Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"
Организация класса
Слайд № I < название урока>
Уч: [1] “Духовные границы народной жизни простираются в глубокое прошлое, ощущение дыхания минувших времен не менее важное, чем палящее дыхание современности.
Собрать разлитые в народе по каплям красоту и гармонию удавалось далеко не каждой эпохе, хотя надо думать, что признание начала свершений будущего всегда присутствует в народе, его облике, песнях, обычаях, и, однажды понявший это — счастливый человек”
“Не знать того, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться ребенком” (Цезарь)
Уч: Всему свой срок — думать о себе и о Родине. Что же такое Родина?
Шк: Родина — это…
Уч: [1] Так начинается Родина для миллионов людей, для новых и новых поколений, приходящих на землю в свой рок и час, и без него невозможна жизнь народа.
I. Краткая историческая справка о казачестве
Казаки — народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранским племенем скифского народа Кос-Сака (Ка-Сака) и приазовских славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Аланов-Асов или Танатов (донцов).
Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точную эпоху и место возникновения казачества в первоначальных формах, а также непрерывность процессов смешивания различных племен, создания единой казачьей народности.
Первоначально у древних греков это слово писалось, как “косоаки”.
Географ Отрабон называл это племя, размещавшееся в горах Закавказья в I веке от Рождества Христова, воинственным народом. Спустя три века, еще в античную эпоху, понятие “казаки” неоднократно встречается в Танаидских надписях, обнаруженных и изученных ученым В. В. Латышевым.
Греческое начертание “касакос” сохранялось до X века, после чего в русских летописях его стали смешивать с общекавказскими племенами “касаков”, “касагов”, “казяг”.
“Коссаки” по — скифски означает “белые олени”. Олень был тотемным знаком могучего племени саков, а начертание оленя, раненного стрелою, в нашей древнейшей печати тоже сохранилось.
От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской.
В ранних кочевой период перемещение предков “касаков” обозначены курганными “торческими” погребениями с одним конем.
По ним же определяется направление и движения этих племен: в III- II веках до Рождества Христова из Закавказья на Северный Кавказ, где народ начинал переходить к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь славян меотов (в археологии этот период принято называть “внедрением Сарматов в среду Меотов”)…
В V веке большинство племен, поле нашествия гуннов, было отнесено в прострaнcтво между Волгой и Яиком, о чем свидетельствуют “торческие погребения”. Распространялись они и в верхнее — донскую лесостепь, где арабские историки в VIII веке именуют их “сакалибами”, а персы, спустя сто лет, “брадасами” - “бродниками”.
Оседлая часть этих племен подчинялась гуннам, болгарам, казарам, асам-аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались “Землей Касак”.
Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировалась в обстановке количественного преобладания Приазовских славян, но до настоящих дней в речи сохранилось много туранских физических черт, много вкраплений туранских слов и оборотов речи…
Викторина о казачестве
1. В каком году кассаки приняли христианство?
2. XVIII век. Казаки поселялись по указу Российских императоров в пограничной полосе страны, постоянно находились в готовности к отражению неприятельских нападений. Какие черты хаpaктера человека формировала окружающая обстановка?
3. Что такое Круг?
4. Кто мог стать Атаманом?
5. Какие отношения были между казаками и казачками на Сходе?
6. Кто занимался духовной жизнью казаков, был для них он и учителем, и судьей?
7. Казаки — это сословие, народность или общество?
8. Кто имеет право на вступление в казачье общество?
9. Во сколько лет может посещать Сход казаков?
10. Во сколько лет казак принимает участие во всех делах своего общества?
11. Назовите нормы поведения казака в присутствии женщины.
12. Каковы правомерные действия Атамана к казачкам, которые спорят между собой?
13. Кто представляет интересы казачки на Кругу?
14. Какими правами пользуется одинокая казачка?
15. Назовите заповеди вашей семьи и сопоставьте их с заповедями казачества прошлого столетия (см. Приложение №1).
16. Знаете ли вы народные пословицы о Родине, матери?
17. Символом чего был Российский император для казаков?
18. Как казачество относилось к государственной службе?
19. Назовите одну из благочестивых традиций казачества после военного похода.
20. Создавая свои порядки, свое управление, казаки сохраняли с Россией связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Назовите примеры (4 ноября —…. Культурное наследие —… . 24 мая — …; 20 марта — панихида: в 1920 году было зарублено 72 000 и расстреляно 35 000 казаков. 9 мая —…, 1 июня — Тирольская обедня —….; День памяти принудительной выдачи казаков англичанам на расправу Сталину в Ленце, Австрии, 1945 г).
Казачьи символы
1. Назвать символ полкового, войскового объединений.
2. Символ гражданской власти атамана.
3. Символ хозяйственной или дипломатической функции атамана (на перстне).
4. Символ атаманства; лично ему не принадлежала, находилась на хранении на время правления, передавалась от атамана к атаману, могла храниться и в церкви.
5. Личный знак Атамана. Носилась на шее, поверх галстука, выпускалась поверх кафтана в раскол ворота.
6. Знак писаря; медный предмет с ушками, носился на привязи у пояса. В XIX веке знак сменился — на книгу.
7. Ларец, знак казначея, к нашему времени заменён книгою.
8. Писание или Закон, собрание протоколов Круга.
9. Знак есаульца и приставов на Кругу; разрешался носить только женатым мужчинам; висел в курене на левом косяке к двери в спальню, знак полной покорности и уважения.
10. Знак обладания казаком юридическим полноправием.
11. Символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом.
12. Наделен символическим значением: завязан на гpyди — казак отслужил срочную службу; перекрещен на гpyди — следует по делу; концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.
13. Символ старости и мудрости.
14. В древности прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску; стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
15. Древний отличительный оберег для мужчин, означающий: единственный сын у матери, последний наследник по мужской линии, единственный ребенок у родителей.
16. Женская символика, оберег.
17. Плотная лента их шелка и хлопчатобумажной ткани; использовался для изготовления форменной одежды.
18. Нашивка из галуна на рукавах солдат, сержантов, унтер-офицеров в русских и иностранных армиях для определения воинских званиях и числа лет службы для сверхсрочных служащих.
19. Носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны разрешалось носить пожизненно.
20. Назвать исторические казачьи реликвии.
Ермак
Сообщения детей. Ермак был казаком на Дону и Волге, совершал набеги на улусы Ногайской орды, участвовал в составе царских войск в Ливонской войне. На Каму его призвали купцы промышленники для охраны своих владений, которые были форпостом Московского государства на северо-востоке и базой продвижения на Урал и Сибирь.
Ермак имел большой военный опыт, природный ум, был одним из лучших военных начальников своего времени. Его казачье войско было искусно организовано. Все главные вопросы решал войсковой Круг.
1 сентября 1582 г. под руководством Ермака начался поход в Сибирь в составе 540 казаков и 50 “охочих” людей. Для казаков сибирский поход вполне соответствовал их образу жизни. Дружина из Чусовского городка на стругах поднялась вверх по реке Чусовой и ее притоку Серебрянке, струги не удалось перетащить волоком. Спустившись на плотах до реки Тагил, казаки разбили лагерь, чтобы построить новые струги…
Вскоре они вошли в реку Туру, легко разбили людей мурзы Епанча. Без происшествий двигались по Туре, Тоболу до Иртыша. Битва произошла у Чувашского мыса. …Татары имели численное превосходство воинов, казаки — в вооружении, боевой выучке и дисциплине, поэтому бой закончился разгромом ханства Искер.
Казаки продержались в Сибири почти 4 года.
Фактически воеводой оставался Ермак, который показал себя дальновидным и умным правителем: налаживал с местным населением мирные отношения, постоянно платился ясак Москве, который не был обременительным и носил чисто символический хаpaктер (рыба, хлеб-все без обязательной нормы). Местные люди приносили присягу на верность России.
Ермак не вмешивался во внутриродовые и межродовые отношения, проявляя исключительную веротерпимость и не пытаясь привести новых подданных в христианскую веру…
Трагическое событие произошло 4 августа 1555 г. Накануне Ермак получил провокационное известие о том, что на реке Вагай хан задержал торговый караван. Атаман решил вернуться на подмогу бухарцам.…
Ночью кучумовцы напали на спящих, казаки пытались отразить нападение, но дождь вывел из строя фитильные ружья, пришлось отбиваться саблями.
Раненый воевода уже достиг берега, прыгнул в ближний струг, но оступился и утонул, как пишет летописец, “понеже одеян был железом в панцире тягчё”; некоторым казакам удалось скрыться под покровом ночи.
Школьник читает стихотворение:
“Ермак”
Сл. Кондратия Федоровича Рылеева (1795 – 1826 г, фрагмент)
…Нам cмepть не может быть страшна,
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы не праздно в мире жили…
Уч: Какие легенды вы знаете о Ермаке?…
Шк: Тело воеводы было найдено в сорока верстах ниже устья реки Вагай, его подняли на помост, и оно долго лежало нетленным, проявляя всевозможные чудеса. Птицы не смели на него садиться и клевать…
По обычаю степняков, татары, чтобы задобрить дух усопшего героя, похоронили его с большими почестями, устроив в его честь погрeбaльный пир. Канонизировали Ермака в Святые… Ермак явился объектом туземного культа, как дух самого высокого ранга.
Уч: Русский народ сложил песни про одного из своих верных сынов. Россия, история Отечества и до нынешних дней гласят Ермаку вечную память.
Уч: Кем в народном представлении был Ермак?
Шк: Народным героем, могучим князем.
Уч: Есть ли какая-то взаимосвязь между образом Ермака и Сибирью?
Шк: Ермак могуч как Сибирь.
Уч: В чем заключается истина воеводы? (Ответы школьников…)
Уч: Не всё в думе соответствует исторической истине, но художественная правда думы, воспевшей удалого народного героя, и поныне находит отклик в сердцах людей. Назовите примеры
Шк: В декабре 1992 года тюменские казаки поставили памятный знак воеводе и его товарищам в виде металлического простого креста черного цвета и небольшого гранитного камня с просветительной надписью “Дело, предпринятое им во славу Руси, оказалось всенародным”.
Уч: Имя народного героя живет и поныне в названии мест нашего региона: Ермаков Камень, нависший у Чусовой реки, Ермакова пещера, Ермаковы хутора на Сылве, Ермаково городище (беру церковную свечу, читаю фрагмент стихотворения)
Уч: Значение похода в Сибирь.
Шк: Присоединение Сибири произошло после гибели Ермака, но его дружина сделала главное: было разгромлено Сибирское ханство, началось мирное освоение Сибири. В более широком плане поход положил начало русской народной колонизации Сибири.
Фрагмент. “Покаянная молитва о Руси”, муз. П. И. Чайковского
II. Откуда рождаются песни?
Уч: [3] “Казаки всегда отстаивали свою свободу, находились в готовности к отражению неприятельских нападений, были опорой и защитой границ Отечества, первыми шли в бой и последним из него выходили. Назовите сражения, в которых участвовало казачество.
Шк: Боролись против монголов. В XVI веке активно осваивали земли Дальнего Востока; участвовали в крестьянских войнах со Степаном Разиным (1667–1671 гг.), Емельяном Пугачевым, в XVIII — самостоятельно боролись с Турецкой Империей, Польским королевством, Крымским ханом, во взятии турецкой крепости Азов, непосредственные участники Отечественной войны (1812 г., 1941–1945 г.)
Уч: Казачьи полки первыми доходили до Парижа, они же дошли Тихого океана. И не было преграды в мире, которую они бы не преодолели. Что им помогало справиться с боевыми задачами?
Шк: Сила духа, мужество, присяга Родине, вера, надежда в будущее…
Уч: Не удалось сломить гордый и волевой народ! Какие народные пословицы о патриотизме вы знаете?
Шк: С родной земли умри, не сходи. Русский терпелив до зачина. Крепка рать воевод. Коли у поля стал один, таки бей наповал. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Уч: “В простоте народного слова — самая великая мудрость”, так говорил А.М. Горький.
Годы забвения и гонения прошли, движение за возрождение казачьей культуры на территории Тюменской области получило второе дыхание и сейчас набирает обороты. Истрeбление целых поколений нарушило преемственность традиций, весь уклад жизни казачества и то, что для предков было естественно как дыхание, сейчас приходится отыскивать по крупицам, восстанавливать, изучать, поэтому сегодня особо ценно, что энтузиасты собирают реликвии, которые нам оставили деды и прадеды, приумножают наследие и передают нашим детям и внукам”. Песни о православной вере, людях, нравах, быте сибирских казаков навсегда оставят в душе чувство благодарности за удивительное общение с самобытной культурой.
Драматургия старинного свадебного обряда
(импровизация)
Уч: Фольклор – это историческая память народа, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. В народной песне, заговорах, заклинаниях, поверьях и присказках отражается век минувший и век нынешний. Меняется время, меняются песни, но всегда они были верными спутниками каждого человека, каждого народа, [3] “…состоянием души, которое объединяет всех людей России.
Старинный свадебный обряд познакомит вас с бытом, стихией хаpaктеров, изгибами и оттенками чувств, волнений, страданий, народного казачьего говора, веселий изображаемого народа…”
I картина
Звучит песня. Дeвyшки свободно рассаживаются на скамеечке. Поодаль от них сидят старейшины станицы.
Старейшина: [4] “Ох, и праздники раньше были! Посмотрели бы вы, как в старину гуляли. Бабы, бывало, выйдут, оденутся в сарафаны, галунами обшитые. Гpyдь вся золотыми в два ряда обвешена, на голове - кокошники золотые носили. Как пройдет, так фр, фр, шум поднимается. Каждая баба, как княгиня была, Бывало, выйдут, табун целый, заиграют песни, так стон стоит, всю ночь гуляют. Казаки бочки выкатят на двор, засядут всю ночь, всю ночь до рассвета пьют. А то спохватятся рука с рукой, пойдут по станице лавой. Кого встретят, того с собой забирают. Да, от одного к другому ходят!
Атаман: А дeвки, как же? Одни гуляют?
Старейшина: Да, одни! Придут, бывало, казаки или верхом едут, скажут: “Пойдем хороводы разбивать!”
И пойдут, а дeвки дубье возьмут. На Масленице, бывало, лошадь бьют, его бьют. Прорвет стенку, подхватит какую и увезет. Матушка, душенька, уж как хочет, любит. Да, дeвки были, королевны!”
Издалека слышится походная песня. На сцене появляются казаки, хорунжий несет полковое знамя.
Хорунжий: На месте стой! Раз, два! Разойдись!
Женщины судачат о жизни, доле бабьей.
М. С.: А мой Иван на кордоне стоит. С праздника не бывал. Начальство его одобряет.
Н. П.: Ну, и слава Богу!
М. С.: Только бы женить его! И померла бы спокойно!
Н. П.: Что ж, девок мало ли на станице?
М. С.: Много, много! Твоя дeвка, Катерина, что по полку поискать, дeвка — так дeвка!
Н. П.: Что ж, Катерина подрастет, так же дeвка будет.
М. С.: Пришлю скоро сватов, пришлю! Илье Васильевичу кланяться будем!
Н. П.: На что Илья! Со мной говорить надо! Всему свое время!
М.С. уходит, гордо приосанившись.
II картина
Наталья Петровна убирает в доме, гремит горшками, сажает хлебы в печь, читает молитвослов: В утреннюю пору кладу хлеба в нору, печка-матушка, прикрась своих детушек, прикрась желанных, отдай мне румяных, хоть и не скоронных, а пышных и съедобных? (упало полено). К чему бы это: несла дрова, полено из беремени вывалилось - нечаянный гость… Дрова в печи развалились — тоже к гостям. Куры разодрались — либо к вестям, али к гостям?! (Раздается стук в дверь)
Н. П.: Сорока! Гостей накликала! Скок на крылечко — бряк в колечко
М. С.: Дома ли хозяева? У, наварила, напекла Акулина про Петра!
Н. П.: Дом вести — не сарафаном трясти! Не та хозяйка, которая говорит, а та, что щи варит
Сваха (примирительно садится на лавку): Приехала баба с города, вестей с три короба!
Н. П.: О чем же вести?
Сваха: Да о твоей невесте! Третьего дня гуляла, рот разевала: у этого Ивашки лишь собаки до кошки. Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате, а дом три кола вбито, да небом покрыто. Ни запора, ни подворенки! Он и с ноги на ногу переминается, с корки на корку перебивается. Дома — ни моченого, ни сеченого, ни вареного, ни толченого, ни дров, ни лучины…
Н. П.: А о чем же кручина?
Сваха: Поехала кума неведомо куда!
Н. П.: Про нужду закон не писан, нужда и в Велик день постится!
Сваха: И то верно. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Н. П.: Колокол, ты что сегодня рано так звонишь?
Сваха: А у меня как хлеб дошел, так пирог пошел, а блин пошел, так в мир пошел, Прощай, я гулять пошла!
Н. П. (смотрит на икону, молится): Бог тучи пронесет и воды принесет (берет корзину, смотрится в зеркало, поправляет платок, уходит)
III картина. Мать Екатерины хлопочет по дому. Стук в дверь. Хозяйка подходит к двери. В избу входят Мария Степановна, сваха, жених, дружка
Отец жениха: Ехали мимо, да завернули до дому
Мать Екатерины: Проходите, проходите, гости дорогие, садитесь.
Сват садится на лавку вдоль половицы (так было принято по казачьему старинному обычаю)
Вновь встает, подходит к бадье с водой, зачерпывает ковшом:
- Вода ваша, а невеста наша!
Сватья жениха: Не сидеть пришли, а с добрым словом. Мы — купцы, ездим, товар ищем: аль кyниц, али соболиц, а нет, так и красных дeвиц.
Отец жениха: Пришли в гости не гостить, а пир подымать. У вас — товар, у нас — купец, “селезень”-молодец. На товар лежалый купец неженатый. Можно ли их в одно место свести, да развести?
Отец невесты: Kyниц у меня нет, и соболиц не водится, а красная дeвица есть. Спасибо, на любви сват, просим не гневаться, ныне девок отдавать не хотим. Молоды еще, хлебом-солью не объели!
Отец Екатерины: Твоя правда, мать! Да и не хваленная дeвка дороже хваленной. Но и наш жених стоющий, и поведением отличен, и собой красив, и богат.
Отец жениха: Иссушила молодца чужая девичья краса (подходит к невесте). Согласна ли ты, дочка, пойти замуж за доброго молодца?
Екатерина: Не пойду!
Отец невесты: Так ли отвечаешь, дочка?!
Екатерина плачет: Воля ваша, батюшка, и я ваша, батюшка…
Отец жениха: Приданое невесте дадим, не обидим!
Запоруки, закрыванье, рукобитие, сговор.
Отец невесты: Хлеб-соль принимаем, а вас под образа сажаем. (Выходит Катя на средину горницы, кланяется гостям в пояс, в руках держит поднос со стаканами, наливает пиво отцу жениха, затем жениху, матери жениха. Жених дарит ее платком, кладет на платок деньги и целуется с Екатериной. Дружка вносит привезенную с собой бутыль пива, разливает всем в стаканы. Невеста пьет, на дне стакана лежит серебряная монета — ее счастье, Екатерина берет ее в зубы, пробует на твердость. Жених и невеста обмениваются серебряными кольцами, целуются. Невеста кланяется. Звучит песня. Невесту жениху дарит расшитую рубаху, полотенце, жених ответно дарит чурки, шаль.
Жених: Кто меня полюбил, тот меня и проводил.
Отцы бьют по рукам, все расходятся. В дом сбегаются бабы. Екатерину подводят к отцу. Отец говорит: “Просватана!”
Екатерина: Государь, ты мой батюшка, нельзя ли думу раздумати, а меня замуж не выдати?
Отец невесты: У нас дело-то сделано, по рукам у нас ударено. Быть сговору — девичнику, быть девичьему вечеру.
Девья баня и девишно угощение.
Уч: [5] Мужчин удаляли из дома. Стряпухи орудовали в три рукава. Подруги дeвyшки в горнице ставили столы и убирали их всякими заедками, а сваха устроила в боковой гренке для матерей и теток угощеньице из сладких вин, наливочек, медов сыченых, штучек домашних и разных соленых и маринованных прикусочек. Но из всех дел первым стоял банное: “мытницы”, подымя хвосты, бегали по двору, из дому в баню и обратно. “В бане пол и лавки были выстланы белой кошмой, а поверх прикрыты чистым рядном, в больших медных тазах разведен березовый щелок, в других горой взбита мыльная пена. В ведрах приготовлен теплый, ароматный мятный и колуферовый квас, чтобы им пар задавать.
Из самых молодых березовых ветвей веники навязанные приготовлены, мыло душистое казанское для тела, яичное для лица тонкие желтенькие мочалки.
Наконец мытницы внесли в баню стол с фруктовыми водами для прохлаждения.
В баню со смехом хлынули дeвyшки, а вместе с ними и невеста: белая, гладкая, что репка молодая, щеки алые, глаза темные, косы толстые, длинные, гpyдь высокая, нежная, быть атлас розовый на лебяжий пух наложен, смешливая, говорливая, что гусли переливчатые, сердцем добрая, норовом кроткая.
Следовало бы для порядку поплакать над красой своей девичьей, над косой своей трубчатой, да больно жених завидный,- и собой хорош, и речист, и с достатком, — и теперь они оба взахват свадьбы ждали, но никто не знал, как в дальнейшем сложится ее судьба…”
III картина. День свадьбы.
Ребятня забегает в избу, с гиканьем, с радостью восторженно кричат: “Едут, едут!”. Мать невесты разметает перед гостями дорогу березовым веником
Дружка: Хозяин, дорогой, петушок соловой, курочка соловая. Пустите погреться нас, странников горевых, людей молодых!
Подружка невесты: Ой, вы, гости-господа? Вы откуда и куда? Вы пожаловали с чем? В гости али насовсем?
Дружка жениха: Мы пришли к вам не молебны петь, мы пришли к вам не воды святить.
Жених: Я пришел к вам по суженную, я пришел к вам по ряженную, по душу ль, красну дeвицу, Екатерину свет Ильиничну. (Дeвки загораживают дорогу жениху).
Дружка: Что вы за люди?!
Девчата: Молодой княгини служаночки!
Дружки: Где же княгиня? Отчего она не снаряжена, и за стол не посажена?
Девчата: А вы нам денежки посулите, так и невесту покажем! (Парни одаривают девчат пряниками, конфетами, деньгами).
Дружка: Скок-скок, через гору порой, головой в потолок, насилу ноги переволок! (Пытаются пройти к столу)
Отец жениха: Сватушка, Илья Васильевич, ты милой, дорогой, повыступи ко мне правой ногой, поговорим о чем-нибудь с тобой, стань-ка ко мне поближе, мы поклонимся пониже (кланяется)
Дружка обращается к матери невесты: Вы раньше, Наталья Петровна сватались, любились. В одну избу сходились, по рукам били, сладко пиво пили? Но мы, друженьки, вашего дела не знаем, мы только от князя молодого поклоны справляем. Здорова ли ваша княгиня молодая?
Девчата: Здорова!
Дружки: И наш князь жив, здоров, стоит у красного крыльца, глядит чище всякого молодцы!
Девчата: Нет, не впустим!
Дружки: Посылает наш князь княгине подарочки: теплую одежду, шубку енотовую, цветное платье, на ножки — сафьяновы сапожки, белые чулочки, мыла, белила, духи и помада. Позвольте по вашей горенке походить и подарки разносить? (Девчата расступаются. Дружка обходит всех, осыпая серебром. Свахи кланяются друг другу, а сваты пьют пиво. Отец невесты сыплет серебро на поднос)
Дружка: Ясен князь идет к молодой княгине…
Жених: Вот бело белило — на умыванье, злато-серебро — на уживанье, цветно платье — на одеванье, чулки, сапожки — на ряженье. (Девчата забирают подарки)
Дружка: Будет ли долго поезд стоять или за стол сядет?
Отец невесты: Милости просим, за стол присаживайтесь.
Дружка: Крепки ли у вас столы дубовые?
Брат невесты: Столешницы кедровые, скатерти – шиты-браны!
Отец жениха: Еста!
Дружка: Есть ли нашему князю молодому, ясну соколу с полком, с поездом, тысяцкому, свахе с проводниками к невесте пройти?
Отец невесты: Еста!
Дружка: Наш князь молодой, стоит за столом на резвых ножках, на куньих лапках, бьет челом, низко кланяется! Ему не пьется, не естся, он тоскует, он горюет о своей княгине-молодице. Батюшка, родимый, не пора ли невесту вывести?!
Поезжане встают. Выходит Екатерина, выносит поднос с рюмками. Младшие сестры преподносят гостям рукоделие, вышивку, сделанные руками сестры. Отец невесты наливает красное вино в рюмки, Екатерина преклоняется с подносом жениху, затем – поезжанам. Все одаривают невесту подарками, деньгами.
Дружка: Извольте, сватушка, Наталья свет Петровна, и сват Илья свет Васильевич молодым под злат венец встать, благословить свое чадо единое! Добрым людям поклониться, у отца-матери благословиться! (Молодые встают на колени на вышитые подушечки, приклоняют головы перед родителями. Отец невесты крестит иконой поочередно дочку, жениха. Мать невесты берет со стола черный круглый хлеб, трижды обводит буханкой молодых). Почитайте родителей своих. Слушайтесь совета старших. Соблюдайте старинные заповеди, правила и обычаи своего народа. Будьте законопослушны. Помните: воля — не своеволие. Воспитать себя может каждый, кто выше служения собственному эгоизму. Не тратьте своей души на ненависть и зависть, да продлятся дни ваши в мире и радости!
Отец невесты: У меня гoлyбка была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушалась, и у тебя была честь.
Мать невесты: Стану, благославлясь, пойду перекрестясь, из избы — дверями, из ворот — воротами.
На широку улочку, в чисто поле, на восток и восточну сторону. На востоке и восточной стороне стоит Пресвятая божья церковь о тридевяти крестах, о тридевяти престолах. Как эту церковь никто не может переставить с места на место, так и paбу божью Екатерину свет Ильиничну никто не мог бы ни исправить, ни испортить, а злобу надумает, зло травить — тому щетины в ресницы! Благослови вас, Господь!
Ведущий: После венчания в церкви в станице молодых встречали символическим караваем. Начинался свадебный пир. Молодых осыпали рожью, звучали свадебные песни.
Отец невесты: Гости званы, люди браны! Господа поезжане! Проходите, проходите, за столы садитесь, а вы, стряпухи — поварухи, персидское мыло вынимайте, руки почище вымывайте, чашки — ложечки вытирайте, нам покушать хлеба-соли вынимайте!
Дружка: А вы, молодцы, молодые, на казаков
больше не глядите, а то они на вас заглядятся, у
них ложечки из рук вывалятся, и досыта, казаки не
наедятся!
Звучат свадебная песня невесте и матери
“Вьется, вьется, стелется”
Отец жениха: Нашей невестушке внести приданое!
Мать жениха: Гетры с калошами, шаль.
Сестра жениха: Две плати шерстяные, платье шелковое — 4 штуки, шубы донские — 4 штуки,
Дружка: Сапожки сафьяновые, казачьи полушалочки, отрезы на платья.
Отец невесты дарит зятю нагайку: Чтобы жена уважала!
Родня невесты: Примите и от нас наказ: каждая казачка — тебе сестра, каждый казак- брат. Почитайте каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью. А мы любить будем вас, как детей своих. А чтоб дома не было пусто — вот вам капустка, денежка бумажная, чтоб невеста была важная, яичко, чтоб спали лицо в личико, копейка, чтоб поскорее родился Андрейка, серебро, чтоб водилось в доме серебро.
Мать целует Екатерину: Будь, доченька, счастлива!”
Илья Васильевич, отец Екатерины: Надели вас господь и добром!
Отец жениха: Любви вам хорошей!
Мать жениха: Жизни вам долгой и счастливой. Мир и совет вам!
Используемая литература
1. П. Проскурин.
2. “Казачий словарь-справочник”, под редакцией Г.Н. Губарева и А.Н. Скрылова. Калифорния, США, 1968 г.
3. Интервью Алексея Мальчевского, Председателя комитета по делам национальностей Тюменской области (по материалам газеты “Тюменские Известия”, октябрь, 2006 г.)
4. А. Толстой. “Казаки”.
5. Н.А. Лухманова, Тюменский край, Л. Г. Беспалова, Екатеринбург, 1998 г.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 0:58:39
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 19:32:51
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 5:55:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 0:36:26
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 6:57:21
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 5:17:33
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 19:35:48
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 16:26:56
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 16:27:59
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 2:19:19
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 12:39:38
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 3:45:36
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 14:50:26
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 14:15:55
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 4:18:27
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 18:16:36
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 14:40:33
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 20:59:29
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 11:32:42
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 3:15:56
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 1:55:18
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 15:15:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 7:50:55
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 9:57:47
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 9:29:25
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 23:55:13
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 12:14:51
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 0:59:15
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 12:43:35
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 18:26:25
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 0:12:28
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 6:59:13
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 13:51:51
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 5:49:38
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 2:50:38
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 14:52:43
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 7:40:13
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 14:46:11
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 10:14:16
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 2:32:10
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 20:23:35
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 2:12:40
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 13:13:59
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 17:54:36
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 21:38:10
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 11:22:43
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 10:27:47
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 1:52:54
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 20:35:14
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 8:35:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::