Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам
«Невозможно хорошо учить, не любя».
Из письма ученицы
Всем хорошо известно, что для успешного обучения требуется сочетание теории и пpaктики. На уроках физики и химии ребятам демонстрируют опыты, они выполняют лабораторные работы; упражняясь в русском языке, ученики пишут сочинения, декламируют стихи. Несколько специфичным является в этом плане обучение социально-гуманитарным дисциплинам: здесь сама жизнь становится лабораторией, где подтверждаются или опровергаются общественные теории; люди, окружающие нас являются участниками исторического процесса; материальная среда, в которой мы находимся – это следы истории. Смоделировать на уроке пpaктическую часть социально-гуманитарного предмета крайне сложно. Таким образом, внеклассная работа становится неотъемлемой составляющей учебного процесса.
Внеклассная работа по общественным дисциплинам крайне необходима. Обусловлена эта необходимость следующими факторами:
1. Содержание предметов общественного цикла насыщено большим объёмом учебного материала. Недостаточно времени для усвоения всего содержания предмета и использования разнообразных форм работы во время урока. Это не значит, что задачи урока решаются во внеурочное время, это значит, что ученики постигают материал в неформальной обстановке и более успешно его усваивают.
2. Всякая деятельность во внеурочное время – это приобретение социального опыта. Поэтому, в самом широком смысле, внеурочная воспитательная работа является как бы пpaктикой по предметам общественного цикла.
Например, ОБЖ являются одним из разделов общественных дисциплин. Но куда бы мы не отправлялись с ребятами, мы обязательно инструктируем их, как себя вести на трaнcпорте, в общественных местах, находясь в группе и т.д. с целью обеспечения прежде всего безопасности.
3. История изучает конкретные события, которые происходили во времени, в прострaнcтве и с людьми. Это первое, что должны усвоить ученики, когда они начинают изучать историю. Отсюда следует, что важно не просто знать исторические события, а надо иметь представление и о времени, и о прострaнcтве, и о людях изучаемой эпохи.
Представления о прострaнcтве во время урока
обычно дети получают при помощи модели
прострaнcтва – исторической карты, но
совершенно невозможно ощутить прострaнcтво,
пока не пройдёшься пешком, не увидишь тех
мелочей, о которых нет времени говорить на уроке.
Также невозможно рассказать детям о том,
например, кто такие крестьяне, если никогда в
жизни эти дети не были в крестьянской избе, не
знают, как выглядит деревня. А сейчас
значительная часть московских школьников
относится к таким детям.
Мы на уроках сталкиваемся со смешными случаями, когда ребята обнаруживают незнание элементарных, с нашей точки зрения, вещей. Один мальчик писал: «На мачте боевого корабля вспыхнуло восстание». А одна очень неглупая дeвoчка из 11 класса совершенно серьёзно на вопрос о том, почему холодная война называется «холодной», ответила, что эта война велась «холодным оружием». Всё это говорит о нехватке социального опыта. Другими словами, дети совершенно не знают жизни. Я сейчас говорю о наших современных московских детях. Я работаю с детьми больше тридцати лет, и урочная работа у меня всегда занимала только процентов 70 времени, а остальное – это лагеря, экскурсии, походы, поездки и т.д.
Рис. 1
Рис. 2
Когда сравниваешь современных московских детей с детьми «советского» периода, получается интересная картина: современные дети очень «продвинутые», как принято сейчас говорить. Они пользуются Интернетом, бывают за границей в разных странах, разбираются в электронике, в марках автомобилей и т.д., но часто сейчас встречаются детки, которые никогда не ездили в метро, и просто не умеют это делать. Этому приходится учить нам. Был один мальчик (москвич – родился и жил в Москве), который бывал в Лондоне, в Афинах, в Египте, но не имел представления, как выглядит Красная площадь. Даёшь задание шестиклассникам перечислить все объекты Красной площади (описать её). В перечне оказывается храм Христа Спасителя, Могила неизвестного солдата. Поэтому каждый раз, когда ко мне приходит новый класс, я веду ребят сначала к Дворцу Шереметева и Троицкому храму в Останкино <Рисунок 3>, к Дому-музею Сергея Королёва<Рисунок 4>, а потом на Красную площадь и вокруг Кремля
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Это обязательные экскурсии. Да, дети живут в Останкино и каждый день видят его достопримечательности; да, они живут в Москве и имеют возможность много раз побывать в «сердце столицы», но, как выясняется, некоторые москвичи совсем не обращают внимания на то, что другие люди приезжают посмотреть издалека.
Я думаю, что во время экскурсий не надо добиваться обязательного усвоения информации в как можно большем объёме. Считаю, что совсем необязательно каждый раз давать задание сделать отчёт об экскурсии в самой разной форме. Самым ценным может быть впечатление, полученное от похода или поездки. Впоследствии это впечатление может стать основой не только исторических знаний, но любви к истории, к своей Родине, к архитектуре и т.д. <Рисунок7>. Моя бывшая ученица Ирина Мазилкина. писала в своём письме:
Рис. 7
«Ещё в детстве меня завораживали суздальские синие купола в золотых звёздах, дымчатые контуры Соборной площади в Москве, памятник Гоголю, усталому, уже полуcyмacшедшему, в крохотном дворе на Суворовском бульваре. Тогда я ещё не осознавала, что всё это называется Историей. А Вам удалось очень искусно соединить мир расплывчатых образов с настоящей наукой. И очертания постепенно приобрели форму, стали стройней и отчётливей, словно талантливый художник исправил ошибочные пропорции в детском эскизе, …холст получился изумительный».
«Стихи – это молитвы».
А. Блок
«Мы в соборной Москве – странники
С безымянных её окраин.
Ежедневные зимние праздники –
Акварельные сумерки ранние.
Наши предки в одеждах шёлковых,
Защищаясь от бед и стихий,
Перед ликом молитвы нашёптывали,
Как мы шепчем теперь стихи,
Насмотревшись на краски нерезкие
Этих сумерек, этих фресок.
А с одной – самому не поверится! –
Спутав рифмы и времена, улыбнётся взгляд современницы,
Словно вечером свет из окна.
Зависают под куполом фразы –
Невесомы они, безударны.
Только гении и богомазы
Обладают провидческим даром.
И. Мазилкина.
Декабрь – февраль 1984-1985 г
В одной из телевизионных передач канала «Культура», посвящённой проблемам образования, Евгений Александрович Ямбург, мой школьный учитель истории, сказал, что главное в образовании сейчас – это его гуманизация. Это ведь в буквальном смысле «очеловечение» школы, ориентир на реальные интересы детей, приближенность к ним, помощь в выстраивании человеческих отношений.
Возможно, я пищу о бaнaльных вещах, но очень важно, чтобы ребята обращали внимание на людей, которые их окружают. В детском и юношеском возрасте привлекают внешность человека: его одежда, фигура и т.п., поэтому реагируют дети на внешне ярких и необычных людей. Своих домашних ребята воспринимают как часть собственного «я»: мама контролирует учёбу и внешний вид, папа ругает за двойки, бабушка готовит еду и т.д. Детям и в голову не приходят, что изучаемое на уроках истории как-то связано с конкретными людьми, которых они знают лично.
К годовщине Победы мною давалось задание подготовить проект о каком-нибудь человеке – современнике Великой Отечественной войны. Эта акция у нас называлась «Люди Великой Отечественной». Одна дeвoчка никак не могла решить, о ком она будет собирать материалы, ей казалось, что ничего стоящего ей не удастся найти. Тогда я дала более конкретное задание специально для этой дeвoчки: провести беседу со своим дедушкой (а воспитывалась дeвoчка у дедушки с бабушкой, т.к. родителей у неё не было) по конкретным вопросам, которые я предложила. На следующий день дeвoчка сразу пришла ко мне в кабинет и с горящими глазами стала рассказывать, какие интересные вещи узнала. У дедушки раньше не было повода вспомнить о своём военном детстве, дeвoчка как-то не задумывалась, что дедушка не всегда был пожилым неработающим пенсионером. Так и получилось, что школьное задание позитивно повлияло на семейные отношения.
В условиях внеклассной работы часто возникает обратная связь, и ученики «воспитывают» учителя. И иногда бывает, что ученики более проницательны и чутки к «правде жизни», чем их учителя.
Рис. 8
Много лет назад я давала задание выпускному классу подготовить рефераты о Великой Отечественной войне к очередному юбилею. Провели конкурс, а по итогам конкурса готовились к конференции. Одна из моих учениц, Ира Мазилкина <Рисунок 8>, в своём реферате на первом месте в причинах победы в Великой Отечественной войне написала о любви к Родине и героизме русского народа. Тогда я ей посоветовала исправить этот пункт и написать о «советском» народе и поставить эту причину немного подальше, а под первым пунктом обозначить «руководящую роль КПСС». Я ей пыталась объяснить, что ей предстоит поступать в институт, что ей надо везде писать и отвечать «правильно». На это Ира ответила: «Нет, Елена Николаевна, всё-таки я оставлю так, как есть». Это было в феврале 1985 года, спустя несколько месяцев начиналась перестройка, когда появилась возможность и необходимость свободно отстаивать собственное мнение.
Я всегда радуюсь, когда в класс к ребятам приходят интересные люди. Мне очень повезло. В моей педагогической пpaктике часто встречались люди, которые работали с детьми из моего класса во внеурочное время. И это очень ценно: новые лица и новые отношения всегда обогащали жизненный опыт ребят. Встречи не были эпизодическими, совместная деятельность продолжалась длительное время.
Рис. 9
Очень интересный человек уже много лет работает в нашем микрорайоне. Это Михаил Никанорович Комаров – руководитель детского туристского клуба «Мир путешествий» <Рисунок 9> Все его трое детей учились в нашей школе. Ребята любят, когда Михаил Никанорович ездит с нами на экскурсии и сам рассказывает много интересного не только по теме, но и из своего богатого опыта путешествий. В сопровождении Михаила Никаноровича Комарова были экскурсии к мемориальному месту подвига героев-панфиловцев, литературные экскурсии в Захарово и Вязёмы. В то время Михаил Никанорович был депутатом. Таким образом, ребята имели перед глазами наглядный пример человека, который успешно совмещает многообразные виды деятельности и социальные роли.
В одном из моих классов было много ребят из воцерковлённых семей. Родители довольно часто приглашали для беседы с детьми священника из Троицкой церкви у нас в Останкино – отца Димитрия. Он проводил с ними беседы на разные нравственные темы. У ребят всегда возникало много личных вопросов. На эти беседы дети ходили по желанию и с согласия родителей. Многоконфессиональность не мешала душевному общению по вопросам общечеловеческих ценностей. Такие встречи убеждали в том, что все люди едины в стремлении жить счастливо в мире и согласии при соблюдении общих правил человеческих отношений.
Рис. 10
В нашей школе с ребятами работал на общественный началах замечательный человек – Борис Александрович Завьялов<Рисунок 10>. Он – ветеран Великой Отечественной войны. Это тот редкий случай, когда человек реально включился в школьную жизнь и не просто появился в школе, чтобы пересказать одну и ту же историю из своей жизни, а предлагал массу всяких интересных идей, сам организовывал ребят, общался с ними в конкретных делах, сам многое делал, показывая пример детям. Приходил он к нам почти каждую неделю, а иногда и несколько раз в неделю. Ребята охотно откликались на предложения сделать что-то интересное. Не всё, конечно, воплощалось в жизнь, но живая деятельность и живое общение не проходили даром. Выпускались газеты , проводились уроки Победы. Шестиклассники узнавали о Сталинградской битве, о блокаде Ленинграда, а главное, они с уважением и чуткостью стали относиться к ветерану. Была создана историческую секцию . Причём, в ней не только военную историю изучали, но и историю класса, школы, семьи… Ребята вместе с Борисом Александровичем придумывали игры, собирали различные документы и реликвии
Патриотизм, гуманность – это то, что имеет огромное значение в нашей современной жизни, но нельзя, чтобы эти хорошие понятия оставались пустыми словами. Невозможно любить Родину, если ты равнодушен к людям, которые тебя окружают, если ты не знаешь, как живут в отдалённых местностях, если никогда не побывал в других городах (не всегда особо примечательных) и не пообщался со своими соотечественниками… Невозможно быть гуманистом, если тебе ненавистен кто-нибудь из твоих знакомых или родных.
…Когда мы уходили с последней репетиции поздравления нашего ветерана с Днём артиллерии , а я не совсем была довольна подготовкой, Соня Коваленко сказала: «Ничего, Елена Николаевна, не переживайте. Даже если что-то не получится, то всё равно ведь Борис Александрович поймёт, что мы его любим и хотим ему приятное сделать»…
Подводя итог, я хотела бы очень кратко сформулировать основные факторы, определяющие место внеклассной работы по предметам общественного цикла в учебно-воспитательном процессе:
Внеклассная работа по предметам общественного цикла
- Имеет преимущественно пpaктическую направленность
- Обеспечивает возможность расширить содержание предмета
- Позволяет провести апробацию новых образовательных технологий
- Даёт возможность лучше усвоить теоретические понятия
- Расширяет возможность решения воспитательных задач
- Активизирует познавательную деятельность учащихся
- Обеспечивает разнообразие мотивации познавательной деятельности
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
18 03 2024 5:13:40
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
17 03 2024 15:27:41
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
16 03 2024 21:34:28
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
15 03 2024 21:32:16
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
14 03 2024 19:50:30
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
13 03 2024 21:20:15
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
12 03 2024 19:23:34
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
11 03 2024 23:53:15
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...
10 03 2024 18:29:20
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
09 03 2024 0:17:28
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
08 03 2024 9:10:10
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
07 03 2024 21:50:28
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
06 03 2024 17:47:42
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
05 03 2024 17:14:35
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
04 03 2024 16:21:16
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
03 03 2024 10:17:22
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
02 03 2024 7:31:46
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
01 03 2024 9:40:12
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
29 02 2024 1:13:17
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
28 02 2024 16:28:19
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
27 02 2024 5:56:25
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
26 02 2024 6:40:11
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
25 02 2024 15:42:32
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
24 02 2024 3:43:28
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
23 02 2024 3:28:54
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
22 02 2024 15:23:46
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
21 02 2024 7:36:17
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
20 02 2024 12:14:27
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
19 02 2024 8:22:27
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
18 02 2024 16:28:30
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
17 02 2024 21:12:55
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
16 02 2024 11:35:16
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
15 02 2024 18:22:54
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
14 02 2024 19:57:14
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
13 02 2024 17:48:48
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
12 02 2024 21:30:21
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
11 02 2024 8:14:57
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
10 02 2024 18:51:17
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
09 02 2024 2:33:29
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
08 02 2024 3:44:19
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
07 02 2024 12:48:29
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
06 02 2024 12:33:34
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
05 02 2024 16:45:17
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
04 02 2024 8:54:28
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
03 02 2024 10:51:40
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
02 02 2024 13:46:49
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
01 02 2024 13:32:51
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
31 01 2024 8:20:33
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
30 01 2024 2:33:35
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
29 01 2024 15:27:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::