Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс
Цели урока:
- показать общечеловеческую значимость идеи единства народа, пагубность смут, раздоров;
- актуализировать знания школьников произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”; подчеркнуть значимость этого произведения;
- способствовать пониманию учащимися неоднозначности оценки исторической личности;
- умение работать с художественным текстом.
Оборудование:
- историческая карта,
- тексты “Слово о полку Игореве”,
- картины В.М. Васнецова:
- “Бой славян с кочевниками”,
- “После побоища Игоря Святославича с половцами”,
- “Баян”,
- книжная выставка.
ХОД УРОКА:
I. Организация класса
II. Беседа с классом
1. Какой период развития Руси мы сейчас изучаем?
2. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?
3. Какие письменные исторические источники времен феодальной раздробленности вы знаете? (“Слово Даниила Заточника”)
III. Слово учителя истории:
– Девять веков прошло со времени создания поэмы “Слова о полку Игореве” – великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту. К этому произведению обращаются музыканты, художники, поэты: А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.С.Пушкин – поэма “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеев – поэма “Мстислав Удалой”…
– В чем исторический смысл и значение поэмы?
– Какие идеи воспевает автор?
– О чем повествует это произведение?
Слово учителя литературы:
– “Слово…” состоит из вступления, трех частей
и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего Бояна,
прославляющего в своих песнях подвиги русских
князей. Обратите, ребята, внимание на картину
В.М.Васнецова “Баян”. Автор “Слова…”, стремясь
передать людям суровую правду, излагает события
по-своему.
В I части изображены две битвы Игоревой дружины с
половцами.
Во II части Киевский князь Святослав горько
сетует на своих младших двоюродных братьев –
Игоря и Всеволода.
В III части – “Плачь Ярославны”; концовка – Игорь
бежит из плена.
Слово учителя истории:
– Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 года князь
Новгород-Северский – Игорь Святославович с
небольшим войском вышел в поход на половцев,
которые совсем недавно стали соседями Киевской
Руси. По дороге к нему присоединился со своим
отрядом его брат Всеволод Святославович. За год
до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в
походе, предпринятом их двоюродным братом
Великим князем Киевским Святославом
Всеволодовичем (1184 год – разгромил половецкие
войска и взял в плен Хана Кобяка).
Раздосадованный чужой удачей Игорь и Всеволод
задумали свой собственный поход.
В “Слове” об этом сказано так:
“Помужествуем сами. Прошлую славу сами похитим,
а грядущую сами поделим!”
Время выступления было выбрано не случайно: 23
апреля – день памяти покровителя воинства
Святого Ге opгия Победоносца. (Игорь при крещении
– Ге opгий; надеялся на помощь Святого
покровителя.)
И тогда Игорь
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
– Какие образы использует автор поэмы, описывая начало сражения?
– Слушая эти строки, можем ли мы с вами предугадать исход этой битвы?
Слово учителя литературы:
– Язык русский за девять веков во многом
изменился. Но торжественная напевность речи,
яркая образность, доброта автора понятны нам.
Создатель поэмы с большим мастерством применил
образные средства устного народного творчества,
близкой ему по духу.
Да, ребята, вы оказались правы, все предвещало
плачевный исход сражения.
Русские воины сражались храбро, мужественно, но
силы были неравные. Смогли пробиться и уйти на
Русь лишь несколько всадников. Полегли русские
воины на поле половецком.
В.М.Васнецов сопереживает это событие с автором
“Слова о полку Игореве”.
А такого боя не слышано:
От раннего утра и до вечера,
От вечера до света
Летят стрелы каленые, сабли о шлемы гремят,
Копия трещат булатные
В поле незнаемом,
Среди земли половецкой…
Бились так день,
Бились другой,
А к полудню на третий день –
Пали знамена Игоревы…
И вина кровавого тут недостало;
Тут пир докончили
Храбрые русичи;
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую.
– В.М. Васнецов решает изобразить не
ожесточенную схватку русских с половцами, а
торжественное скорбное безмолвие, наступившее
после побоища, когда сгустились сумерки над
полем битвы.
Разлилась тоска по русской земле, никнет трава от
жалости, а кроваво-красная Луна медленно
всплывает в потемневшем небе. На фоне
подернутого сизыми тучами неба яростно бьются
степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом
нарушая скорбную тишину родной земли после
Игорева побоища.
Автор “Слова” горько упрекает Игоря,
“пересевшего из золотого княжеского седла в
седло холопа-пленника”.
– А теперь обратимся к следующей части “Слова…”, которую вы назовете сами, показав знания по изучаемой теме.
IV. Интеллектуальную разминку проводит учитель истории:
“. Хаpaктер хозяйства на Руси во время
феодальной раздробленности? (Натуральное)
З. Когда произошло Крещение Руси? (988 г.)
О. Княжение Вл. Мономаха в Киеве? (1113–1125 гг.)
Л. Распад Руси на самостоятельные княжества? (Начало
XII в.)
О. Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
Т. Поход князя Игоря Старого за данью в
Древлянские земли? (945 г.)
О. Земельные владения за службу и на время
службы? (Поместье)
Е. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве? (1019–1054
гг.)
С. Княжение Владимира Святославовича? (980–1015
гг.)
Л. Племена кочевников, разоривших русскую
землю с юга-востока? (Половцы)
О. “Русская правда” – сборник законов? (1072
г.)
В. Форма государственной власти в
Новгородской земле? (Республика)
О. Религия, принятая на Руси в 988 году? (Христианство)
”. Глава русской церкви? (Митрополит)
V. Учитель литературы читает “Золотое слово” Святослава
ЗОЛОТОЕ СЛОВО
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую”.
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Вы, князья Мстислав и буй Роман!
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Ярослав, князь Галицкий!
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!
VI. Беседа
– В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?
– С каким призывом обращается Святослав к князьям?
– На какую главную помеху в деле защиты Руси указывал автор?
– Какие чувства у вас вызывает Игорь? Как бы вы охаpaктеризовали князя?
VII. Слово учителя литературы:
– А в это время с путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как “Зегзица” (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа.
– С каким жанром перекликается плач Ярославны? (Обратите внимание на повтор.)
– Какие чувства вызывает у вас плач?
– Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы слышатся в её голосе. По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушились ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах – стойких защитниках родины.
VIII. Плач Ярославны читает ученица 9 класса:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только cмepтью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”
IX. Слово учителя истории:
– Какие идеи воспевает автор “Слова…”?
– В чем исторический смысл, значение поэмы?
Вывод: Потери, горе, несчастье, вскрылись
самые тяжелые раны государственного устройства
– раздробленность, разобщенность, это
повторяется и в наши дни.
“Слово…” созвучно и с современными чаяньями
людей. Оно не потеряло значимость и в наше время.
– Как перекликается содержание поэмы с событиями наших дней?
Слово учителя литературы:
На уроках литературы мы не раз еще вернемся к разговору о таких художественных произведениях,
...В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно.
X. Задание на дом
– Написать рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в “Слове…”. Отразите в рассказе свое отношение к происходившему.
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
05 12 2023 19:23:40
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
04 12 2023 18:20:34
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
03 12 2023 3:54:40
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
02 12 2023 9:17:16
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
01 12 2023 18:23:56
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
30 11 2023 5:44:59
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
29 11 2023 20:13:43
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
28 11 2023 12:26:11
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
27 11 2023 7:35:33
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
26 11 2023 14:34:30
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
25 11 2023 17:26:59
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
24 11 2023 22:25:40
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
23 11 2023 5:22:23
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
22 11 2023 17:54:25
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
21 11 2023 2:20:51
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
20 11 2023 11:32:30
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
19 11 2023 18:25:30
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
18 11 2023 3:37:20
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
17 11 2023 22:51:17
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
16 11 2023 15:16:25
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
15 11 2023 9:54:17
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
14 11 2023 6:27:11
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
13 11 2023 0:34:53
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
12 11 2023 7:25:10
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
11 11 2023 22:13:50
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
10 11 2023 15:30:21
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
09 11 2023 22:57:16
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
08 11 2023 9:13:24
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
07 11 2023 19:11:48
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
06 11 2023 13:53:18
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
05 11 2023 16:10:42
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
04 11 2023 17:36:14
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
03 11 2023 18:31:24
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
02 11 2023 8:58:18
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
01 11 2023 10:18:44
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
31 10 2023 11:31:30
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
30 10 2023 16:11:29

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
29 10 2023 5:14:27

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
28 10 2023 0:23:52
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
27 10 2023 13:41:19
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
26 10 2023 19:59:53
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
25 10 2023 18:10:27
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
24 10 2023 22:25:29
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
23 10 2023 11:59:12
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
22 10 2023 8:19:11
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
21 10 2023 0:25:15
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
20 10 2023 14:29:19
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
19 10 2023 11:47:25
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
18 10 2023 3:32:33
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
17 10 2023 18:30:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::