Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища “Хан зираты”, попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. Исходя из поставленных целей, нами было выделено несколько задач:
Задачи занятия:
Образовательная:
- Систематизировать и обобщать полученные знания, полученные по краеведению по теме “Эпиграфика”.
- Показать связь истории и современности на примере эпиграфики “Хан зираты”.
2. Воспитательная:
- Способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, чувства казахстанского патриотизма.
- Пропагандировать изучение родного края. Способствовать дальнейшему развитию культуры и духовности
3. Развивающая:
- Развитие учащихся исторического мышления, умение работать с фотоматериалами, умение анализировать, выражать собственную позицию.
- Провести сравнительный анализ римских, арабских, и цифр на стелах.
Оборудование: проектор “EPSON”, экран, компьютерный класс, карта Казахстана, карта Букеевской орды, раздаточный материал: фото надгробных стел.
Структура занятия
1. Организационный момент
2. Эпиграфика
3. Закрепление
4. Обобщение
5. Задание на дом
Ход занятия
1. Организационный момент
Презентация
Слайд № 1, Слайд № 2 (кладбище “Хан зираты” кулпытасы)
А) История эпиграфики. Слайд № 3
Эпиграф - по-гречески "надпись" (от греч. epigraphe — надпись), специальная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металле, дереве, кости, керамике и других изделиях. Наука эпиграфика - одна из вспомогательных исторических дисциплин, изучающая античные надписи. Как научная дисциплина оформилась в XVIII—XIX вв. Разделы эпиграфики соответствуют системам письма, алфавитам, языкам памятников. Ее задача состоит в собирании, прочтении и истолковании, а также в дополнении отрывочных находок. Затем происходит упорядочение коллекций, рассмотрение их в более широком контексте. Античные надписи дают материал для понимания общественной и частной жизни общества и людей далекого прошлого.
Основателями эпиграфики являются немецкие ученые Август Бек (1785-1867) и Теодор Моммзен (1817-1903). Античные надписи активно собирали и изучали в еще эпоху Возрождения. Но только в XIX веке работа была поставлена на научную основу в Берлинской Академии Наук.
Таким образом, эпиграфика собирает и изучает древние надписи.
Это уникальное самобытное искусство, вошедшее в сокровищницу мировых культур.
Как вид искусства, оно возникло в далекой древности, сохранилось вплоть до наших дней и является связующим звеном между прошлым и настоящим.
В современных условиях все более укрепляющего суверенитета, когда одной из главной задач молодой республики является возрождение национальной истории и культуры, обращение к теме “Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды” наиболее актуально. Объектом нашего исследования выступают надгробные стелы на кладбище “Хан зираты”, здесь исследования проводились 1989 году экспедицией АН РК, 1998 году экспедицией АН РК под руководством д.и.н. Аджигали С.Е., 2003 году Западно-Казахстанской этнокультурной экспедицией Западно-Казахстанского центра истории и археологии под руководством к.и.н. Ерназарова Ж.Т. , в составе экспедиции работали аспирантка института истории и этнологии имени Ч.Валиханова Омарова А., научный сотрудник музейного комплекса истории Букеевской Орды Шарипкалиев Т., школьники средней школы имени М.Маметовой.
Памятники бокейординской эпиграфики предстваляют собой важнейший комплексный источник историко-этнографического (в совокупности с тамговыми знаками) и филологического плана. В основном они представлены эпитафиями на художественных стелах кулпытасах (среди которых представлены эпиграфические типы).
Эпиграфические памятники Букеевской орды являются неспецифическими (редкими) для западно-казахстанской традиции типы этнографических памятников. Это – широкие, плосткостные, лишенные декоративности стелы “татарского типа”.
В основном надписи на слетах были написаны староарабскими каллиграфическими (узорчатами) буквами. На стелах рода торе и кожа надписи арабо-татарские, а на стелах остальных родов написаны чисто татарскими словами. Даты в основном поставлены по христианскому летоисчислению, но встречаются и по хиджре.
История Букеевской Орды
1799 году вышел царский указ, объявивший территорию, куда входили Астpaxaнь и устье реки Яик до морских берегов, заповедной. В таких благоприятных условиях Букей 1799 году через комaндира казацко-русского полка Попова вышел на связь с Астpaxaнским губернатором Кнорингом. Он просил эти земли в вечное пользование. Астpaxaнский губернатор в тайне от Оренбургского военного губернатора передал это прошение султана Букея прямо в руки Павла I. Царь решением от 11 марта 1801 года дал официальное разрешение Букею на перекочевку Самарской края.
А) Образование Букеевской Орды /стихотворение Г.Сейтакова “Если б не было Букея …” /
Первоначально Букей правил народом на правах султана. В 1812 году он был провозглашен ханом. Однако Хан Букей властвовал в столь высоком звании не долго, 1815 году он оставил бренный мир. Он жил в доме гражданского губернатора Астpaxaни Андреевского, получая русское образование и европейское воспитание.
Царская администрация, имея целью сделать Жангира управителем нового типа создала все условия, для того чтобы юный наследник хана изучил за семь лет языки семи народов, одновременно осваивая такие науки, как право, экономика, дипломатия, управление государством. В то же время журнал “Сын Отечества” писал о последнем хане и первом генерал-майоре казахов Жангире: “Это весьма образованный человек знающий в совершенстве кроме казахского, русского, татарского языков еще и немецкий язык”. Жангиру приходилось весь свой ум и интеллект, хитрость и дипломатию направить на то, чтобы добиться наибольшей свободы в управлении собственным народом.
За год до провозглашения его ханом, Жангир встретился с высокопочтенным главой мусульман России муфтием Оренбурга Мухамеджаном Хусаиновым. Благожелательно приняв управителя Орды, имам остался весьма доволен образованностью высокого гостя. Жангиру же особенно приглянется в этот приезд юная дочь муфтия - Фатима. В одном из номеров журнала “Сын Отечества” Фатиме Хусаиновой посвящено немало лестных строк. “Женщина образованная, хорошего обращения, знает все приличия общения, говорит и пишет кроме татарского, на русском, французском и немецком языке”. В 1824 году Жангир и Фатима соединяют судьбы.
1826 году Жангир и Фатима присутствуют на церемонии возведения на престол Николая I. После коронации Жангир добивается ауеденции у императора и просит помочь средствами и назначить архитектора для возведения личной ханской резеденции в выбранном месте. Николай I принимает прошения хана. Для строительства резиденции выделяет из казны деньги, препоручив остальные заботы губернатору Оренбурга. Жангир выбирает для будущей резиденции место на западе песков Жас-кус, где ныне расположена село Орда. Осенью 1826 года под руководством оренбургского архитектора Тафаева рабочие забьют первый кол в основание ханского дворца. Это будет первая в истории казахов постоянная резенденция правителя, которая сохранилась до наших дней.
Еще одним шагом Жангир хана, мечтавшего приобщить окраинную Орду к цивилизации, стало открытие ярмарки. Правда, осуществление этих планов затянулось на долгое время. В конце концов, осознав пользу проекта для общегосударственных интересов, в 1832 году правительство официально разрешило открытие ярмарки. Было решено проводить ярмарку два раза в год. Сюда помимо местного населения съезжались торговцы, менялы, бакалейщики из Оренбуржья, Саратова, Астpaxaни. Казахи выставляли на торг скот и шерсть, конскую упряжь, юрты, предметы прикладного искусства, русские татары поставляли на рынок зерно, ткани, ювелирные поделки.
Одним из самых его смелых шагов можно назвать открытие мечети, призванной к пропаганде ислама в Орде.
Жангир обращается к губернатору Оренбуржья с предложением открыть в центре Орды школу. Обосновывал это претворением царских указов об укреплении связей между местным населением и новоподанными народами и привлечением казахов в управленческую систему. Это предложение хана было принято к осуществлению в декабре 1841 года. Дальновидность хана Жангира оправдала себя. Из стен его школы вышли первый среди казахов генерал от кавалерии, герой Балканской битвы Губайдулла Жангиров, члeн императорского общества географов ученый Мухаммед-Салык Бабаджанов и многие другие.
При строительстве государства нельзя избежать сбора налогов. В Букеевской Орде существовали различные налоги: зякет, согум, сезонные и разовые повинности, которые расходовались на поездки ханского двора к императору, на содержание некоторых категорий служащих, на содержание плотин, лестных участков, рытье артезианских колодцев, улучшение породы лошадей, верблюдов, сохранения окружающей среды и т.д. Это была одна из причин возникновения восстания в Букеевской Орде в 1836–1838 гг. под предводительство Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова. Здесь вспоминаются слова Толстого: “Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждают”, а также великого Абая:
В душу вглядитесь,
Сам с собою побудь,
Я для тебя – загадка
Я и мой путь
Знай потомок, дорогу
Я для тебя творил
Против тысяч сражался
Не обессудь! … ”
И Базака: “Если многое, задуманное Жангиром, не удалось ему, то винить его в этом нельзя, потому что он действовал в среде, в которой новые понятия могут привиться только в течении продолжительного времени”.
В 1927 году этнограф, собиратель музыкального наследия А.В. Затаевич посетил Букеевскую Орду и назвал её “Музыкальной Австрией”. Действительно скольких талантливейших музыкантов дала миру бокейординская земля. Возглавляют эту аллею звезд куйши, композитор, классик казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбаев.
Одна из двух дeвyшек казашек Героев Советского Союза Маншук Маметова из священной бокейординской земли.
В 1997 году президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в свой приезд в Бокейординский район открыл мавзолей последнего хана казахов - Жангиру.
Вот такова краткая история Букеевской Орды.
В) Римские цифры, арабские цифры, цифры на надгробных стелах Букеевской Орды.
Слайд № 4 (современные и римские цифры), слайд № 5 (современные, римские цифры и староарабские)
Г) Напишите свои даты рождения цифрами на надгробных стелах Букеевской Орды.
Слайд № 6 (задание) № 7 (проверка)
Д) Определите год. Слайд № 8 (Староарабские цифры). Слайд № 9 проверка.
Е) Слайд № 10
Ж) Пpaктическая работа с фото источниками. Определение возраста и года cмepти умершего.
а) 1850 г. кулпытас, клабище Ушбатыр. Слайд № 11
б) 27 лет слайд № 12
в)1919 г. кулпытас Салауаткерей Даулеткереевич. Слайд № 13
г) 1881 г. Слайд № 14
д) 1885 г. Слайд № 15
эстампаж - оттиск с рельефа. Слайд №15 (кулпытас Жангира)
е) 42 Слайд №17
ж) 1845 г. Слайд №18
5. Обобщение
6. Задание на дом (объяснить ход выполнения домашнего задания)
Начертить ленту времени и арабскими цифрами, отметить годы рождений члeнов своей семьи.
Итоги Западно-Казахстанской этнокультурной экспедиции 2003 года.
На кладбище “Хан зираты” были обнаружены надгробная стела матери Фатимы (жена Мухамеджана Хусаинова) Каримы Хамаловны (умерла 1835 году), обнаружены надгробная стела дочери Жангира, неупоминавшаяся ни в одном из архивных источников Махфуры (1821-1823), не найдена надгробная стелла жены Жангира Фатимы, были сделаны эстампажи с 113 кулпытасов, сделана карта кладбища и т.д. Итоги экспедиции напечатаны в газетах № 50, 78, “История Казахстана: преподование в школе” 2003 год и т.д.
Приложение 1
Приложение 2
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
27 03 2024 19:12:42
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
26 03 2024 15:11:10
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
25 03 2024 18:47:49
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...
24 03 2024 21:29:24
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников. ...
23 03 2024 0:13:45
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
22 03 2024 22:44:19
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
21 03 2024 11:59:45
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
20 03 2024 5:18:25
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
19 03 2024 7:46:43
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
18 03 2024 23:39:15
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
17 03 2024 13:20:28
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
16 03 2024 11:26:23
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
15 03 2024 11:12:27
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
14 03 2024 0:49:59
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
13 03 2024 1:36:44
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
12 03 2024 10:45:36
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
11 03 2024 17:28:23
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
10 03 2024 18:59:23
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
09 03 2024 4:40:47
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
08 03 2024 0:47:43
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
07 03 2024 1:26:51
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
06 03 2024 14:33:57
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
05 03 2024 10:58:19
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
04 03 2024 16:57:55
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
03 03 2024 22:32:19
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
02 03 2024 7:42:22
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
01 03 2024 1:48:37
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
29 02 2024 19:11:12
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
28 02 2024 15:48:38
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
27 02 2024 10:41:51
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
26 02 2024 7:32:24
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
25 02 2024 10:37:11
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
24 02 2024 11:28:33
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
23 02 2024 6:58:14
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
22 02 2024 9:38:36
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
21 02 2024 17:42:59
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
20 02 2024 8:14:29
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
19 02 2024 23:10:13
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
18 02 2024 23:21:25
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
17 02 2024 4:33:12
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
16 02 2024 14:16:13
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
15 02 2024 22:14:14
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
14 02 2024 11:38:11
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
13 02 2024 9:46:43
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
12 02 2024 15:56:42
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
11 02 2024 7:25:43
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
10 02 2024 5:40:36
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
09 02 2024 17:54:58
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
08 02 2024 12:57:17
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
07 02 2024 2:42:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::