Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс
Организация урока
Уч: Пришло время и вам обратить свой взгляд на сохранение культурного, исторического, духовного наследия нашего края, обратиться к пониманию взглядов политиков, зодчих, предпринимателей на наше национальное достояние и людей, внесшим вклад в процветание родного края.
Ход урока
Слайд №I.. [1] “Любить Отечество велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг”. Что означают эти строки?
Притужалова Лена: Каким бы ты ни был патриотом, ты обязан знать историю своего края.
Уч: Кто-то интересуется Отечественной историей, другой влюблен в фольклор и постоянно обращается к сказке, обрядам, пословице, многих увлекает летопись, сказания, предания. Назовите произведения, которые вам особенно дороги…
Дети (варианты ответов)
Учитель: Художники, музыканты все чаще обращаются к известным эпическим полотнам, посвященным переломным моментам в жизни нашей Родины. Самая дорогая, воспетая тема их творчества…
Дети: Родина!
Учитель: А. С. Пушкин писал такие строки о России: “...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал”.
Интеграция языкового прострaнcтва
1. Образ Родины в искусстве.
Цель: целенаправленное погружение в стилевое своеобразие музыки.
Уч: Диалог с прошлым начинает звучать во множестве произведений искусства. А что такое искусство?
Шк: Целенаправленная деятельность человека
Уч: “Искусство-это мышление в образах”, - так писал В.Г. Белинский. Художник, поэт, композитор - каждый из них вступает в своеобразный диалог с потомками на “языке” своего искусства, и, таким образом, картины жизни предыдущих поколений передаются последующим
Существует мнение, что музыка [2] “может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни”, существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. “В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное”. Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
Звучит фрагмент “Сюиты си минор”, Милия Балакирева
Творческое задание
Цель задания: активизация мыслительной реакции школьников о произведении.
Задача: учить школьников логически рассуждать об искусстве
Уч: Я вам предлагаю выполнить задание исследовательской направленности. (Раздаю заготовленные листы бумаги, цветные фломастеры, гуашь, и другие принадлежности). Первая группа учащихся в цветовой графике изобразить динамику музыкального фрагмента. Вторая группа школьников выразит эмоциональный настрой музыки в “звуковых пятнах”. (Звучит трек №1. “Сюита си минор”, М. Балакирева, фрагмент (время выполнения задания — 5-7 минут).
Уч: Какова тема этого фрагмента музыки? Какова идея музыкального произведения? Что скрывается в звуках этого музыкального произведения? А что же поражает в музыке? Какая картина происходящего возникает у вас? (Обращаю внимание на графику музыки, выполненную школьниками). Что показывают “графики времени”? Как развиваются события в этом произведении? Что показывает “кардиограмма” звука? Какие состояния рисует цветовая графика музыки в восходящем движении? Какой образ воссоздают скачкообразные зигзаги аккомпанемента? Какие картины рисуют деревянные духовые инструменты?
Ответы детей…
Уч: [2] “Музыка слишком абстpaктна, чтобы выражать что-либо. Мы можем придать ей смысл, разжечь наше воображение”, она насыщена яркими контрастами. В музыке существует свои принцип “высказывания”, все музыкальные картины создают общий художественный сюжет. В музыкальных мотивах постоянно меняются три понятия – настроения: “прошлое”, “настоящее”, “будущее”. Какое из этих терминов преобладает в данном фрагменте?
Шк: На мой взгляд, музыка рассказывает нам о прошлом времени
Уч (обращается ко II группе школьников): Содержание музыкального произведения зависит от богатства ассоциаций, которые возникают у вас во время восприятия музыки. Расскажите, как в цветовом изображении вы запечатлели свое видение музыки? Укажите на звуковой “плоскости” цветовой фрагмент, с которого начинает разворачиваться концепция произведения, иначе говоря, “местоположение” замысла в звуковом прострaнcтве данного произведения.
Уч: Какие средства выразительности вам помогают почувствовать эмоциональный настрой этого произведения?
Шк: Интонация, ритмический рисунок.
Уч: С чем ассоциируется значение этих понятий? (Школьники анализируют свои работы)
Уч: Что отражает музыка?
Д: Действительность времени.
Уч: Может ли хаpaктер музыки передать эпоху времени?
Д: Мрачные аккорды минорного лада напоминают отголоски восточной музыки. Движение мелодии в восходящем и нисходящем движении создает образ расширенного прострaнcтва. Нисходящее движение мелодики связано с образами угнетенности, приближения к чему-то конечному. Скачкообразное движение мелодики создает образ величия, напряжения, для передачи патетики, экзальтированности.
Уч: Можно ли сказать, что эмоции человека пропорциональны хаpaктеру музыки
Дети: Какое настроение у музыки, таков и хаpaктер у человека!
Уч: Как это специфическое музыкальное отражение соотносится с философскими и мировоззренческими концепциями времени?
Д: Наш народ прошел через страдания, через муки и неволю, через тьму дикой жизни и деспотизма, через непрерывную борьбу за свое раскрепощение
У: Что побудило композитора написать это произведение? Что нового открыл он в себе, в людях, окружающей жизни, о чем поведала музыка поколению Милия Балакирева и поколениям грядущих эпох? Чем является музыка для вас?
Шк: Музыка — это… информация интонацией…
Уч: Л. Н. Толстой: “Музыка — радость бессознательных вычислений, “стенография чувств” Ее способность говорить многое, ни говоря, ни слова, - выражает много, не используя зрительных образов.
Музыка может вдохнуть высокие чувства, воссоздать образ тишины, сложные психологические состояния и духовный мир человека.
На ваш взгляд, в этой классической музыке можно услышать национальную окраску? Какой целостный музыкальный образ воссоздают средства выразительности? Что вы знаете о создателе этого произведения?
Ответы детей…
Вывод: И в литературе, и в музыке, и изобразительном искусстве присутствуют средства выразительности, сходные с содержанием композиции: миросозерцание, симметрия, ясность и устойчивое равновесие, простота, - весь мир во всей его конкретности. Какая бы сфера действительности ни попадала в поле зрения композитора, он всегда рассматривает ее со стороны позитивных или негативных эмоций, которые она в нем вызывает. В любом произведении образ будет в большей или меньшей степени развивающимся, отражая тем самым движение, изменение, динамичность, противоречивость окружающей реальности. Образ в Вашем понимании музыки приобретает сюжетность.
“…Внесла в свои таинственные строки Суровая История твоя…” [6]
Шк: [2] “Там, где когда-то проходили монголо-татарские войска, в Средней Азии, на западном берегу Каспийского моря, в устье Волги – была и есть своя Тюмень. Юго-западнее современной Астpaxaни в это же время была даже небольшая страна Тюмень. На берегу Сыр - Дарьи есть железнодорожная станция Тюмень-Арык. В середине XVI века в устье Терека на Северном Кавказе был город Тюмень и речка Тюменка — все, как в нашем тюменском крае... Чинги-Тура тоже какое- то время называлась Тюменью”…
В XIV веке у сибирских татар появилось первое политическое объединение, располагавшееся вдоль Туры от Тобола до Уральских гор, — княжество Великая Тюмень.
Звучит “Покаянная молитва о Руси”, муз. П. И. Чайковского, сопровождается показом репродукций
Уч: Был когда-то Север задворками империи, местом массовой ссылки, колонией. Архивные документы нам констатируют отдельные события, образы людей, которые жили, творили в давние времена.
[3] “Зачастую летописец был более важен для истории, будущих поколений, мирового достояния, нежели сам герой” [4] “Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел прострaнcтво, большее прострaнcтва всей Европы! Нет! Вы мне не покажете такого народа”, — так о Тюмени отзывался наш земляк Н. М. Ядринцев.
Школьник читает стихотворение Владимира Бенедиктова.
“К России”
“Сколько нас, нерусских, у России —
И татарских, и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек — ни завтра, ни сейчас —
Отделить нельзя нас от России-
Родина немыслима без нас!
Сколько нас, нерусских у России —
Истинных российских сыновей,
Любящих глаза небесной сини
У великой матери своей”
Уч: “С Тюмени начинаешь чувствовать, что вступаешь в совершенно новый мир”, — так отзывался о нашем городе Н. В. Шелгунов, исследователь XVIII века. Тюмень — отпечаток деятельности разных поколений: На ваш взгляд, что поразило Тюмень этого ученого?
Шк: Решительный суровый нрав и хаpaктер людей… Таинственная душа сибиряков…
Уч: Составьте словесный портрет тюменцев.
Шк (примерные ответы): Убедительность мужественных и предприимчивых образов сибиряков, пафос личной и гражданской независимости, устремленность к безграничной свободе, интерес к национальному прошлому, утверждение само ценности творческой и духовной жизни человека, жажда совершенства и обновления. Были гордыми, волевыми, мужественными, упopными, предприимчивыми, знающими себе цену. Гармония отношений между прислугой и хозяевами. Яркое национальное своеобразие. Радушие гостеприимства, праздничный колорит застолья.
Уч: Хлебом-солью встречали и важных государевых персон. С самобытными хаpaктерными свойствами души сибиряков ассоциируется хоровое произведение “Крестьянская пирушка”, слова А. Кольцова, музыка М. Ипполитова-Иванова (см. нотное приложение).
Уч: Н.Г. Чернышевский писал, что “в Сибири самый высокий культурный уровень”. О чем идет речь?
Шк: Отсутствие крепостного права, постоянный прилив развитого населения, который внес частицу своей национальной культуры в лепту Тюмени.
“Тюмень — рук творенье наших…”[6]
Уч: Сохранение историко-культурного наследия города Тюмени — одна из самых приоритетных тем в Тюменской области. Какие культурно-исторические памятники города Тюмени вы знаете? Что такое храм? (Варианты ответов школьников)
Ответ учащихся.
Уч: Храмы нашего города — рукотворные чудеса, символ нравственного возрождения Руси, патриотического воспитания души, печать веков, строгость линий, особое обаяние, редкая торжественность, величавость, напоминание о могуществе церковной власти, благочестии, высоком мастерстве наших предков.
Во славу каких значимых событий возводились храмы в Тюмени? С чем ассоциируются сверкающие купола храмов? Чем примечательна Крестовоздвиженская церковь? Какая церковь получила название “трапезной”, силуэтом напоминающая корабль?
Какое событие 1932 г., связанное с Благовещенской церковью, особо запомнилось старожилам города Тюмени?
Среди архитекторов России бытовало мнение, что Благовещенский собор и здание Тюменской Городской Управы создавали сложную архитектурную гармонию! О чем идет речь? Что воссоединило этот архитектурный ансамбль? Назовите символ вечно живой русской церкви….
Старинные летописи указывают, что в архитектуре Тюмени присутствует “сибирский хаpaктер”. Что это означает? (Смешение стилей в архитектуре города, декоре наличников домов, орнаменте национальной одежды горожан).
В архитектуре города Тюмени вспыхивает праздничный, нарядный стиль, получивший название “узорочье”. О каком стилевом направлении в архитектуре г. Тюмени идет речь?
Что означает понятие “барокко”? Назовите период расцвета этого направления в искусстве? Какие линии хаpaктерны для этого архитектурного стиля?
Шк: Контрастность напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств и взаимопроникновению архитектуры, скульптуры и живописи
Уч: М. И. Калинин так отзывался о старинных мастерах: “…Народ, чисто золотоискатель. Он отбирает, сохраняет, бережет только то искусство, которое представляет собою подлинную ценность”
Архитектура города Тюмени — это “каменная философия” эпохи, определенное мировоззрение определенной эпохи, которая нам рассказывает о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.
Мертвые симметричные формы никогда не считались красивыми. Необходимо еще что-то, и это “что-то” может вырасти из народной жизни, из национальной культуры, из исторического опыта народа. Белинский заметил когда-то: “Только бездарность не знает ни прострaнcтва, ни времени, ни нации”
На ваш взгляд, камень может выражать дух времени, сложные чувства, передать мощь или слабость, тяжесть или легкость, высоту или приземистость, толщину или тонкость, стройность или неуклюжесть, изящество или одухотворенность? Можно ли заставить его зазвучать, оживить его найденными соотношениями объемов. Почему храмы окрашены определенным цветом?
Шк: Его объемы должны оживать при движении мимо него.
Уч: Почему архитектор при постройке церкви выбирал определенное место?
Шк: Чтобы вписать свое детище в окружающую среду. Здание должно гармонировать со своими соседями, не подавлять их, не загораживать. Подлинное искусство должно позаботиться о гармонии всех входящих в ансамбль частей.
Очарованный странник (фрагмент стихотворения)
Я спросил его в пути:
- Странник,
Чем ты очарован? ...
…Красота! Не хватит слов
Передать все потрясенья
Многоопытной души.
И бреду я, очарован,
По сибирской сей глуши.
(Наталья Решетникова, репортер тюменского телевидения)
Уч: Старинная Тюмень, как многие сибирские крепости, имела живописный силуэт, создаваемый контрастным сочетанием рядовой застройки и вертикалей шатровых башен, кровель, шпилей, церквей….
Перекличка городских зон — важнейшая отличительная особенность тюменского центра….
Связанные мостом две большие площади – явление не частое в русском зодчестве. Следуя ландшафтным условиям, одна площадь является как бы зеркальным отражением другой: каждая имеет треугольную форму плана, заканчивается спуском, на каждой из них — по церкви, за которой начинается “фоновая ” застройка.
Кроме этого центрального куста высотных доминант, застройку Тюмени скреплял еще внутренний куст, образованный Михаилоархангельской церковью. Второй створ составили Крестовоздвиженская, Благовещенская и Знаменская церкви. Этот выбор места имел какое-то символическое значение для церквей.
Слайд №II
“Сибирское барокко”
Звучит современная композиция. Группа “Пульс 1”- (сторона 1, зап. № 5, “Барокко” ).
Уч: С середины XVIII века в столице России наступает расцвет “сибирского барокко”. Что вы знаете об этом периоде в истории города?
Шк: В Сибири начала кристаллизоваться своя культура, которая была самая необыкновенная. В Тюмени сложился особый архитектурный стиль: органическое соединение западных и русских художественных традиций. На новых местах обетования в культуре и в быту пришлых выpaбатывались некоторые специфические черты, хотя и продолжаются сохраняться старые, принесенные из родных мест и служащие своего рода историческими вехами в памяти народа. Живописный, пластичный и вместе с тем монументальный стиль отвечал мировоззрению сибиряков, прочной народной основе их мировосприятия.
Троицкий монастырь в Сибири. Основан в 1608 г. как Спасо-Преображенский, Нифонтом из Казани. Матвей Максимов был первым русским архитектором храма.
С 31 октября 1704 года строительные работы велись под руководством тобольского митрополита Филофея (Феодора) Лещинского,
выходца из Киева, известного своей просветительской деятельностью в Сибири. Что же касается влияния форм украинского зодчества, то этот факт не был случайным. Начиная с конца XVII века, в поток сибирских переселенцев вливаются малороссы. Особенно усилился приток украинцев в Сибирь при Лещинском, который, понимая важность культурного освоения Сибири, еще в 1702 г. обращался к Петру I с просьбой: “…чтобы приезд монахам-киевлянам был в Сибирь и из Сибири отъезд вольный”. Возведение церковных построек и изготовление пяти иконостасов было дело рук украинских мастеров, воплощая в них свои и чужие вкусы, и взгляды на жизнь, становясь, таким образом, носителями социального и культурного прогресса в жизни города
В 1708 году внушительная и нарядная церковь Петра и Павла стала центром не только кремля, но и всего города Тюмени, связала воедино все силуэтные вертикали Тюмени. 3 июня 1711 г. Троицкая церковь была освящена. Пятиглавая Петропавловская церковь (закончена в 1755 г.) имеет крестообразный план, что вовсе не хаpaктерно для Сибири (в Тюменской области других таких нет), зато вполне обычно для Украины того времени. Рядом с ней стоит более ранняя шатровая колокольня. Сохранились также двухэтажный настоятельский корпус (1730-е годы) и монастырская ограда (закончена в 1741). Длина ограды 392 метра, высота 5 метров, она окружает монастырь с трех сторон.
Композиция Троицкого собора восходит к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав несет явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам четверика соответствуют принципам украинской архитектуры. Основной объем собора имеет в плане размеры 22,0 х 18,5 м. Высота его вместе с крестом — 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой граненой апсидой. Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность времени строительства собора, когда завершался переход от средневековья к принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций порождала своеобразные синтетические формы архитектурных произведений. В этом контексте тюменский Троицкий собор — явление закономерное.
Влияние западных форм на архитектуру Троицкого собора прослеживаются довольно отчетливо. На фасадах четверика нет члeнений, соответствующих структуре четырехстолпного храма. Порталы его выполнены не в романтических формах, хаpaктерных для древнерусских церквей, а виде композиции из полуколонн с опирающимися на них стилизованными архитравами. Гладкие стены завершаются дробно расчлeненным карнизом. Торцевые фасады приделов увенчаны хаpaктерными для европейского барокко высокими фигурными аттиками, а главы имеют форму, типичную для украинской культовой архитектуры. Очень своеобразно их распределение: три большие главы, из которых одна поставлена на апсиду, акцентирует продольную ось здания. Поперечная же ось выделена всего двумя малыми главами. Подобный акцент продольной оси напоминает прием венчания вытянутых в длину католических базилик. В русском зодчестве осевая композиция куполов стала распространяться с конца XVII века в трапезных церквях. В пятиглавых кубических храмах прием продольной ориентации применялся очень редко. Вполне возможно, что, а завершил его украинский мастер.
Но при явном и активном влиянии западных форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское начало является все же ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой статичности объемов и в хаpaктере тpaктовки декора. Мощный клуб четверика почти не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не трaнcформируя ее. Кроме того, древнерусское начало проявляется и в разнообразии наличников из полу — колонок с полуциркульным или трехлепестковым профилированным очельем (см. стр. 37), на северной стене и на апсиде полу — колонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную “пламенеющую” форму. Еще одна черта древнерусского зодчества — мощные бочкообразные утолщения на угловых пилястрах. По традиции еще от византийского зодчества, стены собора были неоштукатуренными — кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Выполнены декоративные элементы из фасонного и лекального кирпича. Для кладки стен применялся хаpaктерный для XVII и XVIII веков применялся большемерный кирпич размером 300 х 160 х 75 мм.
Внутри собор выглядит величественно. Двусветное прострaнcтво хорошо освещено, что не свойственно древним храмам, обычно погруженным в полумpaк. Это влияние нового времени, естественного обмирщения церковного зодчества. Большие окна второго яруса позволили сделать восьмериковый деревянный баpaбан центральной главы глухим, поставлен на четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по контуру с двух сторон — на северную и южную стены, а с двух других — на систему арок. Такая конструкция — сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава - соответствует общим особенностям русского культового зодчества первой четверти XVIII века. Восточная и западная главы поставлены на световые восьмериковые баpaбаны. Все строительные работы в Троицком соборе были закончены в 1717 г.
Знаменский собор (1768–1786; достраивался в 1801 г.) строили и перестраивали в общей сложности 130 лет — редчайший пример, когда архитекторам удалось без изменений сохранить единство первоначального стиля.
Главный объем выполнен как “восьмерик на четверике”, то есть в виде восьмигранного объема, водруженного на четырехгранный основной. Центрические церкви такого типа были распространены в русской архитектуре 17 века, при этом пятиглавие в них было выражено слабо. Обычно центральная глава была дополнена небольшими декоративными главками по углам четверика. Ее большая деревянная глава (9,4 м) была поднята на высокий восьмигранный баpaбан (см. стр. 32). Высота апсидного прострaнcтва и трапезы составляла 9,7 м, а храма — 32,4 м. Размеры церкви в плане — 24,5 х 10 м. Сложена она из очень редкого в постройках XVIII века в Тюменской области большемерного кирпича 320 х 160 х 75 мм.
Первая церковь отличалась красочностью и пластичностью декора, “наложенного” на гладкие стены. Подобный декоративный прием был охаpaктеризован для “нарышкинского барокко”. Кровли большого восьмерика, трапезной и апсиды были покрыты в шахматном порядке черном и белым” кровельным кирпичом”, а центральная часть крыта желтой черепицей. Малые кровли были раскрашены в зеленый и красный цвета. Углы четверика храма акцентировались белыми пилястрами. Карниз имел зеленую окраску
Уч: Храм украшает чудотворная икона Спиридона Иконникова “Знамение Божьей Матери” — произведение древнерусской культуры.
Уч: Икона — самый древний вид человеческого творчества. Один из исследователей этого вида искусства сказал, что это самый “парадоксальный” предмет на свете. В самом деле, мы любуемся тем, чего на свете нет.
“Живопись- это искусство сообщаться с душой посредством глаз”,- сказал французский мыслитель Дени Дидро, “всемирный язык” (Верещагин)
А как вы считаете, что такое живопись?
Шк: Цветовая гамма. Звуковой колорит…
Уч: Это многоцветье красок. “Там, где замолк поэты, там начал художник”,_слова немецкого искусствоведа Винкельмана. Цвет-главное средство выразительности живописи. “Величайшим счастьем” живописи считается “изображение невидимого прошлого и будущего”.
Творческое задание. Давайте рассмотрим репродукцию. Что притягивает ваш взгляд?
Шк: Лико Святой. Руки, обращенные вверх. Есть что – то в иконе неугаданное… А я слышу тихую музыку, меня пронизывает холод. А мне становится тепло, уютно… Мне хочется написать стихи…
Уч: Ну, вот, картина раскрыла перед вами свое богатство
Эта икона властно приковывает к себе взоры молящихся, поражает яркостью, свежестью и гармонией художественного строя, приоткрывает окно в прошлое, дает возможность соприкоснуться с миром наших предков. Линейные ритмы иконы, звонкие красочные сочетания, создававшие образный строй, исполнены волнующей одухотворенности.
Спасская церковь (1794 г.) — яркий образец сибирского барокко. В своеобразии архитектуры храма проявляется влияние католических церквей. В церкви два этажа, что редкость для Сибири. Северный придел был сооружен в 1913 году и несколько исказил первоначальный замысел, но барокко еще хорошо видно в завершениях глав и деталях второго этажа церкви.
Уч: Чем примечателен Спасский храм?
Шк: Когда-то в церкви находилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, серебряный крест, весом до 25 кг. В 1837 г. церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II
Уч: “Дуэт” Спасского храма с Михайло-Архангельской церковью придавал законченность и определенность всей улице, подчеркивал ее значение в системе городских застроек.
Виды искусства г. Тюмени взаимосвязаны друг с другом: архитектура дополняется скульптурой, скульптура, как бы переходит в “каменную живопись”.
Барокко в Сибири просуществовало гораздо дольше, чем в столичных городах, — до начала XIX века, что объясняется, прежде всего, социально-экономической отсталостью региона. Столь длительное бытование сибирского барокко обеспечило известное единство его форм и композиций на всей громадной Западной и Восточной территории Сибири. Этому способствовали исторически сложившиеся обстоятельства: экономические и культурные связи между сибирскими районами, пpaктиковалось использование мастеров-строителей другого района. Русские зодчие имели достаточный арсенал, чтобы не повторяться, и это с особой силой было продемонстрировано в Сибири.
Но памятники архитектуры всегда ранимы. Они разрушаются от наших разногласий, от нашего равнодушия и невнимания больше, чем от природных бедствий.
Звучит фрагмент “Ноктюрна” из альбома “Мост дружбы”.
С давних времен в Тюмени уважительно относились к вере и чувствам людей разных народностей. В окрестностях города до сих пор уживаются храмы русских, поляков и татар.
САММИТ. Москва, от 6 июля 2006 г, изречения лидеров мировых религиозных конфессий.
Кирилл, митрополит Смоленский: “Все религиозные люди обращают внимание к миру: жить ради мира…”.
Толгат Тадджуддин (Россия):“…без веры мир погибнет. К какой конфессии мы бы не относились, мы живем в одном мире. Мы все — человеческая семья”
Кирилл, митрополит Смоленский: “…Если фактор нравственности сольется воедино с фактором политическим, в мире восстановится мир”.
Заключение
Уч: Обобщите строкой из песни, что такое Тюмень?
Шк: Тюмень — “рук творенье наших”… Исторический образ народа. Матушка для обездоленных людей. Мастерство зодчих и ремесленников. Патриотизм сибиряков. Нравы и хаpaктеры людей. Радушие гостеприимства. Любовь к национальному прошлому.
Так начиналась история первого русского города в Сибири. И мало кто мог тогда предугадать, что через века Тюмени предстоит стать столицей нефтяного края, чье имя будет знать весь мир!
Песней тюменской поэтессы-самородка Петровой Надежды Николаевны (ООО “Тюменьрегионгаз”, отдел диспетчерского учета и метрологии, бабушка Ивановой Алисы, учащейся МОУ СОШ №60. Адрес автора: г. Тюмень, Федорова, д. 4, кв .122, индекс 625007) мы завешаем наш Проект!
Песня “Моя Тюмень”
1. Люблю бродить по улицам Тюмени
И на заре, и в солнечный закат,
Когда дурманит аромат сирени
И так пьянит черемуховый сад.
Я прохожу “Текутьевским бульваром”,
А на скамейках нет свободных мест:
Сидят в обнимку молодые пары,
Тюмень, Тюмень, ты — родина невест.
Припев:
Не итальянка я и не полячка,
Моя обитель — Святая Русь,
Я — россияночка, я — сибирячка,
И я, Тюмень моя, тобой горжусь!
2. Ты научила нас жить и трудиться,
Воспитывать достойных сыновей.
Для нефтяного царства ты — царица.
Ты — мать для всех ямальских королей!
Тебя мы словно заново открыли,
Вовеки куполам твоим сиять,
Тюмень, Тюмень, ты – “ягодка” Сибири,
Я не могу тебя не прославлять.
3. Идут года, становишься ты краше,
Так расцвела, что глаз не отвести,
Тюмень, Тюмень, ты — рук творенье наших,
Цвети, Тюмень, любимая моя.
Как хорошо по улицам весенним
Бродить, как много лет тому назад,
Вдохнув пьянящий аромат сирени,
Дарить Тюмени свой влюбленный взгляд.
Припев.
Используемые материалы
1. П.П. Свиньин. “Отечественные записки”.
2. А. Во. “Классическая музыка. Новое восприятие”.. R.C.S. Libri & Grandi Opere S.p. A.- Via mecenate 91, Milano.
3. В.Быховский, мэр г. Муравленко, д.э.н.
4. Н.М. Ядринцев. “О Сибири, тюменцах и Тюмени”, Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1998.
5. Н.Д. Телешев и его тюменские впечатления.
6. Авторская песня.
7. Парламентская газета “Тюменские известия”, №221, от 14.10. 2006, ст. И. Таpaбаевой “На календаре — эпоха возрождения Сибири”. Фрагмент интервью с вице-губернатором Тюменской области Сергеем Сарычевым
8. Г.Ф. Миллер. “История Сибири”.
9. М.Львов. “С. Хакиму”. Журнал “Русская старина”, литературно-исторический альманах, вып. 1-й. Москва. ПРОФИЗДАТ. ТОВАРИЩЕСТВО “ВОЗРОЖДЕНИЕ, 1990.
Презентация.
Трек 1. М. Балакирев. “Сюита си минор”.
Трек 2. Ноктюрн. Альбом “Мост дружбы”.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 9:57:11
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 19:47:57
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 20:34:38
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 13:45:20
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 17:52:51
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 16:22:41
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 20:35:53
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 2:23:39
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 12:13:25
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 6:23:51
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 23:42:59
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 15:52:27
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 12:41:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 14:50:31
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 14:53:58
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 9:57:37
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 18:37:59
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 4:15:46
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 1:17:17
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 11:10:56
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 0:29:48
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 16:10:32
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 10:35:38
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 1:22:34
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 0:40:19
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 4:26:14
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 21:22:36
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 6:26:21
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 12:21:17
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 7:51:45
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 13:31:31
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 1:40:46
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 7:39:55
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 21:55:54
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 14:26:47
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 14:13:52
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 21:54:29
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 12:15:57
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 4:50:12
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 21:55:55
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 21:10:56
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 15:29:13
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 1:17:41
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 11:23:49
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 12:37:14
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 22:41:10
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 8:36:47
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 13:39:17
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 20:21:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 17:47:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::