Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"
Цель: активизировать познавательную деятельность уч-ся путем интегрированного изучения материала на совместном уроке истории и литературы.
Задачи:
1. Образовательные:
- обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;
- показать роль личности в истории России и Владимирского края.
2. Воспитательные:
- с целью нравственного воспитания учащихся ярко показать проявление декабристами, и их женами таких мopaльных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине;
- подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их жен.
3. Развивающие:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;
- развивать навык работы со стихотворным текстом.
Оборудование:
- DVD проигрыватель, видеопроектор;
- А.А. Данилов, Л.Н. Косулина «История России» 8 класс;
- Л.Н. Копылов И В К, Н.А. Некрасов. Поэмы.
Ход урока
Вступительное слово учителя литературы (Приложение).
- В 2012 г. отмечается 190-летие со дня рождения Н. А.Некрасова – великого русского поэта.
Для Н.А.Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха – имение, расположенное на берегу Волги Ярославской губернии.
Он проводил здесь каждое лето на протяжении четырнадцати лет – лучших лет поэтической жизни. Охотничьи путешествия, встречи с крестьянами, наблюдения за жизнью деревни были благодатной почвой для появления многих произведений поэта.
(Учитель обращается к Литературной карте Владимирской области.)
Много раз бывал на Владимирской земле в селе Алешунино Муромского уезда, так как часть этого села принадлежала Некрасовым. Во время своих поездок по России он пересек всю территорию нынешней Владимирской области, видел многие города и села нашего края: Фоминки, Муром, Вязники, Гороховец, Мстеру. В произведениях «Дедушка Мазай и зайцы», «Саша» и др. отразились впечатления Некрасова, полученные во время поездок по Владимирскому Краю.
(Учитель обращает внимание на выставку книг.)
Одной из центральных тем произведений, написанных писателем, была тема судьбы русской женщины. Так появились «Орина – мать солдатская»,«Дедушка» – о декабристах, «Железная дорога» – о тяжелейшем каторжном труде рабочих; «Мороз, Красный нос» – поэма о героическом прошлом страны, «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.
Учитель истории: С каким событием в истории России 19 века связана поэма Некрасов? (С восшествием на престол царя Николая 1.)
- Что вам известно о династическом кризисе 1825г.?
Рассказ учащихся: В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола.
Ученик: На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу. Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и члeнами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы. Не исключалось и убийство Николая I.
Утром 14 декабря декабристы привели свои полки на площадь перед Сенатом, но план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.
Учитель: Ребята, что вы знаете о декабристах?
Ученик: Это участники восстания против власти царя.
- Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.
- Владели иностранными языками…
Учитель: Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? Они не захотели мириться с гнётом крепостного права. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни.
- И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года?
- Как встретила страна своих солдат победителей?
Ученик: На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого в стране не происходило. Поэтому они создавали тайные общества, где главной целью ставили уничтожение самодержавия и отмену крепостного права.
Учитель истории: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции.
Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
Краеведение ИВК Копылов.
Ряд участников декабрьского движения были связаны с Владимирским краем: одни родились здесь, семьи других имели имения. Из владимирских дворян вышел
Николай Васильевич Басаргин, после 20 лет кат opги вернулся в Покровский уезд.
Михаил Матвеевич Спиридонов, умер на поселении, не дожив двух лет до амнистии.
Полковник Михаил Фотеевич Митьков – участник Бородинской битвы, генерал – майор, умер на поселении,
Ф.В.Акинфов – участник Отечественной войны 1812 г., члeн комиссии о построении храма Христа Спасителя в Москве и многие другие (или зачитать с учебника ИВК стр.179-180.)
Вывод. Восстание 14 декабря 1825 г., давшее имя первому поколению революционеров – декабристы, закончилось поражением. Самодержавию удалось подавить восстание, но остановить освободительное движение оно уже не могло. Опасаясь повторения таких выступлений, он усилим меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой стороны - предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.
Учитель литературы: Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.
В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Это были суровые и мрачные этапы.
Рудники, Читинский каторжный острог, тюрьма Петровского завода и затем разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало
Учащийся: Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.
Сергeй Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергeй Трубецкой отличался добрым, спокойным хаpaктером, "имел просвещенный ум",был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.
Чтение по ролям.
Учитель литературы: Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.
Император: Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство! Зачем вам каторжник Трубецкой ?!
Трубецкая: Простите, Ваше Величество, но Сергeй Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь cмepть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
Император: Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!
Трубецкая: Ваше величество, я должна быть с мужем…
Учитель: Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...
Учитель: Она добралась до Иркутска. Губернатор Цейдлер получил директиву вернуть Екатерину Ивановну обратно. Он её уговаривал возвратиться, рассказывал о трудной и длинной дороге на каторгу, призывал к ее гордости, говорил, что муж не думал о ней, когда согласился на участие в восстании. Но Трубецкая стояла на своём. Обратимся к тексту поэмы.
Учащиеся читают по ролям отрывок из поэмы «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.
Беседа.
Вопросы учащимся:
- Какие причины назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой?
- Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в этом обществе нет места умному человеку, который понял, какие люди его окружают.)
- Прочитайте ответ княгини. Как вы его понимаете?
- Во имя чего отказалась? (Во имя долга, долга перед мужем, перед Родиной, главное – перед собой.)
Учащийся: Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах. Отец Марии Николаевны – отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь. Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке. Тюрьма была расположена у подножия горы. Помещение было тесным и низким.
Из воспоминаний Марии Волконской: "В первую минуту я ничего не разглядела ,так там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергeй бросился ко мне: бряцание его цепей поразило меня, я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого".
Учитель литературы: Трубецкая сняла домик на руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных гнали на работу, она передала им все теплые вещи, даже тесемки от своих меховых сапожек – пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников. Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой. Много ей пришлось тогда пережить. Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем!
Потом декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чистить конюшни, молоть зерно на ручных жерновах. Для них был выстроен большой острог. Там разрешили поселить и жен их. Камеры были тесные и темные, без окон, их прорубили после долгих хлопот, по особому высочайшему разрешению. По вечерам собирались, читали, спорили, слушали музыку.
Учитель истории: 11 женщин, молодых, богатых, знатных, отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
(Далее по слайдам (4-17) знакомство со всеми жёнами декабристов, которым было разрешено ехать за мужьями.)
Домашнее задание.
* Прочитать вторую часть поэмы «Русские женщины». Княгиня Волконская.
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
18 03 2024 8:29:37
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
17 03 2024 4:51:25
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
16 03 2024 14:45:58
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
15 03 2024 22:25:45
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
14 03 2024 22:21:10
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
13 03 2024 20:46:39
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
12 03 2024 9:18:35
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...
11 03 2024 23:26:32
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...
10 03 2024 7:50:29
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
09 03 2024 4:11:12
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
08 03 2024 7:25:57
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
07 03 2024 22:56:55
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
06 03 2024 7:17:55
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
05 03 2024 8:11:44
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
04 03 2024 13:19:43
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
03 03 2024 3:44:14
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
02 03 2024 12:50:12
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
01 03 2024 12:31:18
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
29 02 2024 19:30:14
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
28 02 2024 5:48:22
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
27 02 2024 21:38:29
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
26 02 2024 19:36:38
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
25 02 2024 14:31:14
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
24 02 2024 12:42:23
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...
23 02 2024 18:14:10
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...
22 02 2024 16:54:58
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
21 02 2024 14:34:53
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
20 02 2024 14:47:56
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
19 02 2024 16:42:50
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
18 02 2024 4:36:17
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
17 02 2024 10:53:24
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
16 02 2024 10:58:39
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
15 02 2024 18:10:38
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
14 02 2024 2:19:35
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
13 02 2024 17:36:34
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
12 02 2024 12:53:11
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
11 02 2024 12:35:20
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
10 02 2024 23:48:40
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
09 02 2024 6:22:43
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...
08 02 2024 16:14:23
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
07 02 2024 5:49:54
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
06 02 2024 11:30:28
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
05 02 2024 13:33:23
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
04 02 2024 16:59:15
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
03 02 2024 10:18:14
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
02 02 2024 23:52:14
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
01 02 2024 0:46:35
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
31 01 2024 11:41:51
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
30 01 2024 9:24:40
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
29 01 2024 21:36:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::