Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"
Цели:
- познакомить с одной из страниц истории Кубани – рассказать об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, представить документальные факты;
- воспитывать в детях чувство толерантности – уважения к людям любой национальности, терпимости;
- развивать познавательный интерес к истории родного края.
Оборудование: Карта Краснодарского края, ТСО: мультимедийная система, магнитофон; книги о военных события на территории Краснодарского края, об узниках лагерей.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
На экране плакат на военную тематику. Звучит песня “Священная война” Муз. А.В.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.
1-й ученик:
Валерий Клебанов (кубанский поэт)
ГЕРОЙ И ПЕДАГОГ
Герою Советского Союза Николаю Николаевичу Вербину
Мечтал он стать учителем, но грянула война.
Геройским и мучительным была она полна.
Кубанцу Коле Вербину, безусому пока,
приказом рота вверена гвардейского полка.
От взрывов мир крошился; какой уж тут диплом?
Но разобьем фашистов, доучимся потом...
В огне, где нету брода, геройский путь торя,
прорвалась к Висле рота в разгаре января.
Откуда прыть такая, враги не взяли в толк.
А следом, все сметая, уже врывался полк!..
Запомнил город Варка, где немцам стало жарко,
а с ним река Пилица, как могут наши биться,
как, обливаясь кровью, с восхода до восхода
держала оборону отчаянная рота!
И – верьте иль не верьте, но, фрицам дав урок,
поныне жив наш Вербин, Герой и Педагог.
Учитель: 21 июня 1945 года очень
изменилась жизнь в нашей стране. Какое событие
произошло в этот день?
С этого дня мечтам многих юных и молодых людей
уже не суждено было сбыться. Кто-то ушел на фронт,
другие остались дома, но все стали на защиту
своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не
остались в стороне от происходящих событий.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете об одной из страниц истории Кубани – об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, увидите фотографии прошлых и настоящих лет.
2-й ученик: Начало войны нарушило
мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили
врага с оружием в руках на западных границах
Родины. Они были в рядах героических защитников
Брестской крепости и военно–морской базы на
Балтийском море.
В городах и станицах края жизнь перестраивалась
на военный лад. Проходила мобилизация. Началось
формирование добровольческих воинских
соединений. Предприятия переходили на выпуск
военной продукции. Рабочие и колхозники
трудились с удвоенной силой, выполняя военные
заказы.
3-й ученик: Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское комaндование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.
4-й ученик: В начале августа война
пришла на Кубань. Казаки 17-го кавалерийского
корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и
Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи
фашистских солдат и офицеров, а также много
танков, орудий, минометов.
Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он
овладел Армавиром, Майкопом и предпринял
яростные атаки в туапсинском направлении. В это
же время были брошены крупные силы на Краснодар.
Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская
Краснознаменная дивизия не только сдерживала
противника, но контрударами выбила его из города.
И лишь по приказу комaндования Краснодар был
оставлен.
5-й ученик: В августовских боях
гитлеровцам удалось овладеть восточным
побережьем Азовского моря. Во второй половине
августа вражеские войска начали продвижение к
Новороссийску и 6 сентября прорвались к окраине
города.
Не считаясь с потерями, гитлеровцы упopно
штурмовали наши позиции. Однако прорваться за
рубеж у цементного завода “Октябрь” и овладеть
городом полностью враг так и не смог.
III. Работа над новым материалом
(Во время рассказа учителя на карте Краснодарского края обозначаются названные населенные пункты.)
1. Рассказ учителя о злодеяниях фашистов.
Учитель: Фашисты вторглись в наш край
как грабители и насильники Расстрелы, казни на
виселицах, истязания и пытки стали обычными для
фашистов средствами управления на занятой
территории края. В Краснодаре появились
“душегубки” – машины с герметически закрытыми
кузовами и специальным устройством для
отравления людей. В них вталкивали людей и
отправляли к противотанковому рву на окраине
города. По пути люди погибали в муках, удушенные
углекислым газом, поступавшим от работающего
мотора машины. В Ейске фашисты учинили дикую
расправу над детьми из детского дома. Двести
мальчиков и девочек были брошены в кузова
автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в
землю.
Теперь на месте захоронений людей в Первомайской
роще г. Краснодара установлен памятник всем
погибшим.
На борьбу с врагом поднялись не только взрослые,
но и дети. Если такие дети попадали в руки
фашистов, то враги издевались, как хотели. На
допросах каждый раз секли. Потом уводили на
расстрел, а перед этим заставляли детей рыть для
себя могилу.
В станице Старотитаровской был госпиталь для
немецких солдат. Однажды из этой станицы у 40
детей выкачали всю кровь для раненых немцев, а
детей в бессознании вывезли за станицу и там их
бросили. Был случай, когда детей от 2 до 14 лет не
расстреливали, а проводили на них опыты с
препаратами. Им смазывали губы какой-то
жидкостью и бросали в могилы. Примеров такого
варварства, бессердечия, зверства можно привести
ещё великое множество.
В Мостовском районе оккупанты полностью
уничтожили рабочий поселок Фарский и
расстреляли его жителей. Они убили на Кубани 61
тысячу советских граждан. 130 521 человек были
вывезены из Краснодарского грая в Германию,
среди них 38 022 ребёнка до 16 лет. В немецкое
рабство людей везли на открытых железнодорожных
платформах для скота, несмотря на дожди, снег и
леденящий ветер. Многие пытались бежать, но их
расстреливали. Люди погибали от голода, холода,
болезней. В концлагерях людей еврейской
национальности сразу сжигали в огромных печах. С
особой ненавистью относились к людям славянской
национальности. Немецкое комaндование призывало
своих солдат: “У тебя нет сердца и нервов, на
войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и
сострадание, убивай всякого, не останавливайся,
если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или
мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя и
прославишь на веки”.
Каждому человеку в лагере был дан его порядковый
номер. На фотографии изображена жительница
Краснодара Ираида Ивановна Афанасьева. В то
время её было 12 лет. Она попала в концлагерь
Майданек. Ей был дан номер 3380. Эти номера были
нанесены на одежду и руку человеку. Их надо было
запомнить и произносить на немецком языке. При
перекличке надо было всегда показывать руку со
своим номером. Сейчас на месте концлагеря
Майданек установлен памятник – символ борьбы и
мук, символ трагедии, надежды и победы. Все дети
быстро становились взрослыми. Они, чувствуя
опасность, во время болезней не стонали. При
появлении надзирателей больных детей прятали, а
они при этом лежали и не шевелились. Каждое утро в
4 часа гудела сирена, и взрослые должны были идти
на работу. Старшие дети оставались,
присматривали за младшими, занимались уборкой,
чинили одежду. За неповиновение детей секли
плётками, издевались, проводили над ними опыты,
морили голодом, а затем убивали.
2. Показ фотографий детей – узников концлагерей (Приложение). На этих детях проводили опыты немецкие врачи.
VI. Знакомство с документальными материалами.
1. Показ на экране сведений о численности бывших несовершеннолетних узников фашизма, проживающих в Краснодарском крае.
Населенный пункт |
Количество на 1.03.2005 г. |
г. Краснодар | 816 чел. |
г. Анапа | 842 |
г. Армавир | 118 |
г. Геленджик | 181 |
г. Горячий Ключ | 37 |
г. Ейск, Кропоткин | 95 |
г. Новороссийск | 5859 |
г. Сочи | 291 |
г. Тихорецк, Туапсе | 82 |
Из всего края | 16395 |
2. Рассказы узников концлагерей, которые во время войны были детьми.
Учащиесяся заранее готовятся по документальным материалам: часть пересказывается, часть зачитывается дословно.
Юрий Анатольевич Пухляк. В
декабре 1942 года восьмиклассник краснодарской
средней школы № 40 Юрий Пухляк вместе с другом
Володей решил съездить в город Усть-Лабинск,
обменять кое-что из вещей на еду. Здесь ребят и
схватили фашисты, чтобы, как и многих других,
отравить в Германию на каторжные работы.
Теперь уже взрослому человеку, Юрию Анатольевичу
непросто было вернуться к тому тяжелому периоду
своей жизни, чтобы восстановить в памяти
подробности лагерных кошмаров, где узника
сначала лишают сил, затем человеческого облика.
Заключенные теряют внешний мир, затем у них
путаются дни, числа, часы, и силы угасают с
головокружительной быстротой...
– Привезли нас в город Саарбрюккен, что на
границе Германии с Лотарингией. Мы должны были
работать подсобными рабочими на
электротехническом заводе. Убирали
металлическую стружку, разный мусор. На рассвете
нас поднимала заводская полиция, которая и
сопровождала на работу. Лагерь находился в двух
километрах от завода, в нем содержалось около
четырехсот заключенных разных национальностей.
Лагерь был окольцован проволокой, охранялся
полицаями.
Суточный рацион состоял из баланды, в которой
плавали кусочки брюквы или кормового картофеля.
Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками,
присыпанный какими-то семенами. Иногда на него
клали граммов пятнадцать маргарина. По
праздникам давали кружок кровяной колбасы
величиной с пятак. Естественно, многие не
выдерживали и через определенное время погибали
от истощения.
Поскольку рядом с лагерем проходила железная
дорога, то ребята все время думали о побеге,
считая, что, если смогут добраться до Варшавы, то
там и до Родины недалеко.В одну из ночей им
удалось осуществить задуманное. Но благополучно
сев на поезд Париж – Берлин, беглецы все-таки
были задержаны во Франкфурте-на-Майне, откуда их
отравили в гестаповский следственный изолятор,
где находилось около ста пятидесяти таких же
беглых заключенных. В феврале 1943 года Юрия
переправили в концентрационный лагерь Гидргайм
на юге Германии. Здесь нечеловеческий труд,
холод, зверские издевательства, голод не
оставляли никаких надежд на выживание. Четыре
месяца, проведенные в этом фашистском логове,
показались вечностью.
В Гидргайме в десяти баpaках содержал ось около
двух тысяч человек. Лагерь находился под охраной
службы безопасности. Заключенных избивали
дубинками, внутри которых были железные 6олты,
чтобы ужесточить силу удара. Каждый день в четыре
утра эсэсовцы выгоняли всех на построение,
пересчитывая дубинкой. Рабочий день
заканчивался с наступлением сумерек. Ходить по
территории лагеря запрещалось, можно было
передвигаться только бегом. За малейшую
провинность с людьми расправлялись жесточайшим
образом.
В зимний период заключенные просто замерзали,
так как были одеты только в полосатую
арестантскую униформу, натягивали на себя
бумажные мешки из-под овощей, прорезав дыры для
головы и рук.
В декабре 1944 года немцам было уже не до
заключенных. Пятнадцать узников бежали, в их
числе и Юрий Пухляк. Около трех месяцев
счастливчики жили в подвалах частных домов,
питаясь консервами и слушая по радио информации
об успешном наступлении советских войск. Позднее
все были определены в лагерь перемещенных лиц,
где и находились до репатриации.
Вернувшись на Родину, Юрий окончил вечернюю
школу, затем Бакинский политехнический институт,
работал по специальности до самой пенсии.
Людмила Григорьевна Васильева.
Людмила Григорьевна Васильева, председатель
Краснодарского краевого отделения Союза бывших
малолетних узников фашистских концлагерей,
прошла через ад Майданека. Ей в то время было
одиннадцать лет. Отца дeвoчки оккупанты сожгли
раненого в сарае. Она жила с партизанами в лесу.
Однажды, прочесывая леса, фашисты наткнулись и на
их лагерь. Так малолетняя дeвoчка Мила Симонович
(это ее девичья фамилия) была схвачена
гитлеровцами и отравлена в Майданек. Детская
память сохранила не только самые страшные
эпизоды из лагерной жизни, ничего из пережитого
не забыто. И об этом можно рассказывать
бесконечно...
– Была в лагере надсмотрщица Фрида, немка из
Поволжья. Однажды, – вспоминает Людмила
Григорьевна, – она принялась избивать
металлическим ковшом девочек, они везли одежду
на тележке, которая перевернулась, и что-то упало
на землю... Била их Фрида старательно, все метила
попасть по голове.
Мальчика, как сейчас помню, Карпом звали, зарезал
сын хозяина из-за одного буряка (свёклы). Ребенок
тайком пробрался на участок, чтобы утолить голод.
До этого нас трое суток не кормили.
В те дни, когда давали пищу, она все равно была
чисто символической: кусочек хлеба с маргарином
или одна картофелина в день.
Фашисты использовали малолетних узников в
качестве дармовой рабочей силы, ставили над нами
медицинские эксперименты, заражали тифом,
гепатитом, а потом наблюдали. Мы, дети, были и
донорами.
Наша рабочая неделя равнялась 72-м часам. Рабочий
день начинался в пять утра. Вечером, если днем
была бомбежка, отработав положенное время, шли
еще разбирать завалы.На левую сторону нашей
одежды пришивалась четырехугольная полосатая
нашивка с номером, красным треугольником с
буквой R внутри, что означало “политический”.
Какие тяжелые душевные муки испытывала я,
сортируя детские вещи... собирая в большие мешки
остриженные женские волосы, пепел владельцев
которых уже вылетел через трубы крематория, –
продолжает свой рассказ Людмила Григорьевна. –
Болеть было нельзя, сразу отправят для опытов
медикам. Один раз я попала в спецбаpaк. Дeвoчки,
что постарше, едва уберегли меня от лагерного
“лечения” Фашисты развлекались, издеваясь над
нами. Детей, истощенных до предела, заставляли
прыгать лягушкой, поливали ледяной водой... двух
ударов специальной плеткой со свинчаткой,
обмотанной бычьей кожей, хватало для малолетних
заключенных, чтобы отключилось сознание...
В послевоенное время Людмила Григорьевна долгие
годы работала учителем, сейчас на пенсии. Она
считает своим долгом отыскать тех, кто, как и она,
был малолетним узником фашистских лагерей.
Поисковую работу ведет, чтобы помочь этим людям.
Ведь порой они больны и одиноки.Людмила
Григорьевна считает, что в мире есть единое
человеческое сообщество, движут которым
взаимовыручка и поддержка, гуманизм и
сострадание.
В своих выступлениях на встречах с молодым
поколением она обращает внимание на то, что любая
человеконенавистническая теория или движение,
появившееся в обществе, ведут к его
деморализации, разобщению и гибели. Она
призывает беречь мир, не допускать деления
народов на господ и рабов.
VII. Итог урока.
Учитель:
– Что нового для себя вы вынесли из урока?
– Какой вывод надо сделать из всего сказанного
на уроке?
– Какие пожелания жителям нашей планеты вы
хотели бы высказать?
VIII. Домашнее задание.
По выбору:
а) Оформить в письменном виде пожелания
молодому поколению Земли.
б) Подготовить рассказ о том, как отразились
события ВОВ на прошлых поколениях вашей семьи.
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
03 10 2023 4:43:32
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
02 10 2023 6:44:22
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
01 10 2023 10:42:59
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
30 09 2023 10:22:45
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
29 09 2023 22:57:35
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
28 09 2023 9:13:44
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
27 09 2023 9:36:34
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
26 09 2023 16:21:39
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
25 09 2023 10:52:58
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
24 09 2023 14:53:24
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
23 09 2023 11:19:13
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
22 09 2023 19:27:37
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
21 09 2023 17:34:43
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
20 09 2023 14:36:58
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
19 09 2023 2:44:47
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
18 09 2023 5:46:24
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
17 09 2023 18:56:44
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
16 09 2023 8:18:26
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
15 09 2023 1:12:15
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
14 09 2023 0:49:37
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
13 09 2023 2:11:15
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
12 09 2023 14:51:57
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
11 09 2023 7:50:23
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
10 09 2023 15:25:53
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
09 09 2023 13:16:29
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
08 09 2023 20:27:14
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
07 09 2023 1:50:21
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
06 09 2023 16:59:17
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
05 09 2023 18:20:31
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
04 09 2023 11:38:12
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
03 09 2023 8:54:37
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
02 09 2023 13:33:52
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
01 09 2023 6:14:28
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
31 08 2023 14:58:14
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
30 08 2023 1:28:13
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
29 08 2023 19:22:22
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
...
28 08 2023 2:52:10

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
27 08 2023 21:52:45
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
26 08 2023 11:21:31
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
25 08 2023 17:51:48
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
24 08 2023 10:42:20
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
23 08 2023 18:13:15
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
22 08 2023 15:12:16
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
21 08 2023 0:13:51
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
20 08 2023 13:21:26

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
19 08 2023 23:38:40
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
18 08 2023 0:18:32
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
17 08 2023 16:20:57
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
16 08 2023 6:11:42
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
15 08 2023 11:18:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::