Послевоенные репрессии в СССР
Тип урока: урок пpaктической работы.
Форма проведения: урок – пpaктикум.
Цель: проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х – начала 1950-х годов.
Задачи:
Образовательная: на основе источников назвать причины репрессий; выявить слои населения, против которых репрессии были направлены.
Развивающая: совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, работать с историческим источником, прогнозировать и делать выводы на основе анализа фактов.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Дидактические средства: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012; тексты для работы обучающихся.
План урока:
Эпиграф: Имена, имена, имена,
Как в шеренгах солдатские плечи.
Память здесь и твоя, и моя,
Озаренная пламенем вечным…
1. Актуализация знаний.
- Почему борьба демократических и тоталитарных тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?
- Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена испытаниями военного времени?
Проанализируйте документ.
Из статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии».
«Может быть, после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое ещё больше доказательство требовалось, чем победа в войне? – прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшиеся инвалиды, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек…Денежная реформа 1947 г. подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенным, а зарплата осталась прежней. Правда, полны были магазины, но покупать – то не на что…В конце 1948-го и в 1949-м начали прибирать тех из политических, кого освободили в 1947-м. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших, причем, проверки в 1945-м, и отправлять в лагеря. Я думаю, сам Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, , причем бывших фронтовиков…И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули…Мы тогда почти ничего не понимали, да и откуда, когда многие сокровища человеческой мысли были для нас закрыты. Находясь в полном неведении, мы быстро смирились с послевоенной жизнью, главное же – война позади, мы остались в живых, а впереди – заманчивые дали коммунизма, в котором будет все «по потребностям». Сказать, что верили мы в это безоглядно, конечно, нельзя. Но все же надеялись на что-то лучшее».
Какие надежды порождала победа советского народа в войне? (уточнить: у крестьян, у интеллигенции; у населения союзных республик; у партийно-государственной номенклатуры).
Какие категории граждан подвергшихся репрессиям в конце 40-х гг. перечисляет автор?
Задания для обсуждения.
Вам предлагается несколько суждений о выборах (1946 г.) в Верховный Совет. Кто мог так судить о происходящем: а) заключенные; б) колхозники; в) рабочие; г) интеллигенция; д) военные; е) партийные работники; ж) управленцы?
А. «Государство напрасно тратит средства на выборы, всё равно оно проведет тех, кого захочет».
Б. «Предстоящие выборы нам ничего не дадут, вот если бы они проводились, как в других странах, то это было бы другое дело».
В. «Выбирать я не собираюсь и не буду. Я от этой власти ничего хорошего не видел. Коммунисты сами себя назначили, пусть они и выбирают».
Г. «Для меня эти выборы нерадостные, так как война кончилась, а перемен к лучшему почти никаких нет, как были трудности в военное время, так они и остались».
Д. «Миллионы наших солдат, побывавших в других странах, видели, как там живут, и все говорят, что хуже, чем в нашей стране, нигде не живут» (из книги «Наше отечество: Опыт политической истории. Т.2. М., 1991. С.435-436).
Обсудите, какие из перечисленных групп коммунистов критически воспринимали действительность, а какие – нет. Свое мнение обоснуйте.
А) коммунисты довоенного времени (1 млн. человек);
Б) коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс. человек);
В) спешно принятые на местах коммунисты (1 млн. человек);
Г) коммунисты – подпольщики (очень мало);
Д) коммунисты, получившие военный билет на фронте (2,5 млн. человек);
Е) вступившие в ряды партии после войны (1,5 млн. человек).
Советская власть была обеспокоена настроениями в обществе. Д.А. Волкогонов: «После войны, особенно в конце 1940-гг., заметно увеличилось количество лагерей, число ссыльных, которые составили «третью» волну. В ней оказалось 5,5-6,5 млн. человек».
2. Работа в группах.
Проанализируйте источники и ответьте на вопросы.
Группа 1.
Сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР.
На днях Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению Власова А.А., Малышкина В.Ф., Жиленкова Г.Н., Трухина Ф.И…в измене Родине и в том, что они, будучи агентами германской разведки, проводили активную шпионскую диверсионную и террористическую деятельность против Советского Союза…
Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях.
… Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемых к cмepтной казни через повешение.
Приговор приведен в исполнение.
Правда.-1946.-2 августа
О каких исторических событиях идет речь в документе?
Кем были выше перечисленные люди?
Группа 2.
Из материалов архива КГБ СССР.
В течение 1944-46 гг. органы госбезопасности ликвидировали силы «Союза литовских партизан» и «Армии свободы Литвы», в частности, два состава «верховных штабов», десятки окружных и уездных комaндований и отдельных бандформирований… Пытаясь лишить бандитские группы поддержки местных жителей, правительство пошло на очередной произвол – выселение родственников активных националистов.
Всего жертвами националистического террора на территории Литвы в 1944-1956 гг. стали 25108 человек убитых, 2965 раненых. В том числе литовцев – 21259 убито, 1889 – ранено. Дети до 16 лет – 993 убито, 103 ранено. Дети до 2 лет – 52 убито, 15 ранено.
Известия ЦК КПСС. – 1990. - № 10.-с. 138-139.
На основе постановления Совета министров СССР за № 390-138сс от 29 января 1949 года, депортации из Прибалтики подлежали «кулаки с семьями, семьи бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованные бандиты, продолжающие вести вражескую работу, и их семьи, а также семьи репрессированных пособников бандитов». В результате было депортировано 94 779 человек.
В отношении кого проводились репрессии?
Почему властями СССР был избран такой путь ликвидации бандформирований?
Из книги В. Морозовой «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг».
«Дезертир – защитник». «Парнишка из Мурома работал на заводе фрезеровщиком, в 16-летнем возрасте сбежал на фронт, где храбро бил врага. Органы нашли его, задержали и дали срок 5 лет за дезертирство! Оказался на 28 ОЛП Унжлага».
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 3.
Из донесения И.В. Сталину «Антисоветские группы среди интеллигенции и молодежи».
1) Дело антисоветской группы инженерно-технических работников НКПС в Москве: Д.Д. Терембецкий, В.Д. Бирюков, С.А. Бабенков…Осуществляли антисоветские высказывания. Группа ставила задачу в момент подхода гитлеровских войск поднять восстание. Дело находится в Особом Совещании.
2) Антисоветская группа студентов московских вузов (5 человек), в т.ч. Медведский Л.А. – студент химико-технического института; студент Гастев Ю.А. – сын врага народа , троцкиста Гастева А.К…и др. Ведут антисоветские разговоры. Изъяты у члeнов группы стихи антисоветского содержания.
3) Антисоветская группа средней школы станицы Старо-Михайловская Краснодарского края в составе: Ковда Б.А., бывший учащийся, находился на оккупированной территории; Духно Р.Н., учащийся 9 класса; Богва Н.Г., учащийся 9 класса. Создали что-то вроде кружка «борьбы за справедливость». Поддерживались антисоветски настроенными учителями Якович С.М и Яровым Д.К. Следствие продолжается…
Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет
И.В. Сталина. -М., 1989.-Кн.II.- Ч.2.-С.173-174.
Кто выступал против советской власти в первые послевоенные годы и почему?
Кого было принято считать врагами народа?
Группа 4.
13 августа 1949 г. были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.С.Попков, председатель Совета министров РСФСР М.И.Родионов, председатель Ленинградского исполкома горсовета П.Г.Лазутин и бывший председатель Ленинградского облисполкома Н.В.Соловьев. 27 октября 1949 г. был арестован бывший председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Их обвинили в том, что они проводили «вредительско-подрывную работу, направленную на отрыв и противопоставление ленинградской партийной организации Центральному Комитету партии, превращение её в опору для борьбы с партией и ЦК ВКП(б)». Обвиняемые по «ленинградскому делу» были 30 сентября 1950 года приговорены к расстрелу и расстреляны. Затем в связи с этим делом были расстреляны ещё 20 человек.
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 5.
В январе 1948 года председатель Еврейского антифашистского комитета актер С. Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Ф. Цанавы под Минском с инсценированной после убийства автомобильной катастрофой. В конце 1948 года - начале 1949 года были арестованы другие члeны ЕАК, которые были обвинены в буржуазном национализме и планировании создать еврейскую республику в Крыму, чтобы служить американским интересам.
В феврале 1949 года пресса начала кампанию по борьбе с «космополитами», имевшую явный антисемитский хаpaктер. Сотни евреев-интеллигентов были арестованы в Москве и Ленинграде в первые месяцы 1949 года.
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 6.
В период с июля 1951 по ноябрь 1952 года были арестованы 9 врачей, лечивших высшее партийное руководство, 6 из них были евреями. 13 января 1953 г. в СССР во всех газетах было опубликовано сообщение об их аресте. Они обвинялись в том, что они «злодейски подрывали здоровье больных», ставили неправильные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. После этого по всей стране начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений. Однако подготовка к судебному процессу по «делу врачей» прекратилась после cмepти Сталина в марте 1953 г. и 4 апреля 1953 г. появилось сообщение МВД СССР, о том, что «в результате проверки выяснилось, что врачи были арестованы неправильно, без каких-либо законных оснований», а показания врачей были получены при помощи «недопустимых приемов следствия».
В отношении кого проводились репрессии?
Почему репрессии были направлены на врачей?
Группа 7.
В 1947 году, была развёрнута пропагандистская кампания против «низкопоклонства перед Западом», поводом для которой послужило дело члeна-корреспондента Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина. Клюева и Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от paка — «КР» (круцин). Открытием (находившемся в состоянии разработки и еще не проверенным должным образом) заинтересовались американцы, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований. Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 г. комaндированный в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским ученым рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден к 25 лет заключения за «измену Родине».
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 8.
В 1948 г. были арестованы близкие к маршалу Г. Жукову генерал-лейтенант В.В. Крюков и генерал-лейтенант В.К. Телегин. В 1951 г. они были осуждены к 25 годам заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и хищениях.
В феврале 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала виновными адмиралов Н.Г. Кузнецова, Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова в том, что они в 1942—1944 годах без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Учитывая большие заслуги Кузнецова в прошлом, Военная коллегия постановила
не применять к нему уголовного наказания, а остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.
В отношении кого проводились репрессии?
Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа, куда свозились дети политзаключенных? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Великими целями? Они оправдывают средства?
Страна, народ ее обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков.
«История злопамятней народа»,- когда-то предостерегал Н.М. Карамзин.
3. Закрепление изученного материала.
- Дайте оценку нового витка репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг.
- Перечислите категории населения, которые подверглись репрессиям.
- Почему послевоенный период называется временем несбывшихся надежд?
- Какие надежды имеют в виду, когда так говорят?
Домашнее задание: &29, вопросы.
Использованная литература:
1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012. с.136-149
2. Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 1999. М.В. Короткова. Статья «Советский Союз и зарубежные страны после второй мировой войны» с.47-48
3. «История Отечества в документах. 1917-1993» в 4-х частях, часть четвертая, 1945-1993 гг., Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Л.И. Ларина. Москва, «ИЛБИ», 1994. с. 16-17, 20-21, 22, 26.
4. В. Морозова «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг» Нижний Новгород, 2013 г., с.86.
5. Интернет-ресурсы.
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
27 03 2023 3:46:11
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
26 03 2023 21:26:59

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
25 03 2023 14:56:47
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
24 03 2023 9:28:53
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
23 03 2023 2:53:54
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
22 03 2023 19:31:54
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
21 03 2023 3:49:34
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
20 03 2023 5:57:54
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
19 03 2023 6:43:50
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
18 03 2023 15:47:13
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
17 03 2023 6:17:35
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
16 03 2023 22:31:18
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова.
...
15 03 2023 8:46:51
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
14 03 2023 5:22:46
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
13 03 2023 13:11:24
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
12 03 2023 12:17:14
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
11 03 2023 17:31:40
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
10 03 2023 20:32:28

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
09 03 2023 12:28:26
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
08 03 2023 2:48:34
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
07 03 2023 7:52:40
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
06 03 2023 7:50:35
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
05 03 2023 20:32:51
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
04 03 2023 21:50:10
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
03 03 2023 5:26:47
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
02 03 2023 8:56:20
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
01 03 2023 19:40:50
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
28 02 2023 19:25:58
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
27 02 2023 9:59:27
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
26 02 2023 14:17:42
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
25 02 2023 16:49:24
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
24 02 2023 21:47:45
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
23 02 2023 14:15:46
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
22 02 2023 3:33:37
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
21 02 2023 17:54:27
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
20 02 2023 10:48:53
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
19 02 2023 5:43:24
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
18 02 2023 8:38:40
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
17 02 2023 15:22:51
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
16 02 2023 12:26:39
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
15 02 2023 5:19:57
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
14 02 2023 20:18:44
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
13 02 2023 7:19:36
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
12 02 2023 3:22:11
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
11 02 2023 22:18:55
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
10 02 2023 15:34:37
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
09 02 2023 19:43:33
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
08 02 2023 14:36:14
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
07 02 2023 22:33:22
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
06 02 2023 13:34:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::