Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"
Цель:
- продолжить формулирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
- выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы;
- на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечениеи победы на Куликовом поле;
- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
- способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта “Русь в XIII-XIYвв”; документы “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”; раздаточный материал (Приложение 1), С.И. Ожегов “Словарь русского языка”; компьютерная презентация (Приложение 2).
Ход урока
- Орг. момент.
- Музыкальная заставка. Объявление темы урока.
- Фронтальный опрос д/з.
- Новый материал:
- Дмитрий Донской. Подготовка к сражению, поход на Дон.
- Сергий Радонежский.
- Сражение на Куликовом поле.
- Причины и историческое значение победы русских войск. Укрепление позиций Москвы как центра сплочения сил для дальнейшей борьбы с монголо-татарским владычеством.
- Закрепление. Рефлексия.
(Слайд 1)
Эпиграф: “…время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…” (И.Б. Греков)
(Слайд 2)
Тема нашего сегодняшнего урока - “Дмитрий Донской. Куликовская битва”.
Фронтальный опрос
Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке?
(Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог; личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения)
Я предлагаю провести с вами историческую разминку.
(Слайд 3)
Дайте определение следующим терминам:
ордынский выход,
баскак,
иго,
ярлык.
(Слайд 4)
“Кто думал-гадал?..” - запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах.
Покажите на карте местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения?
(Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.)
Чтобы более подробно восстановить события возвышения Москвы, предлагаю вам выполнить тест.
- Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?
- Как вы думаете, существовали ли в первой половине XIVв. иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?
(По всей вероятности нет, Русь еще не была готова померяться силой с Ордой; Руси необходимо было копить силы и средства, крепить единство, а для этого требовалась жесткая и хитрая политика, которую и проводили московские князья, начиная с Ивана Калиты)
Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Москва стала медленно, но уверенно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли.
1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.
(Слайд 5)
Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.
Приведите примеры страдания русского народа от монголо-татар.
(Уводили “в полон”, утрачены были многие ремёсла, прекращено храмовое строительство).
И сегодня в течение всего урока вы должны будете работать с алгоритмом по составлению хаpaктеристики князя Дмитрия.
В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, затем тверским. Он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными; Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.
Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)
Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. (Слайд 6) Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. “Это было первое правильное сражение, выигранное русскими” (К.Маркс)
Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, хаpaктеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.
Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.
Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Как готовились, и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из документа, с которым вам предстоит поработать.
Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище”, (текст на старославянском языке и на русском).
- На основе документа определите цели похода Мамая на Русь?
- Какие строки древнерусского произведения подтверждают уверенность Мамая в победе?
- Сделайте вывод о действиях князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем?
- Два ученика работают со словарем: найти значение слов “инок”, “игумен”.
Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота, множество мелких феодалов-разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.
Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.
2. Сергий Радонежский.
(Слайд 7)
Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.
Что означает слово “игумен”?
Каково толкование слова “инок”? (Ответы учащихся)
И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
- Иди!
Да не коснется сердца страх!
Ты вернешься скоро!...
И двух богатырей измерил взором: -
Вот иноки – сподвижники тебе.
Нравственное возрождение народа, по словам В. Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия в живую душу народа.
3. Сражение на Куликовом поле.
И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.
Почему он переправил войска через Дон?
Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. (Слайд 8)
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа.…От такого стpaxa богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной cмepти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге” под игом монголо- татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.
8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой несметные орынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.
Как вы понимаете, что такое поединок?
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки.
Мужество Пересвета нашло отражение в строках современного поэта Ивана Савельева:
Шумит ковыль,
кровавясь под конем
Твою мне чашу не испить, Победа,-
Зашлось пронзенное копьем
неистовое сердце Пересвета…
И не поднять в последний раз руки.
И лишь последним, уходящим взглядом
Он провожает Дмитрия полки,
Текущие по берегу Непрядвы…
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую cмepть: татарское войско, темнеющее во мpaке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы, а затем мы поработаем с документом. Дату сражения запишите в тетрадь.
Анимированная карта “Куликовская битва”. (Слайд 9)
Ярко и образно это событие показано современником в литературном произведение “Задонщина”. Давайте обратимся к отрывку из произведения. Прочтите его и ответьте на вопросы.
4. Причины и историческое значение победы русских войск.
(Слайд 10)
Победа на Куликовом поле, доставшаяся ценой беспримерной стойкости, храбрости. Убежденности в своей правоте и необходимости победы для всей русской земли, эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь. Русь, развеявшая легенду о непобедимости татарских войск. Спустя века на месте битвы был воздвигнут монумент. В Куликовской битве сказалась главная черта русского национального хаpaктера – жертвовать собой во имя спасения других. Пройдут годы, десятилетия, и пронесётся по измученной Руси клич к единению, поднимающий народ на борьбу с врагом.
- Ребята, какова роль Дмитрия Донского в победе?
- Чем вы объясните успех русского войска? Каковы причины победы?
- В чем на ваш взгляд, состоит историческое значение победы русских на поле Куликовом?
5. Закрепление.
А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.
И сделаем это не совсем обычным образом. (Слайд 11)
Перед вами сундук, чтобы открыть его нужно правильно ответить на вопрос: о ком или о чём идет речь?
- “ именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь, который является резиденцией патриархов Русской Православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа” (С. Радонежский)
- “ этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб”. (Мамай)
- “Он, осадив коня, взглянул окрест:
Чем этот день для братьев обернется?
Копьё,
Да схима,
Да тяжелый крест,
Что Сергий дал,-
Оружье ратоборца”. (Пересвет) - “Уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие”. (Меч)
(Слайд 12)
Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.
(Слайд 13)
А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин)
Наш урок походит к концу, в качестве домашнего задания предлагаю вам разгадать пиктограмму.
(Слайд 14)
6. Рефлексия.
- Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.
- Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем.
- Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем.
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
27 03 2023 9:56:17
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
26 03 2023 14:28:46
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
25 03 2023 9:51:16
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
24 03 2023 6:58:35
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
23 03 2023 2:41:38
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
22 03 2023 13:25:17
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
21 03 2023 22:29:44
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
20 03 2023 16:16:42
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
19 03 2023 4:52:49
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
...
18 03 2023 21:47:40
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
17 03 2023 1:54:44
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
16 03 2023 8:43:52
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
15 03 2023 16:42:52

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
14 03 2023 10:18:45
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
13 03 2023 12:38:45
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
12 03 2023 10:39:21
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
11 03 2023 0:37:30
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
10 03 2023 15:20:27
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
09 03 2023 10:55:44
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
08 03 2023 1:31:45
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
07 03 2023 12:26:40
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
06 03 2023 8:58:23

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
05 03 2023 15:31:34
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
04 03 2023 16:29:42
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
03 03 2023 6:40:32
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
02 03 2023 23:15:12
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
01 03 2023 7:26:19
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
28 02 2023 11:55:29
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
27 02 2023 17:34:13
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
26 02 2023 13:51:26
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
25 02 2023 6:25:26
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
24 02 2023 8:10:50
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
23 02 2023 8:46:18
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
22 02 2023 13:11:29
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
21 02 2023 15:33:59
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
20 02 2023 18:23:47
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
19 02 2023 8:57:33
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
18 02 2023 11:16:42
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
17 02 2023 0:22:30
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
16 02 2023 20:39:24
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
15 02 2023 10:33:44
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
14 02 2023 5:27:43
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
13 02 2023 2:57:27
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
12 02 2023 1:23:58
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
11 02 2023 14:12:52
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
10 02 2023 2:38:30
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
09 02 2023 17:56:45
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
08 02 2023 4:39:53
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
07 02 2023 12:44:12
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
06 02 2023 14:50:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::