Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"
Цели:
- познакомить с одной из страниц истории Кубани – рассказать об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, представить документальные факты;
- воспитывать в детях чувство толерантности – уважения к людям любой национальности, терпимости;
- развивать познавательный интерес к истории родного края.
Оборудование: Карта Краснодарского края, ТСО: мультимедийная система, магнитофон; книги о военных события на территории Краснодарского края, об узниках лагерей.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
На экране плакат на военную тематику. Звучит песня “Священная война” Муз. А.В.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.
1-й ученик:
Валерий Клебанов (кубанский поэт)
ГЕРОЙ И ПЕДАГОГ
Герою Советского Союза Николаю Николаевичу Вербину
Мечтал он стать учителем, но грянула война.
Геройским и мучительным была она полна.
Кубанцу Коле Вербину, безусому пока,
приказом рота вверена гвардейского полка.
От взрывов мир крошился; какой уж тут диплом?
Но разобьем фашистов, доучимся потом...
В огне, где нету брода, геройский путь торя,
прорвалась к Висле рота в разгаре января.
Откуда прыть такая, враги не взяли в толк.
А следом, все сметая, уже врывался полк!..
Запомнил город Варка, где немцам стало жарко,
а с ним река Пилица, как могут наши биться,
как, обливаясь кровью, с восхода до восхода
держала оборону отчаянная рота!
И – верьте иль не верьте, но, фрицам дав урок,
поныне жив наш Вербин, Герой и Педагог.
Учитель: 21 июня 1945 года очень
изменилась жизнь в нашей стране. Какое событие
произошло в этот день?
С этого дня мечтам многих юных и молодых людей
уже не суждено было сбыться. Кто-то ушел на фронт,
другие остались дома, но все стали на защиту
своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не
остались в стороне от происходящих событий.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете об одной из страниц истории Кубани – об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, увидите фотографии прошлых и настоящих лет.
2-й ученик: Начало войны нарушило
мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили
врага с оружием в руках на западных границах
Родины. Они были в рядах героических защитников
Брестской крепости и военно–морской базы на
Балтийском море.
В городах и станицах края жизнь перестраивалась
на военный лад. Проходила мобилизация. Началось
формирование добровольческих воинских
соединений. Предприятия переходили на выпуск
военной продукции. Рабочие и колхозники
трудились с удвоенной силой, выполняя военные
заказы.
3-й ученик: Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское комaндование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.
4-й ученик: В начале августа война
пришла на Кубань. Казаки 17-го кавалерийского
корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и
Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи
фашистских солдат и офицеров, а также много
танков, орудий, минометов.
Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он
овладел Армавиром, Майкопом и предпринял
яростные атаки в туапсинском направлении. В это
же время были брошены крупные силы на Краснодар.
Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская
Краснознаменная дивизия не только сдерживала
противника, но контрударами выбила его из города.
И лишь по приказу комaндования Краснодар был
оставлен.
5-й ученик: В августовских боях
гитлеровцам удалось овладеть восточным
побережьем Азовского моря. Во второй половине
августа вражеские войска начали продвижение к
Новороссийску и 6 сентября прорвались к окраине
города.
Не считаясь с потерями, гитлеровцы упopно
штурмовали наши позиции. Однако прорваться за
рубеж у цементного завода “Октябрь” и овладеть
городом полностью враг так и не смог.
III. Работа над новым материалом
(Во время рассказа учителя на карте Краснодарского края обозначаются названные населенные пункты.)
1. Рассказ учителя о злодеяниях фашистов.
Учитель: Фашисты вторглись в наш край
как грабители и насильники Расстрелы, казни на
виселицах, истязания и пытки стали обычными для
фашистов средствами управления на занятой
территории края. В Краснодаре появились
“душегубки” – машины с герметически закрытыми
кузовами и специальным устройством для
отравления людей. В них вталкивали людей и
отправляли к противотанковому рву на окраине
города. По пути люди погибали в муках, удушенные
углекислым газом, поступавшим от работающего
мотора машины. В Ейске фашисты учинили дикую
расправу над детьми из детского дома. Двести
мальчиков и девочек были брошены в кузова
автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в
землю.
Теперь на месте захоронений людей в Первомайской
роще г. Краснодара установлен памятник всем
погибшим.
На борьбу с врагом поднялись не только взрослые,
но и дети. Если такие дети попадали в руки
фашистов, то враги издевались, как хотели. На
допросах каждый раз секли. Потом уводили на
расстрел, а перед этим заставляли детей рыть для
себя могилу.
В станице Старотитаровской был госпиталь для
немецких солдат. Однажды из этой станицы у 40
детей выкачали всю кровь для раненых немцев, а
детей в бессознании вывезли за станицу и там их
бросили. Был случай, когда детей от 2 до 14 лет не
расстреливали, а проводили на них опыты с
препаратами. Им смазывали губы какой-то
жидкостью и бросали в могилы. Примеров такого
варварства, бессердечия, зверства можно привести
ещё великое множество.
В Мостовском районе оккупанты полностью
уничтожили рабочий поселок Фарский и
расстреляли его жителей. Они убили на Кубани 61
тысячу советских граждан. 130 521 человек были
вывезены из Краснодарского грая в Германию,
среди них 38 022 ребёнка до 16 лет. В немецкое
рабство людей везли на открытых железнодорожных
платформах для скота, несмотря на дожди, снег и
леденящий ветер. Многие пытались бежать, но их
расстреливали. Люди погибали от голода, холода,
болезней. В концлагерях людей еврейской
национальности сразу сжигали в огромных печах. С
особой ненавистью относились к людям славянской
национальности. Немецкое комaндование призывало
своих солдат: “У тебя нет сердца и нервов, на
войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и
сострадание, убивай всякого, не останавливайся,
если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или
мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя и
прославишь на веки”.
Каждому человеку в лагере был дан его порядковый
номер. На фотографии изображена жительница
Краснодара Ираида Ивановна Афанасьева. В то
время её было 12 лет. Она попала в концлагерь
Майданек. Ей был дан номер 3380. Эти номера были
нанесены на одежду и руку человеку. Их надо было
запомнить и произносить на немецком языке. При
перекличке надо было всегда показывать руку со
своим номером. Сейчас на месте концлагеря
Майданек установлен памятник – символ борьбы и
мук, символ трагедии, надежды и победы. Все дети
быстро становились взрослыми. Они, чувствуя
опасность, во время болезней не стонали. При
появлении надзирателей больных детей прятали, а
они при этом лежали и не шевелились. Каждое утро в
4 часа гудела сирена, и взрослые должны были идти
на работу. Старшие дети оставались,
присматривали за младшими, занимались уборкой,
чинили одежду. За неповиновение детей секли
плётками, издевались, проводили над ними опыты,
морили голодом, а затем убивали.
2. Показ фотографий детей – узников концлагерей (Приложение). На этих детях проводили опыты немецкие врачи.
VI. Знакомство с документальными материалами.
1. Показ на экране сведений о численности бывших несовершеннолетних узников фашизма, проживающих в Краснодарском крае.
Населенный пункт |
Количество на 1.03.2005 г. |
г. Краснодар | 816 чел. |
г. Анапа | 842 |
г. Армавир | 118 |
г. Геленджик | 181 |
г. Горячий Ключ | 37 |
г. Ейск, Кропоткин | 95 |
г. Новороссийск | 5859 |
г. Сочи | 291 |
г. Тихорецк, Туапсе | 82 |
Из всего края | 16395 |
2. Рассказы узников концлагерей, которые во время войны были детьми.
Учащиесяся заранее готовятся по документальным материалам: часть пересказывается, часть зачитывается дословно.
Юрий Анатольевич Пухляк. В
декабре 1942 года восьмиклассник краснодарской
средней школы № 40 Юрий Пухляк вместе с другом
Володей решил съездить в город Усть-Лабинск,
обменять кое-что из вещей на еду. Здесь ребят и
схватили фашисты, чтобы, как и многих других,
отравить в Германию на каторжные работы.
Теперь уже взрослому человеку, Юрию Анатольевичу
непросто было вернуться к тому тяжелому периоду
своей жизни, чтобы восстановить в памяти
подробности лагерных кошмаров, где узника
сначала лишают сил, затем человеческого облика.
Заключенные теряют внешний мир, затем у них
путаются дни, числа, часы, и силы угасают с
головокружительной быстротой...
– Привезли нас в город Саарбрюккен, что на
границе Германии с Лотарингией. Мы должны были
работать подсобными рабочими на
электротехническом заводе. Убирали
металлическую стружку, разный мусор. На рассвете
нас поднимала заводская полиция, которая и
сопровождала на работу. Лагерь находился в двух
километрах от завода, в нем содержалось около
четырехсот заключенных разных национальностей.
Лагерь был окольцован проволокой, охранялся
полицаями.
Суточный рацион состоял из баланды, в которой
плавали кусочки брюквы или кормового картофеля.
Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками,
присыпанный какими-то семенами. Иногда на него
клали граммов пятнадцать маргарина. По
праздникам давали кружок кровяной колбасы
величиной с пятак. Естественно, многие не
выдерживали и через определенное время погибали
от истощения.
Поскольку рядом с лагерем проходила железная
дорога, то ребята все время думали о побеге,
считая, что, если смогут добраться до Варшавы, то
там и до Родины недалеко.В одну из ночей им
удалось осуществить задуманное. Но благополучно
сев на поезд Париж – Берлин, беглецы все-таки
были задержаны во Франкфурте-на-Майне, откуда их
отравили в гестаповский следственный изолятор,
где находилось около ста пятидесяти таких же
беглых заключенных. В феврале 1943 года Юрия
переправили в концентрационный лагерь Гидргайм
на юге Германии. Здесь нечеловеческий труд,
холод, зверские издевательства, голод не
оставляли никаких надежд на выживание. Четыре
месяца, проведенные в этом фашистском логове,
показались вечностью.
В Гидргайме в десяти баpaках содержал ось около
двух тысяч человек. Лагерь находился под охраной
службы безопасности. Заключенных избивали
дубинками, внутри которых были железные 6олты,
чтобы ужесточить силу удара. Каждый день в четыре
утра эсэсовцы выгоняли всех на построение,
пересчитывая дубинкой. Рабочий день
заканчивался с наступлением сумерек. Ходить по
территории лагеря запрещалось, можно было
передвигаться только бегом. За малейшую
провинность с людьми расправлялись жесточайшим
образом.
В зимний период заключенные просто замерзали,
так как были одеты только в полосатую
арестантскую униформу, натягивали на себя
бумажные мешки из-под овощей, прорезав дыры для
головы и рук.
В декабре 1944 года немцам было уже не до
заключенных. Пятнадцать узников бежали, в их
числе и Юрий Пухляк. Около трех месяцев
счастливчики жили в подвалах частных домов,
питаясь консервами и слушая по радио информации
об успешном наступлении советских войск. Позднее
все были определены в лагерь перемещенных лиц,
где и находились до репатриации.
Вернувшись на Родину, Юрий окончил вечернюю
школу, затем Бакинский политехнический институт,
работал по специальности до самой пенсии.
Людмила Григорьевна Васильева.
Людмила Григорьевна Васильева, председатель
Краснодарского краевого отделения Союза бывших
малолетних узников фашистских концлагерей,
прошла через ад Майданека. Ей в то время было
одиннадцать лет. Отца дeвoчки оккупанты сожгли
раненого в сарае. Она жила с партизанами в лесу.
Однажды, прочесывая леса, фашисты наткнулись и на
их лагерь. Так малолетняя дeвoчка Мила Симонович
(это ее девичья фамилия) была схвачена
гитлеровцами и отравлена в Майданек. Детская
память сохранила не только самые страшные
эпизоды из лагерной жизни, ничего из пережитого
не забыто. И об этом можно рассказывать
бесконечно...
– Была в лагере надсмотрщица Фрида, немка из
Поволжья. Однажды, – вспоминает Людмила
Григорьевна, – она принялась избивать
металлическим ковшом девочек, они везли одежду
на тележке, которая перевернулась, и что-то упало
на землю... Била их Фрида старательно, все метила
попасть по голове.
Мальчика, как сейчас помню, Карпом звали, зарезал
сын хозяина из-за одного буряка (свёклы). Ребенок
тайком пробрался на участок, чтобы утолить голод.
До этого нас трое суток не кормили.
В те дни, когда давали пищу, она все равно была
чисто символической: кусочек хлеба с маргарином
или одна картофелина в день.
Фашисты использовали малолетних узников в
качестве дармовой рабочей силы, ставили над нами
медицинские эксперименты, заражали тифом,
гепатитом, а потом наблюдали. Мы, дети, были и
донорами.
Наша рабочая неделя равнялась 72-м часам. Рабочий
день начинался в пять утра. Вечером, если днем
была бомбежка, отработав положенное время, шли
еще разбирать завалы.На левую сторону нашей
одежды пришивалась четырехугольная полосатая
нашивка с номером, красным треугольником с
буквой R внутри, что означало “политический”.
Какие тяжелые душевные муки испытывала я,
сортируя детские вещи... собирая в большие мешки
остриженные женские волосы, пепел владельцев
которых уже вылетел через трубы крематория, –
продолжает свой рассказ Людмила Григорьевна. –
Болеть было нельзя, сразу отправят для опытов
медикам. Один раз я попала в спецбаpaк. Дeвoчки,
что постарше, едва уберегли меня от лагерного
“лечения” Фашисты развлекались, издеваясь над
нами. Детей, истощенных до предела, заставляли
прыгать лягушкой, поливали ледяной водой... двух
ударов специальной плеткой со свинчаткой,
обмотанной бычьей кожей, хватало для малолетних
заключенных, чтобы отключилось сознание...
В послевоенное время Людмила Григорьевна долгие
годы работала учителем, сейчас на пенсии. Она
считает своим долгом отыскать тех, кто, как и она,
был малолетним узником фашистских лагерей.
Поисковую работу ведет, чтобы помочь этим людям.
Ведь порой они больны и одиноки.Людмила
Григорьевна считает, что в мире есть единое
человеческое сообщество, движут которым
взаимовыручка и поддержка, гуманизм и
сострадание.
В своих выступлениях на встречах с молодым
поколением она обращает внимание на то, что любая
человеконенавистническая теория или движение,
появившееся в обществе, ведут к его
деморализации, разобщению и гибели. Она
призывает беречь мир, не допускать деления
народов на господ и рабов.
VII. Итог урока.
Учитель:
– Что нового для себя вы вынесли из урока?
– Какой вывод надо сделать из всего сказанного
на уроке?
– Какие пожелания жителям нашей планеты вы
хотели бы высказать?
VIII. Домашнее задание.
По выбору:
а) Оформить в письменном виде пожелания
молодому поколению Земли.
б) Подготовить рассказ о том, как отразились
события ВОВ на прошлых поколениях вашей семьи.
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
27 05 2023 19:54:40
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
26 05 2023 13:36:36
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
25 05 2023 15:24:10
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
24 05 2023 9:50:50
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
23 05 2023 11:48:24
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
22 05 2023 10:29:19
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
21 05 2023 19:49:45
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
20 05 2023 0:26:30
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
19 05 2023 12:46:58
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
18 05 2023 15:57:55
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
17 05 2023 19:47:37

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
16 05 2023 14:36:27
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
15 05 2023 18:14:31
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
14 05 2023 21:27:53
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
13 05 2023 16:38:48
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
12 05 2023 17:55:43
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
11 05 2023 1:51:14
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
10 05 2023 18:59:17
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
09 05 2023 14:15:25
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
08 05 2023 22:17:58
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
07 05 2023 22:25:11
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
06 05 2023 16:23:14
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
05 05 2023 10:15:55
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
04 05 2023 15:29:10
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
03 05 2023 21:33:41
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
02 05 2023 20:58:25
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
01 05 2023 23:14:27
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
30 04 2023 2:20:43
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
29 04 2023 2:30:16
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
28 04 2023 1:53:51
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
27 04 2023 19:27:12
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
26 04 2023 18:47:26
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
25 04 2023 5:55:31
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
24 04 2023 23:12:49
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
23 04 2023 15:18:32
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
22 04 2023 19:32:43
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
21 04 2023 23:55:54
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
20 04 2023 1:47:52
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
19 04 2023 7:18:55
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
18 04 2023 3:37:17

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
17 04 2023 1:23:58

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
16 04 2023 5:44:19
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
15 04 2023 12:18:13
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
14 04 2023 19:19:27
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
13 04 2023 12:23:19
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
12 04 2023 12:33:47
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
11 04 2023 0:15:32
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
10 04 2023 11:16:18
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
09 04 2023 20:11:22
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
08 04 2023 8:59:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::