Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс
Цели урока:
- сформировать представления о сути, значении права, его признаках и функциях;
- рассмотреть институт права в системе социальных норм.
Задачи урока:
образовательная – раскрыть сущность права, его основные признаки, функции и структуру. Познакомить учащихся с основными отраслями права, предметом их регулирования;
развивающая – научить выделять главное в изучаемом материале, анализировать источники права (Конституция РФ, кодексы), применять эти знания на пpaктике (решение задач);
воспитательная – формирование правовой культуры у учащихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.
В результате изучения темы учащиеся должны знать определение права, его признаки и функции, структуру нормы права, отрасли права, права и обязанности граждан;
понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов;
уметь хаpaктеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи пpaктического хаpaктера.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Оборудование урока: компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями.
Ход урока
Технологическая карта урока
№ | Этап урока |
Название |
Деятельность |
Деятельность ученика |
1. | Орган-й этап. | Приветствие, выявление отсутствующих учащихся, проверка готовности к уроку. | Подготовка к уроку. | |
2. | Актуализация знаний. Активизация учебной деятельности. |
http://www.fcior.edu.ru/ card/23045/ socialnye-normy-kontrol-k.htm |
Слова учителя: каждый день мы
совершаем множество поступков, имеющих
юридическое значение. В обществе человек
подчиняет свое поведение определенным правилам
– социальным нормам. Они предписывают нам, как
нужно себя вести в той или иной ситуации.
Жизненных ситуаций множество, исходя из этого и
социальных норм, регулирующих поведение людей
тоже множество. Какие виды социальных норм вы
можете назвать? Учитель после ответа открывает ЭОР, предлагает решить интеpaктивный тест. |
Ответ учащихся: Социальные нормы могут быть мopaльные, эстетические, политические, религиозные, обычаи, экономические, правовые, традиции. После ответа учащиеся выполняют интеpaктивные тесты. |
3. | Первичное усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель открывает презентацию. Учитель:
1. А какой вид социальных норм вы считаете
наиболее важным для общества? 2. Чем правовые нормы отличаются от мopaльных норм? Учитель: Мы переходим с вами к рассмотрению понятия “право”. Право-это система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право регулирует почти 70 процентов общественных отношений. Какие отношения регулируются правовыми нормами? Учитель: А теперь давайте определим, по каким признакам можно отличить право от других социальных норм? Учитель вместе с учениками определяет признаки права. |
Учащиеся: 1. Это
правовые нормы, так как они охраняются
государством, за их нарушение предусмотрена
юридическая ответственность. 2. За нарушение морали человек не несет юридической ответственности перед государством, а за нарушение права несет такую ответственность. Правовые нормы содержатся в законах, а мopaльные нормы в религиозных источниках. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Ученик: семейные, трудовые, наследственные, гражданские. Ученики: называют признаки права и записывают их в тетрадь. 1. Право выражено в источниках. 2. Возникает в результате правотворческой деятельности. 3. За нарушение права следует юридическая ответственность. 4. Право создается людьми, может быть ими изменено. 5. Не вмешивается в мир чувств, эмоций людей, регулирует только конкретные поступки. |
4. | Первичное закрепление. | http://www.fcior.edu.ru/ card/25871/pravo-ponyatie-sistema-istochniki- |
Учитель открывает ЭОР (презентацию). Комментирует работу учащихся с тестами. | Учащиеся выполняют тест, комментируют ответ у доски. |
5. | Усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель: Право в обществе
выполняет очень важную функцию. Давайте
подумаем, что было бы в обществе, если бы не было
права? Учитель: Правильно. Право в обществе выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную. Право имеет сложную структуру. Оно включает нормы, отрасли. Норма права – это правило поведения лиц в какой-либо ситуации, которое носит общеобязательный хаpaктер. Нормы бывают запрещающие, обязывающие, управомочивающие. Учитель делит класс на 5 групп, раздает 1 группе – Конституцию РФ, 2 - СК РФ, 3 - ТК РФ, 4 – УК РФ, 5 – ГК РФ. Задание - найдите в полученном вами источнике права запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Учитель: Совокупность правовых норм, регулирующих однородные правовые отношения, образует отрасли права. Рассмотрим некоторые из них. Посмотрите на схему. Учитель определяет конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное право. Что является предметом регулирования данных отраслей? |
Ученик: в обществе был бы
хаос, более сильный мог бы отнять имущество у
более слабого, убить более слабого, и все
происходило бы безнаказанно. Так общество выжить
не смогло бы. Ученики записывают в тетрадь определения двух функций права, определения нормы права и отрасли права. Учащиеся делятся на 5 групп, выполняют полученное задание. Ученики: каждая группа учащихся, используя кодексы, называет, какие отношения регулирует та или иная отрасль права. |
6. | Закрепление. | Презентация. Карточки с заданием. | Учитель каждой группе раздает карточки с заданием. Определить нормы какой отрасли права регулируют данные ситуации? | Ученики получают карточки с заданиями и работают в группе. Ответ учеников. |
7. | Информация о домашнем задании. | Презентация. | Учитель комментирует домашнее задание, объявляет оценки, поставленные на уроке. | Ученики записывают домашнее задание. |
8. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | Учитель спрашивает: Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вам не понравилось на уроке? | Учащиеся дают оценку уроку. |
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
18 03 2024 19:58:35
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
17 03 2024 14:40:14
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
16 03 2024 12:17:36
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
15 03 2024 8:21:58
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
14 03 2024 10:39:44
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
13 03 2024 16:45:34
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
12 03 2024 21:55:11
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
11 03 2024 16:14:25
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
10 03 2024 22:44:21
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
09 03 2024 13:16:49
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
08 03 2024 21:47:47
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
07 03 2024 6:37:32
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
06 03 2024 20:36:27
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
05 03 2024 18:47:24
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
04 03 2024 16:40:31
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
03 03 2024 12:32:18
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
02 03 2024 9:30:27
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
01 03 2024 10:53:53
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
29 02 2024 3:57:21
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
28 02 2024 22:20:37
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
27 02 2024 15:44:53
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
26 02 2024 15:51:52
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
25 02 2024 1:56:15
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
24 02 2024 19:58:46
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
23 02 2024 17:10:37
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
22 02 2024 3:21:18
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
21 02 2024 17:14:51
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
20 02 2024 19:26:42
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
19 02 2024 3:45:22
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
18 02 2024 2:18:11
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
17 02 2024 3:20:20
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
16 02 2024 1:19:19
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
15 02 2024 12:22:31
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
14 02 2024 6:44:25
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
13 02 2024 21:33:55
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
12 02 2024 21:26:58
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
11 02 2024 17:46:48
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...
10 02 2024 0:18:37
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...
09 02 2024 2:26:48
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
08 02 2024 20:23:33
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
07 02 2024 14:17:55
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
06 02 2024 4:47:10
Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
05 02 2024 4:36:29
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
04 02 2024 7:32:56
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
03 02 2024 20:48:44
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
02 02 2024 14:56:43
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
01 02 2024 23:11:57
Исследовательская работа по теме....
31 01 2024 13:41:50
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
30 01 2024 5:48:17
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
29 01 2024 23:15:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::