"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

Выношу на Ваше обсуждение урок, не предусмотренный программой курса истории России, но, по-моему, заслуживающий внимание.

Тема была подсказана вопросом ученика на одном из уроков: “Почему же так болезненно у нас шла “перестройка”?” Я предложила взглянуть на проблему шире: а как вообще в нашей истории проходили реформы. Ведь, в сущности предназначение истории – дать ответы на те вопросы, которые перед нами ставит современность.

Так родилась концепция урока – урока-семинара, своего рода урока-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., “великими реформами” 60-70-х гг. XIXв. и “перестройкой” 80-х гг. ХХ в. как завершением эпохи социализма. (Возможен другой вариант: не “перестройка”, а сталинская модернизация 30-х гг. ХХ в.). Хотелось дать возможность ученикам другими глазами взглянуть на происходившие события, задуматься над русской историей и судьбами России; сравнивая разные эпохи, увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций, общее и особенное; лучше понять день сегодняшний через день минувший. Через диалог трех эпох вывести учащихся на осмысление закономерностей, вариативности, цикличности исторического процесса. Урок предполагал интеграцию знаний по истории и обществознанию. Эпиграфом к семинару стало высказывание В.О. Ключевского: “ Почему люди так любят изучать свое прошлое? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения”.

Класс был разделен на три группы, каждая из которых являлась экспертом по своей эпохе, причем не только собственно своей эпохе, но и ее предыстории. (Дополнительно к этому все группы должны были повторить материал параграфа “Российская цивилизация” в учебнике: Человек и общество. Обществознание. ч.2 / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой). Группам было предложено, опираясь на свой конкретный исторический материал, обсудить несколько вопросов. 1. Почему именно их исторический период заслуживает особого внимания, почему он предложен для обсуждения? 2. Согласны ли они с заголовком семинара – “революции сверху”? 3. Почему инициатором реформ были власти, и нужны ли были вообще эти реформы? 4.Что конкретно было сделано? 5. Каковы результаты и последствия реформ? 6. И, наконец, какова цена реформ? Семинар рассчитан на два урока.

Первый вопрос не занимает много времени и не вызывает особых дискуссий. Хотя, могут возникнуть споры: можно ли сравнивать по эпохальности событий, глубине преобразований, значению петровские реформы и “перестройку”, и не лучше ли вместо “перестройки” взять реформы 90-х гг. ХХ в.. Если ребята сами не выйдут на мысль, что реформы 90-х гг. не вписываются исключительно в “революцию сверху”, то дискуссию можно остановить, сказав: давайте вернемся к этому вопросу немного позже, может быть, по ходу дальнейшего разговора вы перемените свое мнение. Подводя итоги обсуждения первого вопроса, стоит обратить внимание ребят на то, что это время переломов: петровская эпоха – подводила черту под переходом от средневековья к новому времени, “великие реформы” - от крепостнической России к капиталистической, “перестройка” - завершение эпохи социализма. Более того, с цивилизационной точки зрения все три периода – звенья одной цепи: от начала модернизации до ее завершения, создания и развития индустриального общества.

Предваряя обсуждение следующего вопроса, следует напомнить, что сам термин “революция сверху” выражает одну из точек зрения историков, общественных деятелей, современников. А.И. Герцен в частности, называл Петра I “революционером на троне”. Подчеркнуть, что вы вольны думать по-другому; мнения могут высказываться различные, но в любом случае они должны быть аргументированы. Интересно послушать учеников, как они понимают этот термин, что в него вкладывают (кстати, это дополнительная возможность вспомнить, что понимается под “революцией”, что значит “сверху”). А затем дать возможность высказаться по существу вопроса. При всех оттенках мнений, ребята сходятся в главной мысли: взятый в кавычки, этот термин очень емко хаpaктеризует происходившие в их периоды события. Все они инициировались властью, все они имели далеко идущие последствия.

Можно задать вопрос: а что же народ, общество? хотел ли он перемен? У В.О. Ключевского есть высказывание: “нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформ”. Что по этому поводу думает группа петровской эпохи? Хотелось ли населению реформ, круто менявших их жизнь? Особых затруднений этот вопрос не вызывает. Ребята вспоминают, что даже боярству и дворянству, Петр силой навязывал новое. Традиционное общество сопротивлялось, цепко держась за вековые традиции. Иначе как “сверху” модернизация вряд ли бы началась. Сложнее с группой “великих реформ”. Начать разговор можно вопросом: когда появилась возможность открыто говорить о необходимости реформ, в том числе и в печати? Вспоминают, что только после разрешения Александра II. Можно ли было представить себе подобное в эпоху отца Александра II - Николая I? Почему? Суть высказываний учеников: запрет властей. Отсюда – социальная апатия, внешнее молчание и покорность. Ну, а как было, когда началась подготовка реформ? Готово было общество и народ к преобразованиям, ведь со времен Петра I прошло полтора века? Что касается народа, учащиеся вспоминают, что он “безмолвствовал” (крестьянские волнения в общем-то не превышали обычного уровня), да его никто и не собирался спрашивать. А что касается общества, большую часть которого составляло дворянство, то в массе своей оно не желало реформ и согласилось участвовать в подготовке отмены крепостного права только под жестким нажимом властей. Общественное, как и массовое народное, движение в стране еще не созрело, чтобы играть ведущую роль в решении важнейших государственных вопросов. Переходим к разговору с третьей группой. Можно задать вопрос: “Пройдет еще век с лишним, наступят 80-е гг. ХХ в. Народ по-прежнему безмолвствует?” Так как семинар проходил по завершению темы “перестройки”, учащиеся легко вспоминают, что на сей раз “народ” (весь ли?) начнет активно требовать “перемен”. И в этом отношении “перестройка” подведет черту под вековой традицией “революций сверху”. (Подведет ли? – это мостик для разговора о современной России). (Если были споры в начале семинара по поводу того, стоит ли брать времена “перестройки”, то здесь можно вновь вернуться к этой теме и завершить ее обсуждение). Но общество “проснется” от “социальной спячки” не сразу. Почему же и на этот раз инициатива шла сверху? По аналогии с обсуждением “великих реформ” ученики вновь выходят на проблему государственной власти в нашем отечестве, ее способности глушить всякую народную инициативу, обрекать народ на социальную пассивность и полное безразличие, отсутствие зрелого гражданского общества.

Таким образом, можно плавно перейти к третьему вопросу семинара, сказав, что мы выходим на одну из коренных особенностей, если не сказать главную, в русской истории – всеобъемлющую роль государства. Здесь можно провести параллель и задать вопрос: почему так сложилось? (экскурс в историю со времен татаро-монгольского ига желательно не затягивать). И далее: а как обстояло дело в ХХ в., что нового он принесет? Смысл вопроса, вспомнить о тоталитаризме. И вывод: вот она связь времен - всемогущественная государственная власть в советской стране не только результат тоталитарного режима, она зиждилась и на глубоких исторических традициях, не только не разрушенных Октябрем, но и еще более упроченных в советское время. Можно, в частности, попросить провести параллель между петровским “регулярным” государством и тоталитарным, прочитав высказывание М.М. Богословского: “Подданный не только обязан был нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе, как в жилище, построенном по указному чертежу, носить указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать на кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки” [№ 5, с. 15]

В нашем отечестве веками была гипертрофирована роль государства. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований позиция верховной власти, ее способность чувствовать веяние времени, назревание необходимости перемен, ее умение преодолеть мощное сопротивление “исторической среды”, сложившихся традиций. Особенность нашей истории – власть всегда с историческим опозданием принималась за реформы. Обращаясь к группам, можно спросить, что подтолкнуло Петра к преобразованиям? Почему Александр II, будучи цесаревичем, утверждал, что “Европа нам не указ”, а, став императором, начинает грандиозные реформы? Почему М.С. Горбачев провозглашает курс на перестройку? Учащимся не сложно сделать вывод – внешний фактор, отставание от Запада, которое становится угрожающим для судеб государства. Но! Активно за реформы власть принимается только тогда, когда угроза внешнеполитическому могуществу государства становится власти очевидным (поражение в Северной войне, поражение в Крымской войне, перспектива проигрыша в “холодной войне”, угроза существованию коммунистического режима).

Можно попутно затронуть вопрос о роли личности в истории. Напомнить ученикам, что в России по сути дела всегда была монархическая власть, персонифицирующаяся в царях, императорах, генсеках (единственно, что власть их не была наследственной). И спросить: как думаете, возможны были бы подобные реформы, умри Петр I в 1700 г.?, отменили бы крепостное право в России в 1861 г., если бы не жесткая воля Александра II?, началась бы “перестройка”, если генеральным секретарем избрали бы не М.С. Горбачева?

После обсуждения вопросов вернуться к проблеме, почему власть решается на реформы. Что же конкретно предпримет власть, чтобы сохранить статус великой державы? – этим вопросом можно начать обсуждение двух следующих вопросов семинара. По времени оно занимает большую часть урока. Здесь важно, чтобы ученики не просто вспомнили и перечислили конкретные реформы, но и попытались их оценить. Какие стороны жизни затрагивали реформы, насколько они были глубокими? Стали ли эти реформы очередной попыткой двигаться по самобытному “русскому” пути или в сторону Запада? Каковы результаты реформ, насколько они оказались эффективными, сделала ли страна шаг вперед в своем развитии? Основная канва разговора первых двух групп – модернизационный путь развития России. Без сомнения, Россия делала рывок вперед. Но, и реформы Петра I, и реформы Александра II оказались незавершенными. Петровская модернизация, заимствуя опыт Запада, создавалась на самодержавно-крепостнической основе. “Великие реформы”, в той или иной степени сохранившие пережитки феодализма, не коснулись вообще преобразований государственного строя. Каждый модернизационный виток, не разрешив до конца накопившиеся противоречия, добавлял к ним новые. Пусть ученики выскажутся, какие. Интересно послушать размышления учащихся третьей группы: эффективными ли оказались реформы “перестройки” и почему. Вывод, к которому они пришли, - советская модель особого пути развития страны (социализм) исчерпала свои потенциальные возможности. В рамках старой модели реформы были обречены на провал (как констатировал один из советских лидеров Н.Рыжков в 1990 г., “перестройка в том виде, как она замышлялась в 1985 г., потерпела поражение”).

Обсуждение последнего вопроса семинара, о цене реформ, выводит на вопрос, ради которого и проводилось занятие: почему у нас так болезненно проходили реформы. Учеников нужно вывести на мысль о неравномерном, рваном темпе российской истории, повторяемости циклов ее развития. Начать можно с обращения к первой группе: скажите, когда Российское государство начало прогрессирующе отставать от Запада, когда Россия вступила в цивилизационный кризис? Ученики вспоминают, что в России он начался со Смутного времени, страну лихорадило весь XVII в., к концу которого власть начала понимать, что в самоизоляции дальше прожить невозможно и надо наверстывать упущенное как можно быстрее. За какой период Петр превратит Россию в могущественную державу, равную самым развитым странам того времени? – За четверть века. По своему масштабу и стремительности проведения его реформы не имеют аналогов не только в российской, но и европейской истории. Но какой ценой? Резюме выступлений учеников – ценой неимоверного напряжения сил, социальной ломки, насилия. Мы стали вровень с европейскими державами, но во всем ли? Из ответов выясняется, что только по военной и промышленной силе. За бортом остался европейский опыт развития буржуазных отношений, политической жизни, формирования гражданского общества, усиливается крепостничество. Закладывались причины нового отставания в будущем.

Тем не менее, реформы Петра позволили полтора века “почивать на лаврах”. Правители почти не обращают внимания на “западные часы”. Обращаемся ко второй группе: когда власть заговорила о необходимости отмены крепостного права? Вспоминаются попытки Александра I, Николая I. Стоит напомнить и о Екатерине II, ее “Наказе” Уложенной комиссии 1767 г. Почему же проблема не решалась почти век? Послушать ответы, а дальше, как иллюстрацию к действиям властей, можно привести высказывание Николая I и попросить учеников прокомментировать его: “Нет сомнения, что крепостное право есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”. Время, по мнению властей, еще есть, легче загнать проблему вовнутрь. Однако поражение в Крымской войне, показало, что исторического времени уже не осталось, и…очередной рывок вперед. Но как? Почему по поводу крестьянской реформы Н.А. Некрасов писал: “Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику”? Двинув страну вперед, но не устранив до конца пережитки феодализма, реформы Александра II закладывали основы будущих катаклизмов. Стоит остановиться на трагическом убийстве Александра II, которое произошла именно в тот день, когда император одобрил конституционный проект Лорис-Меликова, то есть фактически дал согласие на конституцию. Возможно, 1 марта 1881 г. явилось той критической развилкой отечественной истории, миновав которую, страна вступила на путь, приведший ее к революции. Правление последующих императоров, державших курс на консервацию существующих порядков, в то время как противоречия все более обострялись, довело дело до логического конца.

. Обращаясь далее к классу, можно сказать, что в урок сознательно не включено обсуждение революции 1917 г., приведшей в очередной раз к выбору самобытного пути развития России, на сей раз под флагом строительства социализма, как и самого этого строительства. Эта тема настолько большая, что не вмещается в рамки нашего семинара. Нас интересует финал этого пути. Также как Россия в XVIII в. смогла на крепостнической основе обогнать другие страны по военной мощи и некоторым направлениям промышленности, так и СССР смог на основе социализма стать военной супердержавой и второй страной по абсолютным размерам промышленного производства. Заплатив при этом непомерную, невиданную плату – десятки миллионов погибших и невинно осужденных; неэффективная структура экономики, низкий жизненный уровень, отсутствие гражданских свобод, самоизоляция страны.

Здесь, пользуясь случаем, можно задать ребятам “крамольный вопрос”: у нас сегодня с вами есть возможность оглянуться на трехсотлетнюю историю России, сравнить, казалось бы, не сравниваемые эпохи. Не кажется ли вам, что построенный у нас социализм в чем-то напоминает глубокую старину? Если вопрос вызовет затруднения, то попросить вспомнить сталинское строительство социализма в деревне – коллективизацию, что оно напоминает. Можно поставить еще ряд вопросов. В результате обсуждения выясняется, что, образно говоря, на “теле” социализма оказались “родимые пятна” феодализма: гипертрофированная роль государства (тоталитаризм), самодержавие (“генсекодержавие”), всевластие бюрократии, крепостное право (колхозы, прописка и т.д.), борьба с ересями (инакомыслием). Социализм на новом витке повторил многие черты российского феодализма, не изжитые окончательно к началу ХХ в. И в этом смысле “перестройка” подводила итоги (подвела ли?) не только семидесятилетнему пути, но и нашей трехсотлетней истории.

Переходя к “перестройке”, можно провести еще одну маленькую параллель. Несмотря на невиданные жертвы и неистребимое желание “догнать и перегнать”, Советский Союз к концу ХХ в. все более отставал от Запада. Страна втягивалась в стадиальное отставание, цивилизованный мир переходил к постиндустриальной стадии развития. Социализм в частности оказался несовместим с новым витком научно-технической революции. Обращаясь к третьей группе, можно спросить: когда для власти стало очевидным, что страна в этом отношении не в состоянии тягаться с Западом? (Об этом шла речь, когда проходили “застойные годы”). Если не смогут ответить, то напомнить про несостоявшийся пленум ЦК КПСС по научно-техническим вопросам 1969 г. Мешки подготовленных материалов в ЦК так и останутся невостребованными – руководство не решится на этот шаг. “Вот когда уже горело”, - как выразился М.С.Горбачев. Дальше спросить: что вам напоминает ситуация с научно-техническим прогрессом 1969 г. из нашего сегодняшнего разговора? – Ситуацию с отменой крепостного права и позицию Николая I. Та же реакция – загнать проблему вовнутрь.

А теперь попытайтесь, суммируя все, что мы сегодня говорили, ответить на вопрос, почему же так болезненно проходила у нас “перестройка”? Суть высказываний учеников – попытки реформировать социализм в рамках социализма не вывели страну из кризиса, а лишь привели к резкому ухудшению жизни населения. Слишком много надо было менять, слишком глубоки должны были быть реформы. Власть была поставлена перед выбором: либо демонтаж социализма, либо “сохранение социалистических ценностей”. Августовские события 1991 г. расставили точки над i.

Заключение к семинару подводит учитель.

Сегодня у нас была уникальная возможность, сравнив несколько эпох, попытаться увидеть особенности нашей истории, попытаться понять, куда и как двигалась Россия. Фактически мы с вами взяли лишь одну проблему – власть и реформы (и то, лишь некоторые ее стороны). Вы увидели, что реформы всегда в нашей стране проходили невероятно болезненно. Одна из причин этого – позиция власти. В России исторически сложилась мощная, всеобъемлющая государственная власть. Оборотной стороной стало бесправие народа, запоздалое становление гражданского общества, по сути дела так не сложившегося всерьез к началу ХХ в. Октябрьский переворот 1917 г. прервет этот процесс, ростки гражданственности будут уничтожены, созданный тоталитарный режим законсервирует бесправие населения и многократно усилит власть. Исторические традиции сохранятся в новой, социалистической, оболочке. Многовековая традиция всевластия государства в условиях бесправия народа возлагала на власть ответственность за выбор пути России. В этих условиях очень многое зависело от того, насколько власть осознает необходимость перемен, насколько она способна разработать программу реформ, насколько сильна ее воля претворить в жизнь эту программу. Как показал отечественный опыт, государственная власть с историческим опозданием бралась за реформы, когда внешний фактор – отставание от Запада – становился угрожающим для существования государственности. Тогда период благодушия, затем попыток загнать назревающие проблемы вовнутрь, игнорирование их существования сменялся периодом чрезвычайной активности власти. Страна делала рывок вперед. Но это требовало сверхнапряжения сил и ресурсов, сопровождалось обострением социальных противоречий, социальной ломкой, делало реформы чрезвычайно болезненными. Реформы, не разрешив до конца старых противоречий, закладывали новые, готовя почву для будущих катаклизмов. Тем не менее, последующие правители отказывались от продолжения реформ, и страна вновь откатывалась к состоянию относительного застоя. Образно говоря, “телега российского государства ехала вперед на квадратных колесах, и каждый их поворот … до основания сотрясал всех седоков” [№4, Т. 2, с. 459]. При такой езде телега отечественной государственности не выдержала проверки на прочность в начале ХХ в. Не выдержала она проверки и в конце ХХ, когда рухнул Советский Союз. Сможет ли наша страна в XXI в. цивилизованным путем разрешать назревающие проблемы, не проводить реформы в столь болезненной для народа форме, зависит от многих причин. И не в последнюю очередь от того, будут ли и как учитываться исторические особенности нашей цивилизации.

Рекомендуемая литература

  1. Эдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. – М.: Изд-во “Книга”, 1989
  2. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М, 1991
  3. Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I-II./Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивоваров Е.И. и др. – М.:ТЕРРА, 1991
  4. История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: в 2 т./ М.М. Горинов, А.А, Горский, А.А. Данилов (руководитель автор. колл.) и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ: Экспериментальное учебное пособие для старших классов. – М.:МИРОС, 1994
  6. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2004


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 06 2024 4:52:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 06 2024 0:40:11

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 06 2024 22:41:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 06 2024 10:28:23

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 06 2024 7:28:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 06 2024 14:31:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 06 2024 12:12:38

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 06 2024 23:39:57

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 06 2024 22:48:46

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 06 2024 4:56:16

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 06 2024 16:35:36

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 06 2024 0:10:11

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 06 2024 11:16:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 06 2024 1:38:29

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 06 2024 18:42:22

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 06 2024 21:58:42

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 06 2024 13:17:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 06 2024 21:23:30

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 06 2024 14:29:37

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 06 2024 15:48:57

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 06 2024 15:41:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 06 2024 4:53:11

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 06 2024 0:54:36

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 05 2024 22:16:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 05 2024 11:25:38

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 05 2024 4:57:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 05 2024 13:52:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 05 2024 13:10:18

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 05 2024 13:32:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 05 2024 14:48:55

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 05 2024 2:26:34

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 05 2024 21:17:20

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 05 2024 9:51:59

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 05 2024 3:19:37

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 05 2024 15:42:29

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 05 2024 22:55:44

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 05 2024 0:59:57

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 05 2024 19:17:59

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 05 2024 2:43:56

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 05 2024 4:38:47

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 05 2024 20:26:16

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 05 2024 18:34:16

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 05 2024 10:26:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 05 2024 16:36:49

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 05 2024 11:26:20

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 05 2024 15:36:18

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 05 2024 3:11:21

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 05 2024 2:53:20

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 05 2024 10:36:21

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 05 2024 6:58:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::