Послевоенные репрессии в СССР
Тип урока: урок пpaктической работы.
Форма проведения: урок – пpaктикум.
Цель: проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х – начала 1950-х годов.
Задачи:
Образовательная: на основе источников назвать причины репрессий; выявить слои населения, против которых репрессии были направлены.
Развивающая: совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, работать с историческим источником, прогнозировать и делать выводы на основе анализа фактов.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Дидактические средства: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012; тексты для работы обучающихся.
План урока:
Эпиграф: Имена, имена, имена,
Как в шеренгах солдатские плечи.
Память здесь и твоя, и моя,
Озаренная пламенем вечным…
1. Актуализация знаний.
- Почему борьба демократических и тоталитарных тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?
- Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена испытаниями военного времени?
Проанализируйте документ.
Из статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии».
«Может быть, после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое ещё больше доказательство требовалось, чем победа в войне? – прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшиеся инвалиды, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек…Денежная реформа 1947 г. подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенным, а зарплата осталась прежней. Правда, полны были магазины, но покупать – то не на что…В конце 1948-го и в 1949-м начали прибирать тех из политических, кого освободили в 1947-м. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших, причем, проверки в 1945-м, и отправлять в лагеря. Я думаю, сам Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, , причем бывших фронтовиков…И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули…Мы тогда почти ничего не понимали, да и откуда, когда многие сокровища человеческой мысли были для нас закрыты. Находясь в полном неведении, мы быстро смирились с послевоенной жизнью, главное же – война позади, мы остались в живых, а впереди – заманчивые дали коммунизма, в котором будет все «по потребностям». Сказать, что верили мы в это безоглядно, конечно, нельзя. Но все же надеялись на что-то лучшее».
Какие надежды порождала победа советского народа в войне? (уточнить: у крестьян, у интеллигенции; у населения союзных республик; у партийно-государственной номенклатуры).
Какие категории граждан подвергшихся репрессиям в конце 40-х гг. перечисляет автор?
Задания для обсуждения.
Вам предлагается несколько суждений о выборах (1946 г.) в Верховный Совет. Кто мог так судить о происходящем: а) заключенные; б) колхозники; в) рабочие; г) интеллигенция; д) военные; е) партийные работники; ж) управленцы?
А. «Государство напрасно тратит средства на выборы, всё равно оно проведет тех, кого захочет».
Б. «Предстоящие выборы нам ничего не дадут, вот если бы они проводились, как в других странах, то это было бы другое дело».
В. «Выбирать я не собираюсь и не буду. Я от этой власти ничего хорошего не видел. Коммунисты сами себя назначили, пусть они и выбирают».
Г. «Для меня эти выборы нерадостные, так как война кончилась, а перемен к лучшему почти никаких нет, как были трудности в военное время, так они и остались».
Д. «Миллионы наших солдат, побывавших в других странах, видели, как там живут, и все говорят, что хуже, чем в нашей стране, нигде не живут» (из книги «Наше отечество: Опыт политической истории. Т.2. М., 1991. С.435-436).
Обсудите, какие из перечисленных групп коммунистов критически воспринимали действительность, а какие – нет. Свое мнение обоснуйте.
А) коммунисты довоенного времени (1 млн. человек);
Б) коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс. человек);
В) спешно принятые на местах коммунисты (1 млн. человек);
Г) коммунисты – подпольщики (очень мало);
Д) коммунисты, получившие военный билет на фронте (2,5 млн. человек);
Е) вступившие в ряды партии после войны (1,5 млн. человек).
Советская власть была обеспокоена настроениями в обществе. Д.А. Волкогонов: «После войны, особенно в конце 1940-гг., заметно увеличилось количество лагерей, число ссыльных, которые составили «третью» волну. В ней оказалось 5,5-6,5 млн. человек».
2. Работа в группах.
Проанализируйте источники и ответьте на вопросы.
Группа 1.
Сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР.
На днях Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению Власова А.А., Малышкина В.Ф., Жиленкова Г.Н., Трухина Ф.И…в измене Родине и в том, что они, будучи агентами германской разведки, проводили активную шпионскую диверсионную и террористическую деятельность против Советского Союза…
Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях.
… Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемых к cмepтной казни через повешение.
Приговор приведен в исполнение.
Правда.-1946.-2 августа
О каких исторических событиях идет речь в документе?
Кем были выше перечисленные люди?
Группа 2.
Из материалов архива КГБ СССР.
В течение 1944-46 гг. органы госбезопасности ликвидировали силы «Союза литовских партизан» и «Армии свободы Литвы», в частности, два состава «верховных штабов», десятки окружных и уездных комaндований и отдельных бандформирований… Пытаясь лишить бандитские группы поддержки местных жителей, правительство пошло на очередной произвол – выселение родственников активных националистов.
Всего жертвами националистического террора на территории Литвы в 1944-1956 гг. стали 25108 человек убитых, 2965 раненых. В том числе литовцев – 21259 убито, 1889 – ранено. Дети до 16 лет – 993 убито, 103 ранено. Дети до 2 лет – 52 убито, 15 ранено.
Известия ЦК КПСС. – 1990. - № 10.-с. 138-139.
На основе постановления Совета министров СССР за № 390-138сс от 29 января 1949 года, депортации из Прибалтики подлежали «кулаки с семьями, семьи бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованные бандиты, продолжающие вести вражескую работу, и их семьи, а также семьи репрессированных пособников бандитов». В результате было депортировано 94 779 человек.
В отношении кого проводились репрессии?
Почему властями СССР был избран такой путь ликвидации бандформирований?
Из книги В. Морозовой «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг».
«Дезертир – защитник». «Парнишка из Мурома работал на заводе фрезеровщиком, в 16-летнем возрасте сбежал на фронт, где храбро бил врага. Органы нашли его, задержали и дали срок 5 лет за дезертирство! Оказался на 28 ОЛП Унжлага».
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 3.
Из донесения И.В. Сталину «Антисоветские группы среди интеллигенции и молодежи».
1) Дело антисоветской группы инженерно-технических работников НКПС в Москве: Д.Д. Терембецкий, В.Д. Бирюков, С.А. Бабенков…Осуществляли антисоветские высказывания. Группа ставила задачу в момент подхода гитлеровских войск поднять восстание. Дело находится в Особом Совещании.
2) Антисоветская группа студентов московских вузов (5 человек), в т.ч. Медведский Л.А. – студент химико-технического института; студент Гастев Ю.А. – сын врага народа , троцкиста Гастева А.К…и др. Ведут антисоветские разговоры. Изъяты у члeнов группы стихи антисоветского содержания.
3) Антисоветская группа средней школы станицы Старо-Михайловская Краснодарского края в составе: Ковда Б.А., бывший учащийся, находился на оккупированной территории; Духно Р.Н., учащийся 9 класса; Богва Н.Г., учащийся 9 класса. Создали что-то вроде кружка «борьбы за справедливость». Поддерживались антисоветски настроенными учителями Якович С.М и Яровым Д.К. Следствие продолжается…
Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет
И.В. Сталина. -М., 1989.-Кн.II.- Ч.2.-С.173-174.
Кто выступал против советской власти в первые послевоенные годы и почему?
Кого было принято считать врагами народа?
Группа 4.
13 августа 1949 г. были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.С.Попков, председатель Совета министров РСФСР М.И.Родионов, председатель Ленинградского исполкома горсовета П.Г.Лазутин и бывший председатель Ленинградского облисполкома Н.В.Соловьев. 27 октября 1949 г. был арестован бывший председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Их обвинили в том, что они проводили «вредительско-подрывную работу, направленную на отрыв и противопоставление ленинградской партийной организации Центральному Комитету партии, превращение её в опору для борьбы с партией и ЦК ВКП(б)». Обвиняемые по «ленинградскому делу» были 30 сентября 1950 года приговорены к расстрелу и расстреляны. Затем в связи с этим делом были расстреляны ещё 20 человек.
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 5.
В январе 1948 года председатель Еврейского антифашистского комитета актер С. Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Ф. Цанавы под Минском с инсценированной после убийства автомобильной катастрофой. В конце 1948 года - начале 1949 года были арестованы другие члeны ЕАК, которые были обвинены в буржуазном национализме и планировании создать еврейскую республику в Крыму, чтобы служить американским интересам.
В феврале 1949 года пресса начала кампанию по борьбе с «космополитами», имевшую явный антисемитский хаpaктер. Сотни евреев-интеллигентов были арестованы в Москве и Ленинграде в первые месяцы 1949 года.
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 6.
В период с июля 1951 по ноябрь 1952 года были арестованы 9 врачей, лечивших высшее партийное руководство, 6 из них были евреями. 13 января 1953 г. в СССР во всех газетах было опубликовано сообщение об их аресте. Они обвинялись в том, что они «злодейски подрывали здоровье больных», ставили неправильные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. После этого по всей стране начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений. Однако подготовка к судебному процессу по «делу врачей» прекратилась после cмepти Сталина в марте 1953 г. и 4 апреля 1953 г. появилось сообщение МВД СССР, о том, что «в результате проверки выяснилось, что врачи были арестованы неправильно, без каких-либо законных оснований», а показания врачей были получены при помощи «недопустимых приемов следствия».
В отношении кого проводились репрессии?
Почему репрессии были направлены на врачей?
Группа 7.
В 1947 году, была развёрнута пропагандистская кампания против «низкопоклонства перед Западом», поводом для которой послужило дело члeна-корреспондента Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина. Клюева и Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от paка — «КР» (круцин). Открытием (находившемся в состоянии разработки и еще не проверенным должным образом) заинтересовались американцы, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований. Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 г. комaндированный в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским ученым рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден к 25 лет заключения за «измену Родине».
В отношении кого проводились репрессии?
Группа 8.
В 1948 г. были арестованы близкие к маршалу Г. Жукову генерал-лейтенант В.В. Крюков и генерал-лейтенант В.К. Телегин. В 1951 г. они были осуждены к 25 годам заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и хищениях.
В феврале 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала виновными адмиралов Н.Г. Кузнецова, Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова в том, что они в 1942—1944 годах без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Учитывая большие заслуги Кузнецова в прошлом, Военная коллегия постановила
не применять к нему уголовного наказания, а остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.
В отношении кого проводились репрессии?
Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа, куда свозились дети политзаключенных? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Великими целями? Они оправдывают средства?
Страна, народ ее обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков.
«История злопамятней народа»,- когда-то предостерегал Н.М. Карамзин.
3. Закрепление изученного материала.
- Дайте оценку нового витка репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг.
- Перечислите категории населения, которые подверглись репрессиям.
- Почему послевоенный период называется временем несбывшихся надежд?
- Какие надежды имеют в виду, когда так говорят?
Домашнее задание: &29, вопросы.
Использованная литература:
1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012. с.136-149
2. Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 1999. М.В. Короткова. Статья «Советский Союз и зарубежные страны после второй мировой войны» с.47-48
3. «История Отечества в документах. 1917-1993» в 4-х частях, часть четвертая, 1945-1993 гг., Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Л.И. Ларина. Москва, «ИЛБИ», 1994. с. 16-17, 20-21, 22, 26.
4. В. Морозова «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг» Нижний Новгород, 2013 г., с.86.
5. Интернет-ресурсы.
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
18 03 2024 20:40:10
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
17 03 2024 22:12:27
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
16 03 2024 0:42:15
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
15 03 2024 8:25:38
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
14 03 2024 20:54:32
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
13 03 2024 17:45:23
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
12 03 2024 0:52:18
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
11 03 2024 14:20:52
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
10 03 2024 0:15:56
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
09 03 2024 0:14:55
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
08 03 2024 10:25:35
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
07 03 2024 11:52:48
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
06 03 2024 18:15:57
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
05 03 2024 3:54:11
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
04 03 2024 19:25:20
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
03 03 2024 12:52:30
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
02 03 2024 10:11:19
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
01 03 2024 12:50:32
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
29 02 2024 18:43:18
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
28 02 2024 12:42:48
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
27 02 2024 7:58:38
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
26 02 2024 20:39:36
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
25 02 2024 15:14:19
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
24 02 2024 4:36:59
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
23 02 2024 6:56:31
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
22 02 2024 3:20:25
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
21 02 2024 10:49:50
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
20 02 2024 14:19:15
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
19 02 2024 0:58:30
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
18 02 2024 9:56:22
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
17 02 2024 4:42:32
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
16 02 2024 11:11:56
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
15 02 2024 12:26:19
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
14 02 2024 18:42:26
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
13 02 2024 21:15:58
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
12 02 2024 12:57:47
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
11 02 2024 7:47:48
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
10 02 2024 8:20:43
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
09 02 2024 20:22:36
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
08 02 2024 22:52:54
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
07 02 2024 6:22:23
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
06 02 2024 13:10:29
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
05 02 2024 23:49:31
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
04 02 2024 21:34:15
Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
03 02 2024 23:59:38
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
02 02 2024 3:18:27
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
01 02 2024 9:59:32
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
31 01 2024 20:40:20
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
30 01 2024 1:58:36
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
29 01 2024 1:11:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::