Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В 1856 году великий русский врач педагог и просветитель Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье “Вопросы жизни” сформулировал ключевую педагогическую аксиому. В эпиграфе к этой статье Пирогов задавал вопрос: “К чему вы готовите вашего сына – быть негоциантом, солдатом, механиком, моряком, врачом, юристом?”

И отвечал: “Быть человеком”.

В подходе к истории как средству нравственного воспитания наша школа делает лишь первые шаги.

Только с начала 80-х гг. стали появляться первые методические работы по этой проблеме. В мopaльном воспитании до недавнего времени существовал значительный перекос: акцент делался на классовом хаpaктере морали. Из этого выводились якобы особые свойства пролетарской морали с её лозунгами: “Кто не с нами, тот против нас!”, “Если враг не сдаётся, его уничтожают!”, которые должны были оправдать жестокость и беспощадность к истинным и мнимым врагам.

В обучении истории внимание не привлекалось к проявлениям гражданского мужества,

способности идти против господствующих взглядов, индивидуального протеста против любого самовластия. В годы культа и застоя смельчаки пытавшиеся отстаивать свободную мысль, погибали с клеймом “враг народа”, а в дальнейшем зачислялись в разряд диссидентов.

А большинство народа не понимало, что свободно мыслить и выражать свои мысли - это неотъемлемое право каждого человека, способ естественного существования личности.

Другой изъян состоял в том, что теория и пpaктика воспитания не занималась по существу в предшествующие десятилетия формированием общечеловеческих норм нравственности, образующих фундамент цивилизации, её незыблемую основу.

Начиная с детского сада и начальной школы, детям твердили о “высоких материях”: коллективизме, патриотизме, интернационализме, преимуществах социалистического образа жизни и пр., но мало учили самым простым, элементарным нормам нравственности: - как относится к людям, - как жить по совести, чтобы не стыдиться своих поступков.

Элементарные нормы нравственности должен твёрдо усвоить каждый человек со школьной скамьи.

“Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения” писал В.О. Ключевский.

Жизнь постоянно преподносит “сюрпризы”, рождает сложные мopaльные проблемы, когда человек стоит перед выбором решений и поступков.

Давайте вспомним события в России в период гражданской войны 1918 – 1922 гг. Тогда люди тоже стояли перед выбором, кого поддержать красных или белых? И этот выбор был очень сложным. Я предлагаю своим ученикам, после изучения данной темы, проанализировав документы, а также ряд стихотворений, попытаться тоже сделать выбор.

КРАСНЫЕ БЕЛЫЕ
Смело, мы в бой пойдём
За власть Советов.
И, как один, умрём.
В борьбе за это!
Смело, мы в бой пойдём
За Русь Святую
И, как один, прольём
Кровь молодую

Поэт Волошин в 1919г. писал:

“Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас - тот против нас
Нет безразличных: правда, с нами”

И ХОЧУ ВАС ЗАВЕРИТЬ, ЧТО РЕБЯТАМ СДЕЛАТЬ ЭТОТ ВЫБОР БЫЛО НЕЛЕГКО!

“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд
Осторожно с прошлым, осторожно -
Не разбейте глиняный сосуд!” из песен Владимира Высоцкого.

Историю нельзя “переиграть”, вернуться к исходной точке и прожить события заново. Но мысленный эксперимент не только возможен, а и полезен. Можно учесть уроки события и в аналогичной ситуации поступить иначе.

Чтобы история стала не только научной, но и поучительной, воспитывающей и развивающей культуру мысли, необходимо в процессе обучения анализировать, обсуждать возможные альтернативы развития. Интересно рассмотреть их возможные последствия, как для данной страны, так и с точки зрения всемирно-исторического развития.

Здесь-то и заключена возможность введения подлинной проблемности в обучении.

Задание для студентов:

Что важнее для России, День Победы или день рождения Гитлера? Ваше отношение к скинхедам. Моему поколению сделать такой выбор было легко, сегодняшняя молодежь размышляет, пытается найти истину.

Признав альтернативы в историческом развитии, придётся изменить отношение к такой категории, как случайность. Проявление случайного в истории часто связано с решениями и действиями выдающихся исторических личностей.

Иногда то или иное решение, принятое в результате выбора из разных возможностей, могло на десятилетия определить развитие страны или народа, а отдалённые последствия могут проявляться в веках.

Задание для студентов:

После изучения блока “Россия в XX веке”: Ваше отношение к лидеру, который находился у власти в России с 1917 по 1990 гг. И здесь чётко прослеживается позиция автора.

Полезно показать студентам альтернативы исторического развития, обсуждать с ними возможные варианты хода событий, причины победы осуществившегося (реализованного) варианта.

Из этого следует, что надо найти разумное равновесие в освещении различных сторон жизни людей: наверно, имеет смысл меньше уделять внимания социально-экономическим вопросам, а больше политической борьбе, социальной психологии, действиям народных масс и выдающихся личностей.

А чтобы представить реально, чем вызывались действия людей, надо знать их интересы и идеологию, веру и мораль, уровень культуры.

Таким мне представляется новый подход, к освещению учебного материала в программах и учебниках истории. Он не является открытием, чего-то принципиально нового, а основан на использовании и развитии идей выдвинутых некоторыми философами, историками, писателями.

“Смысл истории, значенье лиц,
может быть, нам растолкует гений
нас убережет от небылиц
и замусоренных представлений”

При выработке концепции преподавания истории надо учитывать также современные подходы и методы обучения. В связи с этим надо иметь в виду следующий момент: если XIX век был веком энциклопедизма, а XX век – теоретизма, то XXI век станет, по мнению многих историков науки, веком методологизма.

Этим обусловлен тот факт, что, всё большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, а в области методики преподавания преимущество отдаётся тем методам, которые ориентируются не на репродукцию знаний, а на активизацию познавательной самостоятельности студентов.

В этом плане можно сформулировать и некоторые цели преподавания истории. Конечно, студент должен уметь описывать исторические события, т.е. знать фактический материал, но факты не должны иметь самодовлеющего значения. Он должен знать алгоритмы объяснения исторических событий, используя при этом возможность выбора той или иной системы теоретического знания.

И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого. Студент должен уметь самостоятельно получать исторические знания в смысле мышления и возможностей индивидуальной интерпретации истории.

Задание для студентов:

После изучения периода “Россия с1900-1918 гг.”: Представьте, что вы живёте в России с 1900 по 1918гг, как, по вашему мнению, повлияли бы на вас события, происходившие в стране. Выступите в роли рабочего, крестьянина, члeна какой-либо партии.

Работы выполнялись в виде дневника, и поражает не только знанием исторических событий, но и выводами, которые делает автор.

Воспитывающая функция истории связана с тем, что многие исторические факты заслуживают нравственной оценки. Нравственность отражается в истории потому, что это- наука о человеке. Известный французский историк Марк Блок определил историю как науку о “людях во времени” и хаpaктеризовал исторические факты как “психологические по преимуществу”.

Важнейшая задача - обучения гуманитарным предметам, в том числе истории,- пробудить у студентов желание постоянно размышлять о нравственности.

Их надо держать в непрерывном потоке событий, поступков имеющих нравственное содержание. Задумываясь над проблемами морали, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки товарищей, различать мотивы действий, качество личности. А это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости выполнять мopaльные нормы и требования.

Жизнь каждого человека - в определенном смысле творчество. На протяжении жизненного пути человеку приходится многократно принимать нестандартные решения, совершать тот или иной выбор, определять свое отношение к различным фактам действительности.

Задание для студентов:

После изучения темы “Складывание тоталитарной системы”:

Однажды Сталин получил письмо от большевика Ф.Раскольникова, а какое письмо написал бы ты?

Ребята выражают свои взгляды на проблемы общества данного периода. Эта тема, так затронула ребят, что свои чувства многие раскрывали в стихах.

Творить самого себя - это творческий труд, требующий большого напряжения и воли. Изучение истории должно дать импульсы в стремлении творить самого себя, ориентируя самосозидание личности, либо “К добру и злу постыдно равнодушны”, либо “Душа обязана трудиться” - третьего не дано.

Было бы серьезной ошибкой рассматривать студента только как, объект воспитательного воздействия, у подростка возникает ощущение, что ему “что-то внушают”. А это может породить внутренний протест. При таком подходе лучшие намерения оборачиваются неудачей.

эффективность воспитания - зависит от активности сознания студента и развитости его эмоциональной сферы. Без внутреннего побуждения осмысливать нравственные ситуации, без подлинного желания приобрести нравственный опыт, воспитательная работа в значительной мере, идет в холостую.

Задание для студентов:

После изучения темы “Христианская Европа и исламский мир в средние века”: Представь, что ты рыцарь, какую бы клятву ты дал при посвящении в рыцари.

Наша современная молодёжь тоже стремится соблюдать элементарные нормы нравственности и понимает, что в их жизни она играет не последнюю роль. Наверно поэтому одна из работ заканчивается такими словами: “Клянусь запомнить клятву эту и выполнять её всегда”.

Только в ходе самостоятельного обдумывания и переживания фактов и ситуаций, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими студентами их знания перерастают в убеждения. Поэтому в оценочной деятельности должны преобладать эвристические моменты, неизбежны элементы дискуссий, которые заранее планирует учитель.

Воспитанию нравственности на уроках истории служат и тесты, которые я часто провожу с ребятами. Например: Проставьте цифры по степени важности причин, по которым декабристы остались в памяти народной:

а) восхищение нравственным выбором декабристов;

б) смелость и мужество;

в) решимость идти в осуществлении своих целей до конца;

г) самопожертвование;

д) преданность делу;

В обучении истории для воспитания нравственности особую ценность имеют следующие виды материалов: сведения о морали, утвердившейся в ту или иную эпоху в разных слоях общества, поведение масс людей в ходе исторических событий; биографические данные о выдающихся личностях, оставивших отчётливый след в истории, с их хаpaктеристиками и поступками.

Вот уже много лет я со своими студентами занимаюсь научно-исследовательской работой, она способствует сохранению исторической памяти и сближению поколений, привлекает ребят к изучению российской повседневности, региональной и семейной истории, которая исчезает с уходом старших поколений.

Написать историческую работу, казалось бы, несложно: всех в своё время в какой-то степени заставляли. Действительно, не сложно, если относиться к истории формально – как к набору дат и имён, как к школьной дисциплине, о которой забываешь сразу же после экзамена.

Сейчас слишком многие не осознают, что история состоит из отдельных судеб, что за строчками в учебниках скрывается реальная жизнь, а жизнь рано или поздно становится строчкой в учебнике. Многие осознают, но не все.

Мои ученики используют в своих работах не только архивные документы и печатные издания, но и привлекают в качестве источников воспоминания и дневники очевидцев, семейные фотоальбомы.

Нравственность - не врожденное качество. Люди не рождаются мopaльно воспитанными: младенец не ведает о добре и зле, по истине у него нет ни стыда, ни совести.

Но люди испытывают различные влияния, у них неодинаковый жизненный опыт. В душе у каждого происходят тонкие и сложные изменения. А потому складываются разные жизненные цели, идеалы и установки.

Неведомо, когда и как
Зашевелится совести червяк.

В этих словах английского средневекового поэта Джеффри Чосера выражена сложность и недостаточная изученность пробуждения в человеке нравственного сознания и чувства.


Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы

      Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....

03 07 2022 3:47:31

Урок истории на тему "Крещение Руси"


    Урок истории на тему "Крещение Руси"

      Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

01 07 2022 2:41:21

Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"


    Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"

      Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...

30 06 2022 10:18:30

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления


    Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

      Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

29 06 2022 15:29:32

Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс


    Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс

      Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....

28 06 2022 17:13:44

По страницам истории древних цивилизаций Востока


    По страницам истории древних цивилизаций Востока

      Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...

27 06 2022 10:54:12

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги


    Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

      В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

26 06 2022 9:47:35

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"


    Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

      Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

25 06 2022 20:32:49

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)


    Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)

      Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....

24 06 2022 14:30:14

Информационные технологии в преподавании истории


    Информационные технологии в преподавании истории

      Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

23 06 2022 4:17:18

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

22 06 2022 14:42:43

Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.


    Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.

      Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....

21 06 2022 22:10:33

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

20 06 2022 23:57:22

Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"


    Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"

      Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....

19 06 2022 9:35:40

Программа спецкурса "Мир человека"


    Программа спецкурса "Мир человека"

      Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....

18 06 2022 1:44:13

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"


    Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

      Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....

17 06 2022 7:47:16

СМИ – четвертая власть


    СМИ – четвертая власть

      В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....

16 06 2022 7:48:13

Игра "Права ребенка"


    Игра "Права ребенка"

      Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....

15 06 2022 21:38:28

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"


    Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

      Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...

14 06 2022 17:51:53

Февральская революция 1917 г.


    Февральская революция 1917 г.

      Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

13 06 2022 20:23:53

Урок в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....

12 06 2022 13:21:19

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

      Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....

11 06 2022 0:50:50

Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс


    Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс

      Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....

10 06 2022 1:55:33

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

09 06 2022 3:28:26

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."


    Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."

      Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....

08 06 2022 17:11:19

Открытый урок ИЗО, МХК и истории по теме: "Три всадника России"


    Открытый урок ИЗО, МХК и истории по теме: "Три всадника России"

      Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...

07 06 2022 22:38:22

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

      Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

06 06 2022 9:21:45

Искусство Древнего Египта. 5-й класс


    Искусство Древнего Египта. 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....

05 06 2022 21:36:28

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс


    Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

      Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

04 06 2022 23:50:48

Суд над фашизмом


    Суд над фашизмом

      Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...

03 06 2022 2:49:14

Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"


    Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"

      Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....

02 06 2022 17:30:44

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири


    Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

      Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

01 06 2022 10:40:24

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"


    Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

      Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

31 05 2022 13:35:36

Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)


    Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)

      Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....

30 05 2022 9:15:37

Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"


    Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"

      Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....

29 05 2022 19:13:48

Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»


    Урок-пресс-конференция «"Холодная война" и раскол Европы»

      Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....

28 05 2022 7:51:34

"Древнейшие государства Европы. Критское царство"


    "Древнейшие государства Европы. Критское царство"

      Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...

27 05 2022 16:17:13

План урока "Древнейшие люди"


    План урока "Древнейшие люди"

      Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....

26 05 2022 10:51:41

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"


    Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

      Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

25 05 2022 23:40:51

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

24 05 2022 3:14:55

Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования


    Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования

      Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....

23 05 2022 8:40:30

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

22 05 2022 13:42:27

Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I


    Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I

      Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....

21 05 2022 1:40:40

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ


    Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

      В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....

20 05 2022 5:44:53

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе


    Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

      На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

19 05 2022 8:18:31

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

      Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...

18 05 2022 20:13:50

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

17 05 2022 18:38:55

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

16 05 2022 19:33:54

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"


    Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"

      Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....

15 05 2022 15:34:25

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::