Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"
Цели:
- познакомить с одной из страниц истории Кубани – рассказать об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, представить документальные факты;
- воспитывать в детях чувство толерантности – уважения к людям любой национальности, терпимости;
- развивать познавательный интерес к истории родного края.
Оборудование: Карта Краснодарского края, ТСО: мультимедийная система, магнитофон; книги о военных события на территории Краснодарского края, об узниках лагерей.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
На экране плакат на военную тематику. Звучит песня “Священная война” Муз. А.В.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.
1-й ученик:
Валерий Клебанов (кубанский поэт)
ГЕРОЙ И ПЕДАГОГ
Герою Советского Союза Николаю Николаевичу Вербину
Мечтал он стать учителем, но грянула война.
Геройским и мучительным была она полна.
Кубанцу Коле Вербину, безусому пока,
приказом рота вверена гвардейского полка.
От взрывов мир крошился; какой уж тут диплом?
Но разобьем фашистов, доучимся потом...
В огне, где нету брода, геройский путь торя,
прорвалась к Висле рота в разгаре января.
Откуда прыть такая, враги не взяли в толк.
А следом, все сметая, уже врывался полк!..
Запомнил город Варка, где немцам стало жарко,
а с ним река Пилица, как могут наши биться,
как, обливаясь кровью, с восхода до восхода
держала оборону отчаянная рота!
И – верьте иль не верьте, но, фрицам дав урок,
поныне жив наш Вербин, Герой и Педагог.
Учитель: 21 июня 1945 года очень
изменилась жизнь в нашей стране. Какое событие
произошло в этот день?
С этого дня мечтам многих юных и молодых людей
уже не суждено было сбыться. Кто-то ушел на фронт,
другие остались дома, но все стали на защиту
своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не
остались в стороне от происходящих событий.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете об одной из страниц истории Кубани – об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, увидите фотографии прошлых и настоящих лет.
2-й ученик: Начало войны нарушило
мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили
врага с оружием в руках на западных границах
Родины. Они были в рядах героических защитников
Брестской крепости и военно–морской базы на
Балтийском море.
В городах и станицах края жизнь перестраивалась
на военный лад. Проходила мобилизация. Началось
формирование добровольческих воинских
соединений. Предприятия переходили на выпуск
военной продукции. Рабочие и колхозники
трудились с удвоенной силой, выполняя военные
заказы.
3-й ученик: Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское комaндование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.
4-й ученик: В начале августа война
пришла на Кубань. Казаки 17-го кавалерийского
корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и
Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи
фашистских солдат и офицеров, а также много
танков, орудий, минометов.
Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он
овладел Армавиром, Майкопом и предпринял
яростные атаки в туапсинском направлении. В это
же время были брошены крупные силы на Краснодар.
Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская
Краснознаменная дивизия не только сдерживала
противника, но контрударами выбила его из города.
И лишь по приказу комaндования Краснодар был
оставлен.
5-й ученик: В августовских боях
гитлеровцам удалось овладеть восточным
побережьем Азовского моря. Во второй половине
августа вражеские войска начали продвижение к
Новороссийску и 6 сентября прорвались к окраине
города.
Не считаясь с потерями, гитлеровцы упopно
штурмовали наши позиции. Однако прорваться за
рубеж у цементного завода “Октябрь” и овладеть
городом полностью враг так и не смог.
III. Работа над новым материалом
(Во время рассказа учителя на карте Краснодарского края обозначаются названные населенные пункты.)
1. Рассказ учителя о злодеяниях фашистов.
Учитель: Фашисты вторглись в наш край
как грабители и насильники Расстрелы, казни на
виселицах, истязания и пытки стали обычными для
фашистов средствами управления на занятой
территории края. В Краснодаре появились
“душегубки” – машины с герметически закрытыми
кузовами и специальным устройством для
отравления людей. В них вталкивали людей и
отправляли к противотанковому рву на окраине
города. По пути люди погибали в муках, удушенные
углекислым газом, поступавшим от работающего
мотора машины. В Ейске фашисты учинили дикую
расправу над детьми из детского дома. Двести
мальчиков и девочек были брошены в кузова
автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в
землю.
Теперь на месте захоронений людей в Первомайской
роще г. Краснодара установлен памятник всем
погибшим.
На борьбу с врагом поднялись не только взрослые,
но и дети. Если такие дети попадали в руки
фашистов, то враги издевались, как хотели. На
допросах каждый раз секли. Потом уводили на
расстрел, а перед этим заставляли детей рыть для
себя могилу.
В станице Старотитаровской был госпиталь для
немецких солдат. Однажды из этой станицы у 40
детей выкачали всю кровь для раненых немцев, а
детей в бессознании вывезли за станицу и там их
бросили. Был случай, когда детей от 2 до 14 лет не
расстреливали, а проводили на них опыты с
препаратами. Им смазывали губы какой-то
жидкостью и бросали в могилы. Примеров такого
варварства, бессердечия, зверства можно привести
ещё великое множество.
В Мостовском районе оккупанты полностью
уничтожили рабочий поселок Фарский и
расстреляли его жителей. Они убили на Кубани 61
тысячу советских граждан. 130 521 человек были
вывезены из Краснодарского грая в Германию,
среди них 38 022 ребёнка до 16 лет. В немецкое
рабство людей везли на открытых железнодорожных
платформах для скота, несмотря на дожди, снег и
леденящий ветер. Многие пытались бежать, но их
расстреливали. Люди погибали от голода, холода,
болезней. В концлагерях людей еврейской
национальности сразу сжигали в огромных печах. С
особой ненавистью относились к людям славянской
национальности. Немецкое комaндование призывало
своих солдат: “У тебя нет сердца и нервов, на
войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и
сострадание, убивай всякого, не останавливайся,
если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или
мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя и
прославишь на веки”.
Каждому человеку в лагере был дан его порядковый
номер. На фотографии изображена жительница
Краснодара Ираида Ивановна Афанасьева. В то
время её было 12 лет. Она попала в концлагерь
Майданек. Ей был дан номер 3380. Эти номера были
нанесены на одежду и руку человеку. Их надо было
запомнить и произносить на немецком языке. При
перекличке надо было всегда показывать руку со
своим номером. Сейчас на месте концлагеря
Майданек установлен памятник – символ борьбы и
мук, символ трагедии, надежды и победы. Все дети
быстро становились взрослыми. Они, чувствуя
опасность, во время болезней не стонали. При
появлении надзирателей больных детей прятали, а
они при этом лежали и не шевелились. Каждое утро в
4 часа гудела сирена, и взрослые должны были идти
на работу. Старшие дети оставались,
присматривали за младшими, занимались уборкой,
чинили одежду. За неповиновение детей секли
плётками, издевались, проводили над ними опыты,
морили голодом, а затем убивали.
2. Показ фотографий детей – узников концлагерей (Приложение). На этих детях проводили опыты немецкие врачи.
VI. Знакомство с документальными материалами.
1. Показ на экране сведений о численности бывших несовершеннолетних узников фашизма, проживающих в Краснодарском крае.
Населенный пункт |
Количество на 1.03.2005 г. |
г. Краснодар | 816 чел. |
г. Анапа | 842 |
г. Армавир | 118 |
г. Геленджик | 181 |
г. Горячий Ключ | 37 |
г. Ейск, Кропоткин | 95 |
г. Новороссийск | 5859 |
г. Сочи | 291 |
г. Тихорецк, Туапсе | 82 |
Из всего края | 16395 |
2. Рассказы узников концлагерей, которые во время войны были детьми.
Учащиесяся заранее готовятся по документальным материалам: часть пересказывается, часть зачитывается дословно.
Юрий Анатольевич Пухляк. В
декабре 1942 года восьмиклассник краснодарской
средней школы № 40 Юрий Пухляк вместе с другом
Володей решил съездить в город Усть-Лабинск,
обменять кое-что из вещей на еду. Здесь ребят и
схватили фашисты, чтобы, как и многих других,
отравить в Германию на каторжные работы.
Теперь уже взрослому человеку, Юрию Анатольевичу
непросто было вернуться к тому тяжелому периоду
своей жизни, чтобы восстановить в памяти
подробности лагерных кошмаров, где узника
сначала лишают сил, затем человеческого облика.
Заключенные теряют внешний мир, затем у них
путаются дни, числа, часы, и силы угасают с
головокружительной быстротой...
– Привезли нас в город Саарбрюккен, что на
границе Германии с Лотарингией. Мы должны были
работать подсобными рабочими на
электротехническом заводе. Убирали
металлическую стружку, разный мусор. На рассвете
нас поднимала заводская полиция, которая и
сопровождала на работу. Лагерь находился в двух
километрах от завода, в нем содержалось около
четырехсот заключенных разных национальностей.
Лагерь был окольцован проволокой, охранялся
полицаями.
Суточный рацион состоял из баланды, в которой
плавали кусочки брюквы или кормового картофеля.
Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками,
присыпанный какими-то семенами. Иногда на него
клали граммов пятнадцать маргарина. По
праздникам давали кружок кровяной колбасы
величиной с пятак. Естественно, многие не
выдерживали и через определенное время погибали
от истощения.
Поскольку рядом с лагерем проходила железная
дорога, то ребята все время думали о побеге,
считая, что, если смогут добраться до Варшавы, то
там и до Родины недалеко.В одну из ночей им
удалось осуществить задуманное. Но благополучно
сев на поезд Париж – Берлин, беглецы все-таки
были задержаны во Франкфурте-на-Майне, откуда их
отравили в гестаповский следственный изолятор,
где находилось около ста пятидесяти таких же
беглых заключенных. В феврале 1943 года Юрия
переправили в концентрационный лагерь Гидргайм
на юге Германии. Здесь нечеловеческий труд,
холод, зверские издевательства, голод не
оставляли никаких надежд на выживание. Четыре
месяца, проведенные в этом фашистском логове,
показались вечностью.
В Гидргайме в десяти баpaках содержал ось около
двух тысяч человек. Лагерь находился под охраной
службы безопасности. Заключенных избивали
дубинками, внутри которых были железные 6олты,
чтобы ужесточить силу удара. Каждый день в четыре
утра эсэсовцы выгоняли всех на построение,
пересчитывая дубинкой. Рабочий день
заканчивался с наступлением сумерек. Ходить по
территории лагеря запрещалось, можно было
передвигаться только бегом. За малейшую
провинность с людьми расправлялись жесточайшим
образом.
В зимний период заключенные просто замерзали,
так как были одеты только в полосатую
арестантскую униформу, натягивали на себя
бумажные мешки из-под овощей, прорезав дыры для
головы и рук.
В декабре 1944 года немцам было уже не до
заключенных. Пятнадцать узников бежали, в их
числе и Юрий Пухляк. Около трех месяцев
счастливчики жили в подвалах частных домов,
питаясь консервами и слушая по радио информации
об успешном наступлении советских войск. Позднее
все были определены в лагерь перемещенных лиц,
где и находились до репатриации.
Вернувшись на Родину, Юрий окончил вечернюю
школу, затем Бакинский политехнический институт,
работал по специальности до самой пенсии.
Людмила Григорьевна Васильева.
Людмила Григорьевна Васильева, председатель
Краснодарского краевого отделения Союза бывших
малолетних узников фашистских концлагерей,
прошла через ад Майданека. Ей в то время было
одиннадцать лет. Отца дeвoчки оккупанты сожгли
раненого в сарае. Она жила с партизанами в лесу.
Однажды, прочесывая леса, фашисты наткнулись и на
их лагерь. Так малолетняя дeвoчка Мила Симонович
(это ее девичья фамилия) была схвачена
гитлеровцами и отравлена в Майданек. Детская
память сохранила не только самые страшные
эпизоды из лагерной жизни, ничего из пережитого
не забыто. И об этом можно рассказывать
бесконечно...
– Была в лагере надсмотрщица Фрида, немка из
Поволжья. Однажды, – вспоминает Людмила
Григорьевна, – она принялась избивать
металлическим ковшом девочек, они везли одежду
на тележке, которая перевернулась, и что-то упало
на землю... Била их Фрида старательно, все метила
попасть по голове.
Мальчика, как сейчас помню, Карпом звали, зарезал
сын хозяина из-за одного буряка (свёклы). Ребенок
тайком пробрался на участок, чтобы утолить голод.
До этого нас трое суток не кормили.
В те дни, когда давали пищу, она все равно была
чисто символической: кусочек хлеба с маргарином
или одна картофелина в день.
Фашисты использовали малолетних узников в
качестве дармовой рабочей силы, ставили над нами
медицинские эксперименты, заражали тифом,
гепатитом, а потом наблюдали. Мы, дети, были и
донорами.
Наша рабочая неделя равнялась 72-м часам. Рабочий
день начинался в пять утра. Вечером, если днем
была бомбежка, отработав положенное время, шли
еще разбирать завалы.На левую сторону нашей
одежды пришивалась четырехугольная полосатая
нашивка с номером, красным треугольником с
буквой R внутри, что означало “политический”.
Какие тяжелые душевные муки испытывала я,
сортируя детские вещи... собирая в большие мешки
остриженные женские волосы, пепел владельцев
которых уже вылетел через трубы крематория, –
продолжает свой рассказ Людмила Григорьевна. –
Болеть было нельзя, сразу отправят для опытов
медикам. Один раз я попала в спецбаpaк. Дeвoчки,
что постарше, едва уберегли меня от лагерного
“лечения” Фашисты развлекались, издеваясь над
нами. Детей, истощенных до предела, заставляли
прыгать лягушкой, поливали ледяной водой... двух
ударов специальной плеткой со свинчаткой,
обмотанной бычьей кожей, хватало для малолетних
заключенных, чтобы отключилось сознание...
В послевоенное время Людмила Григорьевна долгие
годы работала учителем, сейчас на пенсии. Она
считает своим долгом отыскать тех, кто, как и она,
был малолетним узником фашистских лагерей.
Поисковую работу ведет, чтобы помочь этим людям.
Ведь порой они больны и одиноки.Людмила
Григорьевна считает, что в мире есть единое
человеческое сообщество, движут которым
взаимовыручка и поддержка, гуманизм и
сострадание.
В своих выступлениях на встречах с молодым
поколением она обращает внимание на то, что любая
человеконенавистническая теория или движение,
появившееся в обществе, ведут к его
деморализации, разобщению и гибели. Она
призывает беречь мир, не допускать деления
народов на господ и рабов.
VII. Итог урока.
Учитель:
– Что нового для себя вы вынесли из урока?
– Какой вывод надо сделать из всего сказанного
на уроке?
– Какие пожелания жителям нашей планеты вы
хотели бы высказать?
VIII. Домашнее задание.
По выбору:
а) Оформить в письменном виде пожелания
молодому поколению Земли.
б) Подготовить рассказ о том, как отразились
события ВОВ на прошлых поколениях вашей семьи.
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
27 01 2023 0:22:49
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
26 01 2023 2:57:14
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
25 01 2023 22:58:57
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
24 01 2023 5:55:50
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
23 01 2023 1:36:51
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
22 01 2023 5:53:25
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
21 01 2023 5:16:42
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
20 01 2023 19:51:12
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
19 01 2023 23:52:42
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
18 01 2023 19:54:30
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
17 01 2023 19:12:15
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
16 01 2023 3:45:27
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
15 01 2023 22:52:29
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
14 01 2023 12:52:33
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
13 01 2023 8:24:25
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
12 01 2023 0:24:27
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
11 01 2023 2:44:19
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
10 01 2023 3:30:18
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
09 01 2023 7:37:48
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
08 01 2023 14:21:43
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
07 01 2023 2:38:50
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
06 01 2023 3:35:19
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
05 01 2023 8:26:37
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
04 01 2023 3:39:41
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
03 01 2023 4:21:17
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
02 01 2023 14:14:36
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
01 01 2023 12:16:31
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
31 12 2022 7:32:39
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
30 12 2022 6:25:36
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
29 12 2022 12:49:23
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
28 12 2022 21:46:12
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
27 12 2022 18:37:14
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
26 12 2022 10:19:11
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
25 12 2022 3:33:25
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
24 12 2022 19:48:16
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
23 12 2022 23:40:52
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
22 12 2022 2:52:54
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
21 12 2022 18:31:44
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
20 12 2022 0:33:31
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
19 12 2022 23:11:39
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
18 12 2022 20:55:50
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
17 12 2022 15:27:50
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
16 12 2022 8:15:12
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
15 12 2022 21:10:50
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
14 12 2022 4:46:55

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
13 12 2022 7:41:49
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
12 12 2022 18:22:51

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
11 12 2022 12:18:32
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
10 12 2022 10:57:53
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
09 12 2022 19:39:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::