Проверочные работы    

Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"

Предметы:история и информатика.

Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Русская культура XVIII века » через   организацию информации в  MS Word.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • ознакомить обучающихся с основными достижениями русской культуры XVIII века, научить оформлять страницу– журнал  в MS Word.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
    • развивать кругозор, познавательный интерес, совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, развивать мышление и память, умение вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку
  • Воспитательные:
    • повышать интерес к предметам (история и информатика), общую и информационную культуру, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к компьютерной технике, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: творческая практическая работа

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-поисковая, проектная.

Оборудование урока:

1. Компьютер с мультимедийным проектором
2. Компьютерная презентация
4. Компьютеры для обучающихся
5. Раздаточный материал «Основные направления русской культуры XVIII века»

Урок проводится в компьютерном классе совместно учителем истории и учителем информатики.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Изучение нового материала – 7 мин.
  3. Видеофильм «Русская культура XVIII» – 6 мин.
  4. Повторение основ работы в MS Word. Принцип создания многоколоночной страницы.
  5. Работа в текстовом редакторе MS Word – 10 мин
  6. Закрепление изученного материала – 5 мин.
  7. Подведение итога урока – 1 мин.
  8. Комментарий к домашнему заданию – 1 мин.
  9. Рефлексия – 2 мин.
  10. Объявление оценок за урок – 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель истории: Добрый день!

Учитель информатики: Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок: истории и информатики. Урок объединит темы двух предметов: «Русская культура XVIII века» и «Работа в MS Word.»

Учитель истории: Сегодня на уроке мы поговорим о изменениях направлений и дальнейшем развитии русской культуры в XVIII веке, узнаем, какая о направлениях существовавших в русской культуре XVIII века, познакомимся с архитекторами, живописцами, скульпторами того времени.

Учитель информатики: А так же вы научитесь создавать и форматировать многоколоночные станицы в документ MS Word для создания печатных изданий.  В конце урока, пользуясь полученными знаниями, вы подготовите альманах «Русская культура XVIII века».

2. Изучение нового материала

Учитель истории: На прошлых уроках мы с вами выяснили, что начало XVIII века было очень насыщено реформами Петра I не только в переустройстве структуры управления государства, но и в быт русского народа. Какие изменения ввел Петр I в обычную жизнь русского народа?

Ответ: ножницы – пострижение бород, платье французского покроя и парик – смена внешнего облика дворян, трубка – курение, газета – «Ведомости» (Приложение 1. Слайд 5)

Учитель истории: XVIII столетие открывает новый период русской культуры – культуры Нового времени. В XVIII в. произошел решительный поворот от религиозной к светской культуре. Возрастает значение человеческой личности, что находит отражение в искусстве. Культура  нацелена на служение государственным потребностям. Ее пронизывает гражданский патриотизм. Необычно ускоряются темпы культурного процесса. Динамично меняются жанры и стили. Культурный процесс становится более разнообразным.  Особое влияние на развитие культуры оказали Петровские реформы, которые способствовали не только экономическому, но и культурному подъему государства. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство. Они выражают мощь и величие русской империи. Если в период IX – XVII вв. строились преимущественно культовые сооружения – церкви, монастыри, то в XVIII в. русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности светских зданий: административные, промышленные, научные, а также массовое типовое строительство. Зодчество осваивает новые стили: барокко и классицизм.
В стиле барокко работали такие талантливые архитекторы как Доминико Трезини создавшего собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.). Интерьер Петропавловского собора напоминает не церковь, а нарядный зал особняка. Это собор стал усыпальницей Романовых от Петра I до Николая II. Из гражданских построек Трезини сохранился Летний дворец Петра I (1710-1714 гг), здание 12 коллегий (1722-1734 гг.) (ныне университет). В Москве в стиле барокко был построен Лефортовский дворец для фаворита Петра I – Лефорта (1697-1699 гг.) зодчим Аксамитовым. На Чистых прудах построена церковь Архангела Гавриила (1701-1707 гг) архитектором Зарудным. В 1702 г. в Кремле возведено здание Арсенала архитекторами Ивановым, Конрад. Развитие стиля барокко связано с именем Растрелли. Наиболее крупные работы Растрелли: Большой дворец в Петергофе (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец (1762 г.), Смольный монастырь (1764 г.) в С-Петербурге. Яркий след оставил русский архитектор Ухтомский Дмитрий Васильевич. Его известные постройки: колокольня Троице-Сергиевской лавры (1770 г.) в г. Сергиев Посад, Красные ворота в честь коронации Елизаветы Петровны (1753 г.). 
С 60-х годов XVIII века в зодчестве появляется новый стиль – классицизм. Ярким представителем этого стиля стал Божков Василий Иванович создавший: дом помещика Пашкова (1786 г.), Михайловский замок в С.-Петербурге (1799 г.). его работы отличают: искусство планировки, смелость композиции, изящество формы. Казаков Матфей Федорович в1782 г. возвел Петровский дворец, построил Сенат в Кремле (1787 г.), здание Московского университета (1793 г.), усадьбу Демидова с «золотыми комнатами» (1791 г.). Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.
В живописи XVIII века также как и архитектуре происходит перелом, переход от религиозной культуры к светской. Происходит переход к новым жанрам. Это, прежде всего, портреты, исторические композиции, миниатюра. Появляются новые живописные средства: объемность, светотень, анатомически правильное изображение тела. Никитин Иван Никитич (1685-1742 гг.). Он неоднократно писал портреты самого Петра I при жизни и на смертном одре. В парадном портрете Г.И. Головкина (1726г.) изображен видный государственный деятель. «Портрет напольного гетмана» (1720-е гг.). Художник изобразил пожилого человека, как бы уставшего от долгих трудов человека. Середину XVIII в. Представляли портретисты  И.Я. Вишняков (1699-1761 гг.) «Портрет Cарры Фермор» (1749г.); А.П. Антропов  (1716-1795 гг.) «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» (1759 г.) «Петр III» (1762 г.); И.П Аргунов (1729-1802 гг.), крепостной Шереметевых , «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 г.) и другие. Их парадные портреты отличают нарочитость в позировании модели, дань парсуне (локальность цветов, плоскостность, застылость,  узорочье.) В лучших работах видны выразительность, поэтичность образов. В живописи конца XVIII в. Вершиной портретного искусства заслуженно считают работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Рокотов Фёдор Степанович (1736-1808 гг.). Наиболее известные портреты Ф.С. Рокотова: Н.С. Струйский (1772 г.), поэт В.И. Майков (1778 г.); очаровательные, одухотворённые дамские портреты «Неизвестная в розовом» (1770-е гг.), Е.Н. Орлова (1779 г.). Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.). Наиболее полно и целостно Левицкий выразил своё понимание трактовки образа в парадном портрете в серии смольнянок – воспитанниц Смольного  института благородных девиц (1773-1776 гг.) Художник изобразил каждую из 7 воспитанниц в определённой сюжетной ситуации, в характерной позе (танцует, музицирует, разыгрывает  театральную сценку, демонстрирует опыт и т.д.). Портретируемые не позируют, они живут. Необычен парадный портрет с бытовыми мотивами богача и филантропа П.А. Демидова (1773 г.). Портрет Екатерины II – законодательницы (1783 г.). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.). Портрет М.И. Лопухиной (1797 г.) полон лёгкой грусти и поэтической мечтательности. Он пленяет нежной меланхоличностью, и удивительной мягкостью внутренней гармонией. В образе императрицы Екатерины II, изображённой без всякой торжественности  во время прогулки по Царскосельскому парку (1794 г.). «Портрет сестер А.И. Безбородко с дочерьми» (1803 г.) – групповой портрет, наглядно выражает сильную нежную привязанность матери и дочерей.
XVIII век явился периодом высокого подъема не только живописи, но и скульптуры. Осваиваются все основные виды станковой и монументальной скульптуры: портретный бюст, рельеф, статуя. Бартоломео – Карло Растрелли (1675-1744 гг.). Он трудился в разных жанрах скульптуры. Большой неизвестностью  пользуется его бронзовый бюст Петра I  (1730г.). В статуе «Анны Иоанновны с арапчонком» (1741 г.) – императрицы, медленно шествующей в тяжёлом расшитом драгоценными камнями платье, Растрелли создал выразительный образ «престрашного взора царицы».
Расцвет жанра портретного бюста связан с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805 гг.). Исполнял портреты из мрамора. В бюсте Ф.Н. Голицына (1775 г.) скульптор показал богатого вельможу,  пресыщенного благами, с чувством надменного превосходства. Бюст учёного  М.В. Ломоносова (1793г.) – иной, без парика,  обнажённый большой лоб говорит об уме, пытливости русского энциклопедиста. В портрете императора Павла  I (1800 г.) Шубин раскрыл образ сложный, противоречивый: отталкивающие черты лица, характера сочетаются с величественностью правителя.
Одним из ваятелей XVIII в. Был Козловский Михаил Иванович (1753-1802 гг.). Выделяются его работы в историческом жанре. В памятнике А.В. Суворову (1800-1801 гг.). Нет портретного сходства с прославленным полководцем. Это символ мужества и мудрости. В 1801-1802 гг. Козловский исполнил ставшую знаменитой статую «Самсон, разрывающий пасть льва». Самсон – символ славы русского оружия. Лев символизировал побежденную Швецию в Северной войне.
Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния способствовал Этьен Морис Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника» – памятника Петра I  на Сенатской площади в Петербурге (1765-1782 гг.). Огромная каменная глыба стала символом побежденных Петром I трудностей. На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий копытами змея, т.е. врагов реформ государя. На коне Петр I простирает вперед руку – символ созидателя, преобразователя страны. 
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Само понятие «европейская культура» теперь имеет новое значение, ибо включает в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.

Учитель информатики: Ребята сегодня мы с вами создадим Альманах содержащий сведения о русской культуре 18 века. Напомню вам, что альманах – это сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.). Для создания такого сборника  нам понадобится текстовый процессор MS Word. А значит нам нужно вспомнить правила и основные команды работы с этой программой.

3. Вопросы:

– Какой клавишей возможно осуществить отступ красной строки?

Ответ: TAB

– Какие объекты возможно вставить в страницу:

Ответ: Рисунки, фотографии, таблицы, формулы, колонтитулы, диаграммы.

– Какая команда позволяет вызвать окно форматирования символов.

Ответ: Формат/шрифт

– Что такое колонтитулы?

Ответ: Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа.

– Что такое буквица и какая команда осуществляет ее вставку?

Ответ: Буквица – это заглавная буква отличающаяся размером большим, чем остальной текст. Вставка буквицы происходит с помощью команды  Формат/буквица.

– Расшифруйте понятия «кегль», «гарнитура», «начертание». К чему относятся эти понятия?

Ответ: Гарнитура – вид шрифта, кегль – размер шрифта, начертание – это жирный, подчеркнутый и курсивный шрифт. Все эти параметры относятся к форматированию символов.
– Какая команда позволяет установить рамку страницы?

Ответ: Формат/границы и заливка.

Учитель истории: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с выдающимися людьми, прославившие свои имена своими творениями и создавшими гениальные произведения искусства.

Включается видеофильм «Русская культура XVIII века».

4. Работа с в текстовом редакторе MS Word

Учитель информатики: А теперь мы переходим к созданию Альманаха,в котором упорядочим  историю русской культуры 18 века. Послушайте инструкцию создания ваших страниц. (Приложение 2)

Учитель истории: Давайте проверим правильность ваших ответов. (Приложение 1. Слайды 10-12)

5. Закрепление изученного на уроке

Беседа по вопросам.

Учитель истории:

1. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

ИМЕНА                                                  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Василий Баженов                            1) скульптор
Б) Иван Никитин                                  2) архитектор
В) Михаил Козловский                        3) живописец
Г) Дмитрий Левицкий 

А

Б

В

Г

2

3

1

3

2. Посмотрите на экран и скажите, кто лишний. Аргументируйте свой ответ. (Д. Трезини, Ф.Б. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Д.В. Ухтомский. Все архитекторы, Рокотов – живописец)

3. К стилю барокко относится

  • Архангельский собор в Кремле
  • Храм Вознесения в Коломенском
  • Церковь Покрова Богородицы в Филях
  • Петропавловская крепость

4. Кто изображён на слайде? (портреты: Перт I, Екатерина II,Петр III, М.И. Лопухина) (Приложение 1. Слайд)

Учитель информатики:

3. Назовите выделенный в документе объект. (Приложение 1. Слайд)

6. Итог урока

Учитель истории: Сегодня на уроке мы открыли для себя мир русской культуры XVIII века, систематизировав информацию и создали альманах в текстовом редакторе MS Word. На следующих занятия мы продолжим разговор о развитии нашего государства и культуры, но уже в XIX веке.

Учитель информатики. Мы закрепили практические навыки работы с текстовым редактором MS Word, а также  научились вставлять в документ изображения, вводить в них текст, ориентировать текст в документе.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

  • Какой из моментов урока  оказался самым трудным, какой – самым легким? Почему?
  • С какими заданиями вы не смогли сразу справиться  и почему?

9. Выставление оценок

Учитель истории: До свидания. Сегодня мне было очень приятно работать с вами.

Учитель информатики: Спасибо за урок.

Приложение 3



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...

11 08 2020 20:10:54

КВН "Государственные символы России и Татарстана". 5–6-е классы

Внеклассное занятие ( К В Н) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....

10 08 2020 16:14:42

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

09 08 2020 1:36:18

Урок-викторина "Я – гражданин России"

Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы Р Ф. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках « Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока « Политический статус личности». ...

08 08 2020 11:30:46

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 6-м классе по теме "Путешествие в Средневековье"

Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...

07 08 2020 19:15:33

Урок истории по теме "Историческая метрология"

Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса " В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на практическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....

06 08 2020 8:41:48

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

05 08 2020 2:16:29

Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России". 7-й класс

Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....

04 08 2020 3:51:12

Методическок пособие по проведению занимательной игры "Исторические достопримечательности и экономические понятия в денежных купюрах"

Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....

03 08 2020 8:51:45

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

02 08 2020 5:48:52

Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс

Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...

01 08 2020 5:12:10

Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс

Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...

31 07 2020 7:12:20

Программа элективного курса "История качества"

Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном пространстве. ...

30 07 2020 2:13:42

Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....

29 07 2020 12:37:50

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

28 07 2020 0:14:17

Открытый урок на тему "Социальные конфликты. Межэтнические и межнациональные конфликты"

На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...

27 07 2020 3:12:12

"Власть и общество: сто лет спустя"

Урок по теме « Власть и общество: сто лет спустя ( Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

26 07 2020 7:33:26

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

25 07 2020 7:41:55

Гусинское движение в Чехии. 6-й класс

Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....

24 07 2020 10:34:15

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к Е Г Э для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....

23 07 2020 19:40:56

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

22 07 2020 10:46:58

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

21 07 2020 0:17:46

Откуда есть пошла Русская земля

Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его " Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...

20 07 2020 20:15:59

Труд в системе правовых отношений. 9-й класс

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А. И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....

19 07 2020 13:29:45

Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе

Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе Ф Г О С....

18 07 2020 19:57:57

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...

17 07 2020 19:15:34

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

16 07 2020 2:57:33

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им практические навыки общения с людьми разных конфессий....

15 07 2020 9:28:20

СССР в 1953–1964-м годах

В ходе урока проводится анализ деятельности Н. С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С Е Г Э по истории....

14 07 2020 9:55:26

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

13 07 2020 10:19:25

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

12 07 2020 5:38:34

Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов

В материале описана процедура проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск- Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...

11 07 2020 23:47:12

Урок истории с использованием информационных технологий

Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

10 07 2020 11:38:56

Социально значимая деятельность школьников и ее роль в формировании гражданина

В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....

09 07 2020 8:27:10

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

08 07 2020 5:48:32

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

07 07 2020 0:21:19

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

06 07 2020 10:40:43

Урок по теме "Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах"

Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...

05 07 2020 12:52:26

Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"

В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....

04 07 2020 12:42:56

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

Интерактивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интерактивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

03 07 2020 7:55:33

Викторина: «Рыцари и замки»

Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, М Х К, иностранных языков, материальной технологии и родителями....

02 07 2020 22:15:27

Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

01 07 2020 7:50:50

Тема урока: "Тоталитарные режимы 30-х гг. в Европе: сущность, типология, происхождение". 11-й класс

Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...

30 06 2020 16:34:33

Урок по теме "Древнее Двуречье"

В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....

29 06 2020 4:29:30

Индивидуально-ориентированная система обучения на уроках истории

Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы И О С О на уроках истории. Он представляет И О У Пы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....

28 06 2020 20:41:21

Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П. А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

27 06 2020 18:20:38

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

26 06 2020 4:57:54

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

25 06 2020 23:51:16

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

24 06 2020 22:15:18

"Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия

Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....

23 06 2020 0:29:18

Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...

22 06 2020 15:15:31

Предпрофильный элективный курс по истории "История в лицах", 9-й класс

Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей Х Х века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...

21 06 2020 21:38:32

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....

20 06 2020 7:25:15

Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...

19 06 2020 23:13:58

Декада гуманитарных наук в школе

Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

18 06 2020 1:57:22

Из опыта работы над темой "Деятельностно-практический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

В статье приведены примеры применения деятельностно-практического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: « Военные походы фараонов», 8-й класс: « Крымская война»....

17 06 2020 4:59:40

Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....

16 06 2020 16:15:25

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

15 06 2020 2:42:38

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

14 06 2020 17:55:44

«За отчизну не жаль и жизни отдать…»

Урок содержит материал об Иване Сусанине, К. Ф. Рылееве, М. И. Глинке. Произведение « Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....

13 06 2020 1:46:12

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

12 06 2020 6:53:24

Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс

Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....

11 06 2020 22:14:19

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

10 06 2020 11:34:49

Золотой XIX век. История и культура России

Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель М Х К рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....

09 06 2020 4:40:54

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

08 06 2020 19:53:42

План-конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...

07 06 2020 18:39:22

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

06 06 2020 15:24:28

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме « Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бессмертный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

05 06 2020 23:37:32

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

04 06 2020 21:49:22

Урок обществознания в 8-м классе "Базовые компоненты общения. Виды и формы общения"

Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы практические упражнения « Невербальное общение» и « Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....

03 06 2020 6:38:16

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...

02 06 2020 7:24:52

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...

01 06 2020 11:57:28

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

31 05 2020 23:44:22

Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...

30 05 2020 9:13:28

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина « Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

29 05 2020 13:57:43

Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)

Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...

28 05 2020 4:22:59

Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....

27 05 2020 0:42:33

Правовые основы брака и семьи

На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса Р Ф. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....

26 05 2020 10:30:58

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса " История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия– Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст " Сказания о житии Александра Невского" ( Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа- Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

25 05 2020 10:40:48

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

24 05 2020 18:47:55

Конституция РФ

Заключительный урок в системе уроков « Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отрабатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....

23 05 2020 8:34:18

Роль школьного краеведения в познавательной деятельности

О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...

22 05 2020 13:11:50

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"

Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...

21 05 2020 3:47:21

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

20 05 2020 17:12:41

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме " Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

19 05 2020 4:55:26

Сказания о лекарственных растениях Севера

Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, характерные особенности, лечебные свойства....

18 05 2020 15:19:33

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....

17 05 2020 5:13:31

Урок по краеведению: декабристы в Сибири

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А. Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...

16 05 2020 18:16:36

Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс

Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....

15 05 2020 3:30:52

Религия древних греков. 5-й класс

Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра « Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....

14 05 2020 14:58:28

Наша Родина – Россия!

На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

13 05 2020 8:12:51

Самопознание

Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....

12 05 2020 20:34:55

Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"

Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А. С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...

11 05 2020 2:49:20

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

По курсу обществознание с использованием интерактивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их характеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....

10 05 2020 0:21:41

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения....

09 05 2020 21:47:25

Признаки, функции и формы государства

Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....

08 05 2020 6:14:13

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д. С. Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

07 05 2020 22:53:57

Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"

На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...

06 05 2020 21:37:54

Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Урок " Русь в Х- ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям К С О, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....

05 05 2020 8:17:59

Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью  обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....

04 05 2020 23:42:13

Интеллектуальная игра "Блеф-клуб" на тему "Страна Поднебесная"

В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....

03 05 2020 16:44:28

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

02 05 2020 19:33:38

Бинарный урок (история + иностранный язык), посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне

Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме практического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - С С С Р и стран-союзников, Великобритании и С Ш А. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....

01 05 2020 23:44:34

Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"

Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...

30 04 2020 12:23:12

Обобщающий урок истории в 8-м классе по теме "Великие реформы Александра II" с использованием презентации

На уроке подводятся итоги изучения темы " Великие реформы 60—70-х гг. ХI Х в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...

29 04 2020 11:15:50

Путешествие в мир истории

Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

28 04 2020 16:54:49

Урок по теме "Методы социального познания"

Урок проводится после изучения темы « Социальное познание» и посвящен изучению и практическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к Е Г Э, так как практически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

27 04 2020 14:50:43

Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории

Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы « А» Е Г Э по истории. Тематические тесты « История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Е Г Э. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....

26 04 2020 17:25:30

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

25 04 2020 19:26:25

Крестовые походы и их последствия

Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с З П Р, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....

24 04 2020 3:53:37

"…Мудрость бо обретаем…"

Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

23 04 2020 21:51:14

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"

Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную характеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....

22 04 2020 20:46:30

Из опыта работы "Проектная деятельность"

В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...

21 04 2020 23:48:19

Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"

Средствами И К Т учитель создает картину " Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....

20 04 2020 22:43:37

Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"

На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...

19 04 2020 12:34:19

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

18 04 2020 7:50:25

Умники и умницы

Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....

17 04 2020 6:52:12

Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

Урок-игра " Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы " Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...

16 04 2020 20:57:40

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

Этот урок продолжает тему курса « Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

15 04 2020 23:47:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"

Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

14 04 2020 10:52:21

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс

Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...

13 04 2020 15:37:16

Бухенвальд – лагерь смерти

Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....

12 04 2020 17:22:31

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

11 04 2020 14:44:31

"Времён связующая нить"

Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Практика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

10 04 2020 20:42:26

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж « Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

09 04 2020 0:57:18

Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"

Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...

08 04 2020 18:30:45

Урок истории по теме "Александр Невский – исторический символ России"

В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....

07 04 2020 0:23:14

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

06 04 2020 10:37:59

Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня смерти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"

Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня смерти М. В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....

05 04 2020 10:59:13

Методическая разработка урока «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны»

В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы « Аляска– Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....

04 04 2020 8:16:53

Технология дебатов на уроках истории

Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме " Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....

03 04 2020 14:51:45

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

02 04 2020 17:23:56

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

01 04 2020 18:58:25

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

Данный урок входит в раздел « Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

31 03 2020 12:35:27

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

30 03 2020 20:43:35

Первый властелин единого Китая

Урок подготовлен в соответствии с требованиями Ф Г О С. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....

29 03 2020 8:19:33

"Архитектура Древнего Рима". 8-й класс

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....

28 03 2020 13:23:52

Урок на тему "900 блокадных дней"

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....

27 03 2020 16:44:51

Рождение средневековой европейской цивилизации

Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...

26 03 2020 13:18:43

Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс

Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....

25 03 2020 9:46:37

Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....

24 03 2020 19:26:28

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

23 03 2020 2:28:49

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

22 03 2020 4:47:26

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

21 03 2020 22:19:47

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

20 03 2020 9:49:36

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

19 03 2020 15:59:35

Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Характеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....

18 03 2020 23:30:28

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спорным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

17 03 2020 7:25:28

Первые киевские князья

Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием И К Т. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать характеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

16 03 2020 19:49:57

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

15 03 2020 22:34:39

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::