История для молодежи    

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.
  • Методы контроля: устный, письменный.
  • Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, письменно-графический (составление схемы).
  • Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели: 

1) образовательные задачи:

  • выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;
  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
  • развивать умение работать в группах.

3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коллективизма, товарищества.

Оборудование: 

  • Программы общеобразовательных учреждений. История России 10-11 кл./ Н.С. Борисов и А.А.Левандовский, М.: Просвещение, 2009 г.;
  • Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2008.;
  • Борисов Н.С. "История России с древнейших времён до конца XVII века". М., “Просвещение”, 2010 г.;
  • ПК, планшеты учеников с выходом в интернет;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация с присоединенными видео и аудио приложениями <Приложение 2>;
  • раздаточный материал <Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4>.

Ход урока

Слайд 1: эпиграф к уроку (не произносится, для визуаного знакомства). <Приложение 2>

“Русь! Русь! Вижу тебя,
из моего чудного,
прекрасного далека ....”

Н.В. Гоголь

Слайд 2: видеофрагмент фильма “Рюрик и его братья”. Просмотр видеофрагмента (фрагмент фильма “Рюрик и его братья” 00.20с -1мин10 с). <Приложение 2>

Слайд 3: мотивация.

- Итак, вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.

Слайд 4: цель.

- Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь на этом уроке?

Цель –  выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян.

Слайд 5: тема урока, план урока.

- Сегодня тема нашего урока звучит так: “Образование Древнерусского государства”. нам предстоит рассмотреть:

1. Причины возникновения государства.

2. Создание единого государства Русь.

3. Теории возникновения государства.

Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении Древнерусского государства. План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками. Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.

Слайд 6: актуализация знаний.

- Что такое государство? (организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом).

Слайд 7: теории происхождения государства.

- Какие теории происхождения государства вы знаете? (классовая - распад родовых отношений, появление неравенства; договорная - договор между людьми)

- Как шел процесс складывания государства у славян?

Ответ на этот вопрос авторы вашего учебника дают очень оригинальный. Послушайте.

Слайд 8: картина “Тройка”. Стр. 17, учебник, пункт “Тройка” - зачитать слова Н.В. Гоголя.

- И нам с вами предстоит пройти по этой дороге – дороге строительства русского государства.

Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

- Как же тогда мы и другие люди узнают о событиях прошлого?

Слайд 9: монах Нестор, “Повесть временных лет (ПВЛ)”

Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в 12 в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

Слайд 10: Цитата Д.С. Лихачева.

- Д.С.Лихачев писал: “Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси”.

- Давайте и мы обратимся к историческому источнику в нашем учебнике.

Слайд 11: Работа с историческим источником. Прочитайте документ № 2 стр. 21 учебника и сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор? (о призвании на Русь варягов). Можно ли считать представленную информацию полной для ответа на вопрос о возникновении государства на Руси?(нет) Как вы думаете, какую дополнительную информацию о славянах необходимо получить, чтобы сведения о славянах, представленные в “ПВЛ” были более полными и достоверными?

- Таким образом, необходимо выяснить, какие предпосылки существовали у славян для образования государства.

Слайд 12: предпосылки у славян для образования государства. Групповая работа с последующим фронтальным обсуждением выделенных предпосылок образования государства.

- По заданиям для своих трёх групп найдите ответ на вопрос "Какие предпосылки существовали у славян для образования государства?" <Приложение 4>

Фронтальная работа на доске: каждая группа вывешивает листы с выделенными предпосылками.

- А теперь рассмотрим отдельные предпосылки болеее подробно.

Слайд 13: предпосылка- наличие союзов славянских племен.

- Наличие союзов славянских племен: в течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племён крупных союзов; появилось по меньшей мере 15 таких союзов. Задание классу фронтально и одному ученику на экране у доски: с.64 учебника, найдите на карте “Древнерусское государство в 9-10 вв” и выделите на своих распечатанных картах эти племенные союзы: словене ильменские , кривичи, полочане , радимичи, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, уличи и тиверцы. <Приложение 3>

Слайд 14: предпосылка - развитие торговли, в т.ч. международной. “Торговый путь из варяг в греки”, карта “Древнерусское государство в 9-10 вв”.

- Вспомните, как назывался знаменитый торговый путь, зародившийся в 8-9 вв.?

Задание классу фронтально и одному ученику на экране у доски: найдите на карте в учебнике и отметьте на распечатанной карте этот путь. <Приложение 4>

“Торговый путь из варяг в греки”: Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловать – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь.

- Какое экономическое значение имел этот торговый путь(торговля товарами лесных промыслов преобладала, по мнению Ключевского В.О.)?

- Какое политическое значение имел этот торговый путь( славяне познакомились с варягами)?

- Какое внешнеполитическое значение имел этот торговый путь(торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)?

Слайд 15: Предпосылка - возникновение городов. Древние города по карте “Древнерусское государство в 9-10 вв”.

- Возникновение городов. Русь называли страной городов – Гардарики. Наиболее ранние города, которые появились в 9-10 веках – это: Белгород (980), Белоозеро (862), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (862 г.), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Чернигов (907). 

Слайд 16: предпосылки - усиление роли военной знати, силение роли военной знати, возникновение имущественного неравенства. Обсуждение выделенных учениками предпосылок.

- Усиление роли военной знати - князь, дружина (центральная власть где силой, где по доброй воле объединяла территорию, где проживали племена), появление системы правления, переход к соседской общине (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества (сложилась многоступенчатость общества, т.е. четкая иерархия: князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы), угроза нападения внешних врагов (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).

Слайд 17: распределение всех предпосылок на четыре группы. Составление кластера на доске и последующее его сравнение со слайдом (слайд показать только после группировки предпосылок на 4 группы).

- Так какие же группы предпосылок мы выделили и как их можно объединить? (Учитель покрывает ответы детей на листах А4, вывешенных ранее, листами с правильными названиями групп предпосылок).

Выделили 4 группы:

  • политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);
  • экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);
  • социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);
  • внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).

- Итак, мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.

Слайд 18: признаки формирования государства.

- Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).

3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).

4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).

5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала” — т.е. с плуга или сохи.) 

Слайд 19: двоецентрие.

- На Руси, как выяснили, все признаки государства были представлены. Но государство носило раннефеодальный характер(сохранялось вече, свободное население).

- Вспомните, когда возникло государство на Руси?

Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI – IX вв. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства:  на северо-западе - Новгород, на юге – Киев. Север представлял собой объединение славянских, финских и балтских племен. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. На юге объединились поляне. северяне, вятичи.

862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.

- Почему именно эти племена?

Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность, в ходе формирования которой и проявилось двоецентрие. Преодолеть которое попытается князь Олег, предпринявший свой знаменитый поход из Новгорода в Киев, в 882г. и объявив его “матерью городов русских”.

Свидетельства “ПВЛ” о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению спора учёных-историков.

В.О. Ключевский отмечает: “В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории”. Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор.

Слайды 20-26: теории возникновения государства.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этой проблеме. Трое из вас получили опережающее задание познакомиться с содержанием существующих теорий происхождения государства.

Фронтальное задание классу: прослушать выступления трёх докладчиков (опережающее задание на дом) из трёх рабочих групп и записать в тетрадь тезисно содержание всех теорий.

-Какая теория вам ближе? Поддерживают участники группы ваше мнение? Какие из аргументов вы можете принять? Поддерживаете ли теорию, представленную вашей группой?

- Кроме вышеназванных теорий существует ещё великое множество и других , например: ирано-славянская теория, кельто-славянская теория, индо-иранская теория, хазарская теория. Таким образом, проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

Слайд 27: значение Киевской Руси. Фронтальное обсуждение с опорой на слайд.

- Значение Киевской Руси заключается в следующем: 

а) Киевская Русь стала первым государством восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры;

б) образование Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);

в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;

г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе; международное значение Киевской Руси состоит в том, что она повлияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;

д) Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др...);

е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира, она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.

ж) Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.

Слайд 28-29: закрепление. Решение мини-теста. Устная работа фронтально.

Слайд 30: рефлексия учебной деятельности на уроке. Запись домашнего задания. (п.1, в.№3)

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • У кого остались вопросы по данной теме?
  • Было ли вам комфортно работать в группе?
  • Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?
  • Сможете вы дать ответ на вопрос о предпосылках образования древнерусского государства на ЕГЭ по истории?

Слайд 31-35: рефлексия с музыкальным сопровождением (песня Давида Тухманова -   “Я люблю тебя,Россия” сл. М.Ножкина, исполняет автор). <Приложение 2>

- Патриотизм можно определить как любовь к своей государственности. Любите свою страну, изучайте её историю.

Спасибо всем за внимание.

 Источники информации.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. История России 10-11 кл./ Н.С. Борисов и А.А.Левандовский, М.: Прсвещение, 2009 г.
  2. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2008.
  3. Борисов Н.С. "История России с древнейших времён до конца XVII века". М., “Просвещение”, 2010 г.
  4. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0 Ссылка на Приложение №1, загруженное к уроку.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%E5%E2%F1%EA%E0%FF_%D0%F3%F1%FC Википедия. Киевская Русь.
  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/20008/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 Энциклопедический словарь.
  7. http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=630677 Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  8. http://www.prosv.ru/ebooks/saharov_istoriya_6/images/028.jpg Причины образования государства.
  9. http://works.tarefer.ru/33/100194/index.html Лекция: Образование древнерусского государства
  10. http://student.zoomru.ru/history/teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-gosudarstva/20784.159629.s1.html Теории происхождения древнерусского государства.
  11. http://historynotes.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva/ Образование древнерусского государства.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"

Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в команде....

12 07 2020 16:33:36

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме " Киевская Русь"....

11 07 2020 3:20:41

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

10 07 2020 19:35:35

Социальные ценности и нормы. 11-й класс

Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....

09 07 2020 20:36:57

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

08 07 2020 7:28:19

Анализ урока по теме «Накануне отмены крепостного права». История России. 8-й класс

Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....

07 07 2020 10:58:33

Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?"

Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...

06 07 2020 2:13:17

Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....

05 07 2020 17:46:39

Повторительно-обобщающий урок "Социальное развитие современного общества". Обществознание. 11-й класс

В процессе подготовки к Е Г Э важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....

04 07 2020 11:15:19

Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"

Представлен урок-исследование по теме " Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, характеризующих деятельность тайных обществ декабристов....

03 07 2020 18:50:38

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

02 07 2020 5:53:23

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

01 07 2020 21:30:38

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

30 06 2020 2:47:39

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"

Урок построен на основе просмотра видеофильма " Спартак" К. Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Практическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....

29 06 2020 13:52:49

Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)

Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала характеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....

28 06 2020 0:43:15

Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....

27 06 2020 11:21:57

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

26 06 2020 18:17:10

Государственная символика Российской Федерации

В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на " Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

25 06 2020 22:48:15

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

24 06 2020 17:42:53

Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"

Тема " Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация " Флаг России - символ государственности"....

23 06 2020 18:24:39

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме " Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

22 06 2020 7:53:37

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".

Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли С М И на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние С М И на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...

21 06 2020 8:41:41

Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

В статье представлен урок по теме « Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....

20 06 2020 22:14:47

Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф. Шопена....

19 06 2020 4:51:13

Общая характеристика Второй мировой войны

Разработка урока, цель которого – выяснить характер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-практикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....

18 06 2020 6:38:49

Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"

Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....

17 06 2020 13:27:48

Урок истории с использованием виртуальной школы "Кирилла и Мефодия" по теме "Отечественная война 1812 г."

Разработка урока истории с использованием CD « Уроки отечественной истории XIX-XX вв. « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...

16 06 2020 10:45:30

Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)

Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов И П П К Амурской области в разделе « Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....

15 06 2020 4:55:19

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

14 06 2020 10:15:14

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

13 06 2020 1:35:43

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

12 06 2020 15:20:11

Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"

Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....

11 06 2020 11:32:38

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

10 06 2020 2:11:36

Борьба Руси с западными завоевателями

Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....

09 06 2020 23:26:46

Россия в первой половине XIX века

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....

08 06 2020 6:58:46

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

07 06 2020 5:33:51

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

06 06 2020 14:56:14

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

05 06 2020 20:22:33

Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"

Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П. А. Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....

04 06 2020 18:22:25

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"

Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу « Жизнь первобытных людей». ...

03 06 2020 0:10:29

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....

02 06 2020 4:14:12

Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг.

Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...

01 06 2020 7:11:27

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

31 05 2020 5:34:57

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

30 05 2020 15:12:21

Урок по теме "Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах"

Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...

29 05 2020 17:17:45

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

28 05 2020 1:58:42

"Египет – дар Нила". Материалы для учителя

Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...

27 05 2020 15:30:26

Урок истории по теме "Смута – выбор пути". 7-й класс

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и характерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....

26 05 2020 15:15:10

Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс

Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...

25 05 2020 6:25:10

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

24 05 2020 11:49:57

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

23 05 2020 11:28:26

Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне"

Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной ( М. Шолохов. « Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С. Бондарчука « Судьба человека». ...

22 05 2020 18:41:31

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

21 05 2020 1:13:46

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

20 05 2020 17:49:17

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

19 05 2020 6:10:24

Урок-презентация "Русь и Орда в XIII–XIV вв."

На уроке « Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....

18 05 2020 11:45:17

Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"

Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охарактеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....

17 05 2020 21:12:29

Тамерлан: разрушитель или созидатель?

Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....

16 05 2020 10:17:44

Русь во времена Владимира Святославовича

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме " Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....

15 05 2020 20:47:55

Урок истории на тему "Коллективизация крестьянского хозяйства"

Урок построен на основе ранее изученной темы « Индустриализация С С С Р», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе « Советская Россия - С С С Р в 20–30 годы Х Х века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М....

14 05 2020 23:26:50

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

13 05 2020 12:54:39

Игра-путешествие по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А. А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....

12 05 2020 2:33:25

"История денег. Нумизматика - наука о деньгах". Урок истории в 3-м классе по программе Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...

11 05 2020 19:20:17

Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

10 05 2020 21:14:15

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в С С С Р. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость морально-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

09 05 2020 15:28:38

Коррупция - негативное социальное явление. Взятка

На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений « Получение взятки» и « Дача взятки» У К Р Ф и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....

08 05 2020 6:18:33

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

07 05 2020 1:48:34

Урок по всеобщей истории по теме: "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...

06 05 2020 4:29:16

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха ( Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И. Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

05 05 2020 18:40:53

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

04 05 2020 9:13:18

Всеобщая Декларация прав человека. Урок-конференция. Тема рабочей программы "Международное право"

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности О О Н, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....

03 05 2020 14:17:24

План урока "В рыцарском замке". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....

02 05 2020 23:41:47

Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"

Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....

01 05 2020 14:59:22

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

30 04 2020 14:24:20

Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс

На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....

29 04 2020 5:52:49

Домострой – памятник русской культуры XVI века

В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....

28 04 2020 11:40:15

Занятие по теме "История происхождения ненцев"

В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...

27 04 2020 2:18:48

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

26 04 2020 3:33:41

Природа Греции и занятия древних греков

Урок соответствует Ф Г О С, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....

25 04 2020 6:17:16

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

24 04 2020 15:22:38

Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории

В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....

23 04 2020 13:47:39

Русский быт

Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....

22 04 2020 22:51:10

Урок: "Олимпийские игры в древности"

Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....

21 04 2020 3:45:58

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

20 04 2020 16:21:49

Внеклассное мероприятие по истории

Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....

19 04 2020 7:42:50

Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!

Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....

18 04 2020 2:56:55

Урок истории по теме "Отмена крепостного права". 10-й класс

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....

17 04 2020 6:15:37

Значение гербов в жизни человека и общества

Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....

16 04 2020 18:29:18

Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории

Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине " История" на тему " Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....

15 04 2020 4:26:24

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

14 04 2020 13:20:28

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

13 04 2020 4:40:38

Урок истории в 5-м классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Интерактивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...

12 04 2020 15:15:29

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

11 04 2020 3:35:33

Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....

10 04 2020 13:14:23

Урок истории России на тему "Золотой век" Екатерины II. Внутренняя политика". 7-й класс

Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычленения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....

09 04 2020 12:43:45

Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...

08 04 2020 4:22:32

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

07 04 2020 20:50:45

Эпоха дворцовых переворотов

Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....

06 04 2020 20:49:38

Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

На вступительном уроке по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем. ...

05 04 2020 19:29:59

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

04 04 2020 9:52:11

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

03 04 2020 20:58:25

Основные политические центры в период раздробленности Руси

Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....

02 04 2020 14:18:37

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

01 04 2020 13:57:29

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы « Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

31 03 2020 11:41:32

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

30 03 2020 23:16:23

Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития С С С Р после смерти И. В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

29 03 2020 21:25:46

Урок истории с использованием ИКТ

Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, прорабатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

28 03 2020 20:55:57

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

27 03 2020 1:16:35

Урок по истории Древнего мира на тему "Древние Афины" (5-й класс)

Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы " Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела " Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...

26 03 2020 17:21:48

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

25 03 2020 4:10:37

Деловая игра "Главное не победа, а участие"

Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...

24 03 2020 13:48:41

Урок контроля в 6-м классе по теме "Средневековые замки"

Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...

23 03 2020 8:23:31

История мировых цивилизаций

Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....

22 03 2020 23:18:28

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

21 03 2020 19:52:53

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс

Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....

20 03 2020 21:26:23

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М. В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, М Х К, искусствоведения....

19 03 2020 22:27:16

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

18 03 2020 5:33:16

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

Методическая разработка урока по дисциплине « Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции Р Ф и « Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

17 03 2020 12:30:55

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

16 03 2020 8:24:51

Урок истории в 5-м классе "Финикийские мореплаватели"

Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опорному конспекту. ...

15 03 2020 22:59:11

Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс

Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....

14 03 2020 11:16:25

Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"

На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...

13 03 2020 2:12:40

Интегрированный урок английский язык + обществознание (10-й класс)

Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....

12 03 2020 18:59:37

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

Урок изучения нового материала проходит в форме практической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

11 03 2020 13:23:36

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему " Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 03 2020 22:37:13

Русско-японская война 1904–1905 гг.

Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке Т С О повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....

09 03 2020 21:39:51

Начало монголо-татарского вторжения

Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

08 03 2020 16:30:39

Внеклассное мероприятие по истории "Земляки в боях за Родину"

Представлен конспект мероприятия " Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы В О В по Томской области....

07 03 2020 1:48:59

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

06 03 2020 4:21:32

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

Урок на тему “ Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: " Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", " Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", " Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", " Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

05 03 2020 9:44:59

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме « Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

04 03 2020 17:28:12

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в В О В. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

03 03 2020 13:48:31

Урок памяти "Эхо афганской войны"

15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...

02 03 2020 3:10:11

Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему "Арабский халифат"

Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....

01 03 2020 9:21:22

Тема урока "Наш край в ХХ в."

Данная разработка урока относится к разделу « История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....

29 02 2020 9:18:41

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

28 02 2020 14:11:27

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."

Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....

27 02 2020 20:20:20

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме " Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме " Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...

26 02 2020 8:55:18

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

25 02 2020 14:15:25

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

24 02 2020 16:47:41

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

23 02 2020 5:59:58

Интеллектуальная игра по истории

Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме В О В. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....

22 02 2020 4:26:28

Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс

Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....

21 02 2020 23:53:30

Интегрированный урок технологии, истории и краеведения по теме: "Башня Братского острога - памятник древнего деревянного зодчества"

Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...

20 02 2020 1:54:24

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в С С С Р в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

19 02 2020 9:24:50

Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, И К Т, личностно-ориентированного обучения....

18 02 2020 5:42:36

Начало Великой Отечественной войны

Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны С С С Р справедливый, освободительный характер....

17 02 2020 15:54:15

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

Урок обществознания по теме " Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием И К Т. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...

16 02 2020 16:37:48

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н. И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

15 02 2020 5:48:43

Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)

Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....

14 02 2020 2:11:44

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.