Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"
(В рамках мероприятий, посвящённых объявленному в РФ, РБ 2015 году – Году литературы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
(для студентов I курса, обучающихся по специальности 050141 “Физическая культура”)
Технологическая карта урока – Приложение 1.
Цели: ознакомить с историей штурма рейхстага в Берлине, с освещением темы войны в литературе, искусстве, музыке; с содержанием дневника участника Великой Отечественной войны; научить работать с архивными документами, дополнительной литературой; развивать историческое, логическое, прострaнcтвенное мышление студентов; научить составлять учебно-исследовательские проекты; воспитывать чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества.
Межпредметные связи по учебным дисциплинам История Отечества; История и Культура Башкортостана; География мира; Русский язык; Литература. МХК. Психология.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование – презентация “Писатели и поэты ВОв”, “Дневник участника ВОв”, фрагменты кинохроник, видеоматериал “Парад Победы”.
Методы: слово учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение стихотворений, презентация поисково-исследовательских проектов, просмотр видеоматериала, викторина.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Лекция с элементами беседы.
- Краеведческий материал.
- Сообщения студентов и видеофрагменты “Берлинская операция”.
- Презентация поисково-исследовательских проектов “Дневник участника Великой Отечественной войны”.
- Минута молчания.
- “Парад Победы 1945 г.”. Просмотр видеоматериалов.
- История создания песни “День Победы”.
- Обобщение по уроку, подведение итогов.
- Инструкция к выполнению домашнего задания.
Ход урока
Оргмомент
Преподаватель литературы. Здравствуйте, дорогие друзья! В Российской Федерации и Республике Башкортостан 2015 год объявлен годом Литературы. Так же этот год – знаменательный для всех граждан нашей страны – в этом году мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Преподаватель истории. Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать, как проходила Берлинская операция, штурм рейхстага в Берлине; когда состоялся парад Победы.
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Мы узнаем, как тема Великой Отечественной войны освещалась в литературе, искусстве, музыке; познакомимся с содержанием дневника участника Великой Отечественной войны. Вы сможете углубить и расширить знания по истории и культуре родного края. Разрешите нам начать наш урок.
Лекция с элементами беседы
Преподаватель литературы. В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом.
Программа борьбы советского народа и государства была намечена в речи Сталина по радио 3 июля 1941 г. Сталин призвал народы Советского Союза подняться на отечественную освободительную войну против фашистских поработителей, перестроить всю работу на военный лад, всемерно помогать Красной Армии. Главным лозунгом советских людей стали слова Сталина: "Все для фронта, все для победы". Как вы думаете, в чем состояла основная задача советской литературы в период войны?
Студенты. Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.
Преподаватель литературы. Совершенно верно. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны. Какая тема стала ведущей в русской литературе того периода?
Студенты. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя “окопными поэтами” (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была “голосом героической души народа”.
Преподаватель литературы. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки.
Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали, порой не слишком заботясь о правдивости деталей, образы новых героев: Николая Гастелло, который обрушил свой подбитый самолет на колонну вражеских танков; юных партизан Зои Космодемьянской и Саши Чекалина, повешенных оккупантами; бойцов дивизии генерала И.В. Панфилова, ценой собственной жизни не пропустивших немецкие танки к Москве; Александра Матросова (реальное имя – Шакирьян Мухамедьянов, уроженец Учалинского района Республики Башкортостан), закрывшего своим телом амбразуру вражеского блиндажа. В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов, А.Т Твардовский, А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие другие.
Презентация “Писатели и поэты ВОв”.
На всю страну прогремела и стала символом времени песня "Священная война" (слова В.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова). С историей создания песни “Священная война” вас познакомят ваши друзья.
История написания песни “Священная война” – Приложение 2.
Песня “Священная война” (аудиозапись).
Преподаватель литературы. Литература о войне началась 22 июня 1941 г. с обращений известных писателей к народу, с публицистических статей, со стихов. То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941–1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, трaнcлировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались во фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи помогали преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, cмepть, голод, разруху, они учили воевать. Каких авторов Вы знаете?
Студенты. Давид Самойлов, Константин Симонов, Борис Слуцкий, Семен Гудзенко, Юлия Друнина, Александр Твардовский, Муса Джалиль, Алексей Сурков, Михаил Исаковский. Их стихотворения помогали не только воевать, но и жить.
Творческая история стихотворения К.Симонова – Приложение 3.
Чтение стихотворения К.Симонова “Жди меня…” – Приложение 4.
Преподаватель литературы. В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства. С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.
Студент. В войну к Эренбургу пришел недоучившийся студент-ифлиец, 20-летний солдат, Эренбург дал проницательную провидческую хаpaктеристику стихам Семена Гудзенко: “Эта поэзия – изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с фронта… Его поэзия мне кажется поэзией-провозвестником”. Вот одно из стихотворений С. Гудзенко – “Перед атакой”, так поразивших Эренбурга:
Чтение стихотворения С. Гудзенко “Перед атакой” (Приложение 5).
Преподаватель литературы. И в прозе, и в поэзии первых военных лет была наибольшая правда, очищенная от всякой идеологической шелухи. Умение вовремя сказать нужное слово, сказать так, чтобы подействовать на умы, волю и сердца читателей, сделало литературу огромной духовной силой в жизни народа, помогло выстоять в войне. Писатели не всё тогда знали, не всё понимали в обрушившимся на страну хаосе горя и доблести, мужества и бедствий, жестоких приказов и безграничной самоотверженности, малой частицей которого они были сами, но их взаимоотношения с правдой, как они ее видели и понимали, не были, как в предыдущие годы столь осложнены внешними обстоятельствами, тупыми государственными рекомендациями и запретами.
Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны. Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых заданий. Есть ещё одна мера – его "нравственные установления", составляющие основу хаpaктера, двигательные стимулы.
Краеведческий материал
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Беспримерное мужество и силу духа показали всему миру в годы войны и советские художники. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки “Великая Отечественная война”, “Героический фронт и тыл” (слайд).
Первое место в графике военных лет занимал плакат. Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, взывал к защите Родины (“Родина-мать зовет!” И. Тоидзе, “Воин Красной Армии, спаси!” В. Корецкий). После перелома, на втором этапе войны, меняется и настроение плаката (“Дойдем до Берлина!” Л. Голованов). Его герой очень похож на В. Теркина из поэмы А.Твардовского. Весь мир обошла карикатура Кукрыниксов “Потеряла я колечко..” на разгром немцев под Сталинградом (слайд).
В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны художники писали по живым впечатлениям. Развивается портрет, потому что живописцы были потрясены мужеством, силой духа наших людей. Позже появились парадные, торжественные изображения (“Маршал Жуков”. П. Корин). Развивается бытовой и пейзажный жанры (“Фашист пролетел”, “Жатва” А. Пластов, “Оборона Севастополя” А. Дейнека). В картинах художников главным было не достоверность исторических деталей, а раскрытие духовной сущности героя, его целеустремленности, не ведающей преград на пути к победе. Такими были и сами художники.
Сегодня хотелось бы вспомнить и об истории Картинной галереи села Воскресенское Мелеузовского района Республики Башкортостан.
История Картинной галереи села Воскресенское Мелеузовского района Республики Башкортостан – Приложение 6.
Сообщения студентов и видеофрагменты “Берлинская операция”.
Преподаватель истории. Великая Отечественная война длилась долгих 4 года. Завершающим этапом её стала знаменитая на весь мир Берлинская операция. Как она проходила – об этом расскажут наши студенты.
Студент. Штурм берлинских рубежей начался утром 16 апреля 1945 года силами 1-го Белорусского фронта (Г.К.Жуков), 1-го Украинского фронта (И.С. Конев) и 2-го Белорусского фронта (К.К.Рокоссовский). Советские войска пробили оборону немцев стали продвигаться на Запад. Советские войска имели подавляющее преимущество: 1,5 раза в пехоте, 2,5 раза в танках и САУ, 3 раза в авиации. Вокруг Берлина было сооружено три пояса обороны, а сам город разбит на 9 секторов с самым укрепленным в центре – с рейхстагом и зданием МВД. Каждый метр земли давался ценой человеческих жизней – немцы стояли наcмepть.
Отрывок видеохроники “Штурм Берлина”
Студент. Гитлер был на грани безумия, и, предвидя скорый конец, решил списать все неудачи на народ, а самое главное – любыми силами хоть на минуту задержать наступление советских армий. Немецкое комaндование шло на все, чтобы задержать продвижение советских войск – затоплено Берлинское метро, в бой шли подростки и старики. Все, кто покидал позиции или отступал, даже в тактических соображениях, подлежали расстрелу. По укрепленным зданиям прямой наводкой била тяжелая артиллерия – а мирному населению запрещалось покидать осажденный город. Не раз советские солдаты своими телами закрывали мирных жителей – женщин, стариков, детей и выводили их из-под огня.
В результате ожесточенных боев 25 апреля Берлин был окружен, а советские войска на Эльбе встретились с американцами. В городе начались ожесточенные бои. Все комaндование вермахта и страны находилось в это время в бункере Гитлера за зданием рейхсканцеллярии. Гитлер считал, что если Германия проиграла войну, то должна погибнуть.
Фрагмент х\ф “Бункер”
Студент. 2 мая пал последний очаг сопротивления – площадь Тиргартен и Рейхстаг. Сначала бойцы капитана И.А.Неустроева, а затем и сержанты М.А.Егоров и М.В.Кантария водрузили на крыше рейхстага красное Знамя Победы.
Накануне, 30 апреля, Гитлер и Геббельс покончили жизнь самоубийством. Большинство из гитлеровских подчиненных попытались скрыться в суматохе боев, некоторые были задержаны или уничтожены. Начались переговоры о заключении мира. Советское комaндование рассматривало только вариант полной и безоговорочной капитуляции всех немецких частей. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945, а с учетом разницы времени – утром 9 мая. Так закончилось самое крупное и самое важное сражение Великой Отечественной войны, ставшее ее финалом и уничтожившее нацистский режим.
Студент. Приведем некоторые интересные факты о Берлинской операции. Берлинская операция занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в сражении принимало участие около 3,5 миллионов человек, 52 тысячи орудий и миномётов, 7750 танков и 11 тысяч самолётов.
В ходе наступления воинам 1-го гвардейского кавалерийского корпуса под комaндованием генерал-лейтенанта Бapaнова В. К. удалось разыскать и захватить крупнейший племенной конный завод, угнанный немцами с Северного Кавказа в 1942 году.
В продовольственный паёк, выдаваемый жителям Берлина по окончании боевых действий, кроме основных продуктов питания входил натуральный кофе, доставленный специальным поездом из СССР.
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Знамя Победы – наверное, самый главный символ долгожданной, такой трудной и мучительной Победы. Многочисленные факты водружения знамени над повергнутым рейхстагом обрастали легендами. Но как было на самом деле?
Еще в середине апреля 1945 года было изготовлено 9 флагов (по количеству дивизий, входивших в состав 3-ей Ударной армии) для групп, штурмовавших Рейхстаг. Флаги шили из красного сатина. Эмблемы (звезда, серп и молот) в левом верхнем углу рисовали от руки или копировали трафаретом. В ночь на 23 апреля – чуть ли не за неделю до штурма рейхстага – флаги были вручены от имени Военного совета армии представителям стрелковых дивизий. Кроме того, в каждой части стали изготовлять свои флаги. Водрузить Знамя Победы хотели если не все, то многие.
Представители СМИ, прибывшие в рейхстаг 1 мая, получили информацию, что Победное Знамя над рейхстагом было установлено в “14 часов 25 минут 30 апреля”. Корреспонденты требовали имен первых знаменосцев. Звучал вопрос за вопросом. Отвечать на них никто не собирался. Только 8 мая 1946 года “за воодружение Знамени Победы в Берлине над Рейхстагом” были удостоены звания “Героя Советского Союза” комaндиры стрелковых батальонов В.Давыдов, С. Неустроев, В.Самсонов, а также сержант М.Егоров и младший сержант М.Кантария. Но герои штурма не потеряли надежды восстановить реальную картину взятия рейхстага. Было проведено много исследований, научно-пpaктических конференций. Пришли к выводу: первенство воодружения Знамени на рейхстаг принадлежит штурмовой группе капитана Макова. Кто же они – группа капитана Макова? Давайте, об этом послушаем учебно-исследовательский проект студентов.
Презентация поисково-исследовательского проекта “Группа капитана Макова”.
Презентация поисково-исследовательских проектов “Дневник участника Великой Отечественной войны”
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Все, что суждено было испытать советскому народу в лихую годину, испытал и Башкортостан. Доблестные ее сыны и дочери прославили себя и свою страну на всех фронтах, в партизанских соединениях и в тылу. Многие из них отдали свои жизни ради свободы нашей страны. А те, кто остался в живых, завершили свои военные дороги в Берлине и Будапеште, в Вене и Бухаресте, вернулись в родные края и принялись за воплощение в жизнь оставленной на время работы, прерванной учебы. Среди них – сельский учитель Гафаров Газиз Кутлугужевич. Молодость, закалившаяся в огне сражений, жизненный и боевой опыт, приобретенный в полях войны, знание педагогики и психологии, уроки преданности родной Отчизне – все это дало ему тот материал, который хватило ему на всю жизнь и вылился в дневник “Боевой путь. 1941-1945 гг…” (Слайд)
Фрагменты из “Дневника участника Великой Отечественной войны” - Приложение 7.
Минута молчания.
Преподаватель истории. Поистине, годы войны были годами тревог и потерь. Вся страна мобилизовала свои силы. Заводы были перевезены на восток, ученые, деятели искусства продолжали творить во благо Родине. Женщины и дети приближали Победу у станков на заводах, воины приносили в жертву стране свои жизни, совершая героические подвиги, демонстрируя мужество и стойкость. Их подвиг достоин нашего уважения и почести. Объявляется минута молчания. Всем встать!
Видеоролик “Минута молчания”.
Парад победы 24 июня 1945 года. Просмотр видеоматериалов.
Преподаватель истории. Тяжелую жертву принес советский народ на алтарь Победы. Поэтому и размах победоносного парада, который состоялся 24 июня 1945 года стал самым ярким и значимым событием в истории СССР.
Студент. Решение о проведении парада победителей было принято И.В. Сталиным вскоре после Дня Победы — 15 мая 1945 г. “Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск…” - заявил Сталин. Для участия в парадах личный состав отбирался с особой тщательностью. Первыми кандидатами становились те, кто проявил в боях мужество и героизм, храбрость и воинское мастерство. Немаловажное значение имел и рост.
Студент. Так, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 г. указывалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст — не старше 30 лет.Для принимающего парад и комaндующего парадом заблаговременно подобрали коней: маршалу Г.К. Жукову — белого светло-серой масти терской породы по кличке “Кумир”, маршалу К.К. Рокоссовскому — вороного кpaковой масти по кличке “Полюс”.Гигантский оркестр численностью 1400 музыкантов сопровождал движение войск.
Просмотр видеоролика.
Студент. Интересный факт. В конце войны медалью “За боевые заслуги” была награждена собака по кличке Джульбарс. Это был единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. Джульбарс участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги и соборов Вены. В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе. Так комaндир батальона разминирования майор Александр Maзoвер строевым шагом пронёс боевого пса мимо трибуны с Верховным Главнокомaндующим. Джульбарс впоследствии сделал карьеру и в кино, он снялся в фильме “Белый Клык”.
Преподаватель истории. Парад Победы продемонстрировал миру славу и силу русского оружия, несгибаемость нашего народа. Тема Победы будет долгие годы вдохновлять поэтов. А как же родилась песня “День Победы”?
История создания песни “День Победы”.
Преподаватель литературы. В одном из выступлений А. Твардовский заметил, что действительность, даже героическая действительность, нуждается в подтверждении и закреплении искусством, без этого “она как бы еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей. То же самое можно сказать о литературе, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941-1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознании самых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивого слова”.
Наряду с главным символом Победы – знаменем – в сознании нашего народа символом победы является знаменитая песня, которая ежегодно наполняет наши сердца гордостью и ликованием. Эту песню – “День Победы” – любят все — и стар и млад.
История создания песни “День Победы” - Приложение 8.
Песня “День Победы” (аудиозапись).
Обобщение по уроку, подведение итогов.
Преподаватель истории. Сегодня мы еще раз убедились, какой особой силой и стойкостью обладает наш народ. И мы имеем счастье причислить себя к народу-победителю. Это, несомненно, обязывает нас соответствовать великому званию – россиянин. И сегодня, в обстановке внешнеполитической нестабильности, нам вновь требуются такие качества, как мужество, патриотизм, самопожертвование во благо нашей Родины. Эти национальные черты живут в нас до тех пор, пока мы бережно храним память о подвиге нашего народа.
Преподаватель литературы. Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. "В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.
Инструкция к выполнению домашнего задания
Преподаватель МХК и культуры Башкортостана. Мы предлагаем вам, дорогие студенты, стать летописцами народной памяти. В нашем колледже мы организуем “Доску Памяти”. Ваше домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение, эссэ, литературные размышления на тему “История моей семьи в годы Великой Отечественной войны”. Это может быть и портрет вашего дедушки, бабушки, других родственников с сообщением ярких фактов их биографии в тот период, фотографии из семейного альбома, презентации. В дальнейшем ваши работы будут объединены в единый альманах, который будет пополняться новыми поколениями студентов.
А сегодняшнее наше занятие подошло к концу. Спасибо за урок. До свидания.
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
18 03 2024 22:54:58
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
17 03 2024 15:35:21
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
16 03 2024 16:35:54
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
15 03 2024 13:39:45
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
14 03 2024 22:51:54
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
13 03 2024 2:39:47
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
12 03 2024 4:42:41
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
11 03 2024 12:43:24
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
10 03 2024 5:57:44
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 03 2024 17:19:39
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
08 03 2024 7:14:34
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
07 03 2024 5:37:36
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
06 03 2024 1:16:40
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
05 03 2024 4:46:14
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
04 03 2024 1:16:46
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
03 03 2024 10:38:57
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
02 03 2024 10:34:16
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
01 03 2024 14:49:32
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
29 02 2024 16:51:19
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...
28 02 2024 11:44:54
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
27 02 2024 17:43:17
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
26 02 2024 9:46:26
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
25 02 2024 9:56:27
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
24 02 2024 21:26:25
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
23 02 2024 14:13:21
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
22 02 2024 4:20:27
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
21 02 2024 19:58:17
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
20 02 2024 13:56:41
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
19 02 2024 15:52:30
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
18 02 2024 20:37:17
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...
17 02 2024 12:12:12
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
16 02 2024 23:51:23
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
15 02 2024 6:17:33
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
14 02 2024 2:16:38
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
13 02 2024 15:45:42
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
12 02 2024 8:52:44
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
11 02 2024 13:32:26
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
10 02 2024 23:51:49
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
09 02 2024 18:49:55
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
08 02 2024 10:12:36
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
07 02 2024 6:50:27
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
06 02 2024 5:38:26
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...
05 02 2024 16:20:45
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
04 02 2024 19:21:15
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
03 02 2024 22:25:18
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
02 02 2024 20:14:47
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
01 02 2024 10:26:59
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором. ...
31 01 2024 16:52:27
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
30 01 2024 2:49:45
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
29 01 2024 15:14:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::