Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс
Цель урока | Способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев |
Задачи |
|
Оборудование: |
|
Сценарный ход урока
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Изучая историю средних веков, мы познакомились с понятием крестоносцы. Давайте вспомним.
- Кого называли крестоносцами?
- Какие цели они преследовали?
- Что такое духовно-рыцарский орден?
Сегодня мы с вами поговорим о том, как складывались отношения Великого Новгорода с западными соседями. Выясним причины этих отношений, узнаем об основных событиях.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Рассказ учителя (слайд 2)
Земли Прибалтики давно интересовали европейских феодалов. В середине XII века на берегах Финского залива появились шведы и приступили к покорению финских племен. В 1164 году шведские отряды вторглись в Новгородские земли, но были разбиты новгородским ополчением.
Эти территории интересовали и немецких феодалов. Они откликнулись на призыв папы римского обратить в католичество прибалтийские племена. В 1200 году отряды крестоносцев высадились в устье Западной Двины. В 1201 году они основали крепость Рига. Вскоре на этих землях образовался Орден меченосцев. Следом за меченосцами на земли балтийских племен пришли рыцари Тевтонского ордена. В 1237 году оба ордена объединились в один – Ливонский.
2.2. Работа в группах. (Приложение 2)
Выполнив задание, вы узнаете, что собой представляло это государство.
2.3. Рассказ учителя (слайд 3)
Покорив язычников Прибалтики, рыцари устремили взоры на Северо-Западную Русь.
В июле 1240 года в устье Невы прибыла шведская флотилия. Во главе шведов стоял опытный военачальник – герцог Биргер. В Новгороде во главе войска стоял молодой 20-летний князь Александр Ярославович. Он скрыто двинул свое войско на врага. 15 июля состоялась Невская битва. Внезапным ударом конная дружина Александра обрушилась на шведский лагерь на берегу, а пешее новгородское ополчение по сходням бросилось на корабли противника. Вражеское войско было наголову разбито, его остатки спешно бежали на уцелевших кораблях. Мужество и героизм молодого князя и русских людей отражены в житии Александра Невского (слайд 4)
2.4. Работа в группах (Приложение 3).
В учебнике на с.113-114 размещен отрывок из “Повести о Житии Александра Невского”
- 1-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: о каких подвигах в битве на Неве говорится в документе.
- 2-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: какие слои населения принимали участие в Невской битве.
- 3-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: каковы причины победы русских войск в Невской битве.
2.5. Рассказ учителя (слайд 5)
Новгород встретил победителей торжественно. С той поры Александра Ярославовича стали называть Невским. Но опасаясь усиления князя, новгородская верхушка попросила князя вернуться в Переяславль – Залесский.
Тем временем над новгородскими землями возникла новая угроза. В наступление пошли рыцари Ливонского ордена. Они захватили Изборск, Псков и оказались в 30 верстах от Новгорода. Жители города вновь запросили помощи у Александра Невского. Зимой 1241-1242 года князь освободил Псков, изгнал рыцарей из Изборска. Чтобы полностью обезопасить Новгород предстояло дать генеральное сражение. Оно состоялось 5 апреля 1242 года на Чудском озере.
Противники хорошо знали тактику друг друга. Немцы как обычно выстроились клином. Русские называли это построение “свиньей”. (слайд 6) Впереди и по бокам конные рыцари, внутри строя – легковооруженная конница. Передовые рыцари вклинивались в строй противника, вносили смятение, а затем пехота завершала разгром неприятеля. Порядок построения русских дружин немцам тоже был известен. Но Александр этот порядок изменил. Он не стал, как обычно, укреплять центр, а поставил позади строя пехотинцев обозы о повозки. Зато усилил фланги. А часть войска скрыл за огромным Вороньим камнем. Началась битва. Немецкий клин, наткнувшись на обозы и повозки, рассыпался. По флангам ударила русская конница. Рыцари, повернув коней, бросились бежать. Не выдержал апрельский лед, рыцари проваливались в воду. До 400 рыцарей погибло, 50 знатных немцев было взято в плен. (Слайд 7)
Битва вошла в историю под названием Ледовое побоище. Жители Новгорода встречали с радостью победителей.
Так в результате Невской битвы и Ледового побоища было остановлено продвижение крестоносцев на русские земли. Память об этих событиях на века осталась в памяти народной. Александр Невский был причислен к лику Святых. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского. В Новгороде, Пскове, Изборске стоят памятники выдающемуся полководцу (слайд 8, 9).
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа в парах. Выполнение задания в рабочих тетрадях. С.39. Задание 3. (Приложение 4).
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Д/з параграф 13. На основе известных поступков и фраз Александра Невского попробуйте определить его личные качества. Какие из них вам симпатичны, а какие, возможно, нет. Почему?
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
18 03 2024 12:12:45
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
17 03 2024 8:28:41
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
16 03 2024 4:48:27
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
15 03 2024 2:46:44
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
14 03 2024 5:59:16
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 03 2024 8:55:25
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
12 03 2024 16:37:30
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
11 03 2024 16:26:49
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
10 03 2024 16:51:42
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
09 03 2024 19:34:11
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
08 03 2024 4:56:32
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
07 03 2024 15:30:47
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
06 03 2024 1:44:24
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
05 03 2024 13:44:41
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
04 03 2024 21:52:42
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
03 03 2024 6:36:48
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
02 03 2024 3:21:32
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
01 03 2024 12:11:44
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
29 02 2024 16:40:57
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...
28 02 2024 21:36:31
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
27 02 2024 11:59:51
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
26 02 2024 16:24:50
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
25 02 2024 4:13:43
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
24 02 2024 12:53:27
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
23 02 2024 0:50:34
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
22 02 2024 18:54:24
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
21 02 2024 0:16:11
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
20 02 2024 12:26:55
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
19 02 2024 15:47:28
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
18 02 2024 5:30:35
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
17 02 2024 10:11:48
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
16 02 2024 6:36:54
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
15 02 2024 3:10:36
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
14 02 2024 17:11:45
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
13 02 2024 19:40:59
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
12 02 2024 0:30:23
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
11 02 2024 7:54:17
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
10 02 2024 14:35:41
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
09 02 2024 6:57:49
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
08 02 2024 7:16:11
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
07 02 2024 15:20:59
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 02 2024 2:24:50
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
05 02 2024 7:10:58
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
04 02 2024 15:12:32
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
03 02 2024 17:18:56
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 02 2024 11:48:33
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
01 02 2024 12:56:47
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
31 01 2024 12:14:51
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
30 01 2024 9:17:11
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
29 01 2024 17:51:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::