Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)
Цель: изучить перемены, происходившие в жизни населения XVI–XVII вв. Русского государства, на примере русской женщины.
Задачи:
- проследить изменения, произошедшие в мировоззрении русского человека в переходную эпоху,
- рассмотреть организацию быта русского горожанина и крестьянина;
- определить изменения, происходившие в жизни русской женщины на рубеже Нового времени, на примере Софьи Алексеевны и Н.К. Нарышкиной,
- выяснить, как социальный статус семьи влиял на судьбу русской женщины XVI – XVII вв.
Оборудование: изображения деревенской избы, боярских палат, русского города и деревни XVI – XVII вв., Элементов народных костюмов, костюмы боярыни и крестьянки, утварь, посуда, прялка, коромысло.
Ход урока
Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания: словарный диктант.
- Сторонники протопопа Аввакума, выступавшие против реформы церкви (старообрядцы),
- Глава украинского казачьего войска в XVI – XVII вв. (гетман),
- Ранний примитивный жанр портрета в России (парсуна),
- Временное правление одного или нескольких лиц, при малолетстве, болезни монарха (регентство),
- Стиль русской архитектуры рубежа XVII – XVIII вв., для которого хаpaктерно широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрической композиции.
После выполнения задания, учащиеся обмениваются заданиями и осуществляют взаимопроверку и оценивание, сверяясь с написанием на доске.
Переход к изучению нового материала
Учитель предлагает школьникам определить тему урока, разгадав ребусы:
Ответ: Парча
Ответ: Боярыня
Ответ: Горница
На основе ответов ученики формулируют тему урока. Учитель формулирует цель урока.
Учитель: Русское общество XVI – XVII вв. оказалось на сложном пути трaнcформации мировоззрения. Если прежде, доминирующей идеей было религиозное сознание, то теперь ему на смену приходит новое мышление. В чем же были их основные различия. На главных событиях в жизни человека эпохи средневековья лежал отпечаток христианства: бpaк, рождение, cмepть, к каждому из этих событий были привязаны различные обязательные обряды. Христианство было основой “осью” эпохи средневековья. И это оказывало, как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь человека. С одной стороны, христианство давало человеку веру в бесcмepтие души. Причем достигнуть этого можно было лишь праведной жизнью, что ограничивало своеволие и безнравственность, способствовало формированию идеи человеколюбия и милосердия. Но с другой стороны, религия сковывала инициативу, творческую и трудовую активность. Любые взгляды, выходившие за рамки религиозных догматов, запрещались, что серьезно тормозило развитие науки, а значит и движение вперед.
Главная ценностью новой культуры стала свободная, автономная, независимая личность, эта личность способна формировать цивилизацию нового типа, важнейшими чертами такой цивилизации становится постоянный научный поиск, который дает толчок к новым научным открытиям.
И вот эти, казалось бы, разнородные черты сочетались и в русском человеке рубежа XVI – XVII вв., сохраняя прежнюю религиозность, почитание традициям, он стремился новому восприятию мира, через светскую культуру, науку, активность. Одним из ярких примеров, такого нового человека стал А.Л. Ордин-Нащокин. Дается домашнее задание прочитать параграф 30 и ответить на вопрос, какие идеи А.Л. Ордин-Нащокина можно считать передовыми.
Учитель: Мир человека, определенной территории, эпохи легче всего представить, на примере конкретного человека. Вот и давайте совершим такое путешествие. А сопровождать нас будут две русские красавицы: представительница боярского рода и из крестьянской семьи.
Звучит песня “Горница” в исполнении Пелагeи, под которую входят две дeвyшки в русских народных костюмах с подносами с обедом и накрывают столы, заранее приготовленные.
Учитель: Здравствуйте дeвицы красные.
Дeвyшки: И Вам здоровья гости дорогие.
Учитель: А не познакомите ли Вы нас со своей горницей, да не расскажите ли о заботах, да радостях?
Дeвyшки: Отчего же не показать, да не рассказать.
Боярыня подходит к доске с иллюстрацией боярских палат и рассказывает о ее устройстве, обстановке и изменениях, которые происходят к началу XVII в., связанные с появлением иноземного влияния. “Дворец крупного вельможи мог представлять из себя небольшой городок. Здесь располагались парадные комнаты, личные покои главы семьи, а также всех ее члeнов, служебные помещения и несколько церквей. Такие дворцы строились из камня, что должно было защитить от пожаров. А для особой роскоши стены обивали тканью, сукном и украшали картинами и парсунами. В женской светлице обязательно было зеркало. В комнатах было много деревянной мебели отечественной и заграничной: стулья, шкафы, часы. Однако, такие новшества были доступны, только наиболее состоятельным людям. Большинство же бояр и дворян, особенно в глубинке жило в относительно небольших домах, которые зачастую оставались деревянными”.
Крестьянка: “Наш быт совсем простой. У меня отдельной комнаты нет, ибо вся семья живет в избе, состоящей из одной жилой комнаты, которая отапливается печкой, путем окуривания. Изба строилась из дерева, да и внутреннее убранство было также деревянным и состояло из простых лавок, стола. Спальным местом могли служить, как лавки, так и печь, на которую в холодную погоду взбирались от мала до велика. Избу дополняют хозяйственные постройки, где содержали скот и инвентарь”.
Учитель: Вот спасибо, все подробно рассказали. А теперь ребята, давайте обратимся к костюму наших дeвyшек. Можете ли Вы описать их? Какие элементы народного костюма, представленного здесь Вы знаете? (рубаха, сарафан, сапоги, лента, платок).
Давайте познакомимся с одним историческим источником, который описывает наряд русской дeвyшки XVII в. Найдите в нем наименование элементов костюма?. Попытайтесь объяснить как оно выглядело? Писатель Иван Иванович Лажечников, автор романов из русской старины, так представлял читателю праздничный наряд барышни XVII века: “Вот статная красивая дeвyшка из Торжка, с жемчужным венцом, наподобие отсечённой сахарной головы; он слегка прикрыт платком из тончайшей кисеи, которого концы, повязав шею, прячутся на гpyди. На лоб спускаются, как три виноградные кисти, ряски из крупного жемчуга, переливающего свою млечно-розовую белизну по каштановым волосам, слегка обрисованным; искусно заплетённая коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли, Ловко накинула дeвyшка на плечи свой парчовый полушубок, от которого левый рукав по туместной Праздничная одежда. Центр России. Начало XX века. Рубаха-“рукава” составная, с длинными широкими рукавами, собранными у кисти, из тонкой льняной ткани и батиста, украшена вышивкой белыми нитями тамбурным швом, “решётками”, настилом, по краю рукавов пришита кружевная оборка. Сарафан косоклинный, распашной, украшен золотным зубчатым галуном из рубчатой узорной шёлковой ткани русской фабричной работы второй половины XVIII века. Платок кисейный, с вышивкой золотными и серебряными нитями, украшен розовым зубчатым кружевом моде висит небрежно; из-под него выказывается круглое зеркальце, неотъемлемая принадлежность новоторжской красоты. Богатая ферязь её как жар горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом...”. (Проходит обсуждение, с разъяснениями по иллюстрациям).
А какие еще названия русской народной одежды Вы знаете? (Могут быть названы: кафтан, зипун, шуба, телогрея, кокошник, передник, кичка, венец и т.д.).
Крестьянка: А кто знает, что такое “канитель”? Ныне под словом “канитель” мы подразумеваем что-то хлопотливое, утомительное. В старину канитель - особым образом приготовленная швейная нить. На тонкую шёлковую нить накручивали спиралью золотую или серебряную тончайшую проволочку. Навивать золото на шёлк - занятие очень непростое, отсюда и родилось выражение - канительное дело, т.е. нелёгкое, кропотливое
Учитель: Найдите ошибку, которую допустили наши красавицы в своем костюме (Одна из дeвyшек обута в резиновые калоши).
Боярыня: Молодцы, многое знаете о нарядах русской старины. Но не утомил ли Вас наш рассказ, может быть, стоит передохнуть и сделать зарядку.
Боярыня: Ну, что де, а теперь самое время пригласить Вас за стол. Происходит знакомство с мясными блюдами русской кухни. Причем дeвyшка отмечает, что боярские столы могли отличаться особой изысканностью, представляя такие блюда, как зайцы в рассоле, лебедь медвянной, журавли под зварном с шафраном, спинка осетровая, лососина с чесноком, белужина, икра и т. д.
Учитель предлагает сравнить стол боярский и крестьянский по хаpaктеру меню (должны быть отмечено богатство и разнообразие блюда на боярском столе, наличие мяса и рыбы, скудность крестьянского стола, представленного кашей, хлебом, пирогами), используемой утвари. Делаются выводы.
Крестьянка: Не стоит сожалеть друзья о бедности стола. Зато жизнь моя куда более разнообразная в занятиях, труде и развлечениях. Я не сижу запертой в своей светлице, провожу время на свежем воздухе, тружусь в поле, по дому. Могу испечь хлеб, соткать ткань, сшить одежду, занимаюсь вышивкой, прядением. И кстати, хотелось бы Вам загадать загадку: “сидят две галочки, на палочке”, что это? Да это верные спутники мои: ведра и коромысло. А Вы, кстати, знаете, когда оно появилось? (в XVI в.).
А в праздники полно игр, веселых танцев, забав. Зимой гадания и колядки:
Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек, Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки –
Разобью окошки.
Не подашь пирога –
Корову за рога.
А потом и масленица с блинами, да катаниями, хороводами, да гуляниями, состязаньем и призывом весны – ожиданием природы пробужденья:
Прошла Масленица,
Наступил Великий пост.
Свою беленькую кофточку
Повесил на гвоздь.
А там уже и летние гулянья.
Боярыня: В этом ты права гoлyбушка. Моя судьба – жить взаперти. Мне не дозволено ездить в гости, ходить в церковь, даже просто выйти из дома без ведома отца, а потом мужа. Удел мой “теремной образ жизни”. Даже супруга мне выберет батюшка. Но скоро все изменится. Вот уже даже царицы наши преодолевают обычаи “Домостроя”.
Учитель: Ребята, а что такое “Домострой” (Сборник правил и советов по организации жизни и поведения человека XVI – XVII вв.)? О каких царицах нам сказала боярыня (Софья Алексеевна, Наталья Кирилловна Нарышкина)? Делаются короткие сообщения о нововведениях, которые внесли эти правительницы.
Учитель: Мы выяснили, что жизнь этих двух дeвyшек была непохожей, по условиям быта, роду занятий, одежде и даже питанию, но, как Вы думаете, что в домашней жизни могло их объединять (забота о семье и воспитание детей)?
Звучит русская народная колыбельная “Ой, люли”. Дeвyшки садятся за вышивку и прялку.
Учитель: Оставим наших спутниц и попробуем подвести итоги урока.
- Что нового Вы узнали сегодня?
- Можно ли сказать, положение дeвyшки из боярской и крестьянской семьи было схожим? В чем?
- В чем проявилось различие их положения?
- Почему их роль общественной жизни была столь различной? (Акцентировать внимание на социальном статусе семьи, как определяющем факторе положения женщины в обществе).
- Можем ли мы говорить, что положение женщины в обществе менялось?
Учитель: Подводя итог, мы можем сказать, что на рубеже XVI–XVII вв. жизнь русского человека вступала в новую эпоху, когда на смену религиозной замкнутости, приходил активный поиск себя, своего места в жизни. Особенно заметно это было для русской женщины, которая из теремного затворничества выходила в общественную и государственную жизнь. Именно эта эпоха создала условия для появления в России плеяды великих императриц XVIII столетия.
Список использованной литературы
Учебник
- Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосов И.В. История России XVI – конец XVII вв. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016.
Литература
- Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад? – М.: Феникс, 1996. – 575 с.
- Русские одежды XVII века // narjad.narod.ru›books/russkaya_odejda/4_russkaya_...
- Судаков Г. В. Старинная женская одежда и её наименования // “Русская речь” - 1991. - №1. - С. 110-116.
- Шангина И.И. Русские дeвyшки. – СПб.: Азбука-классик, 2008. – 352 с.
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
18 03 2024 2:35:20
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
17 03 2024 20:40:25
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
16 03 2024 12:46:42
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
15 03 2024 20:17:26
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
14 03 2024 18:13:59
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
13 03 2024 15:24:22
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
12 03 2024 18:48:49
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
11 03 2024 20:19:58
На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
10 03 2024 22:13:46
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
09 03 2024 17:44:56
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
08 03 2024 1:54:41
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
07 03 2024 16:45:22
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
06 03 2024 2:44:49
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
05 03 2024 19:13:25
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
04 03 2024 10:36:12
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
03 03 2024 15:22:23
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
02 03 2024 1:51:27
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
01 03 2024 8:19:31
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
29 02 2024 8:52:23
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
28 02 2024 8:32:30
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
27 02 2024 10:59:20
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
26 02 2024 9:32:17
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
25 02 2024 22:28:21
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
24 02 2024 15:55:16
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
23 02 2024 21:38:29
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
22 02 2024 7:49:34
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
21 02 2024 14:55:16
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
20 02 2024 1:46:31
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
19 02 2024 20:44:14
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...
18 02 2024 17:46:29
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
17 02 2024 14:19:26
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
16 02 2024 11:27:31
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
15 02 2024 11:57:54
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
14 02 2024 21:25:13
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
13 02 2024 19:22:52
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
12 02 2024 7:30:34
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
11 02 2024 3:50:11
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
10 02 2024 12:23:30
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
09 02 2024 18:56:21
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
08 02 2024 17:31:42
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
07 02 2024 1:48:21
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
06 02 2024 21:49:41
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
05 02 2024 22:57:43
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
04 02 2024 4:49:18
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
03 02 2024 21:27:19
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
02 02 2024 21:11:14
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
01 02 2024 7:17:59
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
31 01 2024 15:47:55
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
30 01 2024 21:30:46
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
29 01 2024 17:13:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::