Урок истории по теме "Качественные хаpaктеристики современного работника"
Цели и задачи:
- Определеить трaнcформацию труда в XX–XXI вв.
- Показать важность социальной защиты работников.
- Дать качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника.
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П. Чехов
План урока:
- Понятие труда.
- Tрaнcформация труда в XX–XXI вв.
- Профсоюзное движение.
- История трудовых отношений в России в XX в.
- Проблемы мобильности работников в современной России.
- Трудовое законодательство.
- О реформах и пенсиях.
- Проекты уч-ся 11кл. – «Мой профессиональный выбор».
Домашнее задание: Продолжить разработку проектов «Мой профессиональный выбор».
Ход занятия
Педагог: Определение труда: Целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Чтение стихотворения сопровождается показом развития трудовой деятельности в истории человечества.
-
Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.
Цельс А.К. -
Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия.
Стендаль
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,
Золотых, стальных, алмазных,-
Нет священней слова: «Труд!»
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все – наследие трудов!
Все искусства, званья, книги –
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Ясно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
Валерий Брюсов
Педагог: Для подведения итогов занятия нам необходимо выбрать супервайзера.
Необходимость труда как деятельности для целенаправленного создания благ, призванных удовлетворить человеческие потребности, существовала на всем протяжении истории, но отношение к этой деятельности было различным. Социологи и историки полагают, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции.
Хаpaктеристика труда в доиндустриальную эпоху.
Длительное время труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для большинства был непосредственно связан с выживанием. В аграрную эпоху труд являлся средством выживания и поддержания привычного уровня потрeбления, который сводился к минимальному набору благ. Доиндустриальный сектор является, в основном, добывающим, он базируется в основном на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. «Доиндустриальная хозяйственная система» имеет вполне реальные хаpaктеристики (использование в качестве основного источника энергии жизненных сил человека или животных, отсутствие массового производства, существование монополии господствующего класса на землю, внеэкономическое принуждение к труду, отсутствие развитых товарных отношений. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий хаpaктер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Индустриальный хозяйственный базис предполагает вполне определенные социальные формы, и ему соответствует в общем и целом лишь один тип общества – капиталистический (будь то мануфактурный капитализм в условиях буржуазной демократии или государственно-бюрократический капитализм, который пытались выдать за первый этап коммунистического общества). Господствующими являются товарно-денежные рыночные отношения. Постиндустриальное (информационное) общество является обpaбатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров. Формируется новая технологическая и хозяйственная система, пришедшая на смену индустриальному типу хозяйства. Собственники знаний становятся de facto основным производительным классом в постиндустриальной экономике.
Главным фактором образующим механизм саморазвития человечества в XX-XXI вв, преображения человека – как количественно измеримого работника и потребителя, и как уникальную бесценную личность, принимающую ответственные решения является трaнcформация труда. Так же большое воздействие на развитие человека оказывают трaнcформации товарных отношений, капитала и государства, т.е. глобальные трaнcформационные процессы.
Три ступени развития глобального трaнcформационного процесса в XX–XXI вв:
- Индустриальное общество начала XX в.
- Общество массового потрeбления 60-х гг.
- Информационное общество к.XX – н.XXI в.
Индустриальное общество. Как известно, индустриальное общество начала XX века развивалось на базе «индустрии дымных труб» в ходе острейшего социального конфликта между наемными работниками и капиталом, хаpaктеризовалось острейшей конфронтацией, тяжелейшим кризисом, гражданскими и мировыми войнами. Это было время господства гигантских империй и в политике ив экономике, время почти повсеместно малограмотного, политически и социально бесправного человека, эпоха тяжелейшей борьбы людей за выживание. Экономику и политику эпохи во многом определяли достижения и противоречия накопления промышленного капитала.
В этот период человек прошел суровую школу промышленного труда со строгой фабричной дисциплиной, тяжелым физическим трудом, ежедневной угрозой безработицы и т.п. Но это было массовое производство нового человека, фабричного рабочего, осваивающего качественно новые условия труда, необходимые для этого навыки и способности. «Работала система низких заработных плат и «дешевого» работника». Наращивание национального дохода шло экстенсивно, преимущественно за счет роста числа работников и новых инвестиций в технику. Совершенствование производства осуществлялось элитой специалистов, инженерами и учеными, и главной динамизирующей силой здесь были технические науки, воплощающиеся в НТП.
В этот период сложились массовые профсоюзы и партии, существом деятельности которых стал уже не труд, а борьба. Коллективная борьба за сокращение труда, против произвола на производстве, за достойную оплату и социальное обеспечение привела к принятию многих законов, гарантирующих права человека..
История трудовых отношений в России XX в.
Биржи труда, трудовые армии, трудовые книжки.
Историю трудовых отношений в России в XX в. Можно сравнить с движением по замкнутому кругу, с дорогой, ведущей от рынка труда к рынку труда. В январе 1918 г. Советское правительство принимает закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 г. Состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс, определивший общие правила регулирования рынка труда и наладивший более полный учет безработицы. Были созданы предпосылки для огосударствления органов по трудоустройству. С началом гражданской войны, проведение политики «военного коммунизма», национализацией, потребовавшей тотального привлечения к труду населения страны, эта глубоко продуманная система была упразднена. Экономику решили поддерживать методами внеэкономического воздействия – созданием трудовых армий, принудительной мобилизацией, милитаризацией труда, принудительным распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей, которые представляли собой огромные резервуары живого труда без всякой техники, являвшие примеры варварской эксплуатации людей государством.
К началу 1920-х гг. в связи с послереволюционной, послевоенной ситуацией сложились условия, при которых в стране началась хозяйственная разруха, появились толпы беженцев, что во многом обусловило невиданную в истории России безработицу. Власти возвращаются к идеям, провозглашенным в 1918 г. В целях ликвидации безработицы по всей стране в течение короткого времени открываются биржи труда, которые помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда.
Новая экономическая политика вернула к жизни, казалось бы навсегда утраченную систему занятости (в ноябре 1922 г. был принят Кодекс законов о труде). Снова появился рынок труда, биржи, была восстановлена система помощи безработным, их переквалификации, экспертиза профессиональной трудоспособности. Последнее понадобилось особенно, потому что в эпоху «военного коммунизма» наступила всеобщая депрофессионализация. Многие кадровые рабочие сбежали с предприятий в деревню, чтобы не погибнуть от голода, на их место пришли люди малоквалифицированные, загнанные на предприятие военными методами, или беженцы. Заработная плата была увеличена и составляла не меньше прожиточного минимума. Появились деньги, на которые можно было купить товары, а не получать Мизерные пайки по карточкам и талонам. Всеобщую принудительную занятость заменила нормальная рыночная система. Работу по специальности и высокую оплату за выполненный труд получал тот, кто хорошо работал.
Россия Нэповская дала миру опыт великолепно налаженной системы оказания посредничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по специальности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог найти себе такую работу по объективным причинам – недоставало квалификации, имелись физические ограничения для трудоустройства. Была Возобновлена выплата пособий по безработице. Право на получения пособия в первую очередь имели работники, уволенные по сокращению штатов или при ликвидации предприятия, члeны профсоюза, демобилизованные. Безработным также предоставлялось полное или частичное освобождение от уплаты налогов, от платы за квартиру и коммунальные услуги, а также льготный проезд на трaнcпорте. Профсоюзы также создавали особые фонды помощи рабочим и служащим, оставшимся без работы. Возобновилась пpaктика организации общественных работ. В некоторых городах успешно работали артели безработных. Для трудоустройства женщин организовывались женские артели, работа в столовых и прачечных. В наиболее крупных городах действовали бюро по использованию труда подростков. Летом 1930г. Рынок труда был упразднен, а Наркомат труда и его органы на местах были реорганизованы. Это стало решающим шагом для утверждения и воплощения в жизнь ключевой социальной доктрины молодого советского государства – концепции всеобщности труда, согласно которой все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей, должны работать. За годы первой пятилетки в стране была введена карточная система, учреждены отделы рабочего снабжения и закрытые распределители на предприятиях с принудительным ассортиментом «отоваривания» зарплаты. Получить реально хоть какое-то жилье, пропитание, бытовое обслуживание при фактически обесценивающейся зарплате становилось возможным только на предприятии. Несанкционированное увольнение, как правило, сопровождалось для рабочего серьезными материальными лишениями. Это создавало условия для прикрепления к производству. Именно в эти годы были введены трудовые книжки, где фиксировались все перемещения человека. В конце 1930-х гг. рабочего бессрочно прикрепили к предприятию, как еще раньше колхозника пожизненно прикрепили к колхозу. Указ, подписанный Сталиным в 1940 г., запретил самовольный переход с одного предприятия на другое и ввел уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. За двадцатиминутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул – год тюрьмы. Подобное же наказание – за самовольное оставление рабочего места. Лишь в 1955г. Была, наконец, разрешена самостоятельная перемена места работы.
Педагог:
Общество массового потрeбления 60-х годов.
Все началось с качественного изменения в физическом труде. В связи с переходом отраслей массового производства к поточно-конвейерным технологиям ленты взаимодействующих рабочих стали несопоставимо более важными производственными ресурсами, чем инвестиции в новую технику. Научная организация труда подчинила себе действия технологов и рабочих на производстве. Это была вторая ступень массового производства нового человека. Предприятия стали школой научно организованного
физического труда. Конвейерный труд – тяжелое насилие над личностью.
Одним из важнейших факторов стал трудный переход руководства производством от специалистов по машинам к специалистам по научно организованному труду – к промышленным инженерам, психологам и социологам. Впервые наука подняла на новую ступень уже не столько технику, сколько самого работника, формирует его новые качества и новую «стоимость».
При тех же капиталовложениях производительность возрастает втрое, и в отраслях массового производства возникает Система высоких заработных плат, система «дорогого» человека. Возник человек, привыкший к чрезвычайно интенсивной деятельности в любой ситуации, крайне «мобильный» почти в каждый момент своей жизни.
Три решающие хаpaктеристики мобильности:
- территориальная мобильность, требующая, прежде всего наличие собственного трaнcпорта, сети автодорог и системы обслуживания (одновременно эти сферы создали до 20% рабочих мест для нового работника);
- производственная мобильность, способность и готовность сменить профессию, вид и род деятельности;
- социальная мобильность, при которой стандартизация быта, условий труда и заработка людей позволяет развиваться их способности работать и жить в разных социальных средах, менять и город, и даже страну пребывания. В положении изгоев оказалась вся масса косных или «малоподвижных» людей.
Педагог: Новые поколения людей, впитавшие в себя культуру научно организованного труда, создали свои «нуклеарные семьи» отдельно от родителей, взяли на себя огромные долговые обязательства на многие годы и создали условия для развития своих детей. Дети стали главным богатством такой «стандартной» семьи, главным богатством городов и наций.
Важную роль в развитии человека играет нарастающая ежедневная учеба. И по своим масштабам, и по роли – это еще более мощный фактор инвестиций в человека, так же не фигурирующий в статистике доходов. Начинаясь как игра, дающая толчок радостному творчеству, эта деятельность постепенно приобретает хаpaктер все более сложного умственного труда, преобразующего человека. Особенно важны в духовном, интеллектуальном и физическом развитии нового поколения первые годы жизни человека. Показательно, что в ряде социокультурно лидирующих стран законодательно запрещено внесемейное воспитание детей до определенного возраста. Уже в 80-е гг. американские ученые установили, что средства, затрачиваемые на нормализацию развития детей в первые 4 года их жизни, являются самым эффективным национальным капиталовложением, возвращающимся с пятикратной отдачей на каждую единицу вложений. Бедные страны, экономящие на этом, консервируют нищету. Было выяснено, что к 11 годам уже закладывается творческий или рутинный стереотип мышления, накапливается почти половина будущих знаний человека, а тем самым и общества в целом.
Идет процесс раскрепощения женщины, возрастает чувство ответственности людей за гражданские права, за равенство полов и рас и равный доступ к мировой культуре и науке, утверждается чувство ответственности за сохранение природы, умение прощать и защищать униженных и слабых. Благодаря этому в к. XX в. можно говорить о массовом развитии человеческого благородства, о зарождении новой аристократии или нового дворянства, массового «человека благородного».
А формирование такого человека – работника. Невозможно без развития законодательства, защищающего его труд, отдых, социальные гарантии пенсионного обеспечения.
Современное постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики. Важнейшим стало массовое перемещение работников из материального производства в сферу услуг. В больших городах в материальном производстве остается не более 25% работников, а до 70% перемещается в сферу услуг. Мерилом самого труда и всей жизни человека все больше становится свободное время, как напряжение творческих сил человека и как главная форма богатства.
Слово учащимся 10а и 11б класса для представления проектов будущей профессиональной деятельности
Для подведения итогов слово предоставляется супервайзеру:
Основные хаpaктеристики достойного труда в XXI веке.
Достойным трудом в XXI может считаться труд, который приносит пользу обществу, государству и человеку. Это свободный, добровольный, безопасный, научно организованный, творческий, адекватно оплачиваемый труд, обеспечивающий социальные гарантии и социальную защиту, дающий возможности для индивидуального роста и социальной интеграции.
Основными хаpaктеристиками современного работника являются:
- профессиональная грамотность, способность учиться и совершенствоваться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, способность к творческому труду;
- мобильность территориальная, производственная, социальная, т.е. способность и готовность сменить профессию, вид и род деятельности, способность работать и жить в разных социальных средах;
- ответственность за гражданские права и обязанности, возможность свободно выражать свои мнения, свободно объединяться в профессиональные организации и принимать участие в принятии решений по жизненно важным вопросам;
- способность помочь социально незащищенным людям.
- общая культурная зрелость, «благородство»;
Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на общенациональном уровне. Это важнейший фактор в формировании современной экономической системы.
Список используемой литературы:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, – М.: 2008.
- Достойный труд в XXI веке. Методические рекомендации по проведению единого профсоюзного урока, – М.: 2008.
- Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Ж. Общественные науки и современность, №1, – М.: 2001.
- Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество. Ж. Общественные науки и современность, №3, – М.: 2001
- Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху. Ж. Общественные науки и современность №3, – М.: 2007.
- Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда. Ж. Общественные науки и современность №3, – М.: 2007.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика книга 2, – М.: 2003.
Презентация.
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
18 03 2024 8:46:29
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
17 03 2024 8:25:10
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
16 03 2024 4:29:27
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
15 03 2024 3:30:55
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
14 03 2024 18:44:44
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
13 03 2024 12:13:32
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
12 03 2024 23:18:28
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
11 03 2024 12:56:39
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
10 03 2024 9:40:34
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
09 03 2024 7:22:12
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
08 03 2024 1:48:32
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
07 03 2024 5:41:18
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
06 03 2024 4:47:37
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
05 03 2024 21:22:46
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
04 03 2024 0:56:30
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
03 03 2024 0:35:35
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
02 03 2024 13:25:43
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
01 03 2024 2:11:58
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
29 02 2024 6:54:22
Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
28 02 2024 1:40:25
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
27 02 2024 7:36:13
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
26 02 2024 3:24:31
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
25 02 2024 2:35:55
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
24 02 2024 2:20:51
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
23 02 2024 14:49:43
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
22 02 2024 21:41:23
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
21 02 2024 5:44:43
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
20 02 2024 4:27:31
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
19 02 2024 17:21:54
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
18 02 2024 16:33:27
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
17 02 2024 8:32:40
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
16 02 2024 6:29:59
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
15 02 2024 11:11:29
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
14 02 2024 12:17:58
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
13 02 2024 12:32:47
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...
12 02 2024 1:31:47
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
11 02 2024 5:45:41
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
10 02 2024 15:10:48
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
09 02 2024 11:27:22
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
08 02 2024 18:22:15
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
07 02 2024 19:38:25
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
06 02 2024 12:17:33
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
05 02 2024 4:28:22
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
04 02 2024 20:15:23
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
03 02 2024 21:59:56
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
02 02 2024 21:58:50
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
01 02 2024 21:16:25
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
31 01 2024 23:43:44
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
30 01 2024 1:51:34
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
29 01 2024 20:33:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::