Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Класс – одиннадцатый.
Цель занятия:
1) углубить, расширить знания учащихся о данном периоде и данном историческом
лице.
2) развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с
источниками.
Оборудование: компьютер, проектор, презентационный экран, презентация PowerPoint (Приложение 1), книги о Столыпине, кафедра, документы, фразы современников о Столыпине, учебник Н.В.Загладина “История Отечества:XX – начало XXI века”, Москва, “Русское слово”, 2005 г.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Слово учителя: 1 сентября 1911 г. в здании Киевского оперного театра прозвучал выстрел. Он был направлен в сердце российского премьер-министра П.А.Столыпина. Через 4 дня Столыпин умер.
Итак, вы уже поняли, что речь пойдет о человеке, чья деятельность вызывала интерес и в начале 20 и в начале 21 века – о Петре Аркадьевиче Столыпине.
(Слайд 2, 3)
Учитель: Давайте вглядимся в портреты этого человека. Мы видим юного гимназиста, счастливого (а может и нет) отца семейства, губернатора гродненской, затем саратовской губернии, а здесь Столыпин предстает перед нами уже зрелым политиком – Председателем Совета Министров, члeном Государственного Совета.
(Слайды 4, 5, 6, 7 ,8, 9, 10)
3. Игра “Вопрос – ответ” Давайте побеседуем с ним. Вы будете задавать ему вопросы – и один из вас(тот, кто хорошо ориентируется в его биографии)будет отвечать на эти вопросы от его имени. Но начинать вопросы и ответы нужно с тех фраз, которые употрeблялись в начале 20 века:
Скажите, любезнейший…
Уважаемый господин…
Разрешите полюбопытствовать…
Я любезно отвечу на ваш вопрос…
Милостивый государь…и т.д.
4. А теперь начинаем наш семинар.
А) Начнем свою работу с документа. Разделимся на 2 группы, каждая группа работает со своим текстом и работает над вопросом после текста.
Документ 1.
О задачах преобразований.
Пути разрешения проблем, которые намечал Столыпин, во многом перекликаются с представлениями современных либеральных политических кругов: он также возлагал ключевую роль в процессе трaнcформации общества на средний класс, укрепление частной собственности и вертикали исполнительной власти.
Столыпин верил, что формирование широкого слоя крепких собственников, инициативных, творческих, предприимчивых, послужит своего рода "ферментом", способным обновить "социальный организм" "изнутри", создать основу современной рыночной экономики, не только сохранить, но и упрочить единство и целостность России, укрепить межнациональные, межконфессиональные и социокультурные связи.
По замыслу Столыпина, средний класс, наделяемый совокупностью не декларативных, а вполне реальных гражданских и политических прав и свобод, должен был в обозримой исторической перспективе пронизать все поры жизнедеятельности общества – экономику, центральное и местное управление и самоуправление, органы суда и судопроизводства, общественные структуры и институты, постепенно выдавливая старые традиционные социальные слои, объективно утрачивавшие в новых исторических условиях творческие потенции. По существу речь шла об эволюционном изменении всей "социальной ткани" российского общества, всего экономического, правового и культурного прострaнcтва, когда на ведущих позициях должны были укрепиться новые социальные силы.
Из статьи доктора исторических наук В.В.Шелохаева, ,
ОПЫТ И УРОКИ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В РОССИИ В 1906–1911 ГГ.*
Вопрос по тексту: Каковы основные задачи столыпинских преобразований?
Документ 2.
Направления деятельности.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) являлся политическим лидером нового типа, способным творчески и оперативно реагировать на вызовы современной ему эпохи, предлагая адекватные им решения. Он органически сочетал мощный интеллект и сильную волю, масштабный государственный ум и подлинный патриотизм. Столыпин был способен генерировать новационные идеи и систематизировать уже наработанный предшественниками опыт. Совмещая посты председателя Совета министров Российской империи и министра внутренних дел, он проявил себя крупным организатором, сумевшим создать и сплотить профессиональную "комaнду", обеспечить высокую степень ее отдачи, а это предполагало готовность премьера, при всем его авторитарном стиле руководства, оставаться открытым к конструктивной критике, к восприятию иного мнения, подхода.
Столыпину пришлось действовать в двух направлениях: с одной стороны, вывести
Россию из состояния революционной анархии, перераставшей в хаос, а с другой –
предложить обществу программу системных реформ, которая, по его мнению, вернее,
чем методы традиционного голого насилия, могла разрешить стоявшие перед страной
проблемы.
Из статьи доктора исторических наук В.В.Шелохаева, ,
ОПЫТ И УРОКИ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В РОССИИ В 1906-1911 ГГ.*
Вопрос по тексту: Каковы направления его деятельности?
Путем беседы выясняем:
Основные направления деятельности Столыпина на посту Премьера – навести порядок, подавить революцию, проводить реформы. (Слайд 12)
Основные задачи–укрепление частной собственности, укрепление вертикали власти, создание условий для развития свободной, самостоятельной личности. (Слайд 13)
Б) Выступления на открытой кафедре по 2,3,4 вопросам семинара (предварительно ребятам предлагаются вопросы семинара и список литературы, по которым они готовятся)
По ходу выступлений на экране появляются слайды с основными тезисами выступлений учащихся. (Слайды 14, 15, 16, 17)
После выступлений разворачивается дискуссия по проблемным вопросам:
(Слайды 18, 19)
Какие из реформ удалось реализовать?
Почему попытки Столыпина провести реформы закончились неудачей? (учитель обращает внимание ребят на эпиграф)
Каковы причины неудач?
Кто был Столыпин для России: спаситель или палач?
Почему в последние годы возродился интерес к этому человеку?
Как вы думаете, как могла сложиться судьба России, осуществи Столыпин свои замыслы?
5. Работа с оценками современников – ребята читают высказывание, соглашаются с ним либо опровергают.
“Человек с ясной головой”, “с ясным и сильным”,
“светлым умом” один “из безупречнейших, умнейших людей России”. Графиня Клейнмихель. |
“Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было
непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и
героическая”. Н.П. Шубинской. |
На пост министра “призван один из лучших
администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною
трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма
определенный, твердый в своих решениях”. “Рижский вестник.” |
Выдающийся государственный деятель”, “незаурядная сила
воли и спокойное хладнокровие”, “безупречная личная репутация”. В.И. Гурко. |
“Я не могу считать его большим государственным
деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований”. А.Н. Шварц. |
“П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным
политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов
своего класса…”. Д.Н. Шипов. |
“При большом темпераменте Столыпин обладал крайне
поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и
образования”. С.Ю. Витте. |
Человек “необыкновенно чистый и прямой, никогда не
преследующий какие бы то ни было личные интересы”. Д.Н. Любимов. |
“Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие
достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба”. С.Е. Крыжановский. |
“Для меня он всегда был и всегда останется временщиком,
то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными
недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического
кругозора…” И.И. Толстой. |
Вопрос к классу: Какова судьба реформаторов в России? Как закончилась деятельность Петра Аркадьевича Столыпина? (Слайды 20, 21)
В конце занятия подводим итоги (лучше, чтоб это сделали ребята), говорим о книгах по данной теме.
При подготовке урока использованы материалы сайта http://www.stolypin.ru и фрагменты мультимедийного учебника “История России XX века”.
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
18 03 2024 21:53:54
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
17 03 2024 9:36:19
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
16 03 2024 6:30:25
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
15 03 2024 16:49:14
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
14 03 2024 19:27:41
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
13 03 2024 9:31:42
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
12 03 2024 15:14:35
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
11 03 2024 1:57:42
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
10 03 2024 17:50:47
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
09 03 2024 5:16:46
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
08 03 2024 1:15:43
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
07 03 2024 0:50:29
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
06 03 2024 2:48:42
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
05 03 2024 11:29:39
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
04 03 2024 4:33:36
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
03 03 2024 20:49:36
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
02 03 2024 21:48:27
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
01 03 2024 13:30:39
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
29 02 2024 21:20:44
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
28 02 2024 12:25:49
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
27 02 2024 8:56:36
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
26 02 2024 13:59:28
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
25 02 2024 14:14:33
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
24 02 2024 14:52:58
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
23 02 2024 10:48:40
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
22 02 2024 11:14:35
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
21 02 2024 9:29:46
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
20 02 2024 17:20:55
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
19 02 2024 17:21:31
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
18 02 2024 4:42:51
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
17 02 2024 21:14:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
16 02 2024 0:39:47
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
15 02 2024 11:40:57
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
14 02 2024 21:33:56
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
13 02 2024 13:13:36
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
12 02 2024 17:31:52
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
11 02 2024 23:26:58
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
10 02 2024 16:52:56
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
09 02 2024 0:52:33
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
08 02 2024 7:32:19
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
07 02 2024 14:50:25
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...
06 02 2024 18:23:47
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
05 02 2024 0:43:59
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
04 02 2024 23:34:20
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
03 02 2024 5:51:39
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
02 02 2024 20:45:14
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
01 02 2024 12:47:59
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
31 01 2024 3:16:51
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
30 01 2024 20:49:23
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
29 01 2024 19:17:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::