Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин
Общественные науки прошли долгий путь от исследования сугубо политической истории до изучения человеческой психологии. Изменилось ли понимание задач, стоящих перед преподавателями общественных дисциплин?
Древние греки (а именно в древней Греции зародилась историческая наука – отцом истории считают Геродота)
относились к истории как к искусству – одна из муз, сопровождавших Апполона – бога покровителя искусств была муза истории Клио, и как любое другое искусство история должна была прежде всего воспитывать.
Перед учеными-обществоведами Средневековья и Нового времени стояла задача создания грандиозного полотна Всемирной истории, своего рода панорамной картины мира. Труд историка приравнивался к труду художника. Историк должен был писать красиво, ярко, а его труд – служить в первую очередь воспитательным целям.
Каковы же цели и задачи преподавания общественных дисциплин в современной школе?
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- Осуществление сохранения социальной памяти человечества, сохранение исторической и культурной преемственности, связи времен и поколений.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Воспитание гражданской ответственности чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, правопорядку.
- Развитие личности в ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения.
- Воспитание общероссийской идентичности правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую, правовую, культурную) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Таким образом мы видим, что основная суть целей и задач сводится к воспитанию и формированию современной разносторонне информированной, социально зрелой личности, подготовленной к жизни в современном мобильном мире.
Одними из главнейших понятий, которыми оперируют в изучении общественных дисциплин являются представления о человеке как личности и гражданине, и социальных нормах – регуляторах общественной жизни. Во всех курсах общественных дисциплин прослеживаются сквозные идеи о том, что основным субъектом общественных отношений является личность, что личностью может считаться только человек ответственный, иначе говоря, основным критерием зрелости личности считается ответственность за свои поступки, умение добровольно подчинять свои действия требованиям социальных норм: морали, нравственности, закону.
Приведу пример из опыта работы. Блок уроков в 5 классе по теме: «Правила человеческого общества». Урок-обобщение «От обычая к закону». Во время урока школьники дают определения социальным нормам: обычаям, традициям, морали, закону, выстраивают логическую цепочку, позволяющую проследить как изменения в обществе вели к изменениям социальных норм. Результат усвоения материала: решение проблемных заданий.
- Прокомментируйте нормы римского права:
- Закон есть искусство добра и справедливости.
- Закон существует для пользы человечества.
- Вместо запрещающих табличек, которые попадаются на глаза в театрах, скверах, магазинах вроде этих: «Посторонним вход воспрещен», «По газонам не ходить», «Не сорить» придумывали разрешающие. «Улыбаться разрешается», «Быть добрым, справедливым, милосердным разрешается».
- Самостоятельно составили, обсудили и приняли список правил жизни класса с учетом различных сфер деятельности:
- учебные занятия,
- участие в творческих делах,
- спортивных соревнованиях, экскурсиях, поездках.
Таким образом, учащиеся опираясь на знания, полученные во время уроков и свой жизненный опыт самостоятельно сформулировали нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. А это уже определенный этап формирования гражданской позиции.
Общество имеет сложную социальную структуру. Выступая в качестве форм социального взаимодействия социальные группы и общности представляют объединения людей, направленные на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. По своей величине, численности социальные группы подразделяются на малые и большие. Отличительными чертами малых социальных групп является не только их малочисленность, но близость, прочность и интенсивность взаимодействия субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм, правил поведения и т. д.
Одной из важнейших малых социальных групп в жизни человека, а особенно ребенка является семья.
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Ф. Адлер«Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприемлема. Семья – это кристалл общества».
В. Гюго
Эта тема изучается во всех курсах общественных дисциплин.
Учащиеся заинтересованно обсуждают вопросы, касающиеся универсальной человеческой ценности – ценности семьи.
Тема важна для укрепления связи школа – семья, раскрытия зависимости благополучия общества от благополучия семьи, для осознания места в семье и обществе. Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. Изменяются нормы и законы, роли члeнов семьи, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным – люди продолжают вступать в бpaк, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботится о родителях. Подрастающее поколение с большой заинтересованностью относится к семье. Выдержки из афоризмов, составленных детьми:
- «Вся жизнь зависит от семьи. Без семьи нет смысла жизни. Семья это центр Вселенной».
- «Семья – это самое лучшее в жизни. Это опора для человека. Семья всегда поддержит и поможет. Я очень люблю свою семью».
- «Счастье в семье, хорошая погода в доме» очень важны, ведь семья сама по себе важна». Захарова Лера.
Наполняя чашу семейного счастья школьники отмечают следующие составляющие:
- любовь
- взаимопонимание
- взаимовыручка
- терпимость
- доверие
- согласие
- верность
- воспитание
- надежда
- честность
- преданность
- участие
- благодарность
Формирование ценности семейных отношений необычайно важно в современном обществе. Неслучайно этой сфере так много внимания уделяет государство. Каждый человек мечтает о любви, тепле, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии и многом другом, что может дать только семья.
Выполняя творческие задания, обсуждая вопросы семейного строительства подростки выводят свою формулу семейного счастья – а это еще один аспект гражданской зрелости.
Человек – существо социальное. Важнейший воспитательный аспект в изучении курсов общественных дисциплин – показать сложность, многообразие, важность межличностных отношений особой связи человека с другими людьми.
Отличительной особенностью межличностных отношений является их обоюдный хаpaктер. Эту особенность подчеркивают слова, хаpaктеризующие этот вид отношений:
- взаимовосприятие,
- взаимодействие,
- взаимопомощь
или
- неприятие,
- антипатия,
- враждебность.
Для формирования представления о важности межличностных отношений можно использовать межпредметные связи.
Например, интересной, содержательной, поучительной была беседа, проведенная в 5 классе психологом «Зоны и территории» о важности суверенитета каждой отдельной
личности, для сохранения комфорта межличностных отношений.
Или связь с литературой. Использование произведений художественной литературы для анализа межличностных отношений литературных героев и проведение аналогий с отношениями в реальных группах. У Рэя Брэдбери есть рассказ «Каникулы».
По желанию одной семьи произошло чудо – «во всем мире не стало ни души.. осталась земля, море, цветы, травы, животные» «Все,
Кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда
сыт, жесток, хотя его никто не задевает». Сначала было блаженство.. но прошло какое-то время и самым большим желанием в этом «новом Эдеме» стало, чтобы «все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум, гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, суета, все надежды, чаяния и любовь». В данном случае очень важно, чтобы знакомясь с литературными произведениями, обсуждая предлагаемые ситуации, школьники апосредованно приобретали социальный опыт, который поможет им строить межличностные отношения в реальных жизненных ситуациях, используя опыт предыдущих поколений, или использование межпредметных связей с культурологией, историей религии для приобщения к тем мopaльно-нравственным ценностям, которые выработало человечество. Например, золотое правило нравственности (из священных книг):
- Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Библия)
- Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе. (Сунна)
- Не причиняйте другим того, что самим кажется больно. (Удана-Варга)
Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни.
Важна связь и с такими предметами, как изобразительное искусство. Получая задание разработать фантики конфет для кондитерской фабрики под названием:
- дружба
- счастливое детство
- справедливость
- отличнику
дети создают позитивные образы межличностных отношений.
Важна связь и с теми пpaктическими мероприятиями, которые проходят в школе. В частности участие в акции добрых дел – сборе гуманитарной помощи. Я знаю, что во многих семьях задолго до начала акции собирались игрушки, вещи, для передачи детскому дому.
Сохранению социальной памяти человечества, исторической и культурной преемственности, связи времен и поколений содействуют нетрадиционные формы уроков, которые я использую в своей пpaктике.
Например, уроки – викторины как итогово - обобщающие занятия пройденных больших тем. Они предоставляют возможность не только в нетрадиционной форме проверить усвоение знаний по теме, но и показать навыки работы в группе, слаженно, поддерживая друг-друга, сопереживая, чувствуя ответственность за свою группу. Уроки-путешествия, где учащиеся могут попробовать себя в роли гида, экскурсовода, путешественника, делающего путевые заметки. При подготовке к данным урокам учащиеся используют разнообразный дополнительный материал, приобретают опыт исследователей.
Выездные уроки-экскурсии, позволяющие непосредственно прикоснуться к свидетельствам культурных достижений предыдущих эпох, воспитывающие уважительное отношение к достижениям мировой цивилизации.
Еще одним аспектом гражданско-патриотического воспитания является формирование сознания культуры мира и ненасилия.
Войны существовали на протяжении всей многовековой истории
человечества. Они известны с глубокой древности, с тех времен, когда люди стали объединяться в союзы племен, народы, государства. Война стала неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Говорят даже, что вся предшествующая история была прежде всего историей войн, а вся предшествующая культура – культурой войны, восхваления и воспевания воинской доблести. Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В 20 веке наша страна испила полную чашу военного лихолетья. Она участвовала в двух мировых войнах и многих локальных, в которых погибли миллионы россиян. В Великой Отечественной войне самой кровопролитной и ужасной в мировой истории, по последним данным ученых, погибло не менее 28 миллионов наших соотечественников. Наверное, нет ни одной семьи, которую не затронула бы эта страшная война.
В декабре вся страна, москвичи и наша школа отмечали годовщину битвы за Москву. Прошла торжественная линейка, литературно-музыкальная композиция, гуманитарная акция, посвященные этому памятному событию. Проникновенно готовились школьники к этим событиям. Одним из важных элементов подготовки к празднованию явилось написание сочинений-миниатюр, которые позволили прочувствовать сопричастность каждой семьи к той Великой войне, вспомнить о подвиге дедушек и бабушек, переживших тяготы военных лет. О подвиге своих родных учащиеся говорили с чувством гордости. Сохраняя память о великом народном подвиге, все же современные школьники понимают, что современное человечество должно воплотить в своей жизни культуру мира. И фундаментом этой культуры должно стать формирование нового сознания – толерантного, терпимого к инакомыслию, многообразию подходов и точек зрения.
Осуждают проявления национализма, расизма, шовинизма, религиозной розни, фашизма, экстремизма и человеконенавистничества.
Воспитательные цели и задачи предметов общественного цикла перекликаются с теми целями и задачами, которые осуществляются воспитательной программой школы, прослеживаются в деятельности кураторов. Многие мероприятия, уроки готовятся совместно педагогами-преподавателями и классными руководителями.
Я предлагаю для повышения качества воспитания шире использовать возможности интегрированных уроков и занятий, подготовленных совместно педагогами разных дисциплин и классными руководителями.
Классный час – урок обществознания,
Урок обществознания с элементами психологической игры.
Развивающее занятие – историческая викторина.
Презентация.
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
18 03 2024 11:14:30
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
17 03 2024 1:48:44
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
16 03 2024 10:18:48
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
15 03 2024 7:10:39
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
14 03 2024 18:30:38
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
13 03 2024 6:24:15
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
12 03 2024 13:56:56
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
11 03 2024 18:10:38
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
10 03 2024 1:14:30
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
09 03 2024 4:33:49
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
08 03 2024 5:38:42
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 03 2024 12:35:51
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
06 03 2024 4:31:15
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
05 03 2024 8:20:30
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
04 03 2024 1:49:33
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
03 03 2024 12:23:21
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
02 03 2024 4:59:55
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
01 03 2024 18:17:40
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
29 02 2024 16:35:12
Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
28 02 2024 10:38:32
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
27 02 2024 6:42:45
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
26 02 2024 8:17:25
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
25 02 2024 1:56:43
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
24 02 2024 12:35:41
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
23 02 2024 3:40:24
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
22 02 2024 19:32:39
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
21 02 2024 10:53:46
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
20 02 2024 23:15:32
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
19 02 2024 11:31:12
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
18 02 2024 22:50:50
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
17 02 2024 22:54:32
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 02 2024 9:20:13
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
15 02 2024 12:16:16
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
14 02 2024 21:55:50
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
13 02 2024 1:43:32
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
12 02 2024 2:59:24
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
11 02 2024 17:40:44
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
10 02 2024 21:33:46
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
09 02 2024 2:36:12
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
08 02 2024 15:59:35
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 02 2024 8:19:40
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
06 02 2024 10:41:26
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
05 02 2024 19:55:38
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
04 02 2024 10:14:54
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
03 02 2024 16:31:30
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...
02 02 2024 6:44:56
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...
01 02 2024 16:26:49
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
31 01 2024 12:28:49
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
30 01 2024 22:20:27
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
29 01 2024 14:39:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::