Тема урока: "Рим эпохи царей"
План урока
Курс: История древнего мира
Тема урока: Рим эпохи царей
Тип и форма урока: Лабораторная работа
Учебник: История древнего мира. /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 1996.
§ 44. Древнейший Рим.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. | Приветствует учащихся, проводит перекличку. | Здороваются с учителем, участвуют в перекличке. |
2. Опрос. | 1) Природные условия Апеннинского
полуострова (географическое положение, климат, средиземноморская триада). 2) С помощью карты (настенной и 3) Когда и кем по легенде был основан Рим? 4) Что говорят о возникновении Рима данные археологии? |
Отвечают на вопросы: 1) Апеннинский полуостров с трех сторон – с юга, запада и востока -омывается морями, а с севера его от материковой части Европы отделяют Альпийские горы. Три крупных острова находятся недалеко от полуострова – Сицилия, Корсика и Сардиния. Климат теплый, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами. Природные условия и климат более всего благоприятны для выращивания “средиземноморской триады” – зерновых, оливок, винограда. 2) На севере Апеннинского полуострова жили племена галлов, на северо-западном побережье – этруски, чуть южнее, в центральной части Апеннин – латины, сабиняне, на самом юге – греческие колонии, между латинами и греками – самниты, на восточном побережье – умбры, апулы. 3) Рим по легенде был основан в 753 г. до н.э. Ромулом, сыном бога Марса. 4) Согласно археологическим раскопкам, проводящимся в наше время, город возник не сразу. Задолго до его легендарного основания на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления, выбирали общих правителей. |
3. Переход к изучению нового материала. (организация групповой формы работы учащихся) |
Объявляет тему урока. Делит класс на две группы. Каждую группу просит перенести в тетрадь свою таблицу, из двух, начерченных на доске. Раздает распечатки документов с вопросами (документальные материалы см. ниже). Объясняет задание: каждый учащийся письменно отвечает на вопросы в конце документа на том же листочке. После этого каждая группа обсуждает общее задание, результаты работы записываются в тетради и на доске в начерченной там таблице (задание для группы – заполнение таблицы – см. макет доски ниже). | Записывают в тетрадь тему урока. Делятся на группы. Получают от учителя раздаточный материал. Слушают задание. |
4. Работа с документами. | Наблюдает за работой учащихся, отвечает на возникающие вопросы. | Отвечают на вопросы в конце документа. Обсуждают задание. Заполняют совместно таблицу вначале в тетрадях, затем по одному человеку от каждой комaнды заполняют свою часть таблицы на доске. |
5. Подведение итогов работы с документами. | Просит учащихся занести в тетрадь
таблицу, заполненную другой группой. После того,
как учащиеся закончат эту работу, обсуждают
таблицы (образец заполнения таблицы см. ниже). Записывает на доске основные признаки, отличающие государство от организации власти в первобытном обществе (см. макет доски). Просит ответить на вопрос: можно ли назвать Рим государством после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Совместно подводят итог: в конце Царского периода, после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия Рим становится государством. |
Заполняют вторую часть таблицы.
Участвуют в обсуждении таблицы. Высказывают свои
мнения относительно итогов деятельности Нумы
Помпилия и Сервия Туллия. Записывают в тетрадь
признаки государства, отвечают на вопрос
учителя. После обсуждения записывают итоги в тетрадь. |
6. Объяснение домашнего задания. | § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3. К/к (из-во “Дрофа”): стр.13 Зад. 1-4. |
Записывают домашнее задание, слушают пояснения учителя. |
Макет доски.
Признаки государства: 1) территория; 2) налоги; 3) власть отделена от родовой организации; 4) государственная власть осуществляется людьми, специально для этого организованными – чиновниками. |
Число, месяц. Тема: Рим эпохи царей. Таблица 1. Реформы Нумы Помпилия.
Таблица 2. Деятельность Сервия Туллия.
(табл. см. ниже) |
Д/з: § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3. К/к: стр.13 Зад. 1-4. |
Задания для учащихся (документальные материалы и вопросы к ним).
Группа 1. Реформы Нумы Помпилия.
“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.
“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.
Вопросы:
- Какую сферу жизни римского общества реформировал Нума?
- Перечислите должности, введенные Нумой, объяснив их назначение.
Группа 2. Деятельность Сервия Туллия.
По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходные налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.
Вопросы:
- Что изменил в устройстве римской общины Сервий Туллий?
- С какими еще законами, изученными ранее, вы можете сравнить реформы Сервия Туллия?
Образцы выполнения заданий по таблицам.
Группа 1.
Реформы Нумы Помпилия.
Должности | Обязанности |
1) авгуры 2) весталки 3) салии 4) фециалы 5) понтифик 6) фламины |
1) толкователи посылаемых богами
знамений; 2) жрицы богини Весты; 3) двенадцать жрецов бога Марса; 4) жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир; 5) жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями; 6) жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина. |
Группа 2.
Деятельность Сервия Туллия.
Нововведение | Содержание |
1. Классы. | В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. |
2. Налоги. | Подоходный налог, собирался ежегодно в праздник Паганалии. |
3. Границы города | Построил стену и ров, обозначив границу города. |
Документы для учащихся.
Реформы Нумы Помпилия.
“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.
“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.
Деятельность Сервия Туллия.
По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.
Образец заполнения таблицы.
Нума Помпилий | Сервий Туллий | |
Основные мероприятия | Создал жреческую организацию: 1) авгуры – толкователи посылаемых богами знамений; 2) весталки – жрицы богини Весты; 3) салии – двенадцать жрецов бога Марса; 4) фециалы – жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир; 5) понтифик – жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями; 6) фламины – жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина. |
1. В соответствии с имущественным
положением разделил всех граждан на пять
классов. Каждый из классов выставлял
определенное количество центурий –
подразделений римской пехоты и одновременно
единиц для голосования во вновь созданных
собраниях по центуриям – центуриатных комициях. 2. Ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии. 3. Построил стену и ров, обозначив границу города. |
Значение | Создал первые назначаемые должности, не связанные с родовой организацией и независимые от нее. | Разрушил в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создал новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. |
Схема (образец).
территория | налоги | ||
|
|||
власть отделена от родовой организации | власть осуществляется людьми
специально для |

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
23 09 2023 0:48:23
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
22 09 2023 19:11:51
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
21 09 2023 23:43:25
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
20 09 2023 8:13:18
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
19 09 2023 13:39:46
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
18 09 2023 23:54:45
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
17 09 2023 16:39:34
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
16 09 2023 20:47:57
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
15 09 2023 4:20:38
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
14 09 2023 17:25:56

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
13 09 2023 7:24:23
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
12 09 2023 21:53:42
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
11 09 2023 20:46:17
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
10 09 2023 3:19:30
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
09 09 2023 4:12:52
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
08 09 2023 5:29:17
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
07 09 2023 9:19:40
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
06 09 2023 5:37:30
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
05 09 2023 20:14:54
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
04 09 2023 0:57:30
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
03 09 2023 15:20:45
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
02 09 2023 0:15:31
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
01 09 2023 12:43:50
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
31 08 2023 16:12:37
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
30 08 2023 6:16:28
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
29 08 2023 21:25:43
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
28 08 2023 12:58:40
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
27 08 2023 2:41:58
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
26 08 2023 4:56:19
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
25 08 2023 12:25:24
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
24 08 2023 2:19:18
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
23 08 2023 9:48:17
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
22 08 2023 11:55:16
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
21 08 2023 6:18:55
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
20 08 2023 23:30:50
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
19 08 2023 14:34:12
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
18 08 2023 14:19:39
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
17 08 2023 2:33:45
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
16 08 2023 21:33:36
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
15 08 2023 2:35:55
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
14 08 2023 5:39:56
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
13 08 2023 5:30:27
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
12 08 2023 8:10:29
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
11 08 2023 18:19:33
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
10 08 2023 2:51:33
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
09 08 2023 3:54:28
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
08 08 2023 5:46:22
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
07 08 2023 17:43:28
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
06 08 2023 17:59:16
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
05 08 2023 18:25:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::