Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»
Предлагается урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности» в групповой форме с использованием личностно-ориентированного метода организации урока.
Цели и задачи:
- Личностные: формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками. Развитие сотрудничества, чувства товарищества, взаимопомощи при работе в группах. Умение увидеть проблему, поставить цели и найти способы их решения. Понимание, что успех группы зависит и от его работы. Умение сформировать и, главное защитить свою точку зрения, воспитание интереса к истории как к науке.
- Предметные: проверить и закрепить у учащихся знание особенностей географического положения, природы, занятиями ее жителей, культуры, религиозных верований каждого из древних государств междуречья. Познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его.
- Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу. Определять последовательность действий при решении поставленной задачи. Научить детей взаимодействовать в группе, а так же не боятся обращаться за помощью к учителю. Научить правильно распределять обязанности между члeнами группы и нести ответственность за представление полученного результата (защита стенд. доклада).
Ход урока
1. Организационный этап.
Заранее в классе были сдвинуты парты таким образом: с одной стороны класса в единый большой стол (5 парт вместе), чтобы к столу был подход со всех сторон. С другой стороны 5 рабочих мест (по 2 парты вместе).
Так же заранее был распечатан следующий материал: фрагменты карт с выделенными границами древних царств, картинки примерно 30-40 шт. (например: статуя Хаммурапи, клинопись на камне, Финикийские стекл. сосуды, ворота богини Иштар, Финикийский корабль, библиотека Ашурбанипала, храм Яхвы и др. Все то, что хаpaктеризует одно из изученных царств). В виде полосок с текстами печатаем виды занятий жителей, различные утверждения о жизни в каком либо царстве, отрывки из мифов, библейских сказаний (например: «разводили овец и коз», «если раб оскорблял свободного человека – ему отрезали ухо», «растили виноградники, делали вино», «этот город называли «логовищем львов»» и др.
Все это «вперемешку» разложено на большом столе - место раскопок. На пяти отдельных столах по листу формата А3, клей и 2 фломастера.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.
- Мы, конечно, знаем, что есть историки-археологи, которые сами участвуют в раскопках и есть историки-ученые, которые анализируют, исследуют все то, что нашли археологи и определяют какому периоду, какому народу принадлежали те или иные найденные артефакты.
- Работа и тех и других по-своему интересна и ответственна. Но требует проявления немного разных способностей. Как вы думаете, каким должен быть археолог?
(Варианты ответов детей: аккуратным, внимательным, трудолюбивым….)
- А каким должен быть историк-ученый?
(Варианты ответов детей: умным, начитанным, внимательным…)
- Тогда я предлагаю вам подумать в роли кого вы хотели бы побыть сегодня на нашем уроке и разделиться на две группы.
Учитель, зная способности детей, помогает детям сделать правильный выбор. Я старалась поделить по принципу: ученые – усидчивые, археологи – энергичные. Дети делятся на 2 группы.
- А теперь давайте вспомним, какую территорию мы называем «двуречье»? А какие Древние царства находившиеся там мы изучали?
Дети по очереди называют все пять царств: Вавилон, Финикию, Древнееврейское ц-во, Ассирийскую державу, Персидскую державу.
- Так как для глубокого изучения истории требуется много знаний; знание древних языков – чтобы читать письменные исторические источники, знания различных религиозных верований – чтобы понимать обряды и традиции наших предков и другие знания. Один ученый не может хорошо разбираться во всех периодах, этносах… Поэтому каждый ученый выбирает одно направление в истории, один этнос или определенный временной период в истории. Вот и комaнде ученых я предлагаю выбрать, какое царство они хотят изучать.
Дети (группа ученых) делятся по 2-3 человека садятся за стол и пишут на листе название выбранного царства.
- Археологи же не всегда могут точно определить возраст находки и даже ее подлинность. Поэтому археологи тоже выберут царство, о котором они знают больше других, но работать они будут не за столом, а на месте раскопок (учитель указывает на большой стол с кучей вырезок).
- Задача наших археологов: раскопать артефакт подходящий его царству и доставить его ученым на исследование.
- Задача наших ученых: изучить, исследовать артефакт и, если он действительно подходит выбранному царству – наклеить его на лист. Ученые представляют работу группы, т.е готовят по полученному плакату рассказ о выбранном царстве.
- Общая задача каждой группы: собрать, как можно больше информации (артефактов) о вашем царстве, логично выстроить информацию на листе, т.е. создать «стендовый доклад», и, главное, суметь защитить его. Так, как, например, ученые защищают свои диссертации.
- Т.к. слушать защиту каждой группы будут остальные группы – то оценивать ваших коллег придется вам самим.
«Археологи» рассматривают картинки, читают надписи, носят вырезки «ученым» (не всегда правильно). Ученые определяют, что клеить, в каком лучше порядке расположить, иногда что-то подписывают или просто оформляют с помощью фломастеров. Не подходящий материал могут передавать «коллегам ученым». Учитель может наводящими вопросами подсказать археологам определиться. Ученым помочь выстроить логическую цепочку из найденного материала. Затем, как материал «на раскопках» разобран – археологи садятся вместе с учеными и помогают подготовить рассказ о своем царстве. Показывая стендовый доклад, дети рассказывают о географическом положении, климате, природе, занятиях населения, ремеслах, о том с кем и чем обменивались (торговали), что растили и делали сами, во что верили, какая была письменность, какие законы. Сами пытаются оценить правильность выбранной информации, оформление и способность презентовать (рассказать) доклады.
Использование групповой формы обучения вносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, что способствует развитию отношений между учителем и учащимися, между учениками, объединенными общей целью.
Групповая работа развивает способность смотреть на себя, на свою деятельность со стороны. Правильно организованная работа в группах развивает творческое мышление, повышает самооценку и самоуважение.
Работа ученика в группе развивает интерес к изучаемому и пройденному материалу, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний.
При разделении класса на небольшие группы на уроке задействованы все учащиеся.
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
18 03 2024 18:54:18
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
17 03 2024 13:59:10
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...
16 03 2024 9:55:34
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
15 03 2024 3:14:31
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
14 03 2024 0:27:29
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
13 03 2024 22:36:11
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
12 03 2024 19:35:20
Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
11 03 2024 11:55:43
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
10 03 2024 18:55:37
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
09 03 2024 7:39:28
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
08 03 2024 8:35:20
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
07 03 2024 13:23:43
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
06 03 2024 0:39:12
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
05 03 2024 17:35:50
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
04 03 2024 19:47:34
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
03 03 2024 20:17:46
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
02 03 2024 21:50:59
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
01 03 2024 17:49:53
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
29 02 2024 12:48:56
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
28 02 2024 14:54:43
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
27 02 2024 4:59:16
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
26 02 2024 10:53:20
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
25 02 2024 21:37:39
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
24 02 2024 21:37:23
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
23 02 2024 18:44:44
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
22 02 2024 3:52:48
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
21 02 2024 7:28:31
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
20 02 2024 17:15:13
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
19 02 2024 8:37:30
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
18 02 2024 16:22:28
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
17 02 2024 21:18:58
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
16 02 2024 12:12:22
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
15 02 2024 20:42:17
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
14 02 2024 22:50:57
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
13 02 2024 7:21:33
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
12 02 2024 7:31:33
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
11 02 2024 16:17:11
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
10 02 2024 0:59:57
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
09 02 2024 2:56:53
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
08 02 2024 12:56:49
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
07 02 2024 18:15:13
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
06 02 2024 12:27:56
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
05 02 2024 17:59:31
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
04 02 2024 6:25:52
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
03 02 2024 1:23:45
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
02 02 2024 9:11:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
01 02 2024 0:10:18
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
31 01 2024 9:42:50
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
30 01 2024 1:34:47
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
29 01 2024 1:44:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::