Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Методическая цель: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Задачи:
- выявить причины, ход, итоги войны;
- развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал;
- развить логическое мышление;
- воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма.
Оборудование урока: портретный ряд, историческая карта "Россия во второй половине XIX века", раздаточный материал, интеpaктивная доска, презентация, задания в программе smart.
Цель урока:
- выяснить, как и почему началась русско-турецкая война и каковы цели, и планы сторон;
- какую роль играла Россия в борьбе славянских народов за освобождение от османского гнета;
- как развивались военные действия, и чем объяснялась победа России в войне;
- каковы итоги и значение войны.
Ход урока:
1 этап: на данном этапе урока происходит установление личностного контакта учителя с учениками, определяются учебные цели, и формулируется проблемный вопрос.
Учитель. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. погибло более 200 тысяч русских воинов. Символами войны стали Плевна и Шипка. Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение балканским народам независимости, почти пять веков, находящихся в зависимости от Османской империи. Наш разговор сегодня пойдет о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Сегодня мы должны рассмотреть причины, ход и итоги русско-турецкой войны и ответить на вопрос: Русско-турецкая война для России - это победа или поражение?
2 этап: на данном этапе цель - актуализация знаний учащихся о причинах, побуждающих правительства вовлекать свои государства в войны.
"По всей Болгарии сейчас
Одно лишь слово есть у нас,
И стон один, и клич: Россия"
Болгарский поэт Иван Вязов
Вопросы к учащимся:
1. О каких событиях в Болгарии пишет болгарский поэт Иван Вязов?
2. Какова цель участия России в данной войне?
3. Какую цель преследовало царское правительство на Балканах?
4. Какой фактор использовало российское правительство для реализации своих целей на Балканах?
Задание: сформулируйте причины, побудившие Россию участвовать в войне.
Задание 1 в программе smart . Определите последовательность событий происшедших на Балканах (работа суворовцев на интеpaктивной доске).
Задание 2 в программе smart. Определите хаpaктер войны для стран-участниц (работа суворовцев на интеpaктивной доске).
3 этап: на этом этапе закрепляется материал, и формируются навыки обобщения изученного.
1. Используя историческую карту, расскажите о ходе военных действий. Определите главные сражения этой войны (работа суворовцев на интеpaктивной доске).
Задание 3 в программе smart. Соотнесите отряд, комaндующих и направление действий русских войск (работа суворовцев на интеpaктивной доске). Выполняют все в тетради, один ученик на доске.
2. Важную роль в ходе войны играла личность полководца, комaндира. Назовите военачальников русско-турецкой войны, какую роль сыграли они в ходе военных действий (портреты полководцев).
Задание 4 в программе smart. О каком полководце идет речь? (работа суворовцев на интеpaктивной доске).
3. Русский художник Верещагин, находившийся при русской армии на Балканах, создал серию картин, посвященных событиям этой войны. Определите, какие события русско – турецкой войны 1877-1878 гг. изображены на картинах? (работа суворовцев на интеpaктивной доске).
Учитель. В 1878 году турецкие войска разбиты под Филиппополем, Анрианополем, русские войска вступили в Сан-Стефано. Путь на Константинополь открыт. Над Турцией нависла угроза полного разгрома. Но Англия и Австро-Венгрия тотчас начали бряцать оружием, заявляя, что не позволят России захватить турецкую столицу. Англия ввела свой флот в Мраморное море, угрожая начать войну. Из Петербурга пришла телеграмма - не брать Константинополь. Война закончилась.
Вопрос к учащимся: Где и когда был подписан мирный договор с Турцией?
Учитель. Но европейские державы не желали усиления России и сделали все возможное для того, чтобы свести на нет победы русской армии и не допустить ее усиления на Балканах.
Вопрос к учащимся: Когда и где был пересмотрен мирный договор с Турцией?
Задание 5 в программе smart. Соотнесите условия Сан - Стефанского мирного договора и Берлинского конгресса (работа суворовцев на интеpaктивной доске). Выполняют все в тетради, один ученик на доске.
4 этап: этап подведения итогов, обращения к проблемному вопросу, формулировка итогов.
Учитель. Итак, мы рассмотрели события русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вопросы к суворовцам:
Русско-турецкая война для России - это победа или поражение?
Определите положительные и отрицательные итоги войны.
5 этап: на данном этапе урока, на эмоциональном уровне происходит воспитание у учащихся уважительного отношения к памяти предков.
Учитель. Любая война - это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле - человеческой жизнью.
Рассмотрите картину В.Верещагина "Апофеоз войны" и ответьте на вопросы:
1. Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в эту картину?
2. Актуальна ли идея картины для нас, ведь прошло более 100 лет с момента ее написания?
Учитель. Каждое крупное событие оставляет след в истории, живет в человеческой памяти. Героизм и мужество русской и болгарской армий увековечены в памятниках и памятных местах. Во многих городах Болгарии есть улицы, названные в честь русских полководцев.
Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружен на Шипкинском перевале. В Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в честь 10-летия освобождения Плевны, был открыт памятник-часовня. Надпись на ней гласит "Гренадерам - своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1878 г. В память войны 1877-1878 гг.".
Сообщения суворовцев о памятниках в честь героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вопрос к учащимся: почему в нашей стране почти нет памятников и названия улиц в память о героях и военачальниках русско-турецкой войны?
6 этап: на данном этапе подводятся итоги урока, выставляются оценки, дается задание на самоподготовку.
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
18 03 2024 8:19:36
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
17 03 2024 4:35:36
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
16 03 2024 11:24:28
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
15 03 2024 0:33:48
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
14 03 2024 11:22:47
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
13 03 2024 2:21:40
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
12 03 2024 7:29:25
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
11 03 2024 21:27:37
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
10 03 2024 18:33:40
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
09 03 2024 15:53:45
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
08 03 2024 19:35:47
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
07 03 2024 10:43:17
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
06 03 2024 22:54:15
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
05 03 2024 20:45:57
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
04 03 2024 17:40:39
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
03 03 2024 5:37:58
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
02 03 2024 17:42:34
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
01 03 2024 15:26:30
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
29 02 2024 8:31:49
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
28 02 2024 11:28:55
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
27 02 2024 15:11:45
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
26 02 2024 0:41:42
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
25 02 2024 12:15:12
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
24 02 2024 7:46:54
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
23 02 2024 3:11:45
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
22 02 2024 12:15:10
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
21 02 2024 3:13:29
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
20 02 2024 15:17:34
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...
19 02 2024 12:38:10
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
18 02 2024 19:37:25
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
17 02 2024 17:20:42
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
16 02 2024 15:16:35
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
15 02 2024 9:39:44
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
14 02 2024 1:31:29
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
13 02 2024 21:27:30
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
12 02 2024 19:40:26
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
11 02 2024 23:15:51
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы. ...
10 02 2024 6:56:50
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
09 02 2024 15:11:31
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
08 02 2024 1:40:41
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
07 02 2024 12:35:43
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
06 02 2024 19:29:43
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
05 02 2024 20:42:30
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
04 02 2024 14:41:11
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
03 02 2024 15:59:24
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
02 02 2024 18:18:37
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
01 02 2024 7:33:54
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
31 01 2024 0:46:24
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
30 01 2024 22:18:13
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
29 01 2024 4:29:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::