Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"
Цель: Учить детей вести исследовательскую работу, размышлять и анализировать, на основании сравнения делать выводы о развитии первобытного человека; пробуждать познавательный интерес к истории, археологии.
Оборудование:
- Рисунки учащихся (выставка работ).
- Кроссворд, таблицы с условными рисунками.
Организационный момент
Учитель:
1. Вступительное слово
Много следов своей деятельности оставляет на земле человек. Старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука “ИСТОРИЯ”.
Земля - прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого.
2. Постановка учебной цели
Сегодня, мы будем вести исследовательскую работу, размышлять, делать выводы о возникновении письменности, пополним наш исторический словарь.
3. Актуализация знаний по теме_урока.
Начинаем с игры “Историческая разминка”.
Разгадывание кроссворда (кроме цифры 6).
- Название пещеры во Франции, где были обнаружены наскальные рисунки? (Ляско)
- Животное, изображенное на потолке Альтамирской пещеры (Бизон)
- Какое животное имело саблезубых прародителей? (Тигр)
- Древнее вымершее животное (Мамонт)
- Название пещеры, где впервые были обнаружены наскальные рисунки (Альтамира)
- Рисуночное письмо (Пиктограмма)
- Животное - родственник (Тотем)
- Какой краской пользовались первобытные люди (название)? (Охра)
- Как называют древнего человека? (Первобытный)
- Как называется время (век), когда жили первобытные люди? (Каменный).
Учитель:
Изучая искусство первобытных людей, мы узнали, как были открыты пещеры Альтамира и Ляско, и познакомились с творчеством, первобытных художников.
Многие пещеры превращены теперь в прекрасно оборудованные музеи.
Предлагаю вам провести экскурсию в таком музее, экспонатами которого будут ваши рисунки. В каждой группе свой экскурсовод.
1 экскурсовод:
Экспонаты I раздела представлены рисунками на куске скалы.
На рисунке изображены мамонты, олени. Мамонт очень похож на слона, только у него большие бивни.
А вот здесь бизоны. У оленя очень длинная шея и большие рога. Так почему же первобытные люди изображали животных? Потому что они охотились на животных. А чтобы охота была удачной, охотники должны были очень хорошо знать повадки зверя. Они должны быть очень наблюдательными.
Рисовали первобытные художники земляными красками: охрой, глиной, углем.
Это были рисунки - “портреты” животных.
2 экскурсовод:
В I разделе нашей экспозиции собраны рисунки, которые рассказывают о том, как охотились первобытные люди, танцевали у костра.
А здесь охотники догоняют оленей.
Это рисунки - рассказы. Они передают информацию. Они не такие подробные, а схематичные, силуэтные. Но зато здесь очень живые, выразительные движения и можно понять, что происходит.
Главная ценность таких упрощенных рисунков - сообщать о каком-то событии.
Учитель:
Я просила вас узнать, какие сейчас существуют способы передачи информации?
Ученики:
- Можно сказать словами.
- Можно написать.
- Можно показать жестами.
- По телевизору, по радио.
- По телефону.
Учитель:
А какие средства информации были доступны первобытному человеку? Если речь у него была еще не очень развита, буквы не придумали.
Ученики:
Жестами.
Учитель:
Но как, такую информацию сохранить надолго?
Ученик:
Сделать рисунок.
Учитель:
А если рисунок нужен для того, чтобы оставить какое-то сообщение, значит, его можно еще упростить, изображая все символично в виде легко узнаваемого значка.
Такое упрощенное изображение — значок, называют пиктограммой.
(Запись в тетрадях. Пиктограмма - рисуночное письмо).
А теперь в кроссворде ответьте на 6-е задание.
Учитель:
Первобытный человек с помощью рисунков - пиктограмм, рассказал маленькую историю. Давайте и мы разгадаем ее содержание.
Каждая группа дает объяснение.
Я человек. Иду охотится. Олень придет к речке пить воду.
Там я его подстрелю.
(Может быть другое толкование)
Учитель:
Человечество давно пользовалось таким рисуночным пиктограмм-ным письмом, пока не была изобретена письменность.
В истории известны и курьезные случаи, koi via смысл пиктограмм был неправильно истолкован.
Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья в 512 году, он получил от своего противника послание, на котором были нарисованы мыть, лягушка, птица и семь стрел.
Изучив послание, Дарий гордо объявил персидским полководцам: “Наш враг написал здесь - Персы, мы обладаем землей (мыть) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам сдаться, потому что боятся попробовать на своей шкуре наши сабли”.
В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их.
Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете поражены нашими стрелами”.
Выходит, первыми написанными словами были рисунки.
Теперь послушайте рассказ “Охота на мамонтов”, а затем попробуйте передать содержание отрывка, в таком пиктографическом рисунке.
- Мамонты, мамонты, мамонты.
- Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда!
Шумным ликование встретили охотники эту весть. Они вскочили со своих мест, кувыркались, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие, снова с племени будут большие запасы мяса!
Опытные охотники не разделяют всеобщего веселья. Охота на мамонта - дело трудное, к ней нужно хорошо подготовиться. Сначала решили напасть на какого-нибудь, отбившегося от стада одиночку и копьями нанести ему как можно больше ран, чтобы мамонт ослаб от потери крови. Надо лишь нападать всем вместе с разных сторон. Как только мамонт ринется на кого-нибудь из охотников, остальные тотчас должны напасть на него и спасти товарищей от верной гибели. Таков закон охоты.
И вдруг одному охотнику пришла в голову великолепная мысль:
- Зубры в болоте - мамонты в болоте!
Охотникам понравился план; они загонят стадо мамонтов в болото, как это сделали с зубрами.
Теперь все принялись готовить к охоте особо острые, прочные копья — основное оружие первобытного охотника.
Вдруг послышался трижды повторенный свист.
- Мамонты идут! Будьте готовы!
Большая охота начинается. Стадо мамонтов приближалось. Огромный мамонт ведет стадо, размахивая хоботом из стороны в сторону, обламывает на ходу ветви и побеги и сует их в рот. Уши его похожи на листья огромных, лопухов, он хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ним шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под ногами мохнатых гигантов превращается в широкую дорогу. Спокойно шествует стадо мамонтов, не подозревая об опасности...
Попробуйте продолжить этот рассказ или придумайте другую историю из жизни первобытных людей.
(Работу выполняют угольком или черным фломастером.)
Теперь давайте попробуем прочитать рисунки. Понятен ли вам рассказ, удачно ли вы изобразили знаки - символы?
(Дети сочиняют рассказы, пытаются их расшифровать.)
Учитель:
Рисунки - значки, символы постепенно упрощаются, становятся все менее похожи на конкретное изображение, и все более легкими в начертании.
Что же из этого может получиться?
БУКВЫ.
Значит, мы можем сделать очень важный вывод, что рисуночное пиктографическое письмо - ото зарождение письменности.
Ученые также предполагают, что начертание букв исторически связано с древними пиктографическими рисунками.
- Что напоминает вам это изображение?
- Это голова быка.
- А если его перевернуть?
- Буква А.
Эту букву с самого начала называли “алеф” - вероятнее всего по слову “бык”.
Вашим домашним заданием будет следующее. Изобразите первую букву своей фамилии в виде какого-либо образа животного, растения, предмета, название которого начинается с той же буквы.
Напишите букву. Покрутите, переверните, положите па бок. Можете украсить се, как считаете нужным. Можно пририсовать к ней новые элементы, дописать другие буквы и т.д.
Желаю вам успехов!
А теперь вернемся к кроссворду.
Вам следует прочесть зашифрованное слово, поможет сообразительность (читать это слово справа - налево).
Это слово - АРХЕОЛОГИЯ (изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок).
Значение этого слова найдите в словаре толковом, этимологическом и напишите в тетрадь.
Кто ж нашел следу столетий?
Кто в ИСТОРИЮ влюблен?
Кто сложил в витрине эти
Драгоценности времен?
Это опытные руки
АРХЕОЛОГОВ страны
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны!

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
28 01 2023 7:50:14
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
27 01 2023 21:48:40
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
26 01 2023 16:23:26
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
25 01 2023 20:28:26
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
24 01 2023 1:33:20
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
23 01 2023 22:25:11
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
22 01 2023 0:14:32
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
21 01 2023 4:57:29
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
20 01 2023 0:26:13
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
19 01 2023 10:13:54
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
18 01 2023 6:15:15
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
17 01 2023 19:49:46

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
16 01 2023 12:20:32
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
15 01 2023 2:22:38
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
14 01 2023 16:41:16
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
13 01 2023 17:58:46
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
12 01 2023 13:37:18
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
11 01 2023 23:38:42

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
10 01 2023 17:58:19
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
09 01 2023 2:44:22
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
08 01 2023 20:59:18
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
07 01 2023 5:50:56
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
06 01 2023 16:43:13
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
05 01 2023 19:19:30
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
04 01 2023 14:25:52
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
03 01 2023 13:24:42
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
02 01 2023 6:37:11
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
01 01 2023 0:22:33
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
31 12 2022 22:13:52
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
30 12 2022 5:46:13

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
29 12 2022 14:11:27
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
28 12 2022 0:14:37

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
27 12 2022 12:45:36
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
26 12 2022 0:19:48
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
25 12 2022 3:17:36
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
24 12 2022 8:25:44
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
23 12 2022 17:15:20
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
22 12 2022 2:24:55
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
21 12 2022 7:50:51
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
20 12 2022 12:55:36
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
19 12 2022 5:41:35
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
18 12 2022 17:30:49
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
17 12 2022 9:39:43

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
16 12 2022 3:13:28
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
15 12 2022 17:58:25
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
14 12 2022 19:48:27
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
13 12 2022 13:11:11
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
12 12 2022 22:33:15
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
11 12 2022 6:53:33
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
10 12 2022 5:59:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::