Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс
Задачи:
- рассмотреть историко-философские аспекты войн XIX века, увидеть, кто творит историю, кто виноват в войнах;
- выявить философию войны по Толстому, понимать ее через систематизацию исторического (документального) и литературного материала;
- раскрыть композиционную роль философских глав;
- формировать коммуникативную компетентность через групповую и индивидуальную работу;
- формировать ценностное отношение к историческому наследию и произведениям Л.Н.Толстого.
Основные понятия:
- философия;
- Отечественная война 1812 года;
- Крымская кампания;
- Русско-турецкая кампания.
Оборудование: портреты Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Наполеона, Л.Н. Толстого; видеоматериал, телевизор, видеомагнитофон, кассеты; таблица “Личность и история”, отрывки текстов из произведений Л.Н.Толстого “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”.
ХОД УРОКА
Учитель истории. Что такое философия? Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся.)
Учитель открывает на доске запись слова “философия”: “филио + софия”. Учащиеся дают определения этих слов.
XIX век – век военных кампаний, которые проводились в основном государственными и политическими деятелями. В основном – это первые лица государств – императоры. Кого вы можете назвать из императоров Европы, России? (Александр I , Александр II, Александр III, Наполеон.)
– А кого в российской и мировой истории прозвали “миротворцем”? (Александра III.)
– Что же заставило этого государя вести миротворческие внешнеполитические отношения? (Большие потери, усталость, недовольства народа и т.д.)
Вывешивается портрет императора Александра III.
Ученица делает сообщение о внешнеполитической деятельности Александра III (см. Приложение).
Учитель истории. При Александре III наступила внутренняя стабилизация России, подъем ее промышленности, сельского хозяйства, значительно повысился жизненный уровень российского народа. Но повернем колесо истории вспять и что мы увидим?
Фрагмент из кинофильма “Турецкий гамбит” – прохождение русской армии к Плевне через глубокие балки, идет расстрел…
– Мы просмотрели фрагмент из кинофильма “ Турецкий гамбит”, освещающий события русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Кто правил в это время? (Александр II)
Ученик делает сообщение на фоне портрета государя о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).
Учитель истории. Александр II понимал, что Россия с ее неразвитой промышленностью, плохо вооруженной армией не могла противостоять западным державам. Ему нужно было во что бы то ни стало поставить Россию на равную ступень с противниками. И к 70-м годам XIX века он доказал это, правда, силой войны. Заполним таблицу в тетрадях.
На доске таблица “Личность и история”:
Императоры |
Военные кампании |
Причины кампании |
Результаты |
Учитель истории. Россия всегда стремилась оказывать активную поддержку братским народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига. Но эта поддержка всегда превращалась в войну. Повернем колесо истории еще больше назад. Назовите, какая военная кампания принесла потрясение России и поражение русской армии, а затем и международную изоляцию страны? (Крымская война 1853–1856 годов.)
Ученик рассказывает о Крымской кампании и участии в ней Л.Н.Толстого.
Ученица читает отрывок из “Севастопольских рассказов” (падение Севастополя).
Ученик рассказывает об отставке офицера Л.Толстого и о становлении Толстого писателя.
Учитель литературы. Так в литературу вошел новый писатель Лев Николаевич Толстой.
Фрагмент из кинофильма “Война и мир” (3 часть) начало нашествия Наполеона.
Учитель литературы. Какая ключевая фраза звучит в авторском тексте, который читает С. Бондарчук?
Учащиеся. Война – противоестественное человеческой природе явление.
Учитель литературы. Отличается ли манера написания 1 и 2 томов от 3 и 4?
Учащиеся. Да, появляется публицистичность.
Учитель литературы. 3 и 4 том написаны значительно позднее (1867–1869 гг.) и отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных героев. Изменения в мировоззрении писателя изменили и структуру романа: в нем появились публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию, оттого эти главы находятся или в начале частей, или в конце романа. Рассмотрим философию истории по Толстому (взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий) Итак, I часть, глава 1, том 3.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы: Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
Учащиеся. Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями ли пожеланиями массы людей. Учитель литературы. А что говорит о причинах история?
Учитель истории. Кому досталась неудача поражения в этой войне?
На фоне портрета Николая I ученица делает сообщение о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).
Учитель истории. Эта трагедия стала тяжелым ударом для самого императора и приблизила его кончину.
Учащиеся заполняют таблицу.
Ученицы на фоне портретов Александра I, Наполеона, Кутузова М.И. делают сообщения, класс заполняет таблицу.
Учитель истории. Во время Отечественной войны 1812 года Александр I проявил себя как талантливый дипломат, верящий в силы собственного народа. Военные победы русской армии, талантливые полководцы: Кутузов, Багратион и другие, личность императора – сделали Россию вершительницей судеб Европы.
Учащиеся заполняют таблицу.
Учитель литературы. Толстой утверждал, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А если у Толстого ответ на вопрос: “Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?”.
Учащиеся. У Толстого нет ответа. Он считает, что в истории неизбежен фатализм.
Учитель литературы. А с чем связан фатализм?
Учащиеся. Со стихийностью.
Учитель литературы. В чем проповедь стихийности? Какова роль личности в истории?
Учащиеся. Толстой утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. Стихийность движения масс не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий.
Учитель литературы. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.
Фрагмент из кинофильма “Война и мир” после слов “… и сводит задачи исторической личности к следованию за толпой”.
– А как вы думаете, ребята? Прав ли Толстой? (Ответы учеников.) Слово истории.
Учитель истории. А что говорит история? Личность в истории, какая бы она ни была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, именно она играет огромную роль в событиях войны. Обратимся к таблице. Какой же вывод можно сделать? Личность играет огромную роль в истории.
Учитель литературы. Толстой развенчивает историческую личность Наполеона, т.к. для него важна не историческая личность, а личность вообще. При изучении 3 тома мы должны будем увидеть общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками. Если при анализе 2 тома в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальностью, иногда отъединенной от других судьбой, то про анализе томов 3 и 4 увидим человека как частицу массы. Только тогда отдельный человек находит свое окончательное место в жизни, когда становится частицей народа. Сегодня мы пофилософствовали вместе с Толстым, порассуждали о войне, об исторической личности, об истории, но вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: “Что заставило Александра III вести миротворческую политику?”.
Учащиеся. Нужен мир.
Учитель истории. Вернемся к Александру III. Миротворец – творить мир. Это согласные отношения, отсутствие вражды, ссоры. Это соглашения о прекращении войны. Терпимо относиться к кому-нибудь или к чему-нибудь. Устала Россия от войн в XIX веке. И Александр III понимал это и старался творить мир.
Учитель литературы. Здесь позиции императора и писателя совпадают: война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет … небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно,
Один враждует он – зачем?
Учитель истории. Но ошибки истории повторяются, на них должны поколения учиться, но не учатся. XX век не внял XIX и получил название “кровавый век”.
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
27 05 2023 1:40:49
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
26 05 2023 2:19:36
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
25 05 2023 1:28:41
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
24 05 2023 15:36:14
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
23 05 2023 10:41:21
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
22 05 2023 21:31:18
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
21 05 2023 18:19:35

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
20 05 2023 21:31:10
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
19 05 2023 8:37:17
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
18 05 2023 18:30:27
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
17 05 2023 22:21:33
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
16 05 2023 14:48:12
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
15 05 2023 4:43:13
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
14 05 2023 12:36:18
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
13 05 2023 11:53:19
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
12 05 2023 21:49:43
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
11 05 2023 12:34:30
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
10 05 2023 13:41:15
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
09 05 2023 20:46:54
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
08 05 2023 11:52:32
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
07 05 2023 11:34:40
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
06 05 2023 20:57:17
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
05 05 2023 8:45:31
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
04 05 2023 1:39:55
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
03 05 2023 23:50:24
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
02 05 2023 20:41:56
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
01 05 2023 1:19:46
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
30 04 2023 5:21:38
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
29 04 2023 17:29:50
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
28 04 2023 10:48:40
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
27 04 2023 17:16:48
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать.
...
26 04 2023 0:29:24
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
25 04 2023 19:43:31
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
24 04 2023 20:17:31
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
23 04 2023 19:55:53
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
22 04 2023 23:50:35
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
21 04 2023 0:32:14

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
20 04 2023 3:54:11
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма.
Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
19 04 2023 1:47:55
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
18 04 2023 21:46:10
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
17 04 2023 20:42:21
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
16 04 2023 4:20:55
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
15 04 2023 17:52:15
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
14 04 2023 12:22:38
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
13 04 2023 0:13:50
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
12 04 2023 4:20:50
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
11 04 2023 14:45:10
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
10 04 2023 2:18:43
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
09 04 2023 19:51:40
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
08 04 2023 7:10:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::