Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения
Интегрирующая дидактическая цель:
- Помочь учащимся получить знания о роли общения в становлении человеческой личности, показать, как на общение влияет индивидуальность человека, способы воздействия на человека посредством общения, какие существуют формы общения.
- Дать информацию подросткам об особенностях становления личности и межличностном общении, что особенно актуально в период отрочества и юности, когда общение очень значимо.
- Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на пpaктике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом.
Учебный элемент | Название учебного элемента | Время (мин.) |
У.Э. 0 | Мотивационная беседа | 5 |
У.Э. 1. | Входной контроль | 10 |
У.Э. 2 | Индивидуальность и общение | 15 |
У.Э. 3. | Общение как способ воздействия на человека. | 15 |
У.Э. 4. | Роль общения в жизни человека. | 15 |
У.Э. 5. | Завершающий контроль | 15 |
У.Э. 6. | Рефлексия | 5 |
У.Э. 0. Мотивационная беседа.
Частная дидактическая цель: Мотивировать учащихся на изучение данной темы, показать её значимость для каждого человека.
Мы не думаем о том, как дышим и о воздухе вспоминаем только тогда, когда нам его не хватает. Мы общаемся, друг с другом постоянно, безотчётно, как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорблённым, задаёмся вопросами: “Как я общаюсь? И правильно ли я это делаю?”
Между тем общаться можно грамотно и безграмотно. Ваша манера общения - это то, что стоит между вами и другим человеком, а то и обществом. Иногда это стена, которая вас разделяет. Если вы хотите, чтобы она существовала – ваше право. А если не хотите, но она возникает, что делать? Ведь неумение общаться – это своеобразный тупик, оно формирует у человека чувство ущербности, неполноценности, озлобленности и даже может привести к болезни – психоневрозу.
С другой стороны – общение преобразует духовное состояние одного человека в общее достояние субъектов общения: познаются новые отношения, мысли, переживания, идеалы. Счастье или несчастье человека во многом определяется хаpaктером общения с людьми, его наличием или отсутствием.
В ходе сегодняшнего урока нам будут приходить на помощь заранее подготовленные эксперты. Они будут помогать учителю, проверять задания входного и завершающего контролей, давать справки, организовывать психологические эксперименты и оказывать вам всяческое содействие.
У. Э. 1. Входной контроль
Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо учащиеся усвоили материал предыдущей темы и подготовлены к восприятию нового материала.
1. На доске помещены иллюстрации, демонстрирующие различные виды общения,
Каждая иллюстрация имеет буквенное обозначение.
Задание: соотнести предложенные иллюстрации с известными вам видами общения
а |
б |
в |
г |
- Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
- Общение воображаемых партнёров
- Общение между реальными субъектами.
- Общение реального субъекта с иллюзорным партнёром.
Образец выполнения: 1а; 2б, 3в, 4г.
2. О каком виде общения говорится в стихотворении Галины Абутковой “Джоконда”
( Желательно поместить на доску иллюстрацию картины Леонардо да Винчи Джоконда).
От печали твоей я ушла со слезами.
Пять веков не стареет твоя красота.
И чему улыбаются эти уста,
Если с грустью такой ты беседуешь с нами?
Твои губы чему-то сейчас улыбались,
Будто тайным каким – то, чудесным мечтам.И в то время как грустью глаза наполнялись,
Ты остаток улыбки доверила нам.
А глаза загрустили, о чём я не знаю,
Да и как их понять в этой долгой дали!
Отчего–то, быть может,
Джоконда страдает
И улыбкой укрыла страданья свои?
3. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения? Общение – это
А. элемент любой совместной деятельности.
Б. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями.
верно только А.
верно только Б.
верны оба суждения.
4. оба суждения неверны.
Ответы:
1). 1 г, 2 в, 3 а, 4 б.
2).Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
3). Вариант 3. В суждении А. это понятие употрeблено в узком значении, а в суждении Б. – в широком.
Оцените свою работу по следующим критериям: выполнены все задания-“5”; выполнено два задания - “4”; выполнено одно задание - “3”.
У.Э. 2. Индивидуальность и общение.
Частная дидактическая цель: Рассмотреть, как на общение влияет индивидуальность человека. Общение – это, прежде всего раскрытие себя, самоанализ. Информация о самом себе и об окружающих людях определяет способы общения и его хаpaктер. Для этого необходимо иметь сведения психологического хаpaктера.
Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4-5 человек, на которые разделён класс.
Учитель: Вашему вниманию предлагается описание двух типов личности по направленности на общение и даётся задание узнать по данным психологическим портретам кого-нибудь из своих одноклассников, а, быть может, кто-то узнает и самого себя.
Портрет №1. Этот человек общителен, легко вступает в контакт, с удовольствием завязывает новые знакомства, любит компанию. Он первым поднимает руку в классе, хочет скорее получить исчерпывающую информацию. Внешний мир подобно магниту, притягивает его. Он импульсивен, инициативен, любит быть в центре внимания. Он лёгок на подъём, любит походы, экскурсии, легко может переключаться с одного дела на другое, любит смену впечатлений. Мнение окружающих его глубоко интересует.
Портрет № 2. Он погружён в себя, рассудителен, озабочен тем, правильно ли его понимают окружающие. Он сосредоточен на собственном внутреннем мире, предпочитает узкий круг близких друзей, избирателен в общении, в широком кругу контактов быстро утомляется. Он склонен к самоанализу, шумные компании его не устраивают. Он спокоен, внимателен, нетороплив, не жалует выскочек. Он независим в своём мнении, но чрезвычайно раним, мнителен, тревожен.
Учащиеся высказывают своё мнение, называют одноклассников, которые, по их мнению, походят на предложенные психологические портреты.
Справка эксперта № 1: Люди по описанию похожие на портрет № 1 – экстраверты. Они ориентированы по направленности на общение на внешний мир. Люди, которые подходят под второе описание – интроверты, они ориентированы на свой внутренний мир. Те, кто находится как бы на середине оси “экстраверсия” - “интроверсия” - в психологии называются амбаверты. Они в меру общительны, в меру склонны к уединению. Такое деление людей по направленности на общение ввёл швейцарский психолог Юнг.
Задание учителя: Обсудите в группах следующие вопросы
- Кем быть лучше: экстравертом или интровертом, а может быть амбавертом?
- Как в общении следует учитывать психологические особенности личности?
Предположим ситуацию, когда общаются экстраверт и интроверт – какие недоразумения и почему могут между ними возникнуть?
Учащиеся обсуждают поставленные вопросы и высказывают своё мнение, возможна дискуссия.
Справка эксперта № 2: Индивидуальные психологические особенности определяются типом нервной системы и проявляются, прежде всего, в свойствах темперамента, которые являются врождёнными. Иными словами, природа сама наделяет человека качествами экстраверта или интроверта. Следовательно, нельзя выделить худшую или лучшую направленность на общение. Но вот учитывать это надо.
Справка эксперта № 3: Если человек не считается с этими психологическими особенностями или не знает о них, то, будучи представителем одного из психологических типов он может не понять противоположенный тип людей. Так, интровертов может раздражать повышенная активность в общении экстравертов, они могут принимать общительность за позирование. Экстраверты могут считать интровертов эгоистами, стремящимися к уединению, не учитывая их быстрой психологической утомляемости. Иногда экстраверты, которым, кажется, что у них нет проблем в общении, являются причиной эмоционального нeблагополучия других: могут заговорить “до cмepти”, не понимая, что собеседник устал.
У.Э. 3. Общение как способ воздействия на человека.
Частная дидактическая цель: Показать, что общение - мощный канал воздействия на мысли, взгляды, жизненную позицию, поступки отдельных людей, социальных групп, общество. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Поэтому необходимо научиться это различать, и понимать, какое воздействие пытаются на вас оказать, в какое русло повернуть вашу жизнь, а также самим использовать различные приёмы общения в жизни.
Учитель: Проведём эксперимент, позволяющий определить, насколько хорошо вы можете понять другого человека и описать его.
Выходят поочерёдно две группы ребят по 3-4 человека. Им показывают фотографию одного и того же человека, но группам даются разные установки.
Задание группам: Вы должны внимательно вглядеться в лицо этого человека, и описать какой у него хаpaктер, что он за личность?
Установка 1 группе: Перед вами известный учёный-врач. Он основал собственную клинику в России, вылечил сотни людей, его открытия известны во всём мире.
Установка 2 группе: Перед вами фотография лидера бандформирования. Под его руководством проходили террористические акты, он виновен в гибели сотен ни в чём не повинных людей.
Группы, как правило, дают противоположенные хаpaктеристики личности этого человека.
Учитель задаёт классу вопрос: “Как вы думаете, почему ребята дали одному и тому же человеку такие разные хаpaктеристики?”
Учащиеся высказывают различные предположения. Затем с этим же вопросом учитель обращается к участникам эксперимента. Ребята объясняют, что на их мнение оказало влияние содержание задания.
Справка эксперта № 4: Однажды американский психолог Розентал явился в один из классов средней школы, чтобы провести обследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий “коэффициент интеллектуальности”. При этом он сознательно пошёл на подлог. Среди тех, кого назвали “самыми умными”, более половины обладали средними возможностями. Через год, явившись в ту же школу, Розентал, выяснил, что все, кому он создал репутацию наиболее умных являются лучшими учениками в классе. Ни ребята, ни учителя не знали о подлоге.
Задание учащимся: Прокомментируйте результаты эксперимента, проведённого американским психологом.
Справка эксперта № 5: В эксперименте, проведённом в классе, а также в эксперименте американского психолога его участникам были даны установки, которые воздействовали на сознание людей, на их мнение.
Учитель: Проведём ещё один эксперимент. Приглашается группа ребят. Им показывают 2 палочки, одна из которой заведомо длиннее другой. Учитель спрашивает, какая из палочек длиннее? Суть эксперимента состоит в следующем: все ребята, кроме одного человека посвящены в суть эксперимента и по просьбе учителя показывают на короткую палочку, уверяя, что она длиннее. Испытуемым является как раз человек, которого не готовили заранее. В 70% случаев объект эксперимента показывает также на короткую палочку вместо длинной. Лучше для этого эксперимента выбирать ученика, легко попадающего под чужое влияние.
Учитель объясняет суть эксперимента и просит ответить: Почему объект эксперимента дал неверный ответ. Учащиеся высказывают свои версии.
Справка эксперта № 6: Помимо индивидуального сознания существует групповое сознание, и даже общественное сознание. Даже в маленькой группе человек ведёт себя и думает не так как наедине с собой. Когда он в коллективе, его суждения меняются, они корректируются группой. Об этом точно сказал Александр Блок:
Ты и сам иногда не поймёшь,
Отчего так бывает порой
Что собою ты к людям придёшь,
А уйдёшь от людей – не собой.
Порой бывает весьма тяжело человеку противопоставить своё мнение мнению группы, а тем более, общественному мнению. Тем не менее, такие люди всегда были и будут. Это и Джордано Бруно, и академик А. Д. Сахаров, и быть может, ваш сосед по парте. Такие люди в свою очередь могут оказать воздействие на мнение коллектива и общества.
Учитель: Как человек может оказать воздействие на группу?
Ученики предлагают свои варианты воздействия.
Справка эксперта № 7: Рассмотрим один из вариантов воздействия. В каждой группе есть лидер. Есть формальный, занимающий эту должность официально, а есть неформальный, тот, кто пользуется наибольшим авторитетом. Иногда это может быть один и тот же человек. Учителю, чтобы воздействовать на групповое сознание, скажем на класс не обязательно вести беседы с каждым члeном группы. Достаточно найти общий язык с неформальным лидером, а он воздействует на группу в нужном направлении. Это открытие используется в педагогике, политике, пропаганде.
Учитель: Сейчас мы с вами разыграем сценку “в магазине”. Роль продавца сыграет эксперт. А на роль покупателя пригласим кого-либо из ребят. Задание продавцу: Заставить покупателя при помощи манипуляции, купить дорогой товар, который, возможно, ему “не по карману”.
Задание классу: Обсудите эту сценку и прокомментируйте, какие действия по отношению к покупателю совершал продавец, как их можно охаpaктеризовать?
Справка эксперта № 8: то, что мы наблюдали в этой сценке, называется манипуляция. Мы с ней нередко сталкиваемся в жизни: иногда выступаем в роли манипулятора сами, иногда бываем объектами манипуляции. В этой сценке покупатель – объект манипуляции. Манипулятор либо для защиты, либо, чтобы получить какую-либо выгоду эксплуатирует и себя и других как вещь. В то время как нормальный человек (актуализатор) рассматривает и себя и других как личности.
У.Э. 4. Роль общения в жизни человека.
Частная дидактическая цель: Используя предложенный материал, ответьте на вопрос, какую роль играет общение в жизни человека.
Работа в группах.
- Всем нам с детства знаком образ героя Редьярда Киплинга Маугли. А что же будет с ребёнком на самом деле воспитанного животными? Было бы жестоко проводить такой эксперимент даже ради науки. Но сама жизнь поставила этот эксперимент Случаев, когда детей вскормленных животными, находили люди, известно более 30: в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции и т.д. Все эти дети издавали нечлeнораздельные звуки, не умели ходить на двух ногах, быстро бегали, были очень сильны. Все они обладали индивидуальной психикой, но личностью не обладали. Далеко не все даже по истечению длительного времени они могли научиться говорить.
- В некоторых приютах дети часто болели и даже умирали не от отсутствия лекарств и потому что плохо питались, а потому что их некому было приласкать, погладить, обнять.
- В детских домах по этой же причине дети отстают в развитии и даже получают диагноз олигофрения, дeбильность. Но стоит их усыновить, как они начинают быстро развиваться и догонять, а иногда и перегонять в развитии своих сверстников, воспитывающихся дома.
После обсуждения в группах учащиеся дают ответы на вопрос.
У. Э. 5. Завершающий контроль.
Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал.
Задание: письменно выполнить и сдать работу на проверку учителю или эксперту.
1. Приведите доказательства, что общение необходимо для формирования личности.
2. Приведены 3 основания - 1 уровень; 2 основания - 2 уровень; 1 основание - 3 уровень.
А. Какие типы направленности личности на общение вам известны?
Б. Может ли измениться тип личности в течение жизни? Почему?
В. Приведите примеры ярко выраженных экстравертов и интровертов, известных вам героев художественной литературы.
Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.
3. А. Назовите способы воздействия на человека через общение.
Б. Как взаимодействуют индивидуальное, групповое и общественное сознания.
В. В чём опасность манипуляции?
Ответы даны на 3 вопроса-1 уровень; на 2 вопроса- 2 уровень; на 1 вопрос-3 уровень.
Оцените свою работу по следующим критериям: большинство ответов на 1 уровне- “5”; на 2 уровне-“4”; на 3 уровне-“3”.
Ответы.
1.1. Без общения человек не сможет усвоить речь, правила поведения, не сможет стать личностью.
1. 2. Без общения ребёнок может отстать в умственном и физическом развитии, может заболеть и даже умереть.
1.3. Без общения человек будет испытывать психологический дискомфорт.
2. А. экстраверты, интроверты, амбаверты.
Б. Нет, т. к. тип личности является врождённым.
В. Экстраверты: Хлестаков, Ноздрёв, Наташа Ростова, Чацкий.
Интроверты: Коробочка, Обломов, Печорин.
3. А. На человека можно воздействовать при помощи установки, посредством манипуляции, воздействие через групповое и общественное сознание.
Б. Индивидуальное сознание, групповое сознание и общественное сознание взаимодействуют и влияют друг на друга.
В. опасность манипуляции состоит в том, что объект манипуляции выступает не как личность, а как вещь. Для манипулятора манипуляция опасна тем, что люди перестают ему доверять, перестают с ним общаться.
У. Э. 6. Рефлексия.
Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?
Ответьте на следующие вопросы:
- Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
- Как вы оцениваете работу группы?
- Какой вклад в работу группы внесли вы?
- Хорошо ли вы усвоили изучаемый материал?
- Какие вопросы нуждаются в доработке?
Список литературы.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М, 1989.
- Башкирова Г.Б. Наедине с собой. М., 1975.
- Воробьёв Г. Г. Человек-человек. М., 1979.
- Гуревич П. С. Человек. М., 1995.
- Дубрович А. Общение: наука и искусство.
- Козлов Н. лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. Спб., 1997.
- Нейхард Д. Властелин эмоций. Спб., 1997.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 19:22:23
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 18:28:50
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 7:20:40
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 20:23:44
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 0:40:34
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 15:27:36
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 3:30:46
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 15:42:21
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 12:35:54
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 14:32:28
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 9:47:14
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 13:34:44
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 11:36:54
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 0:59:14
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 20:33:22
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 19:16:16
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 22:28:29
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 15:35:21
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 17:15:27
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 11:56:16
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 19:10:55
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 10:21:12
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 6:12:31
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 4:11:27
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 9:36:39
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 23:19:18
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 17:29:28
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 8:10:40
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 7:17:40
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 18:28:30
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 0:26:48
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 16:22:28
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 14:11:47
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 10:20:21
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 0:15:25
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 8:20:37
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 8:52:16
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 0:48:44
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 18:56:57
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 6:36:27
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 5:29:28
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 12:36:14
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 5:14:27
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 18:46:49
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 10:20:11
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 19:47:46
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 20:49:30
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 14:56:13
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 15:14:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 21:50:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::