История для молодежи    

Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО

В XXI в. актуальным становится формирование личности, готовой и способной к непрерывному образованию, формированию компетентностей, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений.

На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. Этим реалиям сегодняшнего дня и призваны соответствовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным.

К сожалению, механизмов оценивания метапредметных и личностных результатов образования в области “Обществознание”, позволяющих точно или хотя бы приблизительно диагностировать степень сформированности тех или иных компетентностей учащихся, сегодня не так и много.

Один из таких механизмов, на мой взгляд, – это модельные задачи. Модельная задача – термин технический. Так называется задача, используемая для методических целей, которая представляет собой исследование набора альтернативных механизмов, один из которых принимается за истинный, таковым, на самом деле, являющийся не всегда. [2]. Формулируются некие условия, близкие к реальным, но в упрощенном варианте. Малосущественными деталями и элементами пренебрегают, внимание сосредотачивается на основных. Соответственно формулируются и вопросы, рассматривающие идеальную модель. Такие задачи сегодня можно встретить в части 3 ГИА и ЕГЭ, а также в учебниках по истории программы “Школа 2100”.

Подобные же задачи предлагает Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment), осуществляемая Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Такие задачи являются частью оценивания компетентности в решении проблем (КК – Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется).

Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Однако диагностика таких образовательных достижений происходит сегодня только в Москве, и только на добровольных началах. Речи о введении таких задач в практику преподавания истории и обществознания пока на просторах Интернета не идет.

За последние два десятилетия появились сборники задач по обществоведческим курсам, а использование этих задач в качестве одного из видов контрольно-измерительных материалов для ГИА и ЕГЭ по истории свидетельствует о том, что происходит постепенное осознание перспективности этого вида обучающих и проверочных материалов по социальным дисциплинам. Тем не менее, проведенный анализ заданий, включенных в наиболее распространенные учебники для подготовки и проведения ЕГЭ, позволил установить, что эти материалы не покрывают ряда существенных образовательных дефицитов по сравнению с заданиями типа PISA.

Специфика модельных задач по истории, направленных на формирование социальной грамотности состоит в том, что они:

  • строятся на основе оригинальных (аутентичных) социальных источников и предполагают определенный уровень владения источниковедческим анализом (атрибуция источника, адекватный перевод на современный язык, критика источника с точки зрения достоверности);
  • предполагают работу с историческим временем (от прошлого через настоящее к будущему), прогноз возможного развития изучаемого явления или процесса;
  • содержат наряду с научными фактами мнения и оценки, версии изложения фактов действительности, что характерно для изучения социальной действительности.

Содержательно задачи по истории рассматривают период конца XIХ – начала ХХ вв. [9].

В задачах использованы разнообразные по жанрам, стилю, формату и объему тексты, причем как учебные, так и оригинальные неадаптированные (публицистика, воспоминания, мемуары, справочные материалы, статистические данные, художественные тексты и др.). В работе с представленными в задачах текстами предполагается использование аппарата ориентировки (оглавление, сноски и пр.), иллюстративного и справочного материала, распознавание содержательного контекста [9].

При выполнении заданий к представленным задачам учащимся предстоит осуществлять целый ряд действий, направленных, в первую очередь, на формирование метапредметных и личностных результатов образования. К ним следует отнести:

  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
  • качества мышления (гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);
  • представление собственной позиции, умение отстаивать ее.

Работа с предлагаемыми задачами требует от учащихся внимательного, вдумчивого чтения текстов и заданий. Предполагается, что задания к одной задаче необходимо выполнять последовательно, поскольку часто ответ на одно задание необходим для продвижения в следующем задании. При затруднениях, возникающих при выполнении заданий, полезно повторно обращаться к тексту, используя различные виды чтения: сканирующее, просмотровое, сплошное, выборочное и т.п.

Таким образом очевидно, что модельные задачи представляют широкий простор для формирования, в первую очередь, личностных и метапредметных образовательных результатов. Одновременно модельные задачи могут служить инструментом оценивания достижений учащихся.

Тексты задач по социально-гуманитарным дисциплинам (см. Приложение 1) разработаны в расчете на выпускников основной школы. Разработчиками задач являются российские школьные учителя, каждый из которых предлагает собственную систему оценивания результатов образовательной деятельности.

Методика оценивания весьма разнится, поэтому, чтобы иметь возможность сравнить результаты тестирования, я выбрала несколько ключевых компетентностей, которые являются общими для всех заданий[10].

Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Компетентность образовательная (учебно-познавательная) – способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях.

Компетентность информационная – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Компетентность в сфере личностного самоопределения – способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Компетентность коммуникативная – способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [4].

Для того чтобы оценить уровень сформированности компетентности, я распределила задания таким образом, чтобы они в большей степени соответствовали содержанию проверяемых компетентностей. Понимая, что такое деление в большей степени условно, я применила принцип моделирования и к оцениванию: та компетентность, наличие которой в большей степени проверяется этим заданием, и взята в качестве основной. Распределение заданий по компетентностям приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Система оценивания компетентностей в модельном задании “Российская империя на рубеже XIX–XX веков”

Компетентность   Максимальное количество баллов
Информационная 2, 3 4
Образовательная 1,4 2
Коммуникативная 5а,б,6 6
В сфере личностного определения 7 3

Для оценивания результатов образовательной деятельности и сформированности метапредметных и личностных компетентностей учащихся МОУ “Гимназия № 41” по истории использовались 2 модельных задания, которые предлагались последовательно в 9 и 10 классах в начале учебного года. В 9 классе – задача по истории “Новый политик”, в 10 классе – задача по истории “Российская империя на рубеже XIX–XX вв. Выбор задач объясняется тем, что в 9 классе, заканчивая 2 концентр по истории, учащиеся демонстрируют результаты образования, сформированные в основной школе, материал заданий подобран таким образом, чтобы основная информация была знакома учащимся. В 10 классе учащиеся демонстрируют навыки и умения, приобретенные за год обучения в старшей школе.

Хотелось бы продемонстрировать мою редакцию критериев оценивания на примере задачи “Российская империя на рубеже XIX – XX веков”, составитель Ю. В. Деревянко, учитель истории, ГОУ школа № 89 , г. Санкт-Петербург (текст задачи и авторские критерии оценивания см. Приложение 1) [9].

В качестве основного инструмента подсчета уровня сформированности компетентностей был взят процент выполнения заданий. Для того, чтобы подсчитать этот процент, необходимо было таким образом отредактировать критерии оценивания, чтобы четко можно было выставить баллы. За образец я взяла критерии оценивания, принятые в ЕГЭ.

Таблица 2.

Критерии оценивания заданий в модельном задании “Российская империя на рубеже XIX – XX веков”

№ задания Содержание вопроса Содержание верного ответа и указания к оцениванию Количество баллов
1. Какой численности достигло население Российской империи к 1914 г.? Правильный ответ:

Приблизительно 172 млн человек

Ответ правильный – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

2 На основании текста и данных таблицы 1 сделайте выводы о развитии регионов России. Свое мнение аргументируйте Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Развитие регионов было неравномерно: более развита Европейская часть России (по плотности населения, уровню грамотности, численности городского населения),

2) По показателю численность городского населения можно говорить о развитии промышленности в данном регионе.

Сделан правильный вывод, приведен аргумент – 2 балла.

Сделан правильный вывод, аргумент приведен неправильный.

ИЛИ сделан правильный вывод, аргумент не приведен – 1 балл.

Вывод не сделан или сделан неправильный вывод – 0 баллов.

3 О каких серьезных переменах в экономике России свидетельствовал бурный рост городского населения (по сравнению с 60-ми годами XIX века городское население выросло в два раза)? Назовите этот процесс. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Бурный рост городского населения свидетельствовал о развитии промышленности, которая концентрировалась в городах.

Урбанизация.

Сделан правильный вывод, назван процесс – 2 балла.

Сделан правильный вывод, процесс не назван или.

Сделан неправильный вывод, назван процесс – 1 балл.

Вывод не сделан или сделан неправильный вывод, процесс не назван – 0 баллов.

4. В 90-е годы XIX века в России начался:

а) промышленный переворот;
б) бурное промышленное развитие;
в) экономический кризис;
г) аграрная революция.

Правильный ответ:

А) промышленный переворот.

Ответ правильный – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

На основании табл. 2 выделите:

а) группу стран с высокими темпами промышленного развития

Правильный ответ:

США, Германия, Россия.

Ответ правильный – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

На основании табл. 2 выделите группу стран, темпы промышленного развития которых начинают замедляться Правильный ответ:

Англия, Франция.

Ответ правильный – 1 балл

Ответ неправильный – 0 баллов.

6 Используя все вышеперечисленные источники, заполни таблицу (см. приложение 1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Промышленность: успехи в развитии – 5-е место России в мире, быстрые темпы роста , на долю тяжелой промышленности – 40%; проблемы – незавершенность индустриализации, влияние иностранного капитала, контроль со стороны государства.

Сельское хозяйство: успехи – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3 мирового экспорта пшеницы; проблемы – низкая урожайность; господство в деревне сельской общины и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс и замедляло развитие капитализма в деревне. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали аграрное перенаселение Европейской части России, острый земельный голод.

Приведены по одному успеху и проблеме для промышленности и сельского хозяйства (4 элемента ответа) – 4 балла.

Приведены 3 элемента ответа – 3 балла.

Приведены 2 элемента ответа – 2 балла.

Приведен 1 элемент ответа – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

7. Познакомьтесь с двумя точками зрения:

1. “Невзирая на заметные перемены в экономическом развитии Россия на рубеже XIX – ХХ веков оставалась аграрной страной” Энциклопедия “История России ХХ век”.

2. “Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно землевладельческой страною… она постепенно становится только теперь” (С.Ю.Витте).

Какая точка зрения совпадает с вашей? Почему?

Вариант 1: аграрная – большая часть населения – крестьянство, Россия – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3 мирового экспорта пшеницы, сельское хозяйство давало 51% национального дохода.

Вариант 2: индустриально-аграрная – наряду с сельским хозяйством бурно развивается промышленность, городское население увеличивается в два раза, Россия вошла в пятерку крупнейших держав мира по абсолютным объемам промышленного производства, заняла 2-е место в мире по протяженности железных дорог.

Выбрана точка зрения, приведены два аргумента – 3 балла.

Выбрана точка зрения, приведен 1 аргумент – 2 балла.

Выбрана точка зрения, аргументы не приведены – 1 балл.

Точка зрения не выбрана – 0 баллов.

Итого максимальный балл – 15.

По такому же принципу были редактированы критерии оценивания к задаче “Новый политик”, составитель Н.И. Неупокоева, ОИРШ, Санкт-Петербург [9].

Таким образом, на основании предложенных критериев были проведены обработка и анализ результатов модельного задания по истории в 2007 – 2010 гг. (Приложение 2).

Вычисления проводились в целом по классу, так как одной из задач исследования было сравнение уровней двух разных по профилю классов – лингвистического (литера “А”) и гуманитарного (литера “Б”), набор которых осуществляется в МБОУ “Гимназия № 41” в соответствии с Программой развития гимназии с 2008 года.

Следует отметить, что данная методика позволяет оценить и личные достижения каждого учащегося. В этом случае баллы переводились в школьную оценку по пятибалльной системе.

Проведенная диагностика позволила мне, как учителю, оценить дефициты в образовательных результатах учащихся, скорректировать учебную программу, спланировать урочную и внеурочную деятельность учеников для преодоления этих дефицитов.

На основании проведенного исследования были выработаны рекомендации для работы с гуманитарным и лингвистическим классами (см. Приложение 3). Кроме того, результаты были предъявлены учащимся, что позволило каждому ребенку оценить свой личностный рост.

Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности.

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М. 2010.
  2. Большая Энциклопедия Нефти Газа/ http://www.ngpedia.ru/index.html
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. 2004.
  5. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. М. 1999.
  6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М. 2006.
  7. Программа развития гимназии № 41 с 2008 по 2014 гг. Новоуральск, 2007.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006.
  9. Социально-гуманитарные задачи. Материалы для учителя. СПб. 2006.
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Роль школьного краеведения в познавательной деятельности

О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...

29 03 2020 23:29:26

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

28 03 2020 0:15:19

Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"

Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...

27 03 2020 6:54:16

Современные подходы в обучении и воспитании

Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

26 03 2020 13:10:59

И еще раз об общеучебных умениях и навыках

В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация и конкретизация....

25 03 2020 0:56:10

Священная для русского война

Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

24 03 2020 14:19:21

Нетрадиционный урок "Куликовская битва"

Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...

23 03 2020 13:28:13

Внешняя политика России XIX века при Александре I

Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...

22 03 2020 17:15:25

Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....

21 03 2020 10:58:45

Другие сборники материалов и примеров по теме История и обществознание на нашем сайте:
История и обществознание 1 ::

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

29 03 2020 23:44:32

Урок истории "Олимпийские игры - праздник, объединяющий эллинов"

Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...

28 03 2020 10:58:22

Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ « Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....

27 03 2020 21:45:22

Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс

Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....

26 03 2020 2:31:34

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

25 03 2020 11:15:26

Урок-исследование по теме "Становление Советской власти"

Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием " Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...

24 03 2020 9:45:58

История и культура народа в форме этнокультурной игры для 9–11-х классов "Татары. Татарстан"

Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...

23 03 2020 2:13:24

Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: " Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г. И. Годера " История Древнего мира"....

22 03 2020 10:14:36

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

21 03 2020 2:58:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе " Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы " От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

20 03 2020 14:50:17

В гости к мастеру

На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

19 03 2020 12:31:15

Общая характеристика Второй мировой войны

Разработка урока, цель которого – выяснить характер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-практикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....

18 03 2020 9:40:38

Урок-практическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."

Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....

17 03 2020 3:22:30

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

16 03 2020 22:15:55

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме " Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

15 03 2020 13:34:37

Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова

Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...

14 03 2020 17:36:58

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка " Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу " Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

13 03 2020 0:11:50

Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"

Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...

12 03 2020 14:47:43

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

11 03 2020 4:50:50

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

10 03 2020 19:54:53

М.С.Горбачёв. Перестройка

Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....

09 03 2020 22:57:42

«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы « Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга....

08 03 2020 0:24:15

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

07 03 2020 0:10:10

Урок-конференция по курсу "История России XX век". Тема: "Форсированная модернизация: 1928–1938 гг." (9-й класс)

История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему " Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...

06 03 2020 4:46:55

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

05 03 2020 4:56:26

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

04 03 2020 8:46:58

История колледжа

Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....

03 03 2020 2:20:34

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

02 03 2020 20:57:36

"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов

Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов " Ты сам отвечаешь за всё"....

01 03 2020 20:30:48

Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"

Урок истории " Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы " Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...

29 02 2020 15:13:31

Контрольные тесты к учебнику Н.В. Загладина "История Отечества. ХХ век (1900–1940 гг.)". (9-й класс)

Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...

28 02 2020 20:29:12

Урок истории по теме "Мудрость – украшение человека". 5-й класс

« Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....

27 02 2020 9:46:26

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

26 02 2020 15:16:58

Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф. Шопена....

25 02 2020 22:19:28

Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....

24 02 2020 20:40:40

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

23 02 2020 3:45:10

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

22 02 2020 1:36:52

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

21 02 2020 19:53:31

Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"

Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....

20 02 2020 12:42:17

Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....

19 02 2020 15:22:12

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

18 02 2020 11:42:42

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

17 02 2020 22:18:54

Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Представленный урок — пятый урок в теме " Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....

16 02 2020 10:57:41

Природа Греции и занятия древних греков

Урок соответствует Ф Г О С, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....

15 02 2020 23:47:11

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

14 02 2020 19:16:22

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд практика. Проект "Память поколений"

В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой практически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Р Ф»....

13 02 2020 2:35:58

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

12 02 2020 0:55:23

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"

Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....

11 02 2020 13:31:42

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме " Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

10 02 2020 17:31:57

Железнодорожный пассажирский транспорт. 7-й класс

Представленный конспект урока С Б О в 7-м классе " Железнодорожный пассажирский транспорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному транспорту, учит определять виды железнодорожного транспорта....

09 02 2020 1:48:11

"Римские императоры: Нерон и Траян" - урок в 5-м классе

Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...

08 02 2020 18:50:36

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

07 02 2020 0:57:36

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

06 02 2020 8:50:10

Урок-практикум "Микены и Троя". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам....

05 02 2020 20:12:43

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса " История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия– Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст " Сказания о житии Александра Невского" ( Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа- Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

04 02 2020 5:29:36

Памятные даты Великой Отечественной войны

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....

03 02 2020 14:40:25

Символы молодёжи России

Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...

02 02 2020 0:54:49

Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"

Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся « Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....

01 02 2020 7:38:14

Урок-исследование: "Образование государства Русь"

Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....

31 01 2020 6:51:48

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И. Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И. Сталина. ...

30 01 2020 3:31:23

Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории

В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в практической деятельности. ...

29 01 2020 16:47:36

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

28 01 2020 14:33:39

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

27 01 2020 20:35:17

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории

В старших классах часто использую прием « Стратегия эффективной лекции» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....

26 01 2020 13:29:20

Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....

25 01 2020 4:18:24

Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

А. С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении " Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....

24 01 2020 1:15:13

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

23 01 2020 8:22:36

Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...

22 01 2020 12:11:39

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

21 01 2020 11:23:50

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

20 01 2020 2:30:21

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

19 01 2020 17:46:36

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

18 01 2020 15:29:23

История Средних веков. "Европейские государства в XI-XV веках"

На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...

17 01 2020 5:41:41

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в В О В. ...

16 01 2020 15:18:49

Элективный урок "Азбука потребителя"

Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потребления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потребления. Данный курс имеет прикладной характер, направлен на практико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...

15 01 2020 15:37:53

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

14 01 2020 12:24:52

Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей

Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....

13 01 2020 19:44:45

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует пространственное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

12 01 2020 10:48:29

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

11 01 2020 5:20:33

Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле"

Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края ( Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....

10 01 2020 15:17:56

Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс

Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....

09 01 2020 14:45:53

Урок по истории древнего мира "Древнегреческий театр", 5-й класс

Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....

08 01 2020 16:58:52

Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....

07 01 2020 7:39:18

Краеведческая игра для учащихся 7–8-х классов "Знатоки родного края"

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...

06 01 2020 4:19:46

Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....

05 01 2020 21:19:18

Государственные символы России – герб, флаг, гимн

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....

04 01 2020 8:52:39

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

03 01 2020 16:51:27

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме " Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему " Падение крепостного права в России"....

02 01 2020 2:34:34

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М. М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

01 01 2020 2:19:44

Урок истории в 6-м классе "Что англичане считают началом своих свобод"

Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....

31 12 2019 11:17:33

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

30 12 2019 9:17:26

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

29 12 2019 10:42:12

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

28 12 2019 15:17:24

История Дона

Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

27 12 2019 5:32:24

Современные методы преподавания исторического краеведения

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

26 12 2019 3:41:14

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

25 12 2019 7:56:39

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

24 12 2019 3:49:12

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

23 12 2019 21:51:11

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и практическую деятельность....

22 12 2019 17:45:26

Урок истории по теме "СССР накануне войны: готовность СССР к отражению агрессии, иллюзии или реальность?". 11-й класс

Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....

21 12 2019 15:31:39

Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....

20 12 2019 19:29:45

Тема урока: "Государственная Дума начала ХХ века"

Урок " Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной. ...

19 12 2019 2:19:38

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

18 12 2019 19:45:34

Проект "Вехи истории". Игра "Аграрная реформа: за и против"

Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....

17 12 2019 8:15:21

Урок истории в 10-м классе (базовый уровень) "Российское государство в первой половине XIX в."

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации « Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели « Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

16 12 2019 2:28:24

Из области работы в области краеведения

Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....

15 12 2019 8:32:49

Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"

Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....

14 12 2019 12:39:59

"Добро и зло"

Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы " Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

13 12 2019 2:32:33

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

Для данного урока выбрана живая интерактивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

12 12 2019 5:55:21

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

11 12 2019 3:25:23

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме " Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

10 12 2019 8:41:33

"Моральный выбор ‒ это ответственность?!" 8-й класс

Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....

09 12 2019 13:50:51

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

08 12 2019 18:14:52

"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"

В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....

07 12 2019 9:19:24

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

06 12 2019 18:19:19

Тематический классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 10–11-х классов. «Жизнь в блокадном Ленинграде»

Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....

05 12 2019 15:29:57

Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д' Арк, охарактеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....

04 12 2019 8:12:38

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

03 12 2019 19:39:52

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

02 12 2019 9:42:28

Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО

Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....

01 12 2019 3:49:34

Литературно-историческая композиция, посвященная Битве под Москвой

Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....

30 11 2019 1:33:18

Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс

Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....

29 11 2019 7:25:24

Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

Урок по программе А. Н. Кравченко « Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет практическую ценность в воспитании....

28 11 2019 19:57:56

Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...

27 11 2019 16:46:54

Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....

26 11 2019 16:32:39

Урок повторения по теме "Культура стран Европы в XVI–XVII вв.". 7-й класс

Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....

25 11 2019 0:36:52

Отечественная война 1812 года

На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....

24 11 2019 18:25:57

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

23 11 2019 23:22:37

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс " Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

22 11 2019 21:45:52

Урок обществознания по теме "Избирательный процесс"

Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....

21 11 2019 4:20:20

Урок "Жизнь и быт саамов" (национально-региональный компонент)

<p> В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования Р Ф на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление « О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на Н Р К отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p> ...

20 11 2019 15:41:47

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Автор статьи предлагает лабораторно-практическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

19 11 2019 11:49:43

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

Урок использует И К Т, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....

18 11 2019 3:55:56

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Весь материал урока направлен на то, чтобы " Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль " Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

17 11 2019 23:51:22

Игра "Колесо истории" по теме: "Классическое Средневековье в Европе"

Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в команде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....

16 11 2019 2:27:35

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

15 11 2019 19:54:54

Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...

14 11 2019 1:22:32

Урок-лекция по истории с использованием презентаций и ЦОРов по теме "Северная война"

Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные И К Т делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса. ...

13 11 2019 2:24:30

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

12 11 2019 16:14:13

Урок в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема: "Культура России первой половины XIX века"

Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...

11 11 2019 5:47:30

Еще:
История -1 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.