История для молодежи    

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

Цель: приобщать учащихся к культурному наследию русского народа (знакомить с традициями, обрядами, обычаями); воспитывать бережное отношение к нему.

Оборудование: стол, накрытый для чаепития, самовар, прялка, клубки, спицы для рукоделия.

Ход занятия

Сообщение темы и цели занятия.

Содержание занятия.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Ведущая: Мы рады видеть вас на наших посиделках. Поэтому желаем вам прекрасно отдохнуть, повеселиться. Но не забывайте и о том, что даже на посиделках не прекращался крестьянский труд.

Ведущий: Девушки вязали, вышивали, парни мастерили вещи, которые были необходимы в домашнем хозяйстве.

Ведущая: В.В. Даль, создатель “Толкового словаря”, пишет, что посиделки – это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а боле – россказней, песен и забав.

Ведущий: А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился – не подстригся, а от посиделок отрекся.”

Ведущая: На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Оба ведущих вместе: Добро пожаловать на наши посиделки!

Ученица: Во все времена русские люди были хлебосольными, т. е. гостеприимными. Считалось, что гость должен обязательно угоститься хлебом – солью. Хозяин очень обижался, если кто – то отказывался от хлеба – соли. Отведайте наш хлеб – соль!

Ученица: Очень хотелось бы сегодня поговорить о знаменитом у православных христиан седьмом дне января – Рождестве Христовом.

Его канун имел своё название – рождественский сочельник, и строго предписывал не принимать пищу до появления в небе первой звезды, не искушаться мелочами, настраиваться на встречу Спасителя мира. Повсеместно был распространён обычай – после появления звезды Христа славить не только в семейном кругу, но и подворно. И теперь не такая уж редкость встретить под Новый год стайку сельских ребятишек, распевающих под окнами щедрых в эти часы соседей:

Коляда, коляда, ты подай пирога!
Родился Христос – Сыны Божий!
А мы шли – прошли недалёкий путь
Родился Христос – Сыны Божий. Шли колядку петь, в барабан играть
Родился Христос – Сыны Божий. Люди добрые, подымайтеся –
Родился Христос – Сыны Божий.
Рождество встречать собирайтеся! Родился Христос – Сыны Божий!
Пришла Коляда наперёд Рождества! Родился Христос – Сыны Божий!

Диалог колядовщиков с хозяевами:

Подайте коровку – масляну головку.
Подайте блинка – будет печь гладка.
Коляда, коляда! Давай пирога…
У доброго мужика родись рожь густа: колоском густа, соломкой пуста.
У скупого мужика родись рожь густа: колоском пуста, соломкой густа.
Коляда – маляда, ты пришла к нам молода.
Мы нашли коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, выноси добро на двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тёпленький пирог, или маслице – творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром!

Все вместе: “Сеем – веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!”

1-й колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, подарите: Денег мешок или каши горшок?

2-й колядовщик: Кувшин молока иль кусок пирога?

2-й колядовщик: Копеечки на конфеточки али гривеннички на прянички?

Хозяйка: Играли на удивление, заслужили знатное угощение. (Высыпает ребятам в мешок угощение.)

Таня: Катя, а чегой-то здесь валенки валяются?

Катя: А это, наверно, Ирина гадает.

Таня: Как это?

Катя: А ты что, Таня, не знаешь? Слушай! Надо встать спиной к забору, через него кинуть валенок и смотреть потом, куда указывает его носок. Куда показал, туда и замуж отдадут. (Выбегает Ирина, смотрит на валенок.)

Ирина: Девчонки, смотрите: мой – то валенок на Николкин двор показывает!

Девушки: Да что ты!

Таня: А знаете, у моей старшей сестры девки сегодня посиделки устроили, может гадать будут.

Катя: Давайте к ним пойдём!

Таня: И правда, пошли.

(Девушки и парни сидят за столом.)

1-я девушка: А знаете, что гадания под Рождество считались самыми верными? Вот послушайте, как раньше гадали наши прабабушки.

Первое гадание – девушки собирали кольца, запонки, серёжки. Клали в блюдо, накрывали салфеткой. Маленькие кусочки хлеба клали поверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки. Ложась спать, клали их под голову, загадывая, что приснится.

Второе и самое распространенное – гадание с петухом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили петуха и смотрели, что петух клюёт: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – будет жених портным, монетки – к деньгам, клюёт зеркало – будет муж щёголь, пьёт воду – будет муж пьяница.

Также девушки ходили “слушать” за деревню, на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж. Смеются – в хороший.

Надя: А я хочу познакомить вас с ещё одним наивеликим праздником христианским Крещеньем. Праздник Крещения считается одним из древнейших праздников христианства. Его установление можно отнести к тем временам, когда апостолы ещё проповедовали учение Христа. Интересно то, что древнее название этого события – “Епифания” или ещё “Теофания”, что значит Богоявление. День Крещения ещё называют “Праздником Светов”, ибо в этот день Бог приходит в наш мир. По преданию, в полночь крещенскую дух святой во все водоёмы с неба сходит. Колыхнётся гладь водная, вострепещет, исполнится силой животворящей, от любой хворобы исцелить способной. Потому и почитали обязательным долгом и деревенский люд, и горожане набрать побольше одухотворённой воды. Обычай этот довольно широко сохранился в наших местах. Последняя святочная ночь, ночь под Крещение, почиталась также, как и самое необманное время для гаданий, пытанья судьбы. Помните, у В.А.Жуковского?

Раз в крещенский вечерок девушки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
счётным курицу зерном; ярый воск топили.

Таня: А я хочу рассказать о летнем празднике – Троице – празднике трав, цветов и деревьев. День Святой Троицы или Пятидесятница – один из самых близких людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи – окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают берёзовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день зелёный.

В этот день родилась наша церковь. В этот день почти 2 тыс. лет назад апостолы сидели в горнице одного из иерусалимских храмов на горе Сион. Но именно этому дому суждено было стать первым Храмом. Именно здесь Христос являлся Своим ученикам после Святого Воскресения, здесь он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив свою первую литургию. Здесь же на Деву Марию сошёл Святой дух. Ученики Спасителя поняли, что он оставил после себя не только горстку последователей, но церковь. Апостолы 50 дней не расходились по домам, ожидая Крещения Святым духом. И вот внезапно сделался шум с неба и наполнил весь дом, где они находились. И исполнились все Духа Святого, т. о., в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название Праздник Святой Троицы. Следующий за ней понедельник – Духов день. И он занимал особое место в народном календаре, так как именно с ним связывалось окончательное наступление лета: “ С Духова дня не с одного неба, а даже из под земли тепло идёт”. Не менее живучи преданья о том, что перед солнечным восходом в Духов день Мать – Сыра – Земля открывает все свои тайны, а благочестивым искателям кладов – сокровища.

Надя: Девочки, а вы знаете, что раньше ни одни посиделки без пляски не обходились?

Катя: А какие частушки пелись! А давайте наши, большеполянские, споём.

Частушки:

1. Эх, гармонь, моя гармонь, золотые планки. Стало страшно провожать милую с гулянки.

2. Я любила одного, любила по пятнадцати. Я любила целоваться раз до девятнадцати.

3. Отчего не поплясать, отчего не топнуть, неужели в этом дома перерубы лопнут?

4. Я и так, я и сяк. Я и зайчиком. Отчего не поплясать с таким мальчиком?

5. Я иду, а мне навстречу трактора да трактора. Почему любовь не лечат никакие доктора?

6. У подружки два Ванюшки, у меня – ни одного. Я скажу своей подружке: “Дай мне Ваню одного”.

7. Я плясала по льду, теперь – по земельке. Я любила по году, теперь – по недельке.

8. С неба звёздочка упала на косую линию.Толя Катю перевёл на свою фамилию.

9. Ой, топни, нога, топни, правенькая! Всё равно плясать пойду, хоть и маленькая!

10. Я ходила по полю, мимо кони топали. Собирала планочки Ваниной тальяночки.

11. Идут двое, подруженька, идут двое, твой да мой. Твой в малиновой рубахе, а мой – в серо– голубой.

12. Гармонисту за игру, за игру – игручую два солёных огурца, картошку рассыпучую.

Надя: Девочки, а как интересно говорили наши бабушки и прабабушки! А ну-ка, угадайте, что означали слова:

Парочка – кофта с юбкой, намедни – вчера, щё – что, кочет – петух, судница – кухня, хлеба – зерновые культуры, малай – молодой парень, анадысь – недавно, жамки – пряники, будя табе – перестань говорить глупости, небось – наверное.

Ну и молодцы же вы!

Катя: Девочки, а на посиделках раньше ещё и страдания пели. А знаете что это такое?

Называние частушек “страданиями” восходит к глаголу “страдать”, т. е. переживать тяжёлые эмоции и страдать – петь, исполнять частушки “страдания” в паре с подругой иди гармонистом. Д. К. Зеленин Считает, что слово “страдать” – синоним глагола “любить”.

В. И. Симаков “страданиями называет двухстрочные частушки. Слова любить и страдать здесь понимаются в равнозначном смысле. В ряде случаев девушка называет своего молодого человека “страдателем”. “Страдать” – это ещё значит и гулять, проводить время с любимым человеком. Сегодня страданиями называют и четырёхстрочные тексты на любовную и другие темы”.

Катя: А сколько страданий знает моя бабушка Пономарёва Екатерина Дмитриевна… Я ни у кого больше столько не набрала! Девчонки, а давайте их исполним!

Страдания:

– Пролетели мои годы, как по речке быстро воды.
– Проводила за лесочек, только слышен голосочек.
– Проводила за лес тёмный, только виден костюм чёрный.
– Ой, ну какой же ты страдатель, трёх копеек не истратил?
– Ой, хорошо страдать в садочке, под яблонькой в холодочке.
– Полюбила у потёмках, а он, девки, у лаптёнках.
– Страдатель мой, страдай со мной, не хошь страдать – ступай домой.
– Ой, от страданья от лихого нет спасенья никакого.
– Ой, подуй, подуй, ветерочек, на залёткин хуторочек.
– Ой, расставаться пойдём к пруду. Ой, ты топись, а я не буду.
– Расставаться пойдём к речке. Ох, поплывут наши словечки!
– До свиданья, до свиданья, до свиданья – 3 раза,

А ещё раз до свиданья, твои карие глаза.

Дина: А у меня такой вопрос: какие игры были у наших бабушек и дедушек? Не знаете? А теперь слушайте:

Горелки – исконно русская игра. Несколько веков игра в горелки была одной из самых любимых на всеобщих празднествах и в детских шалостях.

Играющие вставали парами в колонну, водящий впереди спиной к ней.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят. Огонь, гори.

На последнем слове стоящие в последней паре расцепляются и бегут (один – слева колонны, другой – справа) к началу колонны. Водящий должен запятнать кого-нибудь до того, пока они не возьмутся за руки. Если это удаётся, то водящий и тот, кого задели, меняются местами.

Таня: Девочки, а я узнала много интересного о свадебном обряде. Русские женились очень рано. Бывали случаи, когда жениху было только 12 – 13 лет. Родители, предприняв намерение женить сына, советовались со своими родственниками и часто не говорили об этом жениху. Родители не спрашивали согласия своих детей на брак. Если родители невесты не желали отдавать свою дочь, то имели отговорку на молодость дочери. До свадьбы жених не должен был видеть невесту. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а к невесте – её гости. Когда время венчания приближалось, невесту одевали в самое лучшее платье, в это время девицы пели ей свадебные песни. В то же время жених в своём доме собирался с поезжанами.

“У жениха, при сборе поезда на девичник, пелась песня про соловьюшку, что во садочке рано вставал, хорошо распевал, доброе дело предсказывал. Затем начинались многозначительные разговоры – переговоры с будущими родственниками. Потом под правую руку вводили жениха. Шли разговоры – переговоры о красном товаре, куницах, лисицах, да красных девицах. Будущие виновники свадьбы отождествлялись с жеребятами, телятами, столь необходимыми в будущем хозяйстве. Согласие сопровождалось песенными повествованиями про садовую яблоньку, что в присаде стояла, про козушку белоногую, что по горке ходила. Серого волка дразнила, поддразнивала. Вплеталось в женско – девическое песенное сказание – раздумье о березничке листоватом, кустоватом, да то ли льне, да то ли рябинушке, то ли зимней только выпавшей пороше. Песенно метелилось, хороводилось, вытанцовывалось”. [1]
________________________________________________________________

1. (В. В. Шахов, Б.М. Шальнев, с. 102)

Катя: Девочки, а я знаю, что в Озёрках (в соседнем селе) на свадьбах до сих пор старинные песни поют.

Давайте споём одну из них.

Песня:

Во горенке, во новой стоял столик дубовой
Стоял столик дубовой, ножки точеные.
Ножки точеные, позолоченные.
Как за этим за столом всё бояре сидят.
Всё бояре сидят, они пьют и едят,
Они пьют и едят, разговор говорят.
Они пьют и едят, разговор говорят
Про Алёшину жену, про Еленушку красу.

Катя: Думаю, что после свадебного обряда уместно поговорить о Родинах и Крестинах.

Испокон веков в России (наш край не составил исключение) дети были желанными в каждой семье. Их появления на свет ждали с верой надеждой, любовью. День родин был праздничным, красным днем в семейном календаре и в царских палатах, и в княжеских хоромах, и в крестьянских избах. По древнему обычаю во имя благополучного появления младенца возжигались лампады, размыкались запоры, развязывались узлы, распахивались ворота и двери. Героем дня, наряду с роженицей, была умудрённая опытом, скорая и лёгкая на руку, привечальная бабка – повитуха, исполнявшая миссию особого значения: именно она принимала в тёплые ладони долгожданное дитя, новосёла, лёгким шлепком побуждала его к первому крику: “Я пришёл!” В старое время, местами и ныне, тщательно сохраняют “сорочку”, т. е. ту перепонку, в которой иногда рождаются дети. В России и других странах считают счастливыми детей, родившихся в сорочке. Поверье это основано на древнем представлении о пребывании в сорочке души или духа ангела – хранителя.

Повивальной бабке, как и счастливой родительнице, причитался подарок. Отца, окрылённого, как и всю родню сопереживавшую, ждал праздничный стол в честь новорожденного. Самым желанным был и остаётся, конечно, в каждой семье первенец – первый ребёнок, наделяющий родителей своих званиями матери (матушки) и отца (батюшки) – самыми главными, самыми дорогими для них званиями. Но и любой последующий ребёнок, а в семьях крепких было и по семь, и по десять и более детей, прибавлял света в дому.

В России празднование Родин существует издавна. В древней летописи такое празднование упоминается под 1196 г. (гости были в радости, в веселии и любви).

Дина: А я расскажу о крестинах. Крещение – было очередным престольным семейным праздником. По значению он был выше родин, т. к. означал одушевление дитяти, наделение его бессмертной душой. Красочный обряд совершался в церкви. На священнике светлая праздничная риза как символ духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит её, всех стоящих рядом с зажжёнными свечами. Окунание в купель с посеребрённой водой сопровождается особыми молитвами. На младенца надевали медный, серебряный или золотой крестик, который всю жизнь должен был оберегать его от злых сил и чёрных соблазнов. На крещаемого надевали белую крестильную рубашку. В это время пели очень красивый тропарь. А затем священник обращается к крёстным: “Принимайте своё чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом. Вы взяли на себя подвиг духовного родительства и за то, как понесёте вы его, держать вам ответ теперь перед Богом”.

За праздничным крестильным столом рядом с кровными родителями занимают места крёстные отец и мать. По обоюдному согласию они выбирались из родственников или из уважаемых, близких дому людей, бравших на себя ответственность за нравственное воспитание крестника или крестницы, обязательство помогать им в трудную минуту. В свою очередь крёстные отец и мать почитались за близких родственников, и за праздничным столом, в том числе свадебным, им отводилось место в красном углу. Крестины новорожденных назначались по православному календарю строго в определённые сроки, чаще всего на восьмой день. Если по состоянию здоровья ребёнка или матери этот срок был упущен, обряд совершался на сороковой день.

 

Ведущие: Часовые мчатся стрелки. Всем пора уже и в путь.

Мы запомним посиделки, где смогли так отдохнуть.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Закон стоит на страже природы

Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....

14 11 2019 12:45:41

Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"

Урок относится к теме " Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой " Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....

13 11 2019 9:22:39

Научно-проектная конференция по краеведению

В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах « Топонимика», « Военная история», « Культурология», « Православные святыни Всеволожской земли», « Экономика края»....

12 11 2019 21:50:15

Урок-игра "Умники и умницы"

Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры « Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....

11 11 2019 6:37:58

Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"

Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...

10 11 2019 3:42:28

Перспективные школьные технологии на уроках истории

Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....

09 11 2019 5:33:57

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

08 11 2019 17:55:12

Работа с исторической картой на уроках истории в 5-м классе

Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....

07 11 2019 21:50:15

Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...

06 11 2019 21:34:55

Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс

Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....

05 11 2019 15:49:32

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

Обобщающий урок по теме " Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

04 11 2019 3:26:17

Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"

Сценарий внеклассного мероприятия " С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....

03 11 2019 18:47:30

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

02 11 2019 8:42:20

«Откуда пошла и есть Зима…»

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы « Происхождение названия города», « Древние жители Приокской долины», « Легенды и предания», « Исторические источники», « Ямщик, лошадь и верстовой столб»....

01 11 2019 11:55:48

Проектная деятельность на уроках истории

При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

31 10 2019 10:13:30

Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...

30 10 2019 19:24:53

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

29 10 2019 18:10:48

Программа элективного курса "Герои России"

Элективный курс " Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...

28 10 2019 19:54:39

Познавательная игра "Мудрость народная в пословицах и поговорках"

Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...

27 10 2019 22:50:13

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

26 10 2019 20:32:53

Методическая разработка урока по теме «Город и люди» (из истории освоения г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа). 10-й класс

Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г. Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....

25 10 2019 7:39:19

Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс

Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...

24 10 2019 10:27:56

Первая мировая война. 9-й класс

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. Т С О повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....

23 10 2019 20:46:39

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

22 10 2019 1:20:35

Викторина по истории Кубани

Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

21 10 2019 19:43:38

Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

Урок-игра " Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы " Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...

20 10 2019 5:34:53

Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Урок " Русь в Х- ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям К С О, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....

19 10 2019 2:23:53

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....

18 10 2019 21:14:47

Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

17 10 2019 11:11:37

Интегрированный урок (английский язык + история) "Our native Land"

Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....

16 10 2019 12:54:59

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

15 10 2019 9:18:39

Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса

Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....

14 10 2019 14:41:56

Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю. Воронова, М. Дудина, А. Межирова, О. Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....

13 10 2019 12:33:43

Путешествие в Древнюю Финикию. 5-й класс

Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с З П Р, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....

12 10 2019 2:36:53

Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры « Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....

11 10 2019 14:27:37

Конституция Российской Федерации

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....

10 10 2019 4:39:11

История Республики Хакасии (программа 10–11-х классов общеобразовательной школы)

Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...

09 10 2019 1:44:24

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

08 10 2019 21:38:29

Культура России в первой половине ХIХ века

Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....

07 10 2019 16:11:31

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

06 10 2019 5:38:25

"Из одного металла льют медаль за бой. медаль за труд…"

Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....

05 10 2019 5:57:34

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

04 10 2019 19:37:15

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

03 10 2019 18:14:38

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

Интегрированный урок литературы и истории: « Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич « Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С. Алексиевич « Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....

02 10 2019 10:19:15

Проект "Московский край XVII века"

Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное пространство учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....

01 10 2019 7:50:32

Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.)

Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...

30 09 2019 20:59:11

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

Урок " Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХI Х века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1 Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

29 09 2019 20:12:46

Соседи восточных славян

Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты « Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

28 09 2019 3:57:24

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

27 09 2019 13:41:26

Урок по теме «Гроза двенадцатого года»

Устанавливаются причины, характер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный характер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....

26 09 2019 23:52:54

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в В О В. ...

25 09 2019 6:14:52

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

24 09 2019 18:54:30

Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между командами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....

23 09 2019 20:42:34

Создание единого Русского государства

Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....

22 09 2019 10:13:43

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

21 09 2019 12:28:34

Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....

20 09 2019 23:20:34

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

19 09 2019 0:13:36

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

18 09 2019 17:22:34

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

Урок по истории России в 11-м классе по программе А. А. Левандовского, на котором дается характеристика внешней политики С С С Р в предвоенные годы. Задачи урока: охарактеризовать подготовку Германии к войне с С С С Р; проанализировать степень готовности С С С Р к отпору врага; отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

17 09 2019 0:49:15

Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

Музей " Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

16 09 2019 8:48:58

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

15 09 2019 6:12:13

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

14 09 2019 2:50:58

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д. С. Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

13 09 2019 12:44:40

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

12 09 2019 23:15:43

Предания в курсе "История России VI–XVIII в."

Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....

11 09 2019 15:42:12

Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике. ...

10 09 2019 3:42:22

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

09 09 2019 15:43:26

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

08 09 2019 4:30:38

Методическая разработка «Формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности»

Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В. Колумба и русского поэта С. Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....

07 09 2019 15:32:28

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

06 09 2019 18:50:17

Использование различных методов и форм в изучении краеведения

Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...

05 09 2019 17:12:20

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

04 09 2019 19:17:10

Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени"

Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и характера восстания И. Болотникова. ...

03 09 2019 18:43:44

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является характеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

02 09 2019 8:42:50

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

01 09 2019 1:25:33

Урок — ролевая игра "Выборы президента"

Урок - ролевая игра " Выборы президента" раздела " Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

31 08 2019 2:33:16

Урок-практикум "Микены и Троя". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам....

30 08 2019 8:14:49

Внеклассное мероприятие по истории России "Да, были люди в наше время…" 8-й класс

Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....

29 08 2019 16:23:20

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

28 08 2019 6:56:42

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

27 08 2019 15:44:32

Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс

Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра « Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....

26 08 2019 18:31:35

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

25 08 2019 23:21:43

Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....

24 08 2019 23:10:26

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"

Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....

23 08 2019 16:28:58

Народное движение в середине XVII века

Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....

22 08 2019 12:31:24

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

21 08 2019 23:36:47

Урок-лекция по теме "Древний Рим"

Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....

20 08 2019 2:53:52

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме « Семья. Родственные связи»....

19 08 2019 21:37:15

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

Урок является частью курса " Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

18 08 2019 2:49:11

Обобщающий урок "Древняя Греция"

Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на практике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

17 08 2019 18:30:46

Цена Великой Победы…

Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

16 08 2019 5:19:17

Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....

15 08 2019 17:18:29

Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.)

Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....

14 08 2019 9:18:29

Россия в Первой мировой войне

Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

13 08 2019 17:52:48

Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии"

Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....

12 08 2019 16:28:19

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 08 2019 23:27:45

Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потребления"

Интегрированный урок по теме « Возникновение общества массового потребления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....

10 08 2019 17:33:39

Презентация: «Портфолио учителя истории»

Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

09 08 2019 13:29:16

За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории

Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...

08 08 2019 16:35:55

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

07 08 2019 17:23:26

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

06 08 2019 10:34:36

Интегрированный урок (история + литература + музыка) "Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение

Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....

05 08 2019 14:21:44

Искусство Древнего Египта. 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....

04 08 2019 23:40:52

Никита Сергеевич Хрущев: он "запустил" не только спутник и умел "сажать" не только кукурузу…

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « С С С Р в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи И К Т. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....

03 08 2019 9:27:45

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

02 08 2019 3:12:14

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде

В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....

01 08 2019 8:11:32

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

31 07 2019 1:47:55

Права ребенка: проблемы и перспективы

Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

30 07 2019 15:26:25

Наука и культура народов Казанской губернии первой половины XIX века

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....

29 07 2019 18:10:50

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

28 07 2019 16:45:14

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

27 07 2019 0:17:38

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

26 07 2019 13:47:49

"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории

Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...

25 07 2019 6:46:30

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

24 07 2019 2:16:48

План-конспект классного часа в 4-м классе

Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

23 07 2019 19:23:50

Проект программы по предмету "История русской культуры"

Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...

22 07 2019 21:41:52

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Урок истории " Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

21 07 2019 8:45:39

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

20 07 2019 6:27:56

Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...

19 07 2019 13:16:56

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

18 07 2019 9:51:41

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

17 07 2019 11:52:49

Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры " Дебаты"....

16 07 2019 1:30:36

Интегрированный урок "история + информатика" по теме "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....

15 07 2019 20:42:23

Древнейший Рим

При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

14 07 2019 6:48:29

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

13 07 2019 0:39:43

Урок по теме "Шаманизм как ранняя форма религии древних жителей Алтая"

Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....

12 07 2019 20:34:24

Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы

Игра " За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три команды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...

11 07 2019 16:52:59

Урок "Первые жители нашего края"

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению ( Ермолаева Л. К. и др. " Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....

10 07 2019 6:16:27

Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"

На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...

09 07 2019 4:45:33

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

08 07 2019 3:14:24

"Именем Святой Екатерины нареченные"

Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в М О У С О Ш № 65 г. Краснодара. ...

07 07 2019 18:38:17

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....

06 07 2019 13:40:37

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, О Б Ж; развитию спортивного азарта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

05 07 2019 2:33:20

Внеклассное мероприятие по формированию навыков толерантного общения и профилактике экстремизма

В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....

04 07 2019 8:46:58

Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре команды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....

03 07 2019 17:47:37

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

02 07 2019 9:39:12

Тесты по истории родного края

Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический характер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

01 07 2019 16:23:55

Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами Н Т Р; а также формируются знания о последствиях Н Т Р для людей – загрязнение среды и т.д....

30 06 2019 16:37:11

Уватский район

Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты- Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....

29 06 2019 1:47:46

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

28 06 2019 12:54:51

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

27 06 2019 19:42:29

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

26 06 2019 23:20:10

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

25 06 2019 12:24:34

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

24 06 2019 17:41:20

Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"

Данный урок завершает тему « С С С Р в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....

23 06 2019 16:28:58

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

22 06 2019 5:48:37

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....

21 06 2019 7:33:51

Рождение книги о Лодейном Поле

На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....

20 06 2019 4:18:29

Музейный урок "Армавир в годы Великой Отечественной войны"

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека. Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....

19 06 2019 5:21:16

Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"

Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....

18 06 2019 23:47:10

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.