Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"
Пояснительная записка.
“… второй Новый мир для Европы, безлюдный и хладный, но привольный для жизни человеческой, ознаменованный разнообразием, величием, богатством естества, где в недрах земли лежат металлы и камни драгоценные, в глуши дремучих лесов витают пушные звери, и сама природа усевает обширные степи диким хлебом, где судоходные реки, большие рыбные озера и плодородные цветущие долины…”
Н.М.Карамзин
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов исторического образования относится изучение региональной истории, прошлого малой Родины
Курс по выбору “Сибирь: история и этнография” предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7-9 классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Как предпрофильный курс он имеет целью уточнение готовности девятиклассников к усвоению профильного обучения гуманитарного направления. Его главными задачами являются выявление склонностей и раскрытие профильных способностей будущих десятиклассников, а также знакомство учащихся с историческими процессами в контексте региональной истории, стимулирование процесса познания, привитие уважения к историческому прошлому.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI-XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, историю потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развитие горнорудной промышленности.
Отличительными чертами данной программы является интегративность – активное использование межпредметных связей, системность – курс неразрывно связан с курсом истории России, всеобщей истории, а также обществознания и географии.
Учебная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по истории России.
В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о:
- хозяйстве Сибири в XVII-XIX вв.
- роли и месте Сибири в развитии России
- путях модернизации процессов края
знают:
- места основных исторических событий
- участников и результаты исторических событий
умеют:
- проводить поиск необходимой информации
- читать историческую карту с опорой на легенду
- сравнивать данные разных источников
владеют:
- элементами исторического анализа событий
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочной лекции, обобщающий урок, проведение пpaктических занятий, как-то: анализ документов, работа с историческим картами, составление хронологических и сравнительных таблиц, написание и защита творческих работ. При изучении курса используются материалы археологии, этнографии, фольклора, архивов, сообщения информаторов. Учебный процесс предусматривает теоретическую и пpaктическую части, в том числе посещение музеев Кемеровского Государственного Университета, областного и городского краеведческих, музея-заповедника Томская Писаница.
Программа курса по выбору “Сибирь: история и этнография” общим объемом 30 часов изучается в течении учебного года, так как многие девятиклассники “стоят на распутье” и им необходимы пpaктический совет и активизация их способностей и склонностей.
Содержание программы
1. Этнография как наука (3ч.)
Что такое этнография. Этнография. Этнология. Понятия народ, этническая территория, этническая история, этногенез. Источники этнографии. Связь этнографии с другими науками.
История этнографии. Появление интереса у различных государств к народам других территорий. Образ “доброго дикаря”. Лингвистическая классификация народов Татищева. Деятельность Моргана, Левингстона. Новые направления в этнографии. Этнография в наши дни, новые направления в этнографии, изучение Сибири. Е.А.Алексеенко, Е.П.,Потапов, Е.И.Деревянко.
Посещение музея.
2. Этнографическая карта мира (1ч.)
Народонаселение мира.Народы Европы, Азии, Америки, Австралии. Географическая классификация народов мира. Лингвистическая классификация. Антропологическая классификация.
3. Этнографическая карта России (2ч.)
Народы России. Русские. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Урал. Европейский Север России. Хозяйство, быт, древняя культура.
Разнообразие, сходство и различия культурно-хозяйственных типов народов России. Христианство, Ислам на территории России.
Пpaктическая работа 1ч.
4. Народы Сибири (9ч.)
Народы Северо-Восточной Сибири
Арктические охотники на морского зверя, рыболовы и оленеводы. Особенности хозяйства у различных групп чукчей. Коряки и их происхождение. Особенности хозяйства эскимосов. Камчадалы. Этническая история. Этнические связи.
Народы Дальнего Востока
Нивхи, нанайцы, ульчи, ительмены, айны особенности их культуры и быта. Занятия, одежда, жилища, религиозные представления.
Заселение русскими и их влияние.
Народы Восточной Сибири
Эвенки, Эвены, Тофолары, Якуты, Юкагиры, Кеты. Расселение, этническая история, занятия и быт. Рыболовы, охотники, оленеводы. Религиозные представления. Коневодство у якутов.
Народы Западной Сибири.
Ханты, Манси, Селькупы, Сибирские татары, финно-угорские народы, Самодийцы, Тюрки. Этническая история, занятия и хозяйство, жилища, одежда, пища. Религиозные представления, роль шаманов в жизни этих народов. Русская колонизация Сибири и ее влияние на жизнь местных народов. Фольклор народов Западной Сибири.
Народы Южной Сибири
Буряты, тувинцы, хакасы, алтайцы. Этническая история. Сходство и различия в материальной культуре народов. Скотоводство, охота, собирательство, рыболовство. Жилища, одежда, пища, семейные отношения. Религиозные представления. Культурные традиции и связи.
Народы Кузбасса
Шорцы, телеуты, сибирские татары, русские, чуваши, немцы и другие народы. Обзор этнографической карты. Этногенез шорцев и телеутов. Этническая история татар, принятие ислама.
Заселение Кузбасса русскими. Чалдоны. Занятия, традиции, обряды, праздники, фольклор.
Первые чуваши в Сибири. Причины появления. Чувашские деревни. Занятия, культура, традиции и обряды.
Заселение Кузбасса немцами до 1917 г. Их занятия Вт Сибири, сохранение традиций, праздников и обрядов.
Посещение музеев 2ч.
5. Сибирь в XVI-XIX веках (15ч.)
Начало русского продвижения в Сибирь.
Сибирская история – неотъемлемая часть всероссийской истории. “Золотое дно” России. “Царство холода и мpaка”. Народы Сибири накануне русской колонизации. Начало русского продвижения в Сибирь. Общая хаpaктеристика присоединения Сибири.
Власть и общество Сибири XVII в.
Государственное управление. Заселение Сибири. Мирское самоуправление. Социальные конфликты в Сибири. Русская власть и сибирские аборигены.
Второе открытие Сибири.
Начало изучения Сибири. Великие Северные экспедиции XIX-XXвв.
Управление Сибирью XVIII-XIXвв.
Структура управления в первой половине XVIII в. Перестройка управления во второй половине 18в. Крестьянский мир. Реформа Мперанского.
Сибирский социум.
Хаpaктер заселения Сибири. Города и горожане. Крестьянство Сибири. Мастеровые. Сибирские казаки. Социальные конфликты в Сибири 18-19вв. Люди ясачные.
Сибирская ссылка.
Становление сибирской ссылки. Ссылка в XVIII в.Ссылка в первой половине 19в. сроки ссылки и условия содержания ссыльных. Значение ссылки.
Сибирь – “золотое дно”.
Развитие сельского хозяйства. Начало хлебопашества. Земледельческие районы. Состав земледельцев. Системы земледелия. Орудия труда.
Зерновые. Овощеводство. Скотоводство. Рыболовство. Охота. Собирательство. Пчеловодство. Извозный промысел. Система поземельных отношений. Торговля хлебом.
Ростки сибирской индустрии. Ремесло. Обpaбатывающая и добывающая промышленность. Соледобыча. Слюдяной промысел. Разработка металлических руд.
Создание крупной промышленности. Мануфактуры. Заводы. Сереброплавильное производство. Частные предприятия А.Демидов. Кабинетная и казенная промышленность.
“Мягкое золото”. Основная сфера русской экономики Сибири XVII в. Мангазея – основная промысловая база. Якутские пушные промыслы. Организация промысла. Ясак. “Пушная лихорадка”. Торговля пушниной.
Золотопромышленность. Начало золотодобычи в Мариинской тайге. Е.Лесной. А.Попов. Золотые прииски на Алтае, в Енисейской губернии, Забайкалье, в бассейне Лены. “Золотая лихорадка”
Золотопромышленные компании. Россия – лидер золотодобычи. Кузнецкое золото.
Посещение музея 2ч.
Обобщение. Превращение Сибири из “царства холода и мpaка” в “золотое дно” России.
Защита творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | К-во часов | Теоретические | Пpaктические | Вид контроля |
занятия | |||||
Этнография как наука (3ч) | |||||
1 | Что такое этнография? | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
2 | История науки этнографии | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
3 | Посещение музея | 1ч. | 1ч. | ||
Этнографическая карта мира (1ч.) | |||||
4 | Народонаселение и классификация | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
Этнографическая карта России (2ч.) |
|||||
5 | Народы России и их культурные связи | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
6 | Пpaктическая работа по темам 2 и 3 | 1ч. | 1ч. | ||
Народы Сибири (9ч.) | |||||
7 | Народы северо-восточной Сибири | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
8 | Народы Дальнего Востока | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
9 | Народы Восточной Сибири | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
10 | Народы Западной Сибири | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
11 | Народы Южной Сибири | 1ч. | 1ч. | 1ч. | Устный опрос |
12 | Народы Кузбасса | 2ч. | 1ч. | Устный опрос | |
13 | Посещение музея | 2ч. | 2ч. | ||
Сибирь в 16 - 19 веке (15ч.) | |||||
14 | Начало русского продвижения в Сибирь | 1ч. | 1ч. | Контурные карты | |
15 | Власть и общество в Сибири 17 века | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
16 | Второе открытие Сибири 18 – 19 века | 1ч. | 1ч. | Контурные карты | |
17 | Управление Сибирью в 18 -19 веке | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
18 | Сибирский социум | 2ч. | 2ч. | Устный опрос | |
19 | Сибирская ссылка | 2ч | 2ч | Устный опрос | |
20 | Развитие сельского хозяйства Сибири | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
21 | Ростки Сибирской индустрии | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
22 | “Мягкое золото” | 1ч | 1ч | Устный опрос | |
23 | Золотопромышленность | 1ч. | 1ч. | Устный опрос | |
24 | Посещение музея | 2ч | 2ч. | ||
25 | Обобщение | 1ч. | 1ч. | Защита творческих работ |
Литература для учащихся:
- Этнография / Под ред. ЮВ.Бромлей, В.Г. Марков. – М., 1982.
- Основы этнографии / под ред. С.А.Токарев. – М., 1988.
- Этнология. – М.,1996.
- Мифологический словарь. – М., 1991.
- Авдусин Д.А. Археология СССР. – М., 1977.
- Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1995.
Литература для учителя
- Александров В.А. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск 1991 г.
- Декабристы в Сибири Иркутск 1973-75 гг. Т.1-3
- Гольденберг Л.А. Семен Ульянович Ремезов. Сибирский картограф и географ М., 1965 г.
- Копылов А.Н.Очерки культурной жизни Сибири -17 начала XIX в. Новосибирск 1974 г.
- Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск 1982г.
- Кузнецова Ф.С. История Сибири Присоединение к России. Новосибирск 1997 г.
- Куприянов А.И. Общественный быт и культура горожан Западной Сибири М. 1995 г.
- Миллер Г.Ф. История Сибири М.Л. 1937 г. т1.
- Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири 18-19 вв. Новосибирск 1991 г.
- Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья 18-19 вв. М.1991 г.
- Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII в. М.1987 г.
- Полевой Б.П. Семен Ульянович Ремезов /Первопроходцы/ М. 1983 г.
Приложения 1-2
Приложения 3-10
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
24 03 2023 2:48:20
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
23 03 2023 9:29:55
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
22 03 2023 18:12:53
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
21 03 2023 23:52:52
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
20 03 2023 21:37:34
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
19 03 2023 1:21:27
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
18 03 2023 20:56:27
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
17 03 2023 1:20:26
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
16 03 2023 10:17:35
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
15 03 2023 20:59:21
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
14 03 2023 12:29:50
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
13 03 2023 16:17:36
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
12 03 2023 9:22:13
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
11 03 2023 0:47:19
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
10 03 2023 15:55:29
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
09 03 2023 16:18:24
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
08 03 2023 7:52:39
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
07 03 2023 12:46:22
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
06 03 2023 13:30:48
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
05 03 2023 15:24:54
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
04 03 2023 15:45:55
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
03 03 2023 2:46:45
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
02 03 2023 6:58:37
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
01 03 2023 5:31:17
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
28 02 2023 23:41:21
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
27 02 2023 19:10:58
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах.
...
26 02 2023 22:14:31
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
25 02 2023 20:20:21
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
24 02 2023 5:47:54
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
23 02 2023 20:10:18
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
22 02 2023 10:36:29
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
21 02 2023 9:15:53
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
20 02 2023 6:58:58
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
19 02 2023 15:28:15
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
18 02 2023 3:47:53
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
17 02 2023 6:10:49
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
16 02 2023 12:23:32
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
15 02 2023 8:45:23
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
14 02 2023 15:55:35
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
13 02 2023 11:38:49
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
12 02 2023 8:18:26
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
11 02 2023 1:58:29
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
10 02 2023 6:34:22
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
09 02 2023 9:21:42
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
08 02 2023 21:16:35
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
07 02 2023 17:28:20
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
06 02 2023 15:42:49

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
05 02 2023 19:20:42
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
04 02 2023 12:47:23
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
03 02 2023 15:16:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::