Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс
Цели и задачи урока:
- Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.
- Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.
- Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
- Охаpaктеризовать общее состояние международных отношений.
- Описать формирование блоковой системы.
- Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.
- Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия:
- модернизация, империализм, империалистические войны,
- колониализм, сферы влияния;
- Антанта; “Союз трёх императоров”,
- “Тройственный союз”, “Франко-русский союз”;
- принцип “блестяшей изоляции”.
Средства обучения: учебник А. Я. Юдовской, П. А. Бapaнова, Л. М. Ванюшкиной “Новая история. 1800-1913. 8 класс”, карты “Мир к 1870 г. ,” и “Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг. ,”
Опережающее задание: приготовить сообщения на тему: “Тройственный союз”; “Антанта”; “Союз трёх императоров”, “Франко-русский союз”
План урока:
- Причины обострения международных отношений в начале XX века.
- Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.
- Шаги к войне
- Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Ход урока
Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова была политика английской администрации в Индии?
- Почему Индию называли “жемчужиной Британской короны”?
- Почему столкновения интересов ведущих европейских держав в Африке было неизбежным?
Предлагается сравнить по карте мир в 1870 и в 1914 гг. ,
- Какие страны и почему в XIX веке владели самым большим количеством колоний?;
- Как распределялись по уровню развития капиталистические страны в середине и в конце XIX века?
Учитель. Г. В. Плеханов не раз выказывал своё понимание о хаpaктере войн в новейшее время. В статье 1904 г. , написанной по просьбе редакции французского социалистического журнала, он в частности, так сформулировал причину возникновения войн в капиталистическом мире: “От времени до времени капиталисты разных стран в своей отчаянной борьбе за расширение рынка сбыта бывают вынуждены нарушить этот мир…. . позднее Плеханов дал более развёрнутое толкование по этому вопросу. Войны в эпоху капитализма, неизбежны, ибо они порождаются стремлением предпринимателей-капиталистов к расширению сфер влияния, рынков сбыта. Войны можно разделить на два типа - справедливые и несправедливые. Первые ведут государства, защищающиеся от агрессии, вторые - государства-агрессоры в целях захвата территорий.”
Учитель. И так мы вплотную подошли к изучению сегодняшней темы “Международные отношения в конце XIX - в начале XX века”. Начать хотелось бы словами французского поэта П. Валери который писал: “Две опасности не перестают угрожать миру: порядок и беспорядок”
Вопросы учащимся: работа с учебником. (параграф 29 стр. ,275) Найдите в тексте основные зоны столкновения интересов ведущих стран мира?
А) В Африке Германия, а в начале XX века Италия соперничают с Англией и Францией.
Б) В Азии Османская империя была “яблоком раздора”. Россия, Австро-Венгрия, Франция, Англия за сферы влияния в Турции.
В) В Иране – столкновение между Англией и Россией, а в начале XX века к Ирану проявляет интерес и Германия.
Г) Очагом противоречий стал Китай (интерес большинства великих держав)
Учитель. И так мы с вами нашли доказательства что на рубеже XIX-XX в. в. , состояние международных отношений определяла небольшая группа экономически развитых и сильных в военном отношении государств.
Назовём их. (США, Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, Италия и Япония.)
– Как Вы думаете, какие государства были более заинтересованы в переделе мира? (Молодые, “голодные” государства - Германия, Италия, Япония)
А теперь мы должны с вами рассмотреть процесс формирования союзнических военно-политических блоков: Первым мы рассмотрим “Союз трёх императоров” (наглядность на доску) и сообщение учащегося на эту тему. И соответствующая запись в рабочие тетради учащихся.
Следующим военно-политическим блоком который рассмотрим на уроке получил название “ Тройственный союз” (сообщение на эту тему и соответствующая запись в рабочих тетрадях учащихся)
Вопросы: – Как вы думаете, почему этот альянс был неизбежен? (Он был направлен против России и Франции)
- Какая страна могла бы стать союзницей Франции в этих условиях? (Россия). Россия и Франция перед лицом общего врага искали сближения и следующим союзом который также подлежит нашему рассмотрению “Франко-русский союз” (сообщение на эту тему, соответствующая запись в тетрадях. (наглядность на доску.)
Учитель.
- Как Вы думаете, почему Англия примкнула к русско-французскому союзу? (Линия немецкого правительства на активное строительство флота пугала Великобританию. Кроме того, англичане остерегались амбиций Германии на участие в переделе “турецкого наследства”)
- Каким принципом руководствовалась Англия в своей внешней политике? (принципом “блестящей изоляции”) сообщение о “блестящей изоляции” Англии, запись в тетрадях. Но события на международной арене заставили Англию изменить свою политику: с конца 80-х XIX века германские товары стали теснить на мировом рынке продукцию английских фабрик, и к тому же Англию тревожило, что Германия превращалась в сильную морскую державу. В 1898 году Вильгельм II прибывает в Турцию подписать договор о строительстве железной дороги, которая должна была объединить Берлин с Кувейтом (через Стамбул и Багдад) следовательно англичане ищут и находят союзника в лице России. Так появляется ещё один военно-политический блок: “Антанта” (сообщение на эту тему, запись в тетради. )
Вопросы: прочитайте страницы 276-279 учебника и ответьте:
- Каковы причины создания этих военно-политических блоков?
А) ослабить государства- конкуренты в экономическом и военном развитии, найти союзников.
Б) сохранить имеющиеся и захватить новые колонии - рынок сбыта товаров, сферу вложения капиталов, источник сырья и рабочей силы.
В) подавить борьбу за независимость в колониях и зависимых странах.
Учитель.
И так в заключении мы с вами должны прийти к определённым выводам:
- К чему привели сложившиеся международные отношения между ведущими странами к началу XX века?:
- к обострению международной обстановки
- подготовке правителей стран к войне
- к гонке вооружений
В конце урока учитель просит учащихся установить правильную цепь событий:
- Франко-прусская война;
- Создание Священного союза;
- Заключение военного союза между Францией и Россией;
- Крымская война;
- заключение Тройственного союза;
- заключение Тильзитского мира;
- подписание русско-английского договора, создание Антанты:
Правильный ответ:6,2,4,1,5,3,7.
Учитель. Хотелось бы закончить отрывком из стихотворения А. Глазкова:
“Я на жизнь взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный,
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней…”
Домашнее задание: параграф 29, вопросы на странице 283.
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
25 09 2023 4:39:19
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
24 09 2023 10:13:48
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
23 09 2023 15:39:10
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
22 09 2023 21:19:15
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
21 09 2023 0:55:26
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
20 09 2023 11:19:26
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
19 09 2023 2:56:12
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
18 09 2023 16:35:39
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
17 09 2023 17:53:17
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
16 09 2023 2:39:31
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
15 09 2023 4:52:55
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
14 09 2023 7:30:31
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
13 09 2023 5:48:29
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
12 09 2023 17:42:10
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
11 09 2023 22:20:28
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
10 09 2023 23:33:36
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
09 09 2023 19:46:36
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
08 09 2023 23:24:26
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
07 09 2023 3:36:40
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
06 09 2023 6:11:28
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
05 09 2023 22:39:41
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
04 09 2023 1:17:39

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
03 09 2023 8:18:56
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
02 09 2023 6:14:32
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
01 09 2023 10:26:33
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
31 08 2023 7:49:56
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
30 08 2023 9:15:17
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
29 08 2023 12:28:13
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
28 08 2023 17:55:52
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
27 08 2023 18:40:26
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
26 08 2023 3:35:51
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
25 08 2023 15:56:13
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
24 08 2023 12:52:57
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
23 08 2023 8:40:48
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
22 08 2023 2:40:45
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
21 08 2023 14:13:56
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
20 08 2023 16:25:43
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
...
19 08 2023 14:24:26
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
18 08 2023 9:52:18
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
17 08 2023 3:32:49
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
16 08 2023 22:26:50
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
15 08 2023 9:38:23
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
14 08 2023 7:23:57
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
13 08 2023 1:26:21
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
12 08 2023 4:37:28
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
11 08 2023 21:25:10
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
10 08 2023 20:24:14
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
09 08 2023 7:35:10
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
08 08 2023 7:23:53
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
07 08 2023 14:46:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::