Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс
Цель урока:
- Образовательные: раскрыть эволюцию социальной структуры постсоветского общества, определить критерии и факторы социальной стратификации, охаpaктеризовать основные социальные группы российского общества;
- Воспитательные: раскрыть духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований (II половина 90 – х годов XX в.), показать утопичность взглядов о том, что может существовать социальное устройство, которое снимает все проблемы;
- Развивающие: закреплять умения работы с документами, диаграммами, таблицами, умения анализировать информацию, сравнивать, делать выводы;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педтехнологии: технология интеpaктивного обучения (работа в группах, форма «займи позицию»), исследовательские методы в обучении.
Планируемые результаты: понимать разницу между социальной структурой советского общества и постсоветского, называть критерии социальной стратификации, эволюционные проблемы социальной структуры общества, определять ценностные ориентиры граждан России в период реформ.
Перечень оборудования: презентация: «Российское общество во второй половине 90-х годов XX века».
Структура урока:
1. Стратификационные изменения в постсоветском
обществе.
2. Проблемы эволюции социально – классовой
структуры в постсоветском обществе.
3. Духовно-нравственное состояние российского
общества во второй половине 1990-х годов. Духовные
ценности россиян в период реформ.
4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни
россиян.
Содержание этапов урока:
I. Вступительное слово учителя:
После распада СССР Россия встала на путь
трaнcформации, т.е. начала движение от советской
экономической и политической системы к рынку и
демократии. Это долгий и трудный путь. В
постсоветский период в России крайне негативной
тенденцией развития имущественной
дифференциации стал низкий уровень доходов и
заработной платы подавляющей части населения
при сверхвысоких доходах его элитарных групп и
слоев. Особенно это ярко проявилось в 1990-е гг.,
когда уровень жизни населения столь
стремительно падал, что имущественное
расслоение российского общества достигло
критических размеров.
Россия модернизируется и постепенно меняется
в том же направлении, в каком уже давно двигаются
многие страны.
Д.Я. Травин в «Очерках новейшей истории
России. Книга первая: 1985-1999» отмечал,
что « важный позитивный опыт нашей
новейшей истории – это сравнительно мирный
переход от экономики советского типа к рынку. Для
миллионов россиян реформы стали тяжелейшим
испытанием. Многим приходилось менять работу,
специальность, образ жизни. Многим приходилось
на долгое время затягивать пояса. Однако эти
трудности не послужили толчком к социальным
битвам, к массовым погромам, к забастовкам,
парализующим жизнь страны. Граждане России
учились жить по-новому, учились работать при
рынке, учились адаптироваться к постоянным
переменам. Полагаю, что этот «тихий подвиг» имеет
не меньшее значение в истории страны, чем громкие
военные победы над агрессорами. Дети и внуки
людей, трaнcформировавших страну в 90-е гг., смогут
по праву гордиться тем, как прожили нелегкие
времена их отцы и деды» [8].
II. Беседа с классом по вопросам:
1. Назовите социально-классовые группы
советского общества?
2. Назовите главный критерий, восходящей
социальной мобильности в советском обществе.
3. Поясните утверждение: стратификационные
изменения в российском обществе в 1 половине 90-х
годов хаpaктеризуются стремительным
расслоением и массовой нисходящей социальной
мобильностью.
- В чём проявилась эволюция социальной структуры постсоветского общества?
- Каковы критерии социальной стратификации этого общества.
- Каковы основные социальные группы современного российского общества?
- Какие признаки хаpaктеризуют духовно – нравственное состояние общества?
– На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке. (Презентация. Слайд 1)
III. Объяснение нового материала
1. Стратификационные изменения в постсоветском обществе
Российский социолог, экономист и политолог, академик РАН, доктор экономических наук Т.И. Заславская определяет современную структуру российского общества следующим образом:
(Слайд2)
Работа с документом (Приложение 1)
Задание: дать хаpaктеристику структуры и функции социального слоя в виде «кластера»
1 группа:
работа с документом 12 группа: работа с документом 2
3 группа: работа с документом 3
4 группа: работа с документом 4
5 группа: работа с документом 5
2. Проблемы эволюции социально-классовой структуры в постсоветском обществе.
Работа с документом (Приложение 2)
Определите проблемы, связанные с социальной структурой постсоветского общества. (Слайды 3-4)
3. Духовно-нравственное состояние российского общества во второй половине 1990-х годов. Духовные ценности россиян в период реформ (Приложение 3)
Задания группам:
1 группа: проанализируйте данные,
представленные в таблице 1 («Динамика социальной
стратификации России») и сделайте выводы.
2 группа: проанализируйте данные,
представленные в таблице 2 («Распространенность
владения собственностью. 1994 г.») и сделайте
выводы.
3 группа: проанализируйте информацию в
таблице 3 («Отношению к развитию частной
собственности в промышленности») и сделайте
выводы.
4 группа: используя метод «ПОПС»,
определите духовно – нравственное состояние
российских граждан во 2 половине 90-х г. (отрывок из
работы Дмитрия Травина «Очерки новейшей истории
России. Книга первая: 1985-1999»
5 группа: докажите, используя метод
«ПОПС» что к концу 90 – х г. общество разделилось
на антагонистические классы: нанимателей и
нанимаемых, имущих и обездоленных. (Слады 5-8)
(Слайды 9-10)
Вывод: Властные отношения все в большей мере уступают собственническим. Если в начале 90-х г. была устойчива ориентация, особенно молодой части россиян, на предпринимательскую деятельность или, по крайней мере, на работу в частном секторе, то к концу 90-х г. наблюдается рост наемной рабочей силы. Это подтверждают и результаты переписи населения (абсолютное большинство занятых в экономике составляют работающие по найму (2002 г. – 58 млн. чел. (95%), 2010 г. – 61,6 млн. чел (94%) [Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg] (Слайд 4)
4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян
Задание: озаглавьте текст, задайте к нему 3 вопроса.
«Россия перестала быть страной воинствующего
атеизма.
В современный период государство нуждается в
помощи и поддержке со стороны церкви, стремиться
решить ряд социальных задач, привлекая церковь к
посильной помощи. Забота о сиротах,
воспитание молодежи, помощь и поддержка человеку
в трудные минуты, просветительство и
нравственная оценка происходящих в стране
событий – это малая часть тех задач, которые
берет на себя церковь. Люди нуждаются в
нравственных ориентирах, они подчас беспомощны и
слепы в поисках своего счастья, жизненного
пути».
Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России» (Слайд 11)
IV. Домашнее задание: Эссе
«Что нужно сделать, как громко нужно закричать, чтобы мы поняли, что главная ценность, которая у нас есть, — это ценность человеческой жизни? Никакая прибыль, никакие способы извлечения средств не могут конкурировать с этой ценностью» (Патриарх Кирилл)
«Наш путь – это спокойное эволюционное развитие, в том числе через реальный диалог с властью, в том числе, когда необходимо, через внешнее выражение своего протеста. Но таким образом, чтобы не сотрясались основы государственной жизни, чтобы не останавливалась экономика, чтобы не разрушалась культура, искусство, образование, спорт, наука, все то, что мы разрушили в 90-е». (Патриарх Кирилл) (Слайд 12)
V. Рефлексия
1. Как вы оцениваете вашу работу на уроке? (Рефлексия настроения)
1, 2, 3
2. Продолжите предложение: (рефлексия содержания учебного материала)
- Я не знал (а) …
- Теперь я знаю …
- Я научился …
- Я выполнял (а) задания
(Слайд 14)
Список информационных источников:
- Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветский период 8,9,14,301с. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-sluzhenie-v-citatax/
- Диаграмма «Современная структура российского общества» Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php…
- Заславская Т.И. Структура
современного российского общества
1998. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vitanar.narod.ru/autors… - Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России»Режим доступа: http:// nasha-molodezh.ru›
- Росенко С.И. Социальная дифференциация российского постсоветского общества, 2002. 83с.
- Радаев З. Динамика социальной стратификации в России (анализ статистических данных 2002г. - 309, 311
- Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg
- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985–1999. – СПб.: Норма, 2010.- 15, 317 – 319, 368 с.
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
18 03 2024 22:26:22
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
17 03 2024 1:36:23
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
16 03 2024 13:34:21
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
15 03 2024 4:29:57
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
14 03 2024 14:30:26
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
13 03 2024 17:52:48
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
12 03 2024 23:44:44
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
11 03 2024 22:49:56
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
10 03 2024 4:53:29
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
09 03 2024 3:51:45
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
08 03 2024 16:37:21
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
07 03 2024 6:43:54
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
06 03 2024 19:14:47
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
05 03 2024 11:49:54
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
04 03 2024 20:39:46
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
03 03 2024 17:44:20
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
02 03 2024 3:35:12
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
01 03 2024 15:37:39
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
29 02 2024 11:32:35
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
28 02 2024 17:53:46
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
27 02 2024 0:44:32
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
26 02 2024 6:26:22
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
25 02 2024 19:13:34
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...
24 02 2024 21:41:14
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
23 02 2024 4:19:59
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
22 02 2024 8:32:10
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
21 02 2024 5:57:11
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
20 02 2024 13:57:27
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
19 02 2024 15:28:48
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
18 02 2024 9:54:14
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
17 02 2024 3:43:51
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 02 2024 7:59:17
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
15 02 2024 19:54:30
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
14 02 2024 22:40:44
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
13 02 2024 14:47:56
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
12 02 2024 21:55:47
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
11 02 2024 7:36:54
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
10 02 2024 7:53:59
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
09 02 2024 13:48:22
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
08 02 2024 2:26:29
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
07 02 2024 18:28:48
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
06 02 2024 9:32:55
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
05 02 2024 13:40:43
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
04 02 2024 19:40:41
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
03 02 2024 15:23:14
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
02 02 2024 22:17:20
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
01 02 2024 2:46:23
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
31 01 2024 2:49:48
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
30 01 2024 15:36:32
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
29 01 2024 1:16:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::