Новая экономическая политика > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

Цитата: Пойти на это - можно, ибо вопрос в мере...?” (Ленин)

Цель:

  • Выяснить причины, приведение к кризису политики “военного-коммунизма” и приведение к смене экономической политики в стране.
  • Рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и с/х. Сравнить с началом перестройки при Горбачеве.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Художественный фильм “Забытая мелодия для флейты”, “Неуловимые мстители”, карточки; документы: “Ленин о причинах отмены продразверстки”; “Ленин о военном коммунизме”, “Сельское хозяйство в годы НЭПА”; “Частный сектор в годы НЭПА”; папка - IV блок; план - конспект.

На доске: цитата, термины.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка д/з

- Какие события произошедшие в стране показали о кризисе политики “военного коммунизма”?

- Почему восстали крестьяне? Когда?

- Крестьяне какой губернии восстали первыми

- Кто возглавил восстание крестьян в Тамбовской губернии?

- Как большевики расправились с восставшими?

- Какое событие последовало сразу через полгода после восстания крестьян? Когда?

- Какие требования выдвигали моряки во время восстания в Кронштаде?

- Почему Ленин оценил восстание кронштадских моряков как куда более опасное “чем Деникин, Юденич и Колчак вложенные вместе”?

- С каким событием в стране совпало восстание моряков?

- Каким образом закончилось восстание моряков? Какова судьба многих из них?

- Что писала по этому поводу большпресса?

III. Новая тема

События Кронштадта и антоновщины говорили о кризисе “военного коммунизма”. Стало ясно, что через него, как это раньше думали большевики, не перейти сразу к коммунизму. В стране нет реальных для этого предпосылок (условий). Первой “антикризисной мерой” НЭПА стала замена продразверстки продналогом.

Ленин выступает на X съезде партии 8-16 марта 1921 года с речью, где говорит: “Нужно удовлетворить мелкого земледельца. Нужна известная свобода оборота, свобода для частного мелкого хозяина” (Ленин).

Многие делегаты восприняли это как шаг назад, к капитализму. Ведь многие помнили слова Ленина, сказанные год назад: “На это мы не пойдем никогда, скорее ляжем костьми, чем сделаем в этом уступки”. Ленин убеждает съезд, что еще 3 месяца назад сам категорически был не согласен, но сейчас есть аргументы: крестьянское восстание, Кронштад, мятеж.

“История Отечества в документах”стр. 13

(“Сущность НЭПА, разногласиях в подходе к политике”).

Ленин связывал свободную торговлю не с социализмом, а с системой первоочередных мер по выводу страны из экономического и политического кризиса.

Читает Назар (карточка № 8)

- Так объясните, почему Ленин считает, что воен. коммунизм был вынужденной мерой?

- Почему вынуждены были фактически отбирать излишки у крестьян?

А теперь посмотрим: “Чем была вызвана смена политики большевиков в деревне?

Карточка №6 (Все)

- Так почему Ленин считает, что только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию (укрепить союз рабочих и крестьян; добиться лояльного отношения крестьян к диктатуре большевиков)? Почему его до этого не было?

- Пластинка Ленина “О продналоге”

- Карточка № 10 Сергeй “О причинах отмены продразверстки”

- Островский стр. 202

- читают все пункт 1,2 (опopный конспект)

Маяковский: “Сдал налог, а остальное: фураж, остальное сырье, остальное продовольствие: хочешь храни, хочешь меняй, хочешь ешь в свое удовольствие”.

Маяковский:

“Окна разинув,
Стоят магазины.
В окнах продукты:
Вина, фрукты,
Сыры не засижены,
Лампы сияют,
Цены снижены.
Пыхтят фабрики:
Больше будет ситца.
Стала оперяться
Кооперация.
Крестьянину с раннего утра
Работа люба...”

- карточка  № 18 Андрей) (успехи в с/х в годы НЭПА)

Работа с терминами: продналог, аренда.

Обобщение: продразверстка заменяется продналогом.

Читают все пункт 3,4,5

Карточка № 9 (Артур) Работа с терминами:

Карточка № 19 (Андрей)

Работа с пунктами 6,7

Термины: концессии, смешанные предприятия. К числу важных законов, принятых Советской властью в 1920 г. принадлежит закон о концессиях. Советская сторона по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие хозяйственные объекты.

Через концессии Ленин видел возможность приобретения необходимых станков, машин, оборудования, без которых восстановить хозяйство было невозможно.

Сравнить с современностью.

При Горбачеве 1987г.: расширение самостоятельных предприятий, хозрасчет, развитие частного сектора, сокращение министерств, совместные предприятия.

- с введением НЭПА начался процесс формирования нэпманов, буржуазии. В ее среде старая буржуазия (50 %), остальная часть выходила из среды служащих, крестьян. Ввиду быстрой оборачиваемости капитала основной сферой деятельности были торговля. Но деньги не копили, а тратили, почему?

Фильм: “Корона Российской империи”

Радзинский “Сталин” стр. 188

Сахаров стр. 224

Работа пункт 10,11

Следующим шагом было проведение денежной реформы.

Ленин: “Нам нужна твердая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты НЭП летит к черту”

Хрестоматия: стр. 175

Инфляция: Большинство граждан называли себя миллионерами. В 1921 году пуд рисовой муки стоил 140 тыс. рублей; проезд в трамвае - 500 рублей; “Правда” 2500 руб. Цены на сахар выросли в 162 тысячи раз. Реформа началась с выпуска советского червонца. В обращении и совзнак и червонец.

Обмен: 1 червонец купил последние совзнаки у населения. В 1924 г. Госбанк купил последние совзнаки у населения. Золотой рубль ценился выше английского фунта стерлинга и равен был 5 долларам 14,5 центов.

Работа с пунктами 12,13,14.

Кому не нужен был НЭП?

- Изменение в промышленности требовали изменения управления ею. Сверхцентрализованные управления тормозили НЭП. В то время шутили: “Вместо соли - главсоль, вместо спичек - главспичка”. Всю эту систему один из государственных деятелей Ларин назвал: “Чеквалапством”, по названию Чрезвычайной комиссии по валенкам и лаптям.

Фильм “Забытая мелодия для флейты”

Начинается сокращение министерств, поэтому так НЭП в штыки встретил парт и госаппарат (НЭП требовал гибкой экономической политики, требующей знания, опыта, однако у госаппарата отсутствовали стимулы: гарантированная зарплата, дача, получали независимо от эффективности работы).

- В среде крестьян тоже не было единства. Роптали те, кто не особенно был настроен на систематический труд. Усиливал крестьян. Если раньше община обеспечивала равнобедное существование большинству, то НЭП подрывал социалзащищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки.

НЭП: пересмотр “всей точки зрения на социализм” или “вынужденная мера”.

Сегодня велик coблaзн представить Ленина сторонником рынка, а

НЭП объявить путем к рыночной модели социализма.

Проф. Устрялов (эмигрант): “Ленин, наш, Ленин подлинный сын

России”.

Радэинский стр. 187

Да, Ленин говорил о НЭПе всерьез и надолго, но добавлял: “но... не навсегда” НЭП лишь рассматривался как временная мера, способная вывести страну из кризиса. Вот почему во время НЭПА земля, крупная промышленность, внешняя торговля, банки и трaнcпорт оставались в руках государства”

стр. 187 Радзинский

- Как Вы думаете, а сейчас возможен ход назад? (нашего

развития, как это получилось у большевиков, когда свергли НЭП, к 1927-28гг.)

IV. Заключение.

Работа над тестами 13 и терминами. Задание 3 (по карточкам)

V. Объяснение д/з п.12

Сравнит. Таблица военный ком. НЭП

VI. Рефлексия. Выставление оценок.

Тема: Новая экономическая политика.

Хаpaктерные черты НЭПА.

1. Продразверстка заменяется продналогами, размер которого оказался на 30-40% ниже размеров продразверстки, объявлялся крестьянам перед весенним севом. У крестьянина появились излишки, которыми он мог свободно распоряжаться, т.е. торговать.

2. Крестьянам разрешается брать в аренду земли и применять наемный труд в с/х.

3. Средние и мелкие предприятия денационализируются (отдаются бывшим владельцам в частную собственность).

4. Государственные предприятия переводятся на хозрасчет (т.е. происходит переход на самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление, предприятия могли по усмотрению распоряжаться частью своей продукции).

5. Многие предприятия сдавались в аренду кооперативам.

6. К числу важных законов, принятых Советской властью в 1920г, принадлежит закон о концессиях. Советская сторона по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие объекты.

7. Создаются смешанные предприятия, т.е. совместные. Однако, в дальнейшем не получили своего развития. Почему? Ограничение экономической свободы центральными органами управления и недоверие Запада к нашей стране.

8. С введением НЭПА начался процесс формирования нэпмановской буржуазии. Ввиду быстрой оборачиваемости капитала основной сферой деятельности была торговля, не копили деньги, а тратили их. Почему?

9. Отход от уравниловки и начало денежного стимулирования рабочих (в основном, на частных предприятиях).

10. Проведение с 1922-1924 гг. денежной реформы. Выпускается золотой червонец. Обмен: один червонец на 60тыс совзнаков. Ленин: “Нам нужна твердая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнаков. Без твердой валюты НЭП летит к черту”.

11. Вводится подоxодный налог:

основной

платили все граждане, кроме чернорабочих, пенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75руб. в месяц

прогрессивный

платили те, кто получал дополнительную прибыль: частнопpaктикующие врачи, адвокаты и т.п.

 Существовали более 12 видов косвенных налогов: на чай, соль, спички...

12. С 1925г. Советское государство организует производство и государственную монопольную продажу водки. Водочная монополия позволила несколько увеличить государственное поступление.

13. Самой выгодной статьей экономики стало сокращение Красной Армии (с 5млн. до 562 тыс.). Общее количество дивизий сократилось, но зато повысилась их боевая мощь. Это привело к уменьшению расходов на военные нужды, но увеличило безработных.

14. Отмена всеобщей трудовой повинности привели к возникновению безработицы, которая в 1927г. составляла 2 млн. человек.

 Кому ненужен был НЭП?

Чиновникам

почему?

идет сокращение министерств и главков

Беднейшее крестьянство

почему?

НЭП подрывал социалистическую защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки.

Точки зрения на НЭП.

/споры до сих пор/

Ленин говорил о НЭПе: “всерьез и надолго”, но при этом добавлял “но ... не навсегда”. НЭП рассматривался как временная мера, способная вывести страну из экономического кризиса. Вот почему во время НЭПа земля, крупная промышленность, внешняя торговля, банки и трaнcпорт остались в руках государства.

Сравнительная таблица.

сравнение “военный коммунизм” НЭП
1. отношение к частной собственности;

2. основные преобразования в промышленности;

3. основные преобразования в с/х;

4. отношение к личным правам и свободам;

5. результаты реформ.

   

Вопросы классу:

1. Понравился ли вам урок?

2. Все ли объяснение учителя было понятно?

3. Что вы можете вспомнить без затруднения из новой темы?

Карточка 6. Ленин о причинах отмены продразверстки.

В России мы имеем меньшинство рабочих в промышленности и громадное большинство мелких земледельцев. Социалистическая революция в такой стране может не состояться. "Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах. Крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, оно этой формы не хочет и дальше так существовать не будет. Эта воля его выразилась определенно. Мы с этим должны считаться, и мы достаточно трезвые политики, чтобы говорить прямо: давайте нашу политику по отношению к крестьянству пересматривать" (Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. С. 59).

Вопрос. Чем была вызвана смена политики большевиков в деревне?

Карточка 8. Ленин о военном коммунизме.

"Своеобразный "военный коммунизм" состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной крестьянской стране мы не могли. И тот факт, что мы победили … показывает также, какую роль лакеев буржуазии играли на деле меньшевики, эсеры, Каутский и К°, когда они ставили нам в вину этот военный коммунизм. Его надо поставить нам в заслугу.

Военный коммунизм был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой" (Ленин В.И. О продовольственном налоге // Поли. собр. соч. Т. 43. С. 219-220).

Вопрос. С какими из воспроизведенных здесь утверждений Ленина Вы согласны?

Карточка 9. Ленин о военном коммунизме.

"Мы слишком далек зашли по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота. Было ли это ошибкой? Несомненно ... мы меры не соблюли, не знали, как ее соблюсти. Но тут также была и вынужденная необходимость: мы жили до сих в условия такой бешеной, неслыханно тяжелой войны, когда ничего, кроме как дейстия по-военному, нам не оставалось и в облаети экономической... Но, в то же время, факт несомненный ... что мы зашли дальше, чем это теоретически и политически было необходимо" (Ленин В.И. Доклад о замене раз верстки натуральным налогом. С. 63-64).

Карточка 10. Ленин о причинах отмены продразверстки.

"Почему нам нужно заменить разверстку налогом? Разверстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды... Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно применить систему налога и свободного оборота. Этот самый оборот - стимул, побудитель для крестьянина. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить заранее... Нужно сказать мелкому хозяину: "Ты - хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог" (Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. С. 70-71).

Вопросы. В чем состояли принципиальные отличия налога от разверстки? Какие последствия должна была вызвать замена разверстки налогом? На какие отрасли экономики могла повлиять подобная мера?

Карточка 18. Сельское хозяйство в годы нэпа.

В 1922-1925 гг. производительность труда в зерновом производстве выросла на 33%, в животноводстве - на 34%, в выращивании сахарной свеклы - на 480%.

Уже к июлю 1923 г. уровень сельскохозяйственного производства достиг 70% довоенного.

Вопрос. Чем объясняются эти успехи сельского хозяйства?

Карточка 19. Частный сектор в годы нэпа.

В течение первого года нэпа в аренду было передано около 10 тысяч промышленных предприятий. Мелкая частная промышленность к концу 1921 г. производила 40% промышленной продукции страны. В 1923 г. в частном секторе было занято 12,5% пролетариата. Численность частных торговцев превысила 420 000 человек.

Карточка 46. Воззрения Ленина на политический строй в условиях нэпа.

Собирался ли Ленин в связи с нэпом отказаться от монополии на власть партии коммунистов, от революционного террора как главного метода управления обществом и страной, от концепции мировой революции?

Сам Ленин дал ясные ответы на эти кардинальные вопросы. Ленин не поставил под сомнение диктатуру одного класса, который в России был абсолютным меньшинством. Ленинское учение о диктатуре пролетариата в сущности противоречит марксизму, который предсказывал победу пролетариата в развитых капиталистических странах, где он составлял большинство населения. Вопреки доктрине Ленин утверждал примат политики над экономикой. Проблема сильной власти для него основная. И демократия не нужна и вредна после победы пролетарской революции, ибо противоположна диктатуре. Не принял Ленин и идею политического плюрализма, о чем свидетельствуют судебные процессы над эсерами и меньшевиками в 1922 г. Он не осудил насилие как способ решения социальных проблем...

В 1922г., в разгар нэпа, Ленин санкционировал депортацию из страны за инакомыслие большой группы русской интеллектуальной элиты, среди которых были знаменитые на весь мир ученые. Это Ленин в письме члeнам Политбюро от 19 марта 1922г. потребовал кровавой расправы над русским православным духовенством (см.: Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму. С. 113-114).

Задание 3

Выберите правильные ответы.

Осуществляя новую экономическую политику, большевики ставили такие цели:

— установить демократические формы управления страной;

— упрочить свою власть;

— преодолеть внутренние экономический и политический кризисы;

— предоставить свободу политической оппозиции;

— вернуться к рыночной экономике;

— гарантировать свободное развитие личности;

— укрепить союз рабочего класса с крестьянством;

— добиться лояльного отношения крестьянства к коммунистической диктатуре.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 10:36:34

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 16:56:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 10:21:59

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 0:52:26

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 10:33:43

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 11:55:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 3:25:19

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 7:36:47

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 12:35:32

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 22:44:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 22:18:51

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 23:46:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 7:49:34

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 6:54:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 4:23:25

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 3:38:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 22:32:51

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 12:37:12

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 3:56:15

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 22:18:34

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 23:47:26

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 11:54:15

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 1:45:22

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 4:30:32

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 19:38:21

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 2:42:49

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 6:18:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 18:30:12

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 3:59:54

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 11:35:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 12:13:41

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 14:23:36

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 12:10:10

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 14:11:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 10:14:53

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 2:28:15

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 14:38:56

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 19:43:32

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 7:55:11

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 23:45:40

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 6:11:11

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 10:18:53

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 7:19:58

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 7:14:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 19:25:59

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 20:36:56

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 9:47:40

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 3:24:21

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 23:35:34

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 17:42:25

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::