Тема урока: "Восточные славяне"
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
- дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
- формировать умение работать с картой;
- способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Тип урока:комбинированный урок.
Методы:объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа.
Структура урока:
- Мотивационная беседа.
- Повторение предыдущей темы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Подведение итогов урока.
План урока:
- Происхождение и расселение восточных славян.
- Занятия славян.
- Быт и нравы.
Оборудование:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
- карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
- иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
- ТСО.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами немного необычный урок.
Итогом его станет составление кроссворда по
новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока
предлагаю вам вместе со мною разгадать
кроссворд.
Слова в нем будут основными понятиями из
домашнего задания
1. Произведение, создаваемое народом. (Сказка)
2. Источник изучения истории, записи
происходивших событий, составленные по годам. (Летопись)
3.Вещественный исторический источник. (Картина)
4. Наука о языке. (Лингвистика)
5. Наука, изучающая историческое прошлое. (Археология)
6. Люди, живущие с нами в одно время. (Современники)
7. Люди, которые жили перед нами. (Предки) (Презентация. Слайд 1)
Учитель: Прочитайте слово в
выделенных клетках. Сегодня мы будем говорить с
вами о славянах, а точнее о восточных славянах.
Узнаем, где селились славянские племена,
познакомимся с их образом жизни, основными
занятиями, нравами. Для того чтобы составить
кроссворд вам нужно познакомиться с новыми
словами, записать их определения.
Учитель: В 5 веке нашей эры славяне
заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до
Балтийского моря. В ходе расселения образовалось
три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает
на карте).
Наши предки – восточные славяне заселили
большую часть Восточно-Европейской равнины.
(Показывает на карте) Первоначально восточные
славяне жили каждый своим родом,
т.е люди объединялись в группы на основе кровного
родства. Несколько родов объединялись в племя,
а несколько племен – в племенные союзы.
Запись терминов в словари.
Учитель: В 9 веке уже проживало 12, а по
некоторым данным 15 восточнославянских племенных
союзов.
О ранней истории восточных славян, как и вообще
об истории Древней Руси, мы знаем благодаря
русским летописям. Самая первая летопись,
дошедшая до нас, называется «Повесть временных
лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века
Перед вами первый исторический источник: отрывок
из «Повести временных лет», в котором говорится о
расселении славянских племен. Прочитайте
отрывок и подчеркните названия племен, которые
встретятся в тексте. (Приложение
1)
Учитель: Названия, каких племен вы встретили в тексте?
(Ответы учеников: Дреговичи, кривичи…)
Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник и материал учебника на стр.8 заполните таблицу «Происхождение названий племен».
Карточка №1
Название славянских племен | Происхождение |
Поляне | Жили в поле |
Дреговичи | Дрягва – болото |
Полочане | Р.Полота |
Древляне | Дерево, в лесах |
Учитель: Ребята, а теперь поработаем с атласом и контурной картой. Откройте Атлас на странице 3. Перед вами на карточках даны название племени. Работаем в парах. Ищем месторасположение этого племени на карте в атласе и отмечаем его на контурной карте. Чтобы легче сориентироваться, нанесите сначала моря Балтийское, Черное.
Учитель проверяет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на поставленный вопрос.
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Ответ учащихся – места были водные, охотничьи, медовые.)
Учитель: А чем же занимались в этих
богатых местах восточные славяне?
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 8
и слайд презентации. (Слайд 2)
Задание: Мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности. Дeвoчки – какую работу выполняли женщины?
(Ответы учащихся)
Учитель: запишите в тетрадь одно из занятий (Например: охота – занятие восточных славян)
Ребята, я предлагаю вам внести в свой словарь
такое слова – бортничество. Это тоже одно из
занятий славян – собирание меда.
Главным же занятием восточных славян было
земледелие.
Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь,
ячмень, просо, гречиху. (Слайд 3)
Ученики записывают в тетрадь: сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь и.т.д.
Учитель: Возделывать землю было сложно. Я предлагаю вам прочитать учебник на странице 8 и ответить на вопрос: «Какими способами славяне возделывали землю».
(Ответы учащихся: 2 способа подсечно-огневая, переложная система)
Учитель: Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение.(Ответы учащихся)
Учитель: Сельскохозяйственные работы
состояли из нескольких этапов. Сначала землю
обpaбатывали сохой. Затем почву выравнивали
бороной. Самым ответственным занятием был сев. На
сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из
лукошка, привязанного на гpyди, горстями
разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не
получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце
лета урожай убирали серпами (Слайд 4).
Пополняем свой словарь – серп, борона, соха –
орудия труда восточных славян.
Учитель: О повседневной жизни славян,
т.е. о быте (запись в тетрадь быт – повседневная
жизнь) известно немного.
Я предлагаю вам разделиться на группы по 4
человека. Каждая группа получит свое задание. (Слайд
5). По различным материалам (иллюстрациям,
историческим источникам) изучить предложенную
тему и приготовиться коротко изложить ее. (Время
на подготовку 7 минут, время выступления 1 мин) В
конце выступления вы должны будете предложить
другим группам записать в банк данных одно слово.
Задания для групп.
1-я группа – «Внешний вид, черты
хаpaктера наших предков».
2-я группа – «Поселок древних славян»
Физминутка (между выступлениями групп)
Учитель: Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой. И, конечно, согревало славян их жилище.
3-я группа – «Жилище восточных славян»
4-я группа – «Одежда восточных славян»
Учитель: А теперь группам я предлагаю составить кроссворд на тему «Восточные славяне».
Результаты вывешиваются на доске.
Домашнее задание: п.1 стр7-11, составить кроссворд. Оформить его красочно.
Используемые источники:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010
- Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
- Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003
- www.lesson-history.narod.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
18 03 2024 5:14:46
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
17 03 2024 11:32:38
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
16 03 2024 23:53:35
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
15 03 2024 7:46:10
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
14 03 2024 15:32:56
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
13 03 2024 21:13:56
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
12 03 2024 9:31:16
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...
11 03 2024 8:27:32
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
10 03 2024 11:43:12
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
09 03 2024 7:23:52
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
08 03 2024 0:15:44
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
07 03 2024 3:54:48
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
06 03 2024 23:12:37
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
05 03 2024 2:49:13
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
04 03 2024 4:11:24
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
02 03 2024 9:38:50
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
01 03 2024 11:49:52
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
29 02 2024 2:47:18
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
28 02 2024 12:48:23
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
27 02 2024 23:13:55
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
26 02 2024 4:12:23
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
25 02 2024 10:27:56
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
24 02 2024 14:27:13
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
23 02 2024 21:19:42
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
22 02 2024 19:15:55
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
21 02 2024 13:42:37
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
20 02 2024 9:38:33
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
19 02 2024 2:20:13
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
18 02 2024 13:35:50
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
17 02 2024 12:15:32
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
16 02 2024 8:24:50
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
15 02 2024 14:33:32
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
14 02 2024 14:53:57
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
13 02 2024 17:32:37
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
12 02 2024 18:32:40
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
11 02 2024 14:39:37
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
10 02 2024 17:52:33
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
09 02 2024 19:53:13
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...
08 02 2024 2:25:57
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
07 02 2024 7:54:34
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
06 02 2024 17:46:24
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
05 02 2024 8:20:15
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
04 02 2024 7:50:52
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
03 02 2024 17:48:55
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
02 02 2024 16:32:25
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
01 02 2024 12:47:58
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
31 01 2024 11:24:14
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
30 01 2024 12:41:29
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
29 01 2024 14:15:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::