданию № 1.
Слайды 18-26
Первопечатник Иван Фёдоров
В XVI веке в России бурно развивались культура и просвещение. Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало. Решить этот вопрос могло только книгопечатание. Печатная книга должна была стать могучим орудием просвещения, фактором создания единого русского литературного языка и главное – отражением политики централизации власти, проводимой Иваном Грозным.
У истоков русского и украинского книгопечатания стоял создатель старопечатного стиля орнаментики Иван Федоров. Мы удивляемся его таланту, преклоняемся перед его мужеством. Исследования последних лет открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. Сейчас мы видим в нем писателя, художника, педагога, просветителя, безгранично преданного делу.
Датой рождения Ивана Федорова принято считать 1510 год. В одной из старых книг Кpaковского университета найдена запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен степени бакалавра «Иван Федоров Москвитин». А затем источники молчат о нем на протяжении 30 с лишним лет. Вновь его имя появляется уже в связи с организацией типографского дела в Москве. Человек одаренный и образованный, он становится во главе первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1563 году.
В 1564 году в этой типографии вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга «Апостол», в послесловии которой сказано, что печатали ее «Николы чудотворца Гостунского дьякон Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства.
Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Книга напечатана старопечатным стилем, который разработал сам Иван Федоров. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки. Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. До нашего времени дошли 60 экземпляров этого издания, они хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира.
Высшие круги церковной иерархии выступили против книгопечатания. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец были вынуждены уехать в великое княжество Литовское, а затем в Львов, где в 1574 году Иван Федоров напечатал «Азбуку» — первый восточнославянский учебник. Иван Федоров писал, что составил его «ради скорого младенческого научения».
В 1580 году в Остроге Иван Федоров печатает «Новый завет с Псалтырью». Издание сопровождала «Книжка — собрание вещей нужнейших» — первый в истории нашей словесности алфавитно-предметный указатель и одновременно сборник афоризмов и крылатых выражений. А затем была напечатана Острожская «Библия» — замечательный памятник восточнославянской культуры.
Иван Фёдоров похоронен во Львове. Здесь на могильной плите изображен книжный знак печатника, а под ним высечено: «Друкарь книг пред тым невиданных».
Слайды 27-29
Заключение
Только изобретение книгопечатания открыло мир
духовных богатств широкому кругу людей и тем
самым дало новый толчок развитию науки, техники,
общественной мысли. Появление первой печатной
книги не только совпало по времени, но и сравнимо
с великими географическими открытиями.
Изобретение книгопечатания – одно из
удивительных творений человеческого ума. Книга
есть и будет основой духовной жизни народа.
Черные оттиски букв на белой бумаге, листы,
собранные в книгу, – лучшее универсальное
хранилище мысли, вдохновляющий источник новых
идей.
Пpaктическое задание № 4:
Составьте синквейн:
Первая комaнда: Иван Федоров
Вторая комaнда: Иоганн Гутенберг
Список литературы:
1. Древний мир. Средневековье / Сост.
А.М.Цирульников. – М.: ООО Мир книги. Изд. дом
Современная педагогика, 2005. – 128 с.
2. Дьяченко, Н.П. Рождение книги: кн. для уч-ся
ст. кл. ср. шк. / Н.П. Дьяченко.– М.: Просвещение,
1990.– 112 с.
3. История в лицах и событиях: Исторический
лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М.: Академ. Книга
/ Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 1.).
4. История в лицах и событиях: Исторический
лексикон XIV – XVI – В 2-х кн. / РАН. – М: Академ. Книга
/ Учебник; Знание, 2006. – 800 с. ил. (Кн. 2.).
5. Книга для чтения по истории средних веков:
пособ. для уч-ся 7 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1991.
– 240 с.
6. Львов, С.Л. Книга о книге / С.Л. Львов. – М.:
Просвещение, 1980. – 208 с.
7. На заре книгопечатания: пособие для учителей. /
В.С. Люблинский. – Л.: ГУП ИЗД., 1959.–160 с.
8. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам
русского книгопечатания: книга для учащихся / Е.Л.
Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
9. Осетров, Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах /
Е.И. Осетров.– М.: Изд. Малыш, 1981. – 96 с.
10.Слово о книге: Афоризмы. Изречения.
Литературные цитаты. – 2-е изд., доп./ Сост.
Е.С.Лихтенштейн. – М.: Книга, 1974. – 320 с.
11. Самые знаменитые изобретатели России / Авт.-
сост. С.Истомин.– М.: ВЕЧЕ, 2000.– 496 с.
12.Энциклопедия для детей. Всемирная история /
Глав. ред. М.Аксёнова. – М.:Аванта +, 2006. – 688 с.
13.Энциклопедия для детей. Русская литература. От
былин и летописей до классики XIX века / Глав. ред.
М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2006. – 672 с.
14.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский
язык / Глав. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2005. – 704
с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. – в 4-х Т. / В.И.Даль. – М.:
Русский язык Медиа, 2006. – 702 с.
16. Словарь иностранных слов. – 18-е изд.,
стереотип./Ред. фил. слов. рус. яз. – М.: «Русский
Язык», 1989. – 624 с.
Список статей из периодической печати:
1. Бесхлебникова В.А. Изобретатель
книгопечатания // Читаем, учимся, играем. – 2005. –
Вып.5. – С.36–41.
2. Кузякина Н. Любите книгу и цените
библиотеку: Метод, пособие для
школьных библиотекарей. – 2. Ч. – М.: Изд. Первое
сентября, 2004. – № 4 (Вып. 122). – 16-31 июля. – 66 с.
3. Мальгин А.С., Мальгин М.А. Литера к литере,
строка под строкой...// Читаем, учимся, играем. –
2008. – Вып. 10. – С. 63-72.
Список использованных дисков CD-ROM:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. [Электронный ресурс]. – М.: CD-ROM, 2007. – 3 электрон, опт. диска (CD – ROM).
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
03 03 2021 13:24:41
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
02 03 2021 8:21:41
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
01 03 2021 9:20:38
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
28 02 2021 17:30:40
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
27 02 2021 17:20:44
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
26 02 2021 21:42:57
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
25 02 2021 20:45:56
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
24 02 2021 6:22:17
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
23 02 2021 16:35:27
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
22 02 2021 16:36:15
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
21 02 2021 10:20:47
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
20 02 2021 3:57:34
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
19 02 2021 23:48:16
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
18 02 2021 21:59:49
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
17 02 2021 2:48:51
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
16 02 2021 4:42:28
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
15 02 2021 3:33:29
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
14 02 2021 13:18:42

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
13 02 2021 4:38:11
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
12 02 2021 20:45:42
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
11 02 2021 4:50:24
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
10 02 2021 19:42:29
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
09 02 2021 17:15:53
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
08 02 2021 14:15:36
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
07 02 2021 21:50:12
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
06 02 2021 12:42:13
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
05 02 2021 23:38:36
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
04 02 2021 1:16:24
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
03 02 2021 5:13:17
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
02 02 2021 3:58:43
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
01 02 2021 12:26:59
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
31 01 2021 13:45:43
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
30 01 2021 5:57:17
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
29 01 2021 18:53:18
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
28 01 2021 6:15:19
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
27 01 2021 4:23:57
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
26 01 2021 12:11:59
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
25 01 2021 1:20:16
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
24 01 2021 10:38:10
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
23 01 2021 5:21:53
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
22 01 2021 21:36:33
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
21 01 2021 12:38:55
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
20 01 2021 4:50:56
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
19 01 2021 11:22:29
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
18 01 2021 5:37:56
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
17 01 2021 21:29:29
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
16 01 2021 10:48:21
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
15 01 2021 9:17:46
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
14 01 2021 13:48:16
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
13 01 2021 1:21:39
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
12 01 2021 2:16:13
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
11 01 2021 23:10:25
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
10 01 2021 16:26:31
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
09 01 2021 6:51:16
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
08 01 2021 16:41:46
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде.
...
07 01 2021 8:52:17
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
06 01 2021 15:14:35
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
05 01 2021 10:16:57
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
04 01 2021 3:45:46
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
03 01 2021 3:57:11
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
02 01 2021 20:24:37
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
01 01 2021 1:22:41
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
31 12 2020 7:39:27
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
30 12 2020 12:16:10
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
29 12 2020 16:12:20
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
28 12 2020 7:27:35
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
27 12 2020 3:49:22
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
26 12 2020 16:10:37
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
25 12 2020 16:22:45
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
24 12 2020 18:49:17
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
23 12 2020 19:11:53
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
22 12 2020 1:38:41

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
21 12 2020 11:32:50
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
20 12 2020 20:10:16
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
19 12 2020 19:54:14
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
18 12 2020 16:54:23
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
17 12 2020 13:22:30
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
16 12 2020 5:24:27
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий.
...
15 12 2020 17:46:30
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
14 12 2020 1:53:14
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
13 12 2020 5:54:51
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
12 12 2020 16:58:38
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
11 12 2020 0:45:57
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
10 12 2020 5:14:39
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
09 12 2020 2:16:45

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
08 12 2020 18:38:17
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 12 2020 3:56:58
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
06 12 2020 12:30:29
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
05 12 2020 7:36:16
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
04 12 2020 13:21:21
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
03 12 2020 16:41:17
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
02 12 2020 22:59:46

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
01 12 2020 23:24:59
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
30 11 2020 8:20:41
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
29 11 2020 3:56:45
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
28 11 2020 0:17:30

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
27 11 2020 7:43:58
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
26 11 2020 22:18:55
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
25 11 2020 13:11:49
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
24 11 2020 18:34:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::