Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс
Задачи:
- рассмотреть историко-философские аспекты войн XIX века, увидеть, кто творит историю, кто виноват в войнах;
- выявить философию войны по Толстому, понимать ее через систематизацию исторического (документального) и литературного материала;
- раскрыть композиционную роль философских глав;
- формировать коммуникативную компетентность через групповую и индивидуальную работу;
- формировать ценностное отношение к историческому наследию и произведениям Л.Н.Толстого.
Основные понятия:
- философия;
- Отечественная война 1812 года;
- Крымская кампания;
- Русско-турецкая кампания.
Оборудование: портреты Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Наполеона, Л.Н. Толстого; видеоматериал, телевизор, видеомагнитофон, кассеты; таблица “Личность и история”, отрывки текстов из произведений Л.Н.Толстого “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”.
ХОД УРОКА
Учитель истории. Что такое философия? Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся.)
Учитель открывает на доске запись слова “философия”: “филио + софия”. Учащиеся дают определения этих слов.
XIX век – век военных кампаний, которые проводились в основном государственными и политическими деятелями. В основном – это первые лица государств – императоры. Кого вы можете назвать из императоров Европы, России? (Александр I , Александр II, Александр III, Наполеон.)
– А кого в российской и мировой истории прозвали “миротворцем”? (Александра III.)
– Что же заставило этого государя вести миротворческие внешнеполитические отношения? (Большие потери, усталость, недовольства народа и т.д.)
Вывешивается портрет императора Александра III.
Ученица делает сообщение о внешнеполитической деятельности Александра III (см. Приложение).
Учитель истории. При Александре III наступила внутренняя стабилизация России, подъем ее промышленности, сельского хозяйства, значительно повысился жизненный уровень российского народа. Но повернем колесо истории вспять и что мы увидим?
Фрагмент из кинофильма “Турецкий гамбит” – прохождение русской армии к Плевне через глубокие балки, идет расстрел…
– Мы просмотрели фрагмент из кинофильма “ Турецкий гамбит”, освещающий события русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Кто правил в это время? (Александр II)
Ученик делает сообщение на фоне портрета государя о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).
Учитель истории. Александр II понимал, что Россия с ее неразвитой промышленностью, плохо вооруженной армией не могла противостоять западным державам. Ему нужно было во что бы то ни стало поставить Россию на равную ступень с противниками. И к 70-м годам XIX века он доказал это, правда, силой войны. Заполним таблицу в тетрадях.
На доске таблица “Личность и история”:
Императоры |
Военные кампании |
Причины кампании |
Результаты |
Учитель истории. Россия всегда стремилась оказывать активную поддержку братским народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига. Но эта поддержка всегда превращалась в войну. Повернем колесо истории еще больше назад. Назовите, какая военная кампания принесла потрясение России и поражение русской армии, а затем и международную изоляцию страны? (Крымская война 1853–1856 годов.)
Ученик рассказывает о Крымской кампании и участии в ней Л.Н.Толстого.
Ученица читает отрывок из “Севастопольских рассказов” (падение Севастополя).
Ученик рассказывает об отставке офицера Л.Толстого и о становлении Толстого писателя.
Учитель литературы. Так в литературу вошел новый писатель Лев Николаевич Толстой.
Фрагмент из кинофильма “Война и мир” (3 часть) начало нашествия Наполеона.
Учитель литературы. Какая ключевая фраза звучит в авторском тексте, который читает С. Бондарчук?
Учащиеся. Война – противоестественное человеческой природе явление.
Учитель литературы. Отличается ли манера написания 1 и 2 томов от 3 и 4?
Учащиеся. Да, появляется публицистичность.
Учитель литературы. 3 и 4 том написаны значительно позднее (1867–1869 гг.) и отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных героев. Изменения в мировоззрении писателя изменили и структуру романа: в нем появились публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию, оттого эти главы находятся или в начале частей, или в конце романа. Рассмотрим философию истории по Толстому (взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий) Итак, I часть, глава 1, том 3.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы: Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
Учащиеся. Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями ли пожеланиями массы людей. Учитель литературы. А что говорит о причинах история?
Учитель истории. Кому досталась неудача поражения в этой войне?
На фоне портрета Николая I ученица делает сообщение о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).
Учитель истории. Эта трагедия стала тяжелым ударом для самого императора и приблизила его кончину.
Учащиеся заполняют таблицу.
Ученицы на фоне портретов Александра I, Наполеона, Кутузова М.И. делают сообщения, класс заполняет таблицу.
Учитель истории. Во время Отечественной войны 1812 года Александр I проявил себя как талантливый дипломат, верящий в силы собственного народа. Военные победы русской армии, талантливые полководцы: Кутузов, Багратион и другие, личность императора – сделали Россию вершительницей судеб Европы.
Учащиеся заполняют таблицу.
Учитель литературы. Толстой утверждал, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А если у Толстого ответ на вопрос: “Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?”.
Учащиеся. У Толстого нет ответа. Он считает, что в истории неизбежен фатализм.
Учитель литературы. А с чем связан фатализм?
Учащиеся. Со стихийностью.
Учитель литературы. В чем проповедь стихийности? Какова роль личности в истории?
Учащиеся. Толстой утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. Стихийность движения масс не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий.
Учитель литературы. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.
Фрагмент из кинофильма “Война и мир” после слов “… и сводит задачи исторической личности к следованию за толпой”.
– А как вы думаете, ребята? Прав ли Толстой? (Ответы учеников.) Слово истории.
Учитель истории. А что говорит история? Личность в истории, какая бы она ни была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, именно она играет огромную роль в событиях войны. Обратимся к таблице. Какой же вывод можно сделать? Личность играет огромную роль в истории.
Учитель литературы. Толстой развенчивает историческую личность Наполеона, т.к. для него важна не историческая личность, а личность вообще. При изучении 3 тома мы должны будем увидеть общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками. Если при анализе 2 тома в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальностью, иногда отъединенной от других судьбой, то про анализе томов 3 и 4 увидим человека как частицу массы. Только тогда отдельный человек находит свое окончательное место в жизни, когда становится частицей народа. Сегодня мы пофилософствовали вместе с Толстым, порассуждали о войне, об исторической личности, об истории, но вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: “Что заставило Александра III вести миротворческую политику?”.
Учащиеся. Нужен мир.
Учитель истории. Вернемся к Александру III. Миротворец – творить мир. Это согласные отношения, отсутствие вражды, ссоры. Это соглашения о прекращении войны. Терпимо относиться к кому-нибудь или к чему-нибудь. Устала Россия от войн в XIX веке. И Александр III понимал это и старался творить мир.
Учитель литературы. Здесь позиции императора и писателя совпадают: война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет … небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно,
Один враждует он – зачем?
Учитель истории. Но ошибки истории повторяются, на них должны поколения учиться, но не учатся. XX век не внял XIX и получил название “кровавый век”.
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
17 08 2022 0:18:11
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
16 08 2022 10:23:54
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
15 08 2022 19:20:46
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
14 08 2022 21:38:47
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
13 08 2022 23:11:26
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
12 08 2022 12:58:30
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
11 08 2022 17:39:14

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
10 08 2022 7:28:17
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
09 08 2022 6:11:11
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
08 08 2022 5:34:13
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
07 08 2022 22:47:56
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
06 08 2022 23:14:38
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
05 08 2022 10:13:47
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
04 08 2022 9:32:23
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
03 08 2022 9:29:20
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
02 08 2022 14:36:45
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
01 08 2022 21:24:34
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
31 07 2022 14:57:23
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
30 07 2022 14:43:20
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
29 07 2022 7:59:39
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
28 07 2022 6:45:26

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
27 07 2022 21:12:42
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
26 07 2022 17:38:50
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
25 07 2022 0:11:23
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
24 07 2022 17:27:36
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
23 07 2022 12:59:17
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
22 07 2022 19:43:49

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
21 07 2022 1:42:59
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
20 07 2022 2:31:57
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
19 07 2022 14:11:26
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
18 07 2022 19:19:54
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
17 07 2022 20:19:44
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
16 07 2022 11:50:58
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
15 07 2022 9:38:13
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
14 07 2022 23:19:49

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
13 07 2022 22:21:17
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
12 07 2022 4:29:10
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
11 07 2022 20:54:20
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
10 07 2022 22:54:36
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
09 07 2022 23:10:56
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
08 07 2022 8:23:26
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
07 07 2022 8:17:23
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
06 07 2022 5:10:17
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
05 07 2022 14:15:20

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
04 07 2022 21:29:30
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы.
...
03 07 2022 20:18:10
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
02 07 2022 20:21:45
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
01 07 2022 2:58:36
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
30 06 2022 2:44:30
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
29 06 2022 7:11:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::