Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс
Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, задач, проблем коллективизации.
- Проанализировать планы преобразования деревни, оценить результаты коллективизации.
- Развить умение давать аргументированную оценку историческому событию.
Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
Приемы деятельности учителя:
- конспективное повествование с опорой на слайды
- образное повествование
Основные понятия: коллективизация, кулак
Источники информации:
- Бердник С.В. История России, Благовещенск, 1997 г.;
- Данилов А. История России в таблицах М., 1998 г.;
- CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
- Левандовский А., Щетиков Ю. учебник Россия в ХХв М.2005 г;
- Михайлов Н. Чрезвычайщина. Родина № 8-1998 г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.
На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.
На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2% рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)
Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.
1927 г. – ХV съезд партии определил, что
коллективизация должна стать основной задачей
партии в деревне 1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. – создание машинно-тpaкторных станций (МТС) |
Каждому рабочему активисту были поставлены
нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из
активистов по фамилии Аристов говорил на
собраниях: “Кто против коллективизации, тот
против советской власти, и я с этих людей шкуру
спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну,
кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%
1928 г. – направление в сельские районы рабочих
активистов для сплочения бедноты и поддержки
колхозного строительства (25-тысячники) 7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию. 15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. декабрь 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”. |
Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.
Пятый слайд рассказывает о результатах коллективизации. Комментируя цифровой материал, учитель дополняет его следующей информацией:
- Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
- Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
- Ужасны были последствия голода.
- Сельское хозяйство стало частью госсектора.
- Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
- “Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
- Отсталость с/х и хроническая нищета села пpaктически до настоящего времени.
Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)
Ради чего были жертвы? Стоила ли овчинка коллективизации чрезвычайной сталинской выделки?
Голод унес 5 млн. человеческих жизней НО!
|
Используя следующий слайд, хаpaктеризуем экономические и социальные последствия коллективизации.
|
В конце урока в качестве закрепления предлагаем следующие вопросы:
1. Назовите причины провозглашения политики
массовой коллективизации.
2. Почему политика коллективизации
сопровождалась раскулачиванием?
3. В чем заключались особенности тактической
линии Сталина в период проведения политики
сплошной коллективизации?
4. В чем вы видите положительные результаты
сплошной коллективизации? Каковы были ее
негативные последствия?
5. Как вы считаете, была ли объективно необходима
коллективизация?
В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: написать письмо от лица крестьянина своему брату-горожанину о жизни на селе в годы коллективизации.
Подведение итогов. Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
19 05 2022 20:56:42
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
18 05 2022 14:22:14
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
17 05 2022 10:34:55
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
16 05 2022 21:30:13
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
15 05 2022 7:57:54
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
14 05 2022 6:35:51
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
13 05 2022 7:27:46
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
12 05 2022 12:32:29
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
11 05 2022 3:14:23
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
10 05 2022 19:52:45
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
09 05 2022 8:20:40
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
08 05 2022 23:23:56
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
07 05 2022 19:17:16
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
06 05 2022 16:27:10
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
05 05 2022 12:21:39
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
04 05 2022 19:25:21
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
03 05 2022 23:18:41
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
02 05 2022 17:49:50
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
01 05 2022 17:29:58
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
30 04 2022 14:37:39
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
29 04 2022 21:50:48
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
28 04 2022 20:29:49
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
27 04 2022 8:19:20
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
26 04 2022 16:23:45
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
25 04 2022 19:48:44
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
24 04 2022 21:22:59
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
23 04 2022 4:10:38
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
22 04 2022 15:53:32
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
21 04 2022 10:23:13
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
20 04 2022 8:15:24
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
19 04 2022 5:35:30
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
18 04 2022 2:38:48
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
17 04 2022 19:59:46
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
...
16 04 2022 4:21:29
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
15 04 2022 16:17:24
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
14 04 2022 19:31:41
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
13 04 2022 19:29:10
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
12 04 2022 0:56:45
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
11 04 2022 0:38:16
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
10 04 2022 17:33:40
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
09 04 2022 14:26:14
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
08 04 2022 18:33:50
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
07 04 2022 6:19:26
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
06 04 2022 0:14:54
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
05 04 2022 3:26:29

На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер;
определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
04 04 2022 13:51:38
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
03 04 2022 20:29:53
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
02 04 2022 11:18:31
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
01 04 2022 13:16:42
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
31 03 2022 13:37:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::