Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"
И еще раз об интегрированном уроке. Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые хаpaктеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. Интеграция - (лат) восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.[5 c. 78]
Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение. [5 c. 105]
Главное это не механическое соединение предметов, а общая точка, где находят соприкосновение все образовательные линии.
В данном случае структура урока была усложнена. Точкой пересечения двух образовательных линий было решено выбрать сопоставление фамусовского общества и общества России первой четверти Х1Х века.
Цель урока : интеграция учебного образовательного прострaнcтва, как средство создания у учащихся целостного представления о связях явлений культурной и общественной жизни с хаpaктером эпохи на основе интегрирования различных технологий, методов и форм обучения.
Задачи урока:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование умения анализировать и синтезировать различные общественно-политические события;
- углубление навыков работы с историческими и литературными источниками
- развитие творческих способностей учащихся;
- совершенствование навыков работы видов заданий
- развитие умений и навыков работы с телекоммуникационными технологиями
- развитие коммуникативных навыков.
Структура урока: урок рассчитан на 2 часа.
В основе урока - подготовленный детский ролевой фильм-проект “ Салон З.А.Волконской”. (Продолжительность фильма 15 мин.)
На этапе исследовательской деятельности участникам было предложено разработать “ легенду” своего героя : изучить биографию, найти отзывы этого героя на комедию А.С.Грибоедова, найти документы, письма, мемуары, где прослеживалась бы его общественная позиция, подготовить костюмы, найти ноты вальса Грибоедова и разучить его.
Другая группа участников проекта инсценировали отрывки из комедии.
Аналитический этап – отбор информации, составление сценария, съемка и монтаж фильма.
Заключительный этап – демонстрация фильма на уроке
Основная идея: в салоне встречаются представители различных взглядов, приезжает Грибоедов и читает отрывки из комедии, слушатели высказывают свое отношение к героям. Затем, когда автор уезжает, обсуждают пьесу.
Список гостей салона З.А.Волконской
- Грибоедов А.С. – русский писатель, поэт, публицист, дипломат, композитор
- Волконская З.А. – княгиня, писательница, хозяйка московского литературного салона.
- Коновницына Е. П. - жена героя Отечественной войны, декабриста, генерала
- Пестель П.И. – декабрист, организатор и вождь Южного тайного общества
- Кюхельбекер В.К. – поэт, критик, декабрист, члeн Северного общества
- Ухтомский Ф.И. – князь, помещик
- Одоевский В.Ф. - писатель, музыковед, мыслитель
- Сперанский М.Н. – главный советник царя Александра 1 по вопросам управления.
I. Начало урока.
Актуализация знаний по эпохе Александра 1.
Задание 1.Обратитесь к схеме. Определите, на какие два периода делиться правление Александра.[ 1 c.38]
Внутренняя политика в 1801-1812 гг.
Задачи правления Александра 1
Усовершенствование государственного строя России с учетом влияния прогрессивных сил. | Создание “Негласного комитета и разработка реформ государственного аппарата М.Сперанским | Решение “крестьянского вопроса”. |
Курс реформ, предложенный Сперанским.
Основные принципы функционирования государственного аппарата
Отмена сословного деления общества | Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная | Выборность распорядительных и исполнительных органов власти | Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной |
Изменения в госаппарате.
Предлагалось
Учреждение Государственной Создание Государственного Думы (обсуждение законопроектов) Совета (разработка и обсуждение законопроектов)
Реформы Сперанского встретили жесткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром 1.
Государственные преобразования Александра 1.[ 1 c.41]
Царь ограничился отдельными и непоследовательными мерами.
1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808,1809 – запрет продавать крестьян на ярмарках
1801 г. – Право недворян покупать землю с 1802 г. – реформа образования 1808 - создание Государственного Совета
Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.[ 1 c. 48]
Либеральные меры | Реакционная политика |
1815 г. – Конституция Царству Польскому | 1816-1819 гг. Создание военных поселений |
Март 1818 г. Заявление о намерении ввести в России конституционные порядки | 1819,1821 – гонения на просвещение и печать |
1818 г. Разработка Уставной грамоты для России | 1822,1823,1824 гг. – запрещение крестьянам жаловаться на помещика, право ссылать крестьян в Сибирь |
1818 - разработка проектов решения крестьянского вопроса в России | 1822 г. – запрещение тайных обществ |
Задание 2. Вспомните, какие три основные направления идеологии в это время формируются в России. Для этого прочитайте: В.Ф.Раевский. О рабстве крестьян.
“Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и бесчувствие. Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным.
Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому. Он медлит, и миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры.
Дворянство русское, погрязшее в роскоши, разврате , бездействии и самовластии, не требует перемен, с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество над несчастными поселянами. Граждане! Тут не слабые меры нужны, но решительный и внезапный удар!” [3 c. 218]
Задание 3. Определите, мнения представителей какой идеологии представлены в документе. Назовите опopные фразы на основании которых вы сделали свои выводы.
Задание 4. Сделайте вывод на основании вышесказанного, почему активно формируется радикальная идеология.
К чему это приведет ?
Основная часть урока. Просмотр фильма – проекта “Салон З.А.Волконской.
Перед просмотром фильма учащиеся получают опережающее задание.
Задание 5. Разделите гостей салона З.А.Волконской на группы.
Кто не принимает комедию? Кто одобряет? Кто относится критически?
После просмотра фильма - проверка задания: ученики отвечают на вопрос: Какие гости салона к какому направлению идеологии относятся?
Далее урок продолжает учитель литературы.
Задание 6. Разделите действующих лиц комедии на представителей века нынешнего и века минувшего. Представителей какого лагеря можно встретить у Фамусова? Почему?
Задание 7.
Обратитесь к внесценическим персонажам комедии. Есть ли среди них представители передовой идеологии. [ 2 c.47]
Задание 8.
Обсудите, выйдет ли Чацкий на Сенатскую площадь. Опираясь на мнения гостей салона, выскажите свою точку зрения.
Как Грибоедов относился к декабристам?[ 4 c.206]
Заключительная часть урока – дебаты.
- “Бесcмepтная” комедия Грибоедова.
- “Поэт в России больше, чем поэт”
- Позиции писателя и общественного деятеля.
Результатами урока могут быть:
- интерес и активность учащихся;
- умение применять ранее полученные знания;
- умение готовиться и работать самостоятельно, используя различные источники, в т.ч. ИКТ;
- умение сопоставлять и противопоставлять явления, факты, источники;
- делать самостоятельные выводы;
- проявление творческих способностей.
Список использованных источников и литературы.
1. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 10-е изд. - М.: Просвещение 2009. - 287 с.
2. Грибоедов А.С. Горе от ума. М: Детская литература .-2000 .- 53 с.
3. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М: Московский рабочий, 1989.- 400 с.
4. Пиксанов Н. К. Творческая история “Горя от ума”. М., 1928;- 278 c/
5. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока, М:2003.- 128с.
6. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М: Мысль.- 1990.-189 с.
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
18 03 2024 3:11:25
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
17 03 2024 11:41:18
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
16 03 2024 22:31:26
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
15 03 2024 8:34:44
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
14 03 2024 5:17:20
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
13 03 2024 10:33:27
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
12 03 2024 12:36:23
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
11 03 2024 12:55:31
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
10 03 2024 11:41:39
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...
09 03 2024 7:19:13
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
08 03 2024 22:39:27
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
07 03 2024 5:18:36
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...
06 03 2024 21:19:48
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
05 03 2024 18:43:50
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
04 03 2024 3:59:55
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...
03 03 2024 20:40:15
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
02 03 2024 16:38:24
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
01 03 2024 8:43:36
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
29 02 2024 13:37:54
Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
28 02 2024 5:55:24
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
27 02 2024 11:55:41
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
26 02 2024 16:48:42
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
25 02 2024 23:32:14
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
24 02 2024 9:56:16
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
23 02 2024 16:48:46
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
22 02 2024 8:26:32
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
21 02 2024 16:57:32
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
20 02 2024 15:52:36
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
19 02 2024 17:20:41
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
18 02 2024 0:44:59
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
17 02 2024 1:47:25
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
16 02 2024 10:25:47
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
15 02 2024 19:31:20
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
14 02 2024 17:42:35
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
13 02 2024 1:42:25
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
12 02 2024 21:10:52
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
11 02 2024 16:54:42
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
10 02 2024 14:26:25
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
09 02 2024 12:10:14
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
08 02 2024 23:39:14
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
07 02 2024 13:45:31
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
06 02 2024 23:45:47
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
05 02 2024 6:12:50
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
04 02 2024 9:49:26
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
03 02 2024 16:33:38
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной. ...
02 02 2024 8:51:14
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
01 02 2024 23:19:18
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
31 01 2024 0:53:50
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
30 01 2024 18:42:22
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
29 01 2024 13:40:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::