Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"
Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления.
И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Идеи о решающей роли нравственного воспитания личности осознавались с давних времён.
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только, он формирует добродетельный хаpaктер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Поэтому он считал, что нравственная сторона формирования личности является главной задачей воспитания. Есть много родов воспитания, отмечает Белинский, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Основной задачей являются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются в учебно-воспитательном процессе, через историко-краеведческую работу:
- Для мopaльного воспитания учащихся необходимо вовлекать каждого из них в разнообразные виды пpaктической деятельности. Сюда относятся учение, соблюдение правил внутреннего распорядка, общественно-политическая и военно-патриотическая, историко-краеведческая деятельности.
- Оказывать учащимся пpaктическую помощь при формировании у них умений, навыков и привычек поведения, т. е. в процессе воспитания разъяснять учащимся, как нужно выполнять те или иные действия, используя метод убеждения, положительного примера.
- Укреплять коллективистические взаимоотношения между учащимися путём разъяснения общественного значения организуемой деятельности, постановки перед учащимися конкретных задач и правильного распределения между ними отдельных участков работы.
- Развивать самостоятельность учащихся при организации пpaктической деятельности и оказывать действенную помощь школьникам в достижении успехов в решении поставленных задач.
Таким образом, воспитательный процесс это не только сумма слагаемых элементов, в нём формируется целостная личность. Но основным и главным, ведущим в этом комплексе, является нравственное воспитание. И через общение, труд, учёбу, спорт, игру реализуется деятельность не только познавательная, но и нравственно-патриотическая, историко-краеведческая.
Формы нравственно-патриотического воспитания, применяемые в нашей школе:
- походы, экскурсии;
- встречи с ветеранами войны и туда, “Уроки мужества”;
- празднование дней воинской славы;
- встреча с выпускниками, родителями, гостями;
- посещение музеев и памятных мест города Елабуги;
- работа в школьных музеях;
- проведение мероприятий: предметные недели, День памяти, мecячник оборонно-массовой работы, Дни здоровья, День Республики Татарстан, День России;
- проведение праздников: Сабантуй, Масленица, Новый год, День матери, День пожилых людей и т. д. ;
- творческие конкурсы (песни, рисунков, сочинений и т. д. );
- шефская помощь
Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы.
Программа и примерное количество часов курса “Краеведение”“Уважение к минувшему –
вот черта, отличающая
образованность от дикости”А. С. Пушкин
Блок № 1. Тема: “Музей и культура”.
П/№ | Тема | Кол – во часов | Цели | Задачи |
1. | Образовательная программа “Музей и культура” | 1 | Воспитание интереса и любви к истории родного края. | Организация работы музея, правила пребывания в музее. |
2. | Какие бывают музеи | 1 | Знакомство с музеями г. Елабуги и школ района | Изучение работы музея. |
3. | Семейный уклад | 1 | 1. Творческое задание “Изучение жителей
села Сарали” 2. Знакомство с родословной семьи, описание жизни или подвига лучших из представителей |
Нравственное воспитание школьников на традициях культуры жителей села. |
4. | Дом | 1 | 1. Воспитание интереса к жизни, быту и
культуре села Сарали. 2. Ближе познакомиться с людьми пожилого возраста, записать их воспоминания о застройке деревни, о их жизни прежде. |
1. Изучение интерьера, жилища, быта
крестьян (экскурсия по деревне, сбор предметов
быта) 2. Творческое задание “Предки – вещей”. |
5. | Занятия и ремесла | 1 | 1. Приобщение учащихся к ценностям и
традициям русского народа 2. Знакомство с предметным миром, который их окружает. Знать историю вещей. |
Знакомство с традиционной технологией изготовления предметов быта (покрывало, платки, костюм). |
Блок № 2. Тема: “Введение в фольклористику и этнографию”
П/№ | Тема | Кол – во часов | Цели | Задачи |
1. | Введение. Что такое фольклор? | 1 | Формирование внутренней культуры учащихся и умение толерантно относится к людям. | Расширить круг представлений о традиционной культуре. |
2. | Народные игры. | 1 | Развитие у учащихся осознанного восприятия исторических игр. | Расширить знания детей о народных играх. |
3. | Знакомство с народными музыкальными инструментами. | 1 | Пробудить у детей интерес и любовь к народным музыкальным инструментам, обучить игре на них. | Научить детей чувствовать красоту народной музыки. |
4. | Знакомство с устным народным творчеством. | 1 | Воспитание нравственности и культуры души через общение с людьми и миром различных культурных традиций. | Сформировать у учащихся понимание устного народного творчества и его роль в жизни людей. |
5. | Народный календарь. | 1 | Знакомство с основными праздниками народов Поволжья. | Развивать общий культурный кругозор детей. |
Блок № 3. Тема: “Развитие учебно – исследовательской деятельности в области краеведения”.
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1. | Историко-краеведческая работа | 1 | Воспитание чувства патриотизма. Развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций. | Развитие у учащихся познавательной и творческой деятельности. |
2. | Работа над введением научного исследования. | 1 | Научить культуре работы с архивными публицистическими материалами. | Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать. |
3. | Фольклорно – этнографическая работа. | 1 | Популяризация краеведческой работы. | Изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа. |
4. | Работа над основной частью исследования. | 1 | Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения. | Обучать детей использовать различные источники краеведческой информации и научно вспомогательных материалов. |
5. | Краеведение как научная дисциплина. | 1 | Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов отечественной и местной истории. | Научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями. |
Блок № 4. Тема: “Сыны Отечества”
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1. | Превращение школьного музея в центр гражданского патриотического воспитания. | 1 | Совершенствование форм работы музея, углубление и расширение его деятельности. | Развитие школьной гуманистической системы воспитания. |
2.
|
Формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотического направления. | 1 | Развитие форм музейной педагогики. | Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе. |
3.
|
Знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества. | 1 | Изучение военной и трудовой истории Отечества. | Воспитание понимания Отечества как неприходимой ценности, связь с предыдущими поколениями. |
4.
|
Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана и чеченских событий. | 1 | 1. Воспитание готовности к защите своей
Родины. 2. Подготовка к служению Отечеству. |
Связь с ветеранами ВОВ, воинами интернационалистами, с воинскими частями. |
5. | Мероприятия, проводимые совместно с музеем. | 1 | Научить детей работать над сценариями. | Развивать организаторские способности детей. |
Блок № 5. Тема: “Владимир Михайлович Бехтерев”
П/№ | Тема | Кол-во часво | Цели | Задачи |
1. | Детство В. М. Бехтерева. | 1 | Знакомство и обобщение ранее полученных знаний учащимися о детстве В. М. Бехтерева, его родителях. | Формирование патриотических качеств и гордости за край, в котором ты родился и живешь. |
2. | Годы учебы. | 1 | Углубление знаний учащихся о годах учебы В. М. Бехтерева в г. Кирове и Санкт-Петербурге. | Воспитать ощущение причастности к своим корням. |
3. | Работа в Военно – медицинской академии. | 1 | Воспитание интереса к жизни и деятельности уроженца с. Сарали. | Обучение учащихся работать с источниками. |
4. | Создание психоневрологического института мозга и работа в нем. | 1 | Научить работать с архивными документами. | Обучение детей вести посильную исследовательскую работу. |
5. | В. М. Бехтерев – как личность в истории нашей Родины. | 1 | Воспитание гражданственности, стремление к сохранению реликвий прошлого. | Обучать детей собирать материалы, развитие познавательного интереса. |
Блок № 6. Тема: “Татарстан - моя Родина, предков очаг”
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1.
|
Ветры Волжских Булгар. | 1 | Активизация литературно-творческой и поисковой исследовательской деятельности учащихся. | Обучить увлекательной форме изучения своего края. |
2. | Таланты уездного города. | 1 | Развитие у школьников умения наблюдать, собирать ценный материал. | Искать и находить новые таланты. |
3. | Знаменитые дворянские купеческие фамилии. | 1 | Приобщение школьников к журналистскому творчеству как увлекательной форме изучения купеческих фамилий. | Воспитывать ощущение причастности к своим корням. |
4. | Школьные и мемориальные музеи выдающихся деятелей культуры. | 1 | Воспитание гражданской зрелости, стремление к сохранению реликвий прошлого. | Изучение состояния охраняемых объектов. |
5. | Из современной культурной жизни Республики Татарстан. | 1 | Духовно-нравственного оздоровления, роста национального самосознания. | Развивать у школьников умения наблюдать. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РТ “О языках народов РТ” Казань, 2003.
- Закон РФ “Об образовании” Казань, 2004.
- Зарипов Р. “Краеведение и школьный музей – центр воспитания гражданственности и национального самосознания”.
- Зарипов Р. “Уткэннэр эзеннэн” журнал “Мэгариф” № 12, 1997.
- Исламшин Р. “НРК обогащает содержание школьных курсов” журнал “Народное образование” № 6, 1993.
- Лисова К. “Кто мы, откуда вышли, что передали потомкам?”. Журнал “Сельская школа” № 6, 1999.
- Романенко Н. “Краеведение – путь познанию своей Родины”. журнал “Народное образование” № 4, 2001
- Студеникин “Методика преподавания истории в школе” М. , 2002.
- Шмидт Г. “Краеведение на уроках” журнал “Сельская школа” № 5, 2004.
- Фокеева И. М. “Историческое образование в РТ” журнал “Народное образование” № 6, 1993.
- Фокеева И. М. “Национально-региональный компонент исторического образования” Казань, 2003.
- Цагин А. А. “Методика преподавания истории в средней школе” М. , 1968.
- “О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования”. Журнал “Преподавание истории в школе” № 4, 1993.
Аннотация на программу “Краеведение” по предмету “История Татарстана”
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
- опыта познавательной деятельности или знаний;
- опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
- опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
- социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, и в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области “Общественные дисциплины” в РТ большое внимание уделено преподаванию истории Татарстана, которое рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической задачи – граждане РТ должны знать историю и культуру своего края и народов, проживающих на территории РТ.
В решении этой задачи весьма важную роль может сыграть образование в широком значении этого слова и, в частности, включение в учебные планы школ курса “Краеведение”.
Программа курса “Краеведение” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Закона “О языках народов РТ”, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, она служит дополнением к блоку образовательной области “Общественные дисциплины”, изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект подготовки личности, с изучением истории родного края.
Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса является важным фактором социализации личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма.
Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения РТ и, в частности, самих учащихся.
У учащихся формируется ассоциативная основа для освоения национальной истории в контексте с мировой историей. Данный подход позволяет, не замыкаясь на национальных аспектах, познавать и адекватно воспринимать историю и культуру других народов, осознавать место своего народа в масштабе российской и мировой истории и культуры.
Целью изучения истории в данном курсе являются:
* формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, “приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества”.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
* овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона;
* развитие навыков исторического познания: сравнительно – сопоставительного анализа региональных источников, соотнесение и синхронизация однородных событий и явлений регионального и общероссийского хаpaктера, установление взаимосвязей между ними;
* приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
* воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко – культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.
Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интеpaктивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
24 09 2023 4:15:31
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
23 09 2023 8:54:19

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
22 09 2023 6:30:16

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
21 09 2023 12:27:29
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
20 09 2023 9:48:54
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
19 09 2023 19:21:10
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
18 09 2023 20:29:55
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
17 09 2023 21:23:46
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
16 09 2023 11:38:17

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
15 09 2023 21:34:24
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
14 09 2023 10:23:39
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
13 09 2023 0:43:48
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
12 09 2023 2:47:24
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
11 09 2023 22:31:37
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
10 09 2023 11:13:19
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
09 09 2023 15:40:42
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
08 09 2023 5:34:41
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
07 09 2023 21:28:14
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
06 09 2023 2:55:50
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
05 09 2023 3:45:30
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
04 09 2023 14:31:27
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
03 09 2023 17:29:18
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
02 09 2023 4:56:57
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
01 09 2023 17:44:59
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
31 08 2023 4:19:40
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
30 08 2023 7:33:35
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
29 08 2023 21:24:53
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
28 08 2023 2:57:18
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
27 08 2023 13:31:35
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
26 08 2023 13:39:27

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
25 08 2023 16:59:27
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
24 08 2023 17:53:30
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
23 08 2023 5:52:21
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
22 08 2023 22:13:41
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
21 08 2023 15:52:45
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
20 08 2023 17:37:39
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
19 08 2023 15:26:57
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов.
...
18 08 2023 5:54:14
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
17 08 2023 20:53:44
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
16 08 2023 16:20:36
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
15 08 2023 2:50:55
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
14 08 2023 2:36:16

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
13 08 2023 4:11:53
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
12 08 2023 0:49:39
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
11 08 2023 11:15:15
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
10 08 2023 20:48:39
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
09 08 2023 19:50:17
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
08 08 2023 7:38:55
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
07 08 2023 11:20:51
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
06 08 2023 17:52:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::