Схемно-графическая наглядность для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории в учреждениях НиСПО
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
На первый план образования выступает задача реализации активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей обучающихся и студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности. В рамки деятельностной парадигмы образования успешно вписывается метод наглядного обучения.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. При использовании наглядности на уроках истории необходимо помнить, что сама по себе она еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процесса восприятия с процессом мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учащимися демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащегося, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополнительной постановкой вопросов и заданий, требующего выделения главного и второстепенного, установлению причинно-следственных связей и т.д.
Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики, опopные конспекты (приложение 1, 2, 4, 5), кластеры.
Исходя из специфики образовательного процесса в системе НиСПО, можно говорить об эффективности использования условно-графической наглядности по следующим причинам:
– использование наглядности позволяет разрешить противоречия между нарастающим объемом информации и более чем скромного количества учебных часов;
– условно-графическая наглядность (опopные конспекты, кластеры, схемы) способствуют развитию логического мышления и пониманию причинно-следственных, локальных и временных связей;
– использование наглядности помогает преодолевать трудности в познании теоретического исторического материала;
– в процессе наглядного обучения формируются навыки самообразования учащихся, создается свободная творческая атмосфера;
– работы с наглядностью расширяет возможности использования компьютерных технологий. Это способствует формированию информационной компетенции;
– с точки зрения подготовки к ЕГЭ использование условно-графической наглядности также эффективно. Работа с опopными конспектами, кластерами и схемами способствует формированию знаний, умений и способов деятельности; которые являются объектами проверки в рамках ЕГЭ: знание дат, периодов наиболее значительных событий и процессов; знание фактов; поиск информации в источнике; установление последовательности исторических событий; соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание хаpaктерных, существенных признаков событий и явлений; группировка, систематизация фактов, понятий; объяснение причин и следствий событий; знание исторических понятий, терминов.
Многолетняя работа по методике В.Ф. Шаталова – С.Д. Шевченко показала, что применение опopных сигналов (приложение 3) не решает многих проблем преподавания истории: на составление конспектов и их воспроизведение тратится много времени; теряется эмоциональность рассказа учителя; возникает опасность схематического понимания истории и догматического подхода к ней; она ориентирована на усвоение учащимися лишь базового уровня знаний. Именно эти недостатки подтолкнули меня к некоторым изменениям в системе работы с опopными конспектами и создание собственной системы работы со схемно-графической наглядностью.
Со временем к каждому опopному конспекту мною были разработаны пpaктикумы (приложение 6). Они отличались комплексностью, разнообразием видов самостоятельной деятельности, в том числе и внеклассной работы, предлагаемой учащимся. Изначально пpaктикумы (по аналогии с рабочими тетрадями, которыми учащиеся пользовались в общей школе) были ориентированы, прежде всего, на домашнее задание и дополнительную внеклассную работу учащихся. Но впоследствии они систематически стали использоваться на уроках как комплекс дидактических материалов, и это потребовало отхода от традиционной методики работы с опopными конспектами. На смену им пришли словесно – логические схемы.
Словесно-логические схемы представляют собой системы смысловых значений и соответствуют следующим требованиям: лаконичность, простота в восприятии, объем не более одной страницы, легкость визуального разбития на блоки информации, читаемость слева направо и сверху вниз.
На первом этапе учащиеся запоминают, воспроизводят и осмысливают словесно-логические схемы, затем они уже составляют собственные, легче пользуются логическими операциями синтеза, анализа, сравнения, обобщения и классификации. Работа с такого рода схемами способствует развитию словесно-логического мышления учащихся, оптимизирует их работу с понятиями, суждениями и умозаключениями.
Среди используемых мною словесно-логических схем можно выделить следующие:
1.Событийно-генеалогические (приложение 7). Использование этих схем даёт возможность видеть логическую взаимосвязь событий, личностей, политических форумов и т.д. Так на уроке по теме “Образование Древнерусского государства. Первые русские князья” используется схема “Князья IХ-ХI вв.”. Первоначально эта схема используется как наглядное сопровождение лекции, впоследствии она применяется на этапе закрепления и повторения изученного.
Составление генеалогических схем может стать самостоятельной работой учащихся. Пример задания: составьте генеалогическую схему, используя все предложенные имена: Петр I,Михаил Романов, Филарет, Алексей Михайлович, Наталья Нарышкина, Мария Милославская, Иван, Софья, Петр III, Екатерина I, Елизавета Петровна, Алексей, Евдокия Лопухина. В мультимедийных презентациях генеалогические схемы разнообразятся портретами исторических персонажей.
2. Схемы-конспекты (приложение 8). Наиболее часто используются мною на уроках, поскольку позволяют в упрощенном виде составить план ответа на определенные вопросы и отразить наглядно ключевые события, даты, персонажи и особенности происходящего.
3.Схемы-графики (приложение 9). Дают возможность проследить динамику развития исторических явлений, процессов. Составление и анализ схем-графиков становится творческим заданием для учащихся по темам: “Реформы 1860-х–1870-х гг.”, “Русско-японская война и первая русская революция”, “Февральская революция 1917 года. Падение самодержавия”. Анализ материала, выявление ключевых аспектов и их соотношение, обоснование собственной точки зрения – вот главные достоинства применения данного вида схем в процессе исторического образования.
Кроме вышеперечисленных схем на уроках я использую карты-схемы (приложение 10). Этот вид схем знаком учащимся ещё из курса истории в основной школе. Но часто их изображения оказываются перегруженными информацией, в силу чего затрудняется их восприятие. Поэтому при изучении военной истории мною используются схемы в более упрощенном и более “читаемом” варианте. Например, при изучении темы “Эпоха просвещенного абсолютизма” возможно использование схемы “Расширение территории России во времена правления Екатерины II”. С большинством подобных схем учащиеся знакомятся при объяснении нового материала, но возможен и другой вариант: самостоятельное составление.
Пpaктика показала, что уроки истории с использованием условно-графической наглядности, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учащихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Ученики преодолевают собственную застенчивость и нерешительность, реализуется принцип развития, формируется адекватная самооценка.
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
18 03 2024 7:55:56
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
17 03 2024 18:15:12
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....
16 03 2024 21:49:32
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
15 03 2024 18:11:23
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
14 03 2024 1:45:31
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
13 03 2024 18:21:16
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
12 03 2024 7:51:48
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
11 03 2024 8:46:50
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
10 03 2024 0:37:46
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
09 03 2024 8:31:48
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
08 03 2024 13:31:23
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
07 03 2024 19:35:26
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
06 03 2024 1:54:46
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
05 03 2024 18:48:33
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
04 03 2024 8:33:42
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
03 03 2024 19:58:34
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей. ...
02 03 2024 10:56:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
01 03 2024 0:58:12
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
29 02 2024 4:32:35
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
28 02 2024 23:20:15
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
27 02 2024 14:59:43
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
26 02 2024 21:10:20
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
25 02 2024 0:45:14
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
24 02 2024 3:50:31
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
23 02 2024 6:49:51
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
22 02 2024 4:46:11
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
21 02 2024 6:21:49
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
20 02 2024 16:15:52
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
19 02 2024 10:52:51
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
18 02 2024 23:45:31
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
17 02 2024 1:38:43
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
16 02 2024 2:16:27
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
15 02 2024 21:37:41
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
14 02 2024 23:25:48
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
13 02 2024 20:10:24
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
12 02 2024 23:30:42
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
11 02 2024 19:22:24
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
10 02 2024 16:59:56
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
09 02 2024 11:44:52
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
08 02 2024 18:10:37
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
07 02 2024 12:42:47
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
06 02 2024 20:19:50
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
05 02 2024 7:14:24
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
04 02 2024 13:16:11
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
03 02 2024 4:59:44
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
02 02 2024 15:15:42
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
01 02 2024 23:26:50
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
31 01 2024 21:57:53
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
30 01 2024 23:55:25
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
29 01 2024 4:14:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::